Технологическая карта
Диагностическое занятие № 1
Логопед: Останина А.В.
Целевая группа: дети 1-3 года
Время проведения: 15 мин.
Тема: Диагностиканеречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка.
Цель: Формирование правильного произношения звуков в слогах и словах. Развитие речи и формирование познавательной активности.
Задачи:
1. Определить состояние общей и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, звукопроизношения.
2. Обследовать анатомическое строение артикуляционного аппарата ребёнка.
3. Определить объем логопедической работы ребенком.
Используемые дидактические материалы, инвентарь и оборудование:
Картинки с предметами, пирамидка, кубики, игрушки, пластилин, палочки.
Структура и содержание занятия
Этапы | Содержание | Время (мин.) |
Организационная часть | 1. Анамнез 2.Заполнение речевой карты | |
Основная часть | 1. Исследование неречевых психических функций 1.Состояние слухового внимания 2.Исследование зрительного восприятия 3.Исследование зрительно-пространственного восприятия 4. Состояние общей моторики 5.Состояние мелкой моторики. | |
2. Исследование фонетической стороны речи 1.Воспроизведение звукоподражаний 2.Исследование звуко - слоговой структуры слов 3.Состояние звукопроизношения 4.Состояние речевой моторики 5.Исследование фонематической стороны речи 6.Исследование лексики и грамматического строя речи | ||
Заключительная часть | Подведение итога занятия |
Ход занятия
Организационная часть
Заполнение анкеты родителями.
Найти взаимопонимание и доверие ребенка.
Основная часть
|
Заполнение речевой карты I. Исследование неречевых психических функций
Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования. а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении)б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)
1.Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек: ребенок определяет –какая игрушка звучит (погремушка, дудочка, барабан, гармошка)
б) определение направления источника звука: Ребенок закрывает глаза,а логопед перемещается в различных направлениях, звеня в колокольчик.. Малыш должен рукой указать место источника звука.
Исследование зрительного восприятия
а) восприятие величины: большой - маленький (ребенок показывает большой стул и маленький стульчик)
б) восприятие цвета: (показывает красный, синий, желтый, зеленый кубик)
в) восприятие формы (с 3 лет): различение основных геометрических форм (ребенок пробует подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
Исследование зрительно-пространственного восприятия
а) ориентировка в пространстве (малыш определяет шарик вверху, а машинка внизу, медвежонок впереди,а зайчик сзади);
б) ребенок складывает фигурки из палочек по образцу (2-4 палочки)
4.Состояние общей моторики Ребенок должен: – пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу; – перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см; – медленно покружиться на месте;
– бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
– поймать брошенный мяч;
– подпрыгнуть на одной ножке, на двух ногах на месте;
– выполнить наклоны вперед и в стороны
|
Состояние мелкой моторики.
Ребенок должен:
– «покормить» куколку
– слепить из пластилина палочку, шарик;
– уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
– расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
– собрать пирамидку
II. Исследование фонетической стороны речи
Воспроизведение звукоподражаний
Ребенок должен повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: пи-пи-пи.
Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у.
Кошка мяукает: мяу
Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)
Ребенок должен повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов: шар, мак, па-па, ра-ма, лож-ка мо-ло-ко, ма-ли-на
Состояние звукопроизношения
Ребенок должен повторить за логопедом звуки:
Гласные: а, у, и, е, э, о, ы
Согласные: [б], [п], [м], [в], [ф],[д], [т], [н],[л], [г], [к], [х],[р]
Состояние речевой моторики
1.Состояние мимической мускулатуры (по подражанию): Попросить ребенка
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»);
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию): попросить ребенка выполнить следующие упражнения
а) губы – «улыбка» - «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Попросить ребенка показать по картинкам предметы, называемые логопедом:
стол – стул, косы – козы;
папа – баба, горка – корка;
точка – дочка.
2.Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р