Результаты исследования PIRLS прокомментировал Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».
По его словам, для образования характерен отложенный результат. «То, что мы видим сейчас - результат того, что началось в 2005 - 2006 годах: это национальный приоритетный проект "Образование", в рамках которого в образование были вложены беспрецедентные средства, принятие ФГОС, построенного на принципах Выготского - деятельностной педагогики и психологии», - пояснил он.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Александр Адамский также заявил о необходимости удержать сегодняшние результаты, преодолеть разбалансировку, существующую в системе отечественного образования и внедрить в этой системе те механизмы и принципы, о которых говорил Исаак Калина.
- Этот разговор важен особенно сейчас, когда идет острая дискуссия о том, что надо увеличить средства на образование, и руководство в стране решает этот вопрос. Речь идет о 0,8% ВВП, - уточнил он. - Нужно определить, куда и как эти деньги направить. От этого зависит, удержим ли мы результаты.
В финале своего выступления Александр Адамский констатировал «непраздничный» факт: «Мы видим, как сильно общеобразовательная школа ушла вперед по сравнению с вузами. Есть исследование, которое показывает, что доля влияния общего образования на вузовские результаты у нас низкая по сравнению с другими странами. И в этом очень большой риск: социализация детей будет не соответствовать уровню, который они получили в школе, а это печальная и трагическая ситуация».
|
По словам эксперта, проекты, аналогичные тем, что принесли успех школьному образованию, нужно реализовать и в вузовской среде.
Опыт участия России в международных сравнительных исследованиях
О необходимости идти вперед заявил и руководитель Рособрнадзора. Он полагает, что это движение позволит обеспечить Единая система оценки качества образования. Сергей Кравцов отметил, что, согласно национальным исследованиям качества образования, в начальной школе у ребят очень высокая мотивация к обучению. В основной школе она снижается. По мнению руководителя, в этот период внутренняя мотивация учеников должна замениться внешней, например, успешной сдачей экзаменов.
«Объективная система оценки качества образования, корректное использование результатов - не для наказания, а для помощи школьникам, учителям, директорам - дадут нам хороший результат», - выразил уверенность глава Рособрнадзора.
Правильный ли вектор берут руководители отечественного образования? Подождем результатов новой волны международных исследований – PISA, TIMSS и PIRLS.
4 декабря в 15:56 Ольга Васильева пообещала, что новая экспертиза учебников будет жесткой Учительская Газета |
Заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина и глава ведомства Ольга Васильева В Минобрнауки России прошло всероссийское совещание глав региональных министерств и департаментов образования. В ходе мероприятия обсуждались вопросы повышения квалификации педагогов, проект "Российская электронная школа", ФГОС, а также экспертиза и качество учебников. |
Выступая в ходе совещания, министр образования и науки России Ольга Васильева напомнила, что действующий федеральный перечень насчитывает сегодня 1376 учебников.
|
- И мы уже получили 1500 заявок с учебниками в новый перечень. Экспертиза будет жёсткой. К ней по-прежнему будут привлекаться РАН, РАО, общественные и профессиональные организации, но последнее слово останется за министерством. Мы будем обращаться к экспертным органам, чтобы подтвердить или опровергнуть содержание учебников, которое нас по какой-то причине не устроило, - сказала глава ведомства.
Министр отметила, что важными направлениями работы в ближайшей перспективе станут повышение квалификации педагогов, а также повышение объективности всех процедур оценки образовательных результатов, таких как национальные исследования качества образования и всероссийские проверочные работы.
- Хочу обратить внимание, что по их итогам никаких наказаний не последует, главное – восстановить пробелы в знаниях и улучшить качество образования, - подчеркнула Ольга Васильева.
Министр также обратила внимание коллег из региональных министерств и ведомств на опыт Нижегородской области, где кадровая проблема с нехваткой педагогов для сельских и малокомплектных школ решается через целевое обучение.
- В Нижегородском педуниверситете заключают трёхсторонний договор между муниципалитетом, студентом и вузом. Отучившись очно в бакалавриате, молодой учитель уже приступает к работе, а магистратуру заканчивает по очно-заочной форме, - сообщила руководитель Минобрнауки России.
Глава ведомства подчеркнула необходимость организации внеурочной деятельности в школах и повышения интереса детей к чтению.
- Старайтесь делать так, чтобы каждая школа предоставляла детям бесплатные кружки и особое внимание уделяла развитию интереса к чтению. Всё это в итоге повысит и качество знаний, и уровень развития ребёнка, - сказала министр.