Тест по социолингвистике
Вариант № 1
Тесты бывают открытые и закрытые; могут иметь один и более правильных ответов
1. Термин социолингвистика ввел:
1) Ш. Балли
2) Е.Д.Поливанов
3) Г.Карри
4) Г. де Каррерас
2. Каким образом языковая политика способна повлиять на функционирование языка?
3. Используя приведенные ниже слова, дайте определение интерференции:
процесс, взаимовлияния, билингвизм, языковые уровни.
4. Используя приведенные ниже слова, дайте определение просторечия:
особенности, речь, город, население.
5. Из перечисленного наибольшее значение для методологии современной социолингвистики имеют исследования, проведенные в: 1) США; 2) России; 3) Англии; 4) Германии; 5) Чехии.
6. Из перечисленного: 1) кодифицированность; 2) полифункциональность; 3) социальная престижность; 4) большее количество носителей; 5) традиция использования языковых средств - свойствами, отличающими литературный язык от других подсистем национального языка, являются.
Из перечисленного: 1) севернорусское наречие; 2) южнорусское наречие; 3) западнорусское наречие; 4) восточнорусское наречие; 5) среднерусское наречие - в русском языке существуют...
7. Из перечисленного: 1) отношения между адресатом и адресантом; 2) тональность общения; 3) социальный контекст общения; 4) цель общения; 5) продолжительность общения - к ситуативным переменным относятся...
8. Индивиды, на языковом поведении которых строятся гипотезы в социолингвистическом исследовании, называются
9. Отличие нормы литературного языка от нормы диалекта или жаргона состоит в том, что литературная норма...
10. Потерпеть «коммуникативную неудачу» означает...
11.Совокупность правил выбора и употребления языковых средств называется...
12.Установите правильную последовательность между составляющими процесса коммуникации так, чтобы цепочка соответствовала классической схеме коммуникативного акта: 1) канал; 2) сообщение; 3) эффективность; 4) реципиент; 5) коммуникатор.
13.Соотнесите термины и их определение:
1.Анклав | 1.– (Юнг) врождённые и универсальные психические структуры, в форме которых существует коллективное бессознательное. |
2.Апперцепционная база | 2.– реакция коммуникантов на изменение социальной ситуации речевого акта. |
3.Архетип | 3.- проживание компактной части этнической группы в инонациональном окружении. |
4.Переключение кода | 4.– общественные знания, которые существуют у партнёров коммуникации до начала общения. |
14.Соотнесите термины и их определение:
1. Мировые языки | 1.– языки, которые утратили коллектив исконных носителей, хотя и имели письменность и литературную традицию. |
2. Мёртвые языки | 2.– языки, широко использующиеся в международном и межэтническом общении и, как правило, имеющие статус государственного или официального языка в ряде государств. Пример: суахили, вьетнамский. |
3. Международные языки | 3.- это специализированные системы обозначений, создаваемые для оптимизации представления информации в целях её дальнейшего накопления, передачи и переработки. |
4. Информационные языки | 4.– языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН: английский, русский, французский и т.д. |
15.Соотнесите термины и их определение:
1.Контрастивные исследования | 1.– это нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию; это динамический аспект статуса. |
2.Коммуникативная компетенция | 2.– исследования, сосредоточенные только на различиях между языками и направленные на более чёткое выделение своеобразия языков. |
3.Экзотизмы | 3.– знания правил этикета, общения между людьми равного возраста, владение стратегиями поведения. |
4.Социальная роль | 4.- явления и понятия, отсутствующие в жизни данного народа. |
16. Найдите верные высказывания.
1) Постоянные социальные роли связаны с занимаемой деятельностью, они могут и определяются ситуациями.
2) Комитеты по делам межэтнических отношений; Министерство школ и специального образования; руководство масс-медиа; научные учреждения; добровольные клубы защитников родного языка являются субъектами языковой политики.
3) Социальная типология языков – направление, связанное с изучением того, как языки функционируют в различных социальных и этнокультурных средах.
17. Языки, имеющие юридический статус официальных или государственных или фактически выполняющих роль основного языка в одной стране называются...
Пример: Хинди, грузинский.
18. Совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе – профессиональной, сословной, возрастной и т.п. – в пределах той или иной подсистемы национального языка -...
19.Совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве -..
20. Упрощенная форма языка, которая развивается в среде людей, имеющих различные родные языки и потребность в ограниченном общении -...
Тест по социолингвистике
Вариант № 2
Тесты бывают открытые и закрытые; могут иметь один и более правильных ответов
1. Социальная лингвистика является:
1) общественной наукой
2) гуманитарной наукой
3) лингвистической наукой
4) естественной наукой
- Как взаимосвязаны между собой развитие языка и общества с точки зрения Е.Д. Поливанова?
- Используя приведенные ниже слова дайте определение креолу:
государство, язык, пинждин, коммуникативные потребности общества.
4. Используя приведенные ниже слова, дайте определение лакуны:
явление, отсутствие, значения, язык, другие языки.
- Из перечисленного предметом диахронической социолингвистики может выступать: 1) становление национальных языков; 2) фонетическое варьирование в рамках национальных языков; 3) формирование литературной нормы национальных языков; 4) развитие у литературных языков социальных функций; 5) варьирование литературной нормы.
6. Из перечисленного: 1) койне; 2) литературный язык; 3) креольский язык; 4) пиджин; 5) социолект - кодифицированной подсистемой национального языка является.
7. Из перечисленного: 1) смена темы сообщения; 2) лексические синонимы; 3) смена места общения; 4) однокоренные слова; 5) синонимические синтаксические конструкции - видами языкового варьирования являются...
8.Интервьюирование, анкетирование, тестирование относятся к методам...
9.Переход говорящего в процессе речевого общения с одного языка (диалекта, стиля) на другой в зависимости от условий коммуникации называется:
10. При обработке социолингвистического материала широко используются методы...
11. Речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами, называется...
12. Из перечисленного примерами социолектов являются: 1) солдатский жаргон; 2) школьный жаргон; 3) политический язык; 4) торговые арго; 5) язык философии...
13. Соотнесите термины и их определение:
1.Антиномии | 1.–направленность языковых изменений, проявляющаяся в форме накоплений однотипных инноваций, языковой конкуренции, параллелизме старых и новых форм, их вариативности, устранении старых норм и закрепление новых |
2.Языковая политика | 2.–(«противоречие в законе») – ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания имеют логически равноправное обоснование |
3.Унитаризм | 3.– совокупность мер, предпринимаемых государством или общественной группировкой для изменения или сохранения существующего функционального распределения языков или языковых подсистем, для введения новых или сохранения старых норм |
4.Тенденция | 4.–игнорирование национального различия, стремление к всеобщей ассимиляции, стиранию языковых, культурных, бытовых различий между народами |
14. Соотнесите термины и их определение:
1.Социальный статус | 1.–нормативно одобренный обществом образ поведения, в том числе речевого |
2.Ситуативная вариативность | 2.–исторически сложившаяся совокупность компонентов, имеющих выражение в различных типах речи, взаимосвязанных друг с другом в границах выделенного региона |
3. Социальная роль | 3.–совокупность постоянных социальных характеристик информантов, их место в социальной структуре общества, позиция человека в социальной системе |
4.Региосистема | 4.–преимущественное использование тех или иных языковых средств в зависимости от речевых ситуаций |
15. Соотнесите термины и их определение:
1.Политическая элита | 1.–такая разновидность языка, которая имеет своих носителей |
2.Подсистема | 2.–индивиды, отчужденные от своих социальных групп, изолированы социально и лингвистически |
3. Парии | 3.–образование, которое занимает промежуточное положение между жаргоном и литературным языком и который активно используется носителями литературного языка |
4.Общий жаргон | 4.–активная часть населения, играющая роль в процессе формирования государственной политики |
16. Определите верные высказывания.
1) Койне – языки, сформировавшиеся на основе пиджинов и ставшие родными для определенного коллектива их носителей.
2) Информант – тот, чья речь является объектом исследования.
3) Закон речевой экономии – стремление в экономичности языкового выражения (сто грамм вместо грамм ов).
17. Малочисленная социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, называется...
18. Определенный комплекс положений, научных и чисто технических приемов, применение которых дает возможность изучать данные явления -...
19. Языки, которые насчитывают свыше 100 млн. первичных носителей, называются...
20. Конкретное действие говорящего в рамках коммуникативной ситуации -...