Что надо знать о «Хрониках Нарнии»




«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, занимающие верхние строчки большинства списков лучших книг всех времен и народов, — загадочное явление, ключ к которому до сих пор не найден. Попробуем разобраться, как их читать

По своей основной специальности Льюис был историком литературы. Бóльшую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Лью­ис опубликовал восемь книг в жанре христианской апологетики (передачи о ре­лигии на Би-би-си в годы Второй мировой сделали его известным по всей Британии, а «Письма баламута» — в Европе и США), духовную автобиографию, три повести-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника сти­хов. Как и в случае с Льюисом Кэрроллом, Джоном Р. Р. Толкином и многи­ми другими «детскими» писателями, книги для детей, которые принесли Льюису мировую из­вестность, были для него далеко не самым важным из написанного.

Клайв Стейплз Льюис. Оксфорд, 1950 год© John Chillingworth / Getty Images

Главная трудность «Нарний» — в невероятной разнородности материала, из ко­торого они собраны. Особенно это заметно на фоне художественных книг Джо­на Толкина, ближайшего друга Льюиса и товарища по литературному сооб­ще­ству «Инклинги» , перфекциониста, крайне внимательного к чистоте и строй­ности тем и мотивов. Толкин работал над своими книгами годами и десятиле­тиями (большинство так и не были закончены), тщательно шлифовал стиль и внимательно следил за тем, чтобы в его до деталей продуманный мир не про­никли посторонние влияния . Льюис писал быстро («Нарния» создавалась с конца 1940-х по 1956 год), мало заботился о стиле и валил в одну кучу разные традиции и мифологии. Толкин не любил «Хроники Нарнии», видя в них ал­легорию Евангелия, а аллегоризм как метод был ему глубоко чужд (он не ус­тавал отбиваться от попыток представить «Властелина колец» как аллегорию, в которой Война за кольцо — это Вторая мировая, а Саурон — это Гитлер). Ал­легоризм действительно не чужд Льюису , и все же видеть в «Нарниях» про­стой пересказ библейских историй — значит предельно их упрощать.

В первой части цикла присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная ко­ролева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из греческой и римской мифо­ло­гии, бесконечная зима — из скандинавской, английские дети — прямиком из ро­манов Эдит Несбит, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дубли­рует евангельскую историю предательства, казни и воскресения Иисуса Христа. Чтобы разобраться в том, что же такое «Хроники Нарнии», попробуем разло­жить их сложный и разноплановый материал на разные слои.

Откуда что взялось?

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написа­ния. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые — и не без некоторого страха — вплотную столкнулся с детьми, общаться с кото­рыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказ­ки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.

 

Previous Next1 / 2Фрагмент обложки книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 год Издательство Collins. Лондон

Источники «Хроник Нарнии» Античная мифология

Хроники Нарнии не просто наполнены персонажами античной мифологии — фавнами, кентаврами, дриадами и сильванами. Льюис, хорошо знавший и лю­бивший античность, не боится разбрасывать отсылки к ней на самых разных уровнях. Одна из запоминающихся сцен цикла — шествие освободившихся из‑под гнета природных сил, Вакха, менад и Силена, предводительствуемое Асланом в «Принце Каспиане» (соединение довольно рискованное с точки зрения церковной традиции, считающей языческих богов бесами). А в самый возвышенный момент в финале «Послед­ней битвы», когда герои видят, что за пределами ветхой Нарнии открывается новая, относящаяся к прежней как прообраз к образу, профессор Керк бормо­чет про себя, глядя на удивление детей: «Все это есть у Платона, все у Плато­на… Боже мой, чему их только учат в этих школах!»

Шествие с менадами. Иллюстрация Паулины Бейнс к ниге «Принц Каспиан». 1950-е годы© CS Lewis Pte Ltd. / narnia.wikia.com / Fair use

«Код Нарнии», или Как объединены семь книг

Несмотря на то что Льюис не раз признавался, что, начиная работать над первыми книгами, не планировал серию, исследователи давно пытаются разгадать «код Нарнии», замысел, объединяющий все семь книг. В них видят соответствие семи католическим таинствам, семи степеням посвящения в англиканстве, семи добродетелям или семи смертным грехам. Дальше всех пошел по этому пути английский ученый и священник Майкл Уорд, предположивший, что семь «Нарний» соответствуют семи планетам средневековой космологии. Вот как:

«Лев, колдунья и платяной шкаф» — Юпитер

Его атрибуты — царственность, поворот от зимы к лету, от смерти к жизни.

«Принц Каспиан» — Марс

Эта книга об освободительной войне, которую ведут коренные жители Нарнии против поработивших их тельмаринцев. Важный мотив книги — борьба с узур­патором местных божеств и пробуждение природы. Одно из имен Марса — Mars Silvanus, «лесной»; «это не только бог войны, но также покровитель лесов и полей, а потому идущий войной на врага лес (мотив кельтской мифологии, использованный Шекспиром в «Макбете») — вдвойне по части Марса.

«Покоритель Зари» — Солнце

Помимо того что край света, где восходит солнце, — это цель странствия ге­роев книги, она наполнена солнечной и связанной с солнцем символикой; лев Аслан также является в сиянии как солярное существо. Главные антаго­нисты книги — змеи и драконы (их в книге целых пять), а ведь бог солнца Аполлон — победи­тель дракона Тифона.

«Серебряное кресло» — Луна

Серебро — это лунный металл, а влияние Луны на приливы и отливы связывало ее с водной стихией. Бледность, отраженный свет и вода, болота, подземные моря — основная стихия книги. Обитель Зеленой колдуньи — это призрачное царство, населенное потерявшими ориентацию в пространстве большого мира «лунатиками».

«Конь и его мальчик» — Меркурий

В основе сюжета — воссоединение близнецов, которых в книге несколько пар, а созвездием Близнецов управляет Меркурий. Меркурий — покровитель рито­рики, а речь и ее обретение — также одна из важнейших тем книги. Мерку­рий — покровитель воров и обманщиков, а главные герои книги — конь, ко­торого похитил мальчик, или мальчик, которого похитил конь.

«Племянник чародея» — Венера

Белая колдунья очень напоминает Иштар, вавилонский аналог Венеры. Она соблазняет дядюшку Эндрю и пытается соблазнить Дигори. Сотворение Нарнии и благословение зверей населять ее — торжество производительного начала, светлой Венеры.

«Последняя битва» — Сатурн

Это планета и божество несчастливых происшествий, и крах Нарнии происходит под знаком Сатурна. В финале великан Время, который в черновиках прямо именуется Сатурном, восстав ото сна, трубит в рог, открывая путь в новую Нарнию, как круг времен в IV эклоге Вергилия, завершаясь, приближает эсхатологическое Сатурново царство .

Что все это значит?

В такого рода реконструкциях много натяжек (особенно с учетом того, что Льюис отрицал наличие единого плана), но популярность книги Уорда — а по ней даже сняли документальный фильм — свидетельствует о том, что искать в «Нарниях» отсылки ко всему, чем Льюис с огромным увлечением занимался как ученый, — занятие крайне благодарное и увлекательное. Более того, внимательное изучение связей ученых штудий Льюиса с его художествен­ными сочинениями (а кроме сказок о Нарнии он написал аллегорию в духе Джона Беньяна, подобие романа в письмах в духе Эразма Роттердамского, три фантастических романа в духе Джона Мильтона и Томаса Мэлори и роман-притчу в духе «Золотого осла» Апулея) и апологетикой показывает, что так заметная в Нарниях мешанина — не недоработка, а органичная часть его метода.

Льюис не просто использовал образы европейской культуры и литературы в качестве деталей для украшения своих интеллектуальных конструкций, не просто пичкал сказки аллюзиями, чтобы удивить читателей или под­миг­нуть коллегам. Если Толкин в своих книгах о Средиземье конструирует на основе германских языков «мифологию для Англии», Льюис в «Нарниях» переизобретает заново европейский миф. Европейская культура и литература были для него живым источником восторга и вдохновения и естественным строительным материалом, из которого он создавал всё им написанное — от лекций и научных книг до проповедей и фантастики.

Дверь Хлева. Иллюстрация Паулины Бейнс к книге «Последняя битва». 1950-е годы© CS Lewis Pte Ltd / thehogshead.org / Fair use

Эффектом такого свободного и увлеченного владения материалом оказывается возможность говорить языком сказки об огромном количестве довольно серь­езных вещей — и не просто о жизни и смерти, но о том, что находится за чер­той смерти и о чем в столь любимые Льюисом Средние века решались говорить мистики и богословы.

 

 

2. «Хроники Нарнии».Как рассказать об этой книге?. Как описать неуёмное желание читать и читать повести Льюиса? Как передать ожидание чуда перед каждой новой частью, это сладостное замирание сердца? Как поделиться лавиной чувств и мыслей, накрывших меня, когда последняя страница была перевёрнута, а книга – закрыта?

Хроники Нарнии — цикл из семи фэнтезийных книг (сказок), написанных Клайвом Стэйплзом Льюисом. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. «Хроники Нарнии» содержат много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде. В дополнение к христианским темам Льюис описывает персонажей, имеющих прообразы в греческой и римской мифологии. Именно это и является предметом моего исследования. Какие герои античной мифологии встречаются в «Хрониках Нарнии»?

Кентавр в античной мифологии.

Кентавр– в античной мифологии воплощение сельской дикости и гневливости, но "справедливейший из кентавров" - Хирон ("Илиада", XI, 832) был наставником Ахиллеса. которого обучил искусствам музыки, ратному делу и даже медицине и хирургии. В "Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что один из Пастухов коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной сумке новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо, голова и руки были человеческие, а все прочее - конское. Плакал он, как ребенок, и все решили, что это зловещее знамение.

Кентавры в «Хрониках Нарнии».

 

Кентавры в «Хрониках Нарнии» - существа с головой и туловищем человека на теле лошади. В связи с этим у кентавров два желудка, человеческий и лошадиный (со слов Фавна в книге «Серебряное кресло»). У Льюиса они носители мудрости, много времени посвящают наблюдению за звездами, по их ходу способны понять будущее. Знают также свойства трав и девять имен Аслана. Живут в пещерах.

Фавн (Пан) в античной мифологии.

Фавн (Пан)-дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и наделил этим даром Аполлона. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

ФавнМистер Тумнус в «Хрониках Нарнии».

В «Хрониках Нарнии»ФавнМистер Тумнусимеет «странное, но приятное личико», вьющиеся волосы, карие глаза, короткую бородку, рожки на лбу, оттопыренные уши, красноватую кожу, покрытые блестящей черной шерстью козьи ноги, раздвоенные копыта, длинный хвост, и рост лишь немногим выше, чем Люси Певенси. Несмотря на зиму и снег, ходит с голым торсом, хотя и в шарфе и с зонтом. Он впервые появляется в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф», когда Люси через платяной шкаф попадает в Нарнию и выходит к фонарному столбу. Тумнус знакомится с ней и приглашает её к себе в пещеру на ужин. Во время обеда, он рассказывает ей о Нарнии и играет на флейте.

Фавн Мистер Тумнус в книге.

«Прошло еще несколько секунд, и из-за дерева показалось очень странное существо. Ростом оно было чуть повыше Люси и держало над головой зонтик, белый от снега. Верхняя часть его тела была человеческой, а ноги, покрытые черной блестящей шерстью, были козлиные, с копытцами внизу. У него был также хвост, он был аккуратно перекинут через руку – ту, в которой это существо держало зонтик, - чтобы хвост не волочился по снегу. Вокруг шеи был обмотан толстый красный шарф, под цвет красноватой кожи. У него было странное, но очень славное личико с короткой острой бородкой и кудрявые волосы. По обе стороны лба из волос выглядывали рожки.» (Клайв Стейплз Льюис)

Минотавр в древнегреческой мифологии.

Минотаврв древнегреческой мифологии- чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минотавры в повести.

Минотавры в повестислужили Белой Колдунье и пришли к Каменному столу, откликнувшись на её призыв. Они стали свидетелями смерти Аслана, а затем участвовали в битве у брода Беруны. («Лев, Колдунья и Платяной шкаф»)

Драконы.

Мифы о драконах описывают его как существо огромного размера, по виду напоминающее змея-исполина с большими крыльями. Очень часто дракон совмещал в себе признаки других животных: некоторые легенды о драконах описывают его многоглавым, или с собачьей головой, с огненным или смертоносным дыханием, когтистыми, как у льва, когтями, шипами на хребте, и обладающего способностью регенерировать наподобие гидры. Драконы умеют летать, и живут несколько тысяч лет, а некоторые из них и вовсе бессмертны.

Мифы о драконах описывают его как существо огромного размера, по виду напоминающее змея-исполина с большими крыльями. Очень часто дракон совмещал в себе признаки других животных: некоторые легенды о драконах описывают его многоглавым, или с собачьей головой, с огненным или смертоносным дыханием, когтистыми, как у льва, когтями, шипами на хребте, и обладающего способностью регенерировать наподобие гидры. Драконы умеют летать, и живут несколько тысяч лет, а некоторые из них и вовсе бессмертны.

Дракон в «Хрониках Нарнии».

В книге «Плавание на край света» дракон был одним из тех, кого встретили во время своего плавания на корабле «Покоритель зари» Эдмунд, Люси, и Юстэс. Также им встретились Морской змей, племя невидимок - однотопов, волшебник-звезда, Великий Аслан.

Нимфы в древнегреческой мифологии.

Нимфы, в древнегреческой мифологии -олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей.

Дриады в античной мифологии.

Дриады в античной мифологии обитательницы лесов и рощ.

Наяды в греческой мифологии.

Наяды в греческом мифотворчестве -дочери Зевса, были нимфами влажной стихии и являются родственными нимфам Океана.

Менады в античной мифологии.

Менады в переводе означает «безумствующие» прибыли эти персонажи из древнегреческой мифологии. Изображали менад изредка облаченными в шкуру пятнистого оленя, подпоясанную задушенными змеями.

Упоминание в книге Нимф, Дриад, Менад, Наяд.

Дриады вместе с Гномами, Фавнами, Наядами, Менадами, и другими лесными божествами вышли на зов Аслана из леса в день создания Нарнии. Аслан включил духа дуба в совет по поводу проникшего в Нарнию зла. Позже сыновья первых короля и королевы Нарнии женились на лесных и водяных духах. («Племянник чародея»)

Единорог в античной мифологии.

Единорог — мифическое существо, символизирует целомудрие. Представляют его обычно в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.

Единорог в книге.

Единорогбыл другом Тириана. Во время «Последней битвы». Также в фильме «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» Питер передвигался на белом единороге.

Грифоны в античной мифологии.

Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло.

Грифон в книге.

В книге грифон служит Аслану и вместе с другими крылатыми существами отправился освобождать Эдмунда от Белой Колдуньи.

 

 

3. Спасибо, уважаемый Клайв Стейплз Льюис!

Это настолько добрая сказка - с хорошим концом разумеется! Одна из тех, которая помогает поверить в чудеса. Как же я надеялась, что отыщу когда-нибудь подобный платяной волшебный шкаф, сделанный из благородного дерева, с резным узором, который полон мягких шуб в несколько рядов, а прямо за ними лес, говорящие животные и деревья, невиданные существа - Нарния. Да я и сейчас, наверное, в это верю. А почему бы и нет? В жизни всегда есть место для чудес и волшебства. Все же лучше, если его заполнит именно волшебство, мечты и пусть даже выдумки, чем темнота и всепоглощающая пустота, которая напоминала бы темную и бездонную дыру.

 

Литература:

 

Кураев А. Закон Божий и «Хроники Нарнии». К. С. Льюис. «Хроники Нарнии». Письма детям. Статьи о Нарнии. М., 1991.

Эппле Н. Клайв Стейплз Льюис. Настигнутый радостью. Фома. № 11 (127). 2013.

Эппле Н. Танцующий динозавр. К. С. Льюис. Избранные работы по истории культуры. М., 2016.

Hardy E. B. Milton, Spenser and the Chronicles of Narnia. Literary Sources for the C. S. Lewis Novels. McFarland & Company, 2007.

Hooper W. Past Watchful Dragons: The Narnian Chronicles of C. S. Lewis. Macmillan, 1979.

Ward M. Planet Narnia: The Seven Heavens in the Imagination of C. S. Lewis. Oxford University Press, 2008.

Ward M. The Narnia Code: C. S. Lewis and the Secret of the Seven Heavens Tyndale. House Publishers, 2010.

Williams R. The Lion’s World: A Journey into the Heart of Narnia. Oxford University Press, 2013.

1. https://arzamas.academy/mag/397-narnia

2. https://www.dslib.net/literatura-mira/mif-i-ego-pojetika-v-cikle-k-s-ljuisa-hroniki-narnii.html

I. Введение

Актуальность проблемы.

Предмет моей исследовательской работы стала античная мифология в книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Объект исследования: книга К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Актуальность темы исследования состоит в том, чтобы показать, как через античную мифологию, языком сказки автор затрагивает огромное количество довольно серь­езных вещей — и не просто тему жизни и смерти, нравственного роста человека, но и то, что находится за чер­той смерти, в доступном для детского восприятия изложении.

Новизна моей работы состоит в том, чтобы исследовать роль мифа на сюжетном и идейном уровнях художественного мира «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Цикл из семи фэнтезийных книг(сказок) одним числом отсылают читателя к библейской тематике, в книгах повествуется о приключении детей в волшебной стране, где животные и деревья могут разговаривать, магия является повседневностью, а добро борется со злом.

Цель проектной работы состоит в определении принципов художественного осмысления мифологической реальности.

Цель определяет следующие задачи:

- разработать типологию мифологических образов в книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф»

- определить каким способом мифологические сюжеты у К.С. Льюиса преобразуются в художественные;

- определить художественные функции мифа в «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф» К.С. Льюиса.

Гипотеза моей работы состоит в том, чтобы понять смысл путешествий в Нарнию, с ее мифическими персонажами. Доказать, что миф для автора не просто сказка, а параллельная реальность, которая существует отдельно от действительности, которая способна дать возможность духовного роста.

Практическая значимость работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы на уроках литературы.

II. Основное содержание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: