Тест Торндайка
Тест Торндайка (ТТ) издавна применяется в отечественной психологии. Задача испытуемого – отыскать 10 заданных трехзначных чисел среди фонового материала (100 трехзначных чисел). Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают прядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля: а) систематический (последовательно просматриваются все числа); б) оптимальный (сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предполагаемой последовательностью расположения искомых чисел); в) хаотичный (испытуемый наугад смотрит в разные стороны фонового материала).
Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания.
Материал. Бланк, ручка, секундомер.
Инструкция. Вам будет дана карточка с трехзначными числами (рис. 5). 2 верхних столбца – 10 чисел – эталонов, которые надо найти в нижних столбцах. Каждое число – эталон встречается лишь один раз. Необходимо очертить кружком первое число – эталон, найти его в фоне и зачеркнуть крестиком, затем второе число и т. д. Отыскать все десять. Работать быстрее.
Обработка результатов. Показатель ТТ вычисляется из оценки времени выполнения теста Т по шкале с интервалом в при =10, =3, размерность шкалы от 0 до 19 баллов. К временному показателю Т вносится поправка на ошибки С, за одну ошибку снимается 2 балла. Расчетная формула А= Т–С (табл. 5, 6).
Основные статистики по студенческой выборке: = 10,2; =2,76; Мо=11. По показателю ТТ преимущество женщин еще более заметно: ж= 10,7; м= 9,4 (разница в 1,3 балла). Тенденции возрастной изменчивости по методике ТТ аналогичны закономерностям, описанным по методике ТМ.
|
Корреляции показателя ТТ с индексом общей успешности по академической успеваемости значимы на уровне р=0,05; с показателем общего интеллекта – на уровне р= 0,10, на этом же уровне значима связь и с показателем по методике ТМ.
Таблицы для оценки успешности по Тесту Торндайка
Таблица 5 Таблица 6
Т, (балл) | T, (с) | Кол-во пропущенных слов | С | |
< 119 | ||||
120-129 | ||||
130-139 | ||||
140-149 | ||||
150-159 | ||||
160-169 | ||||
170-179 | ||||
180-189 | ||||
190-199 | ||||
200-209 | ||||
210-219 | ||||
220-229 | ||||
230-239 | ||||
240-249 | ||||
250-259 | ||||
260-269 | ||||
270-279 | ||||
280-289 | ||||
290-299 | ||||
> 300 |
627 786
782 489
345 372
645 459
852 293
273 529 432 697 978 489 456 324 842 354
923 576 873 345 684 563 754 382 363 786
763 427 963 239 896 243 739 293 683 724
728 297 759 438 583 234 825 546 597 734
635 498 846 253 627 883 857 352 972 534
932 576 942 524 393 624 678 945 782 283
259 645 832 594 639 425 927 459 698 574
895 469 795 376 654 389 742 589 835 492
659 357 573 279 954 362 852 417 938 745
673 248 349 867 953 476 863 285 798 372
Рис. 5. Бланк для ТТ
Тест Рисса
Цель: оценка устойчивости и концентрации внимания
Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.
Инструкция: "На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок."
При анализе учитывается:
- что преобладает: установка на скорость или точность работы,
- трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда,
- при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.
При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.
Время, затрачиваемое на выполнение задания:
3мин. 30 сек. - отличный результат,
6-7 мин. - средний результат,
от 13 мин. и выше - плохой результат.
В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.
|
Ответы:
время | время | время | время | время |
|
Ключ к тесту
1 – С | 6 – Т | 11 – Н | 16 – Ф | 21 – И |
2 – О | 7 – Ж | 12 – А | 17 – Э | 22 – Ч |
3 – М | 8 – Д | 13 – К | 18 – Р | 23 – Ц |
4 – Ш | 9 – Г | 14 – Л | 19 – У | 24 – В |
5 – П | 10 – З | 15 – Б | 20 – Х | 25 – Е |
Определение устойчивости внимания и работоспособности.
Методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области патологии. Может быть использована для исследования психического темпа, точнее, для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).
Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25 (рис. 1.1) На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер и небольшая, примерно в 30 см, указка.
Рис. 1.1. Таблицы для отыскивания чисел
Испытуемому показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?» (Если испытуемый не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом испытуемого вертикально на расстоянии 70 – 75 см от него, и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»
Пока испытуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда испытуемый называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.
После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций испытуемому предлагают таким же образом отыскивать числа на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й таблице.
Протокол опыта:
Таблица | Время в секундах | Примечания |
В примечаниях должно быть отмечено, равномерно ли испытуемый отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число.
При оценке результатов прежде всего становятся заметны различия в количестве времени, которые испытуемый тратит на отыскивание чисел одной таблицы. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40 ‑ 42 секунды.
В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время.
Методикой можно пользоваться для повторных проб. При этом нет необходимости менять таблицы ‑ можно пользоваться теми же пятью таблицами в первый, второй и, если нужно, в третий раз.
Пирамида – туннель
Задача исследования: ыявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении (флюктуации) внимания.
Оборудование: плакат с двойным изображением, секундомер.
Порядок исследования.Исследование продолжается 3 мин и проводится в двух вариантах.
Инструкция испытуемому. Первый вариант: «Перед Вами рисунок с двойным изображением. Что Вы видите на нем? Пирамиду или туннель? (Исследуемый отвечает.) Продолжайте смотреть и сообщите, когда изображение изменится. Когда я дам команду «Начали!», Вы с этого момента отмечайте черточкой на бумаге каждую перемену изображения… Начали!»
Второй вариант: «Сейчас Вы должны волевым усилием удержать то или иное изображение. Когда все же изображение изменится, стукните карандашом по столу».
Экспериментатор фиксирует по секундомеру число ударов карандашом за 1 мин и интервалы.
Рис. 12. Двойное изображение
Учет и анализ результатов. Подсчитывается число переключений внимания за каждую минуту. Потом составляется протокол по следующей форме.
Группа… Дата…
Фамилия исследуемого | Количество флюктуаций внимания | ||
за первую минуту | за третью минуту | при волевом усилии | |
Иванов | |||
Петров |