Расшифровка древнеславянских надписей
Это последнее занятие, посвященное истории языка, и поэтому самостоятельно будем расшифровывать надписи на берестяных грамотах. Но план занятия традиционный.
План занятия
1) разминка;
2) орфографический тренинг;
3) синтаксический тренинг;
4) изучение нового материала с самостоятельными заданиями на чтение текстов на глаголице и кириллице.
Начинаем!
РАЗМИНКА
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Изучите подсказку, чтобы понять, когда надо писать приставку НЕДО-, а когда частицу НЕ:
Упражнение 1. Раскройте скобки.
(Не)добрать баллы — (не)договорить фразу
(не)доделать упражнение — (не)додать денег
(не)доглядеть за ребенком — (не)доедать суп
(не)доработать до пенсии — хронически (не)досыпать
(не)доучесть важный факт — (не)дополучить сто рублей
(не)дослышать от рождения — (не)досмотреть телевизор
(не)досказать всю правду — (не)дожать штангу
(не)досчитаться десяти человек — (не)дотянуть ведро до края колодца
(не)досказать начатую речь — (не)допивать сок
(не)дожать рожь до зимы — (не)доедать по бедности
(не)дожечь лучину — (не)дотянуть до весны
(не)доносить ребёнка — (не)допечь пирог
(не)довернуть кран — (не)дооценить работника
(не)досолить суп — (не)доспать до рассвета
(не)доставать до стола — этого ещё (не)доставало!
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания.
Надо уметь жить и пользоваться жизнью опираясь на то что есть в данный момент а не обижаясь на то чего нет (Павел Флоренский).
Открой файл «Проверь себя» и проверь себя.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На прошлом занятии мы говорили о церковнославянском языке, пробовали читать тексты, написанные кириллицей.
Но мы знаем, что у славян была еще одна азбука – глаголица, и есть тому письменные свидетельства.
Задание 1. Пользуясь азбукой-глаголицей с аналогами современных букв (см. выше) запишите глаголицей старославянские слова, соответствующие русским словам КОНЬ, ЛЕСОК.
Задание 2. Расшифруйте текст, записанный глаголицей. В помощь вам - сама азбука глаголица с аналогами современных букв. Сразу скажу, что расшифровывать вы будете текст не старинный. На самом деле, этот текст вам хорошо знаком, создан он был на русском языке и записан на глаголице только ради эксперимента (как видите, в тексте есть пробелы между словами, а в старославянских текстах пробелов не было. Здесь сохранены даже современные кавычки).
А теперь попробуем расшифровать настоящие древнеславянские надписи из берестяных грамот.
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). В музеях и архивах сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов, даже целых книг, написанных на специально обработанной (расслоённой) бересте (XVII—XIX века).
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород, где природные условия, а именно характер почвенного покрова, благоприятствовал их сохранности.
Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из широкого употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики).
Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.
Значительную долю находок составляют фрагменты берестяных грамот, нередко повредившихся уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) перед тем, как их выбросили. Цель уничтожения грамот понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочёл посторонний.
Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века). Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули).
Задание 3. Попробуйте прочитать текст, написанный на одной из берестяных грамот (текст написан кириллицей). Будет очень хорошо, если у вас получится прочитать 5-6 слов.
Открой файл «Проверь себя 2» и проверь себя.