ЗАДАНИЕ 1.
Задание 1 представляет собой проверку ваших умений анализировать текст и находить его главную мысль. С первого взгляда задание кажется очень легким, но нужно помнить, что за него вы получаете 2 балла. А это, безусловно, является доказательством того, что задание не из легких и что его нужно делать очень внимательно.
Что нужно знать, чтобы сделать первое задание верно:
1) Должно быть два ответа. Так как главная мысль в тексте может быть только одна, то в тексте нужно найти две одинаковых мысли, сформулированные разными словами.
2) Любой текст, который представлен в этом задании строится по следующим логическим схемам:
Причина – Следствие | Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот) |
Часть – Целое | Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление. |
Факт - Вывод | Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце. |
ВАЖНО! В ответе должны быть оба компонента высказывания.
Типичные ошибки
Когда в качестве ответа указывают:
- информацию, которой нет в тексте;
- недостоверную информацию;
- неполную информацию;
- два разных по содержанию ответа.
Таким образом, если вы внимательно прочитаете текст, поймете его логику, запомните хитрости этого задания, то оно не будет представлять для вас сложности
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан). Первое предложение – это зачин, не содержащий главной информации.
|
3. Исключите из имеющихся вариантов ответов:
- предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
- предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
- предложение, передающее лишь часть главной информации.
4. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
5. Помните о том, что два правильных варианта должны:
- передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
- объединять информацию, представленную во втором и в третьем предложениях исходного текста.
ОБРАЗЕЦ ПРИМЕНЕНИЯ АЛГОРИТМА:
Тестовое задание:
(1)На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. (2)Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны – они могут вызвать заболевания. (3)Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.
В каких из приведённых ниже предложениях верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
|
3) Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.
4) Кроме огромного количества безопасных и необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.
Комментарий к выполнению задания:
Выделим в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:
(1) На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. (2) Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны – они могут вызвать заболевания. (3)Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.
Обратим особое внимание на второе и третье предложения – это смысловой центр этого текста:
Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (в организме человека живёт огромное количество бактерий: одни из них безопасны и необходимы для его успешного функционирования, а другие являются причиной заболеваний). Третье предложение содержит вывод из второго, на что указывает его начало («Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом»). Поэтому третье предложение – самое главное в тексте.
|
Перескажем содержание текста, начиная с последнего предложения:
Важно мыть перед едой руки с мылом, так как некоторые виды бактерий, которые живут на поверхности нашего тела, опасны для организма и могут вызвать заболевания.
Соотнесём свой вариант пересказа основного содержания текста («Важно мыть перед едой руки с мылом, так как некоторые виды бактерий, которые живут на поверхности нашего тела, опасны для организма и могут вызвать заболевания») с предложенными вариантами ответов и найдём смысловые совпадения:
1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
3) Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.
4) Кроме огромного количества безопасных и необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.
Отметим, что первый вариант ответа является неверным, так как содержащаяся в нём информация противоречит содержанию текста (в тексте говорится, что далеко не все бактерии безопасны; есть те, которые вызывают серьёзные заболевания организма).
Исключим из числа правильных и второй вариант ответа, так как он представляет собой подробный пересказ первого предложения текста – его зачина, поэтому главной информации не содержит.
Не можем указать как правильный и четвёртый вариант ответа, потому что в нём не передана суть третьего (самого важного) предложения текста.
Выбираем в качестве правильных варианты 3 и 5, так как они максимально выражают главную мысль текста (они передают одно и то же содержание, но отличаются лишь речевым оформлением).