ВЫЯВЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ТЕКСТЕ




ЗАДАНИЕ 1.

Задание 1 представляет собой проверку ваших умений анализировать текст и находить его главную мысль. С первого взгляда задание кажется очень легким, но нужно помнить, что за него вы получаете 2 балла. А это, безусловно, является доказательством того, что задание не из легких и что его нужно делать очень внимательно.
Что нужно знать, чтобы сделать первое задание верно:

1) Должно быть два ответа. Так как главная мысль в тексте может быть только одна, то в тексте нужно найти две одинаковых мысли, сформулированные разными словами.

2) Любой текст, который представлен в этом задании строится по следующим логическим схемам:

 

Причина – Следствие Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)
Часть – Целое Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.
Факт - Вывод Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

 

ВАЖНО! В ответе должны быть оба компонента высказывания.
Типичные ошибки

Когда в качестве ответа указывают:

- информацию, которой нет в тексте;

- недостоверную информацию;

- неполную информацию;

- два разных по содержанию ответа.

Таким образом, если вы внимательно прочитаете текст, поймете его логику, запомните хитрости этого задания, то оно не будет представлять для вас сложности

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан). Первое предложение – это зачин, не содержащий главной информации.

3. Исключите из имеющихся вариантов ответов:

- предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;

- предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;

- предложение, передающее лишь часть главной информации.

4. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.

5. Помните о том, что два правильных варианта должны:

- передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;

- объединять информацию, представленную во втором и в третьем предложениях исходного текста.

ОБРАЗЕЦ ПРИМЕНЕНИЯ АЛГОРИТМА:

Тестовое задание:

(1)На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. (2)Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны – они могут вызвать заболевания. (3)Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

В каких из приведённых ниже предложениях верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.

2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.

3) Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.

4) Кроме огромного количества безопасных и необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.

5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

 

Комментарий к выполнению задания:

Выделим в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

(1) На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. (2) Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны – они могут вызвать заболевания. (3)Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

Обратим особое внимание на второе и третье предложения – это смысловой центр этого текста:

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (в организме человека живёт огромное количество бактерий: одни из них безопасны и необходимы для его успешного функционирования, а другие являются причиной заболеваний). Третье предложение содержит вывод из второго, на что указывает его начало («Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом»). Поэтому третье предложение – самое главное в тексте.

Перескажем содержание текста, начиная с последнего предложения:

Важно мыть перед едой руки с мылом, так как некоторые виды бактерий, которые живут на поверхности нашего тела, опасны для организма и могут вызвать заболевания.

Соотнесём свой вариант пересказа основного содержания текста («Важно мыть перед едой руки с мылом, так как некоторые виды бактерий, которые живут на поверхности нашего тела, опасны для организма и могут вызвать заболевания») с предложенными вариантами ответов и найдём смысловые совпадения:

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.

2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.

3) Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.

4) Кроме огромного количества безопасных и необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.

5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Отметим, что первый вариант ответа является неверным, так как содержащаяся в нём информация противоречит содержанию текста (в тексте говорится, что далеко не все бактерии безопасны; есть те, которые вызывают серьёзные заболевания организма).

Исключим из числа правильных и второй вариант ответа, так как он представляет собой подробный пересказ первого предложения текста – его зачина, поэтому главной информации не содержит.

Не можем указать как правильный и четвёртый вариант ответа, потому что в нём не передана суть третьего (самого важного) предложения текста.

Выбираем в качестве правильных варианты 3 и 5, так как они максимально выражают главную мысль текста (они передают одно и то же содержание, но отличаются лишь речевым оформлением).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: