70-80-е гг. – это период весьма бурного развития социальной психологии в СССР. Ее институционализация была уже завершена, и основная форма дальнейшего развития – экстенсивное и интенсивное развертывание социальной психологии. Велся исследовательский поиск в области методологии, теории и методов социальной психологии.
Большую роль сыграло расширение сферы международных контактов советских социальных психологов. Они участвовали в международных конгрессах и конференциях, в совместных исследованиях.В конце 1960-х – начале 1970-хз гг. завершился процесс становления отечественной социальной психологии как самостоятельной науки, входящей в систему психологического знания и в то же время находящейся в родстве с социологией. Известно, что важным моментом становления любой науки является организация подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. В Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина) и в 1972 г. В Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой). Здесь начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии. Курсы социальной психологии постепенно появляются и в других учебных заведениях. Публикуются первые учебные пособия – «Курс лекций по социальной психологии» А.Г. Ковалева (М., 1972) и «»Социальная психология под редакцией Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина (М., 1975). Выходит первый учебник для студентов вузов – «Социальная психология» Г.М. Андреевой (М., 1980), выдержавший к настоящему времени несколько изданий.
В этот период выходят значительные труды, посвященные различным отраслям социально-психологического знания. Это работы в области истории социальной психологии (Е.А. Будилова, М.Г. Ярошевский), методологии и теории (Т.М. Андреева, В.Н. Куликов, И.Т. Левыкин, Б.Д. Парыгин, Е.В. Шорохова, П.Н. Шихирев. А.К. Уледов), психологии групп и коллективов (И.П. Волков, А.И. Донцов, А.Н. Лутошкин, А.В. Петровский), межгруппового взаимодействия (В.С. Агеев), лидерства и руководства (А.Г. Ковалев, Р.Л. Кричевский, Л.И. Уманский), межличностных отношений (Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов), социальной психологии личности (М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, И.С. Кон, К.К. Платонов, В.А. Ядов), социально-психологической диагностики личности (Э.С. Чугунова), психологии общения (А.А. Брудный, Р.Б. Гительмахер, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов), социально-психологического тренинга (Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская), промышленной и организационной психологии (А.И. Китов, Е.С. Кузьмин, В.В. Новиков, А.Л. Свенцицкий, А.В. Филиппов, Р.X. Шакуров, В.М. Шепель), массовой коммуникации (Ю.А. Шерковин), социальной психологии искусства (В.Е. Семенов).В последующие годы отечественные социальные психологи проводили свою работу в различных сферах общественной жизни. Отражением их трудов являются опубликованные материалы многочисленных исследований, проведенных на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.
|
В современных условиях постсоветской России отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития.
Характерные для новой России социально-психологические и общественно-политические черты (развитие рыночных отношений, демократизация общества, идеологический плюрализм и др.) не могут не влиять соответствующим образом и на социально-психологическую науку. Так, полностью исключены из сферы внимания исследователей многие проблемы, которыми были заняты социальные психологи в советский период (например, текучесть кадров, социалистическое соревнование). Рыночные отношения диктуют необходимость работы в новых направлениях. Так, в условиях конкуренции кадров специалистов на рынке труда приобретает особое значение не только их профессионализм, но и уровень коммуникативных знаний и навыков, умение работать в команде. В ряде научных центров страны сейчас ведется разработка новых методик социально-психологического тренинга с целью подготовки людей к эффективной деятельности в различных организациях. По-прежнему остаются актуальными проблемы подбора, расстановки и оценки персонала на предприятиях. Особого внимания требует сегодня и разработка теоретических основ социально-психологического знания.
|
Заключение
|
Социальная психология - это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.
К социальной психологии обращаются сегодня психологи-практики, социальные педагоги, социологи. Курс социальной психологии является одним из базовых при подготовке широкого круга специалистов – его слушают будущие экономисты, менеджеры и другие.
Список используемой литературы:
1. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник Моcковского университета. Сер. 14. Психология. 1997, № 4. С. 6–17.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
3. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. М., 2000.
4. Большая Советская Энциклопедия. Т. 40.
5. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
6. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
7. Свеницкий А.Л. Социальная психология. М., 2005.
8. Социальная психология. /Под ред. П.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.
9. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.