Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе
- ФГОС НОО;
- федерального перечня учебников на 2015-2016 учебный год;
- основной общеобразовательной программы МБОУ "Мамонтовская СОШ"
- учебного плана школы на 2015-2016 учебный год;
- положения о рабочей программе в ОУ;
- примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений (Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по системе «Гармония», Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013 г.);
- авторской программы по окружающему миру для 1 класса (Программы общеобразовательных учреждений «Ассоциация XXI век » 1 – 4 классы: Окружающий мир – О. Т. Поглазова Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013).
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, на 66 часов в год.
Для реализации программного содержания используется учебник: Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник
для 1 класса. В 2 частях. – 2013 и послед., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2009 г
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующей цели: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой,духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему,
уважающей образ жизни, нравы и традиции народов,его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Окружающий мир как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
1) социализация ребёнка;
2) развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
3) воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, объяснение, работа с учебником;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
· Индивидуальная
- Парная
- Групповая
· Фронтальная
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
· Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
· Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
· Самооценка и самоконтроль.
Учебно-тематический план
Номер раздела | Наименование раздела | Продолжительность изучения раздела в часах |
Твои первые уроки | 14 ч | |
Окружающий мир и его изучение | 8 ч | |
Разнообразие и красота растений | 15 ч | |
Разнообразиегрибов | 3 ч | |
Разнообразие и красота животных | 18 ч | |
Творения людей вокруг тебя | 8 ч | |
ИТОГО: | 66 часов |
Тематическое поурочное планирование | |||||||||||
Тема | Кол-во часов | Дата | Результаты обучения. | Информационные ресурсы | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
Твои первые уроки (14 ч) | |||||||||||
День знаний | Толерантное отношение к окружающим; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, постановка вопросов; ответы на вопросы; работать в паре; высказывать предположения, аргументировать свои ответы умение высказывать свои суждения Познавательные: умение извлекать информацию из рисунка, фотографии; умение наблюдать окружающее; умение отгадывать загадки, - называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём; умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них Регулятивные: постановка учебной задачи; формирование оценочной деятельности; умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; моделирование поведения на улице; умение ставить познавательные задачи; умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека | Освоение понятий школа, учитель, одноклассник; адрес, фамилия, имя; День знаний | Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков; модели дорожных знаков, транспортных средств, часов | |||||||
Путешествие по школе | Освоение понятий общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабинеты, туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача | ||||||||||
Школьные принадлежности | Освоение понятий урок, перемена, школьные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место ученика; ученик, учебный предмет, рабочее место ученика в классе и дома | ||||||||||
Правила поведения в школе | Освоение понятий расписание уроков; правила поведения на уроке, на перемене в классе и в коридорах школы | ||||||||||
Условные знаки | Освоение понятий условный знак как способ замещения реальных предметов и действий с ними | ||||||||||
6,7 | Безопасный путь | Освоение понятий пешеход, светофор, дорожные знаки, безопасный переход улицы, правила поведения на дороге, во дворе дома, на улице | |||||||||
Экскурсия (прогулка на пришкольный участок) | Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира | ||||||||||
Урок общения по теме «Правила поведения в школе» | Освоение понятий культурный человек, нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми | ||||||||||
Классный коллектив | Освоение понятий член классного коллектива, его права и обязанности; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка | ||||||||||
Уроки вежливости | Освоение понятий вежливость, воспитанность, культура общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; правила поведения в общественных местах | ||||||||||
12,13 | Уроки здоровья | Освоение понятий части тела человека, условия их развития и сохранения здоровья; здоровое питание; одежда, соответствующая погоде и роду занятий; правила ухода за одеждой и обувью | |||||||||
Режим дня школьника | Освоение понятий режим дня, распределение дел по времени; дни недели, их последовательность | ||||||||||
Окружающий мир и его изучение (8 ч) | |||||||||||
Признаки предметов | Развитие эстетического восприятия окружающего | Коммуникативные: умение работать в паре Познавательные: умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы; умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение наблюдать предметы окружающего мира; умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления Регулятивные: умение ставить познавательные задачи, планировать их решение | Отличительные признаки предметов - форма, цвет, размер; свойства предметов - лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др. | Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков; | |||||||
Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы | Cходства и различия предметов; существенный (главный, основной) признак; объединение (распределение) разных предметов в одну группу | ||||||||||
Органы чувств - верные помощники в познании мира | Освоение понятий органы чувств - органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса | ||||||||||
Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты | Освоение понятий окружающий мир (всё, что нас окружает), две его части (природные и рукотворные предметы) | ||||||||||
Способы изучения окружающего мира | Освоение понятий источники информации: учебники, энциклопедии, научно-популярная литература; музеи; наблюдения, опыт, практическая работа | ||||||||||
Живая и неживая природа. | Cвойства живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание) | ||||||||||
Обобщающий урок по теме «Способы изучения окружающего мира» | Проверка усвоения понятий: источники информации учебники, энциклопедии, научно-популярная литература; музеи; наблюдения, опыт, практическая работа | ||||||||||
Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер) | Признаки поздней осени в природе; разнообразие растений, среда их обитания | ||||||||||
Разнообразие и красота растений (15 ч) | |||||||||||
Многообразие растений. Условия их жизни | Развитие эстетического восприятия окружающего; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками | Коммуникативные: умение отвечать на вопросы; умение работать в паре Познавательные: умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение наблюдать и делать выводы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью; умение различать, классифицировать растения; умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы; умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений); умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение Регулятивные: умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; формирование оценочной деятельности | Растение, среда обитания, взаимосвязь живой и неживой природы; условия жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва) | Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков; гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; | |||||||
Строение растений | Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена | ||||||||||
Какими бывают растения. Дерево, его строение | Освоение понятий дерево, кустарник, травянистое растение, их отличительные признаки; части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья) | ||||||||||
Кустарники и травы, их отличие от деревьев | Освоение понятий кустарник, его основной признак, отличие от дерева; травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника | ||||||||||
Лиственные деревья, разнообразие их листьев | Лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист; листопад | ||||||||||
Хвойные деревья, их разнообразие | Освоение понятий хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница - листопадное хвойное дерево | ||||||||||
Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды | Освоение понятий ягода, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды | ||||||||||
Обобщающий урок по теме «Разнообразие растений» | Закрепление следующих знаний: растение – живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев | ||||||||||
Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности) | Уметь находить особенности строения разных растений мира; Красная книга – книга тревоги | ||||||||||
Контрольный урок по теме «Окружающий мир и его изучение» | Проверка знаний и умений: различать три группы предметов окружающего мира, три группы растений, две группы деревьев, части растений | ||||||||||
Культурные растения | Освоение понятий дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; поле, огород, сад; садовод, овощевод, полевод | ||||||||||
Растения сада и огорода | Освоение понятий овощные, садовые культуры, овощи, фрукты; способы выращивания растений; рассада, теплица | ||||||||||
Растения поля. Зерновые культуры | Освоение понятий зерновые, технические, прядильные культуры; хлебороб, комбайнёр, пекарь, мельница, колос, зерно, мука | ||||||||||
Декоративные растения. Комнатные растения | Освоение понятий декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними | ||||||||||
Обобщающий урок по теме «Разнообразие и красота растений» | Проверка усвоения понятий «живая и неживая природа»; «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; «хвойные и лиственные деревья»; «культурные, комнатные растения»; «части растений» | ||||||||||
Разнообразиегрибов(3 ч) | |||||||||||
Грибы, их многообразие | Развитие эстетического восприятия окружающего; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками | Коммуникативные: умение распределять работу в паре; умение отвечать на вопросы; умение задавать вопросы Познавательные: умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации; умение моделировать шляпочные грибы; умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста. Регулятивные: умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; формирование оценочной деятельности; | Освоение понятий гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы | Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков; муляжи грибов | |||||||
Съедобные и ядовитые грибы | Освоение понятий размножение грибов; съедобный, условно съедобный, ложный, ядовитый гриб; правила сбора грибов | ||||||||||
Удивительные грибы | Освоение понятий грибы-разрушители, микроскопические грибы (не видимые невооружённым глазом), дрожжевые и плесневые грибы | ||||||||||
Разнообразие и красота животных (18 ч) | |||||||||||
Животные, их разнообразие | Развитие эстетического восприятия окружающего; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками | Коммуникативные: умение сочинять историю на заданную тему; умение работать в паре, составлять небольшое сообщение; давать ответы на вопросы; Познавательные: умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных; продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать умения моделировать; умение наблюдать, описывать свои наблюдения; умение анализировать рисунок и предполагать, какая заложена в нём информация умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы и описывать предметы окружающего мира, Регулятивные: умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение оценивать деятельность людей и собственные действия | Животные, среда обитания, способы передвижения, защиты, питания; правила безопасного поведения с животными | Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков | |||||||
Млекопитающие, их многообразие | Млекопитающие (звери), их существенный признак, морское млекопитающее; правила безопасного и экологически грамотного поведения с животными | ||||||||||
Птицы, их многообразие | Существенный признак птиц, оперение птиц - пуховые, покровные, маховые перья; зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие птицы, их среда обитания и способ питания | ||||||||||
Размножение птиц | Гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда; правила экологически грамотного поведения в природе | ||||||||||
Удивительные птицы | Нелетающие птицы, певчие, перелётные и зимующие птицы; значение птиц для природы и человека | ||||||||||
Насекомые, их многообразие | Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья); среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых | ||||||||||
Общественные насекомые | Общественные насекомые, образ их жизни | ||||||||||
48, 49 | Жуки и бабочки | Жук, его строение; бабочка, её строение; экологически грамотное поведение в природе, бережное отношение к насекомым | |||||||||
Рыбы, их многообразие | Рыба, её основной признак; части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы | ||||||||||
Аквариумные рыбы | Аквариум, аквариумные рыбы, правила ухода за ними | ||||||||||
Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие | Земноводные, их основной признак; бесхвостые и хвостатые земноводные, среда их обитания, образ жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; пресмыкающиеся, строение тела, его покров; правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями | ||||||||||
Древние пресмыкающиеся | Динозавры - древние пресмыкающиеся; проверяется усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся» | ||||||||||
Домашние животные, их значение в жизни человека | Дикое и домашнее животное; уход за домашними животными; как люди используют разных домашних животных | ||||||||||
Домашние питомцы | Правила ухода за домашними питомцами; породы собак, их значение в жизни человека | ||||||||||
Обобщающий урок по теме «Что мы узнали о животных» | Повторение знаний существенных признаков 6 групп животных; умение объединять животных в группы | ||||||||||
Экскурсия (в зоопарк, дельфинарий, палеонтологический музей) | Освоение понятий зоопарк, зоологический музей, дельфинарий, правила поведения в них | ||||||||||
Красная книга растений и животных | Исчезающие и редкие виды живых существ; способы сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; оранжерея, заповедник, заказник, национальный парк | ||||||||||
Творения людей вокруг тебя (8 ч) | |||||||||||
Дерево в жизни человека | Развитие эстетического восприятия предметного мира; уважительное отношение к национальным традициям разных народов; развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам; развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту; развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками. | Коммуникативные: Познавательные: умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами; умение различать изделия народных мастеров; умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать; умение различать и классифицировать предметы окружающего мира Регулятивные: умение оценивать свои успехи в учёбе; умение ставить познавательную задачу и планировать её решение | Древесина, экономное и вторичное использование бумаги, бережное отношение к к деревьям и к изделиям из древесины | Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике уроков | |||||||
Народное творчество | Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров | ||||||||||
Национальные традиции в изделиях разных народов. | Национальная традиция, национальная одежда, узоры | ||||||||||
Мир увлечений людей. Коллекционирование | Освоение понятия коллекция, экспонат, коллекционер | ||||||||||
Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор | Среда обитания, её значение для человека | ||||||||||
Родной город (село, край), его памятные места | Достопримечательность, памятное место, памятник природы, культуры | ||||||||||
Памятники культуры. Бережное отношение к ним | Памятники культуры всемирного значения, необходимость их охраны | ||||||||||
Итоговый контрольный урок по теме «Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе» | Проверка освоения знаний о сезонных приметах, растениях, животных | ||||||||||
Всего уроков | |||||||||||
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. – 2009 и послед.
2. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2011 и послед.
3. Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. – 2013 и послед.
Для учащихся:
1. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. – 2009 и послед.