Учебно-методическое обеспечение




Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе

- ФГОС НОО;

- федерального перечня учебников на 2015-2016 учебный год;

- основной общеобразовательной программы МБОУ "Мамонтовская СОШ"

- учебного плана школы на 2015-2016 учебный год;

- положения о рабочей программе в ОУ;

- примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений (Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по системе «Гармония», Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013 г.);

- авторской программы по окружающему миру для 1 класса (Программы общеобразовательных учреждений «Ассоциация XXI век » 1 – 4 классы: Окружающий мир – О. Т. Поглазова Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013).

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, на 66 часов в год.

Для реализации программного содержания используется учебник: Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник

для 1 класса. В 2 частях. – 2013 и послед., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2009 г

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующей цели: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой,духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему,

уважающей образ жизни, нравы и традиции народов,его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Окружающий мир как учебный предмет в особой мере влияет на решение следую­щих задач:

1) социализация ребёнка;

2) развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

3) воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, объяснение, работа с учебником;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

· Индивидуальная

  • Парная
  • Групповая

· Фронтальная

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

· Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

· Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

· Самооценка и самоконтроль.

 

Учебно-тематический план

Номер раздела Наименование раздела Продолжительность изучения раздела в часах
  Твои первые уроки 14 ч
  Окружающий мир и его изучение 8 ч
  Разнообразие и красота растений 15 ч
  Разнообразиегрибов 3 ч
  Разнообразие и красота животных 18 ч
  Творения людей вокруг тебя 8 ч
  ИТОГО: 66 часов

 

  Тематическое поурочное планирование
  Тема Кол-во часов Дата Результаты обучения. Информационные ресурсы
    Личностные Метапредметные Предметные
  Твои первые уроки (14 ч)
  День знаний     Толерантное отношение к окружающим; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками Коммуникативные: умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, постановка вопросов; ответы на вопросы; работать в паре; высказывать предположения, аргументировать свои ответы умение высказывать свои суждения Познавательные: умение извлекать информацию из рисунка, фотографии; умение наблюдать окружающее; умение отгадывать загадки, - называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём; умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них Регулятивные: постановка учебной задачи; формирование оценочной деятельности; умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; моделирование поведения на улице; умение ставить познавательные задачи; умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека     Освоение понятий школа, учитель, одноклассник; адрес, фамилия, имя; День знаний Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков; модели дорожных знаков, транспортных средств, часов
  Путешествие по школе       Освоение понятий общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабинеты, туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача
  Школьные принадлежности     Освоение понятий урок, перемена, школьные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место ученика; ученик, учебный предмет, рабочее место ученика в классе и дома
  Правила поведения в школе       Освоение понятий расписание уроков; правила поведения на уроке, на перемене в классе и в коридорах школы
  Условные знаки       Освоение понятий условный знак как способ замещения реальных предметов и действий с ними
6,7 Безопасный путь       Освоение понятий пешеход, светофор, дорожные знаки, безопасный переход улицы, правила поведения на дороге, во дворе дома, на улице
  Экскурсия (прогулка на пришкольный участок)     Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира
  Урок общения по теме «Правила поведения в школе»     Освоение понятий культурный человек, нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми
  Классный коллектив     Освоение понятий член классного коллектива, его права и обязанности; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка
  Уроки вежливости     Освоение понятий вежливость, воспитанность, культура общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; правила поведения в общественных местах
12,13 Уроки здоровья     Освоение понятий части тела человека, условия их развития и сохранения здоровья; здоровое питание; одежда, соответствующая погоде и роду занятий; правила ухода за одеждой и обувью
  Режим дня школьника       Освоение понятий режим дня, распределение дел по времени; дни недели, их последовательность
Окружающий мир и его изучение (8 ч)
  Признаки предметов     Развитие эстетического восприятия окружающего Коммуникативные: умение работать в паре Познавательные: умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы; умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение наблюдать предметы окружающего мира; умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления Регулятивные: умение ставить познавательные задачи, планировать их решение Отличительные признаки предметов - форма, цвет, размер; свойства предметов - лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др. Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков;
  Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы       Cходства и различия предметов; существенный (главный, основной) признак; объединение (распределение) разных предметов в одну группу
  Органы чувств - верные помощники в познании мира     Освоение понятий органы чувств - органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса
  Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты     Освоение понятий окружающий мир (всё, что нас окружает), две его части (природные и рукотворные предметы)
  Способы изучения окружающего мира     Освоение понятий источники информации: учебники, энциклопедии, научно-популярная литература; музеи; наблюдения, опыт, практическая работа
  Живая и неживая природа.     Cвойства живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание)
  Обобщающий урок по теме «Способы изучения окружающего мира»     Проверка усвоения понятий: источники информации учебники, энциклопедии, научно-популярная литература; музеи; наблюдения, опыт, практическая работа
  Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер)     Признаки поздней осени в природе; разнообразие растений, среда их обитания
Разнообразие и красота растений (15 ч)
  Многообразие растений. Условия их жизни     Развитие эстетического восприятия окружающего; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками Коммуникативные: умение отвечать на вопросы; умение работать в паре Познавательные: умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение наблюдать и делать выводы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью; умение различать, классифицировать растения; умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы; умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений); умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение Регулятивные: умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; формирование оценочной деятельности Растение, среда обитания, взаимосвязь живой и неживой природы; условия жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва) Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков; гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  Строение растений       Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена
  Какими бывают растения. Дерево, его строение     Освоение понятий дерево, кустарник, травянистое растение, их отличительные признаки; части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья)
  Кустарники и травы, их отличие от деревьев     Освоение понятий кустарник, его основной признак, отличие от дерева; травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника
  Лиственные деревья, разнообразие их листьев     Лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист; листопад
  Хвойные деревья, их разнообразие       Освоение понятий хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница - листопадное хвойное дерево
  Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды     Освоение понятий ягода, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды
  Обобщающий урок по теме «Разнообразие растений»       Закрепление следующих знаний: растение – живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев
  Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности)     Уметь находить особенности строения разных растений мира; Красная книга – книга тревоги
  Контрольный урок по теме «Окружающий мир и его изучение»       Проверка знаний и умений: различать три группы предметов окружающего мира, три группы растений, две группы деревьев, части растений
  Культурные растения       Освоение понятий дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; поле, огород, сад; садовод, овощевод, полевод
  Растения сада и огорода     Освоение понятий овощные, садовые культуры, овощи, фрукты; способы выращивания растений; рассада, теплица
  Растения поля. Зерновые культуры     Освоение понятий зерновые, технические, прядильные культуры; хлебороб, комбайнёр, пекарь, мельница, колос, зерно, мука
  Декоративные растения. Комнатные растения     Освоение понятий декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними
  Обобщающий урок по теме «Разнообразие и красота растений»     Проверка усвоения понятий «живая и неживая природа»; «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; «хвойные и лиственные деревья»; «культурные, комнатные растения»; «части растений»
Разнообразиегрибов(3 ч)
  Грибы, их многообразие     Развитие эстетического восприятия окружающего; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками Коммуникативные: умение распределять работу в паре; умение отвечать на вопросы; умение задавать вопросы Познавательные: умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации; умение моделировать шляпочные грибы; умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста. Регулятивные: умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; формирование оценочной деятельности; Освоение понятий гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы   Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков; муляжи грибов
  Съедобные и ядовитые грибы     Освоение понятий размножение грибов; съедобный, условно съедобный, ложный, ядовитый гриб; правила сбора грибов  
  Удивительные грибы     Освоение понятий грибы-разрушители, микроскопические грибы (не видимые невооружённым глазом), дрожжевые и плесневые грибы
Разнообразие и красота животных (18 ч)
  Животные, их разнообразие         Развитие эстетического восприятия окружающего; развивать учебно-познавательный интерес, желание учиться; познавательный интерес к учебному предмету; готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками Коммуникативные: умение сочинять историю на заданную тему; умение работать в паре, составлять небольшое сообщение; давать ответы на вопросы; Познавательные: умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, худо­жественным и учебным текстами умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков су­щественный признак, объединять (классифицировать) животных; продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать умения моделировать; умение наблюдать, описывать свои наблюдения; умение анализировать рисунок и предполагать, какая заложена в нём информация умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы и описывать предметы окружающего мира, Регулятивные: умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение оценивать деятельность людей и собственные действия Животные, среда обитания, способы передвижения, защиты, питания; правила безопасного поведения с животными Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательнве ресурсы, соответствующие тематике уроков
  Млекопитающие, их многообразие     Млекопитающие (звери), их существенный признак, морское млекопитающее; правила безопасного и экологически грамотного поведения с животными
  Птицы, их многообразие     Существенный признак птиц, оперение птиц - пуховые, покровные, маховые перья; зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие птицы, их среда обитания и способ питания
  Размножение птиц     Гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда; правила экологически грамотного поведения в природе
  Удивительные птицы     Нелетающие птицы, певчие, перелётные и зимующие птицы; значение птиц для природы и человека
  Насекомые, их многообразие       Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья); среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых
  Общественные насекомые     Общественные насекомые, образ их жизни
48, 49 Жуки и бабочки       Жук, его строение; бабочка, её строение; экологически грамотное поведение в природе, бережное отношение к насекомым
 
  Рыбы, их многообразие     Рыба, её основной признак; части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы
  Аквариумные рыбы       Аквариум, аквариумные рыбы, правила ухода за ними
  Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие     Земноводные, их основной признак; бесхвостые и хвостатые земноводные, среда их обитания, образ жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; пресмыкающиеся, строение тела, его покров; правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями
  Древние пресмыкающиеся     Динозавры - древние пресмыкающиеся; проверяется усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся»
  Домашние животные, их значение в жизни человека     Дикое и домашнее животное; уход за домашними животными; как люди используют разных домашних животных
  Домашние питомцы     Правила ухода за домашними питомцами; породы собак, их значение в жизни человека
  Обобщающий урок по теме «Что мы узнали о животных»     Повторение знаний существенных признаков 6 групп животных; умение объединять животных в группы
  Экскурсия (в зоопарк, дельфинарий, палеонтологический музей)     Освоение понятий зоопарк, зоологический музей, дельфинарий, правила поведения в них
  Красная книга растений и животных     Исчезающие и редкие виды живых существ; способы сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; оранжерея, заповедник, заказник, национальный парк
Творения людей вокруг тебя (8 ч)
  Дерево в жизни человека     Развитие эстетического восприятия предметного мира; уважительное отношение к национальным традициям разных народов; развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам; развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту; развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками. Коммуникативные: Познавательные: умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами; умение различать изделия народных мастеров; умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать; умение различать и классифицировать предметы окружающего мира Регулятивные: умение оценивать свои успехи в учёбе; умение ставить познавательную задачу и планировать её решение Древесина, экономное и вторичное использование бумаги, бережное отношение к к деревьям и к изделиям из древесины Учебник; Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике уроков
  Народное творчество     Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров
  Национальные традиции в изделиях разных народов.     Национальная традиция, национальная одежда, узоры
  Мир увлечений людей. Коллекционирование     Освоение понятия коллекция, экспонат, коллекционер
  Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор     Среда обитания, её значение для человека
  Родной город (село, край), его памятные места     Достопримечательность, памятное место, памятник природы, культуры
  Памятники культуры. Бережное отношение к ним     Памятники культуры всемирного значения, необходимость их охраны
  Итоговый контрольный урок по теме «Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе»     Проверка освоения знаний о сезонных приметах, растениях, животных
  Всего уроков            
                       

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. – 2009 и послед.

2. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2011 и послед.

3. Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. – 2013 и послед.

Для учащихся:

1. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. – 2009 и послед.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: