РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ ПО ЗНАЧЕНИЮ




ЗАДАНИЕ 24

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.
СИНОНИМЫ В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
АНТОНИМЫ У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА (слова, имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом) Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть иногда зимушка радовала ярким светом.
ФОРМЫОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе нет этой «духовной культуры».
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Перестанешь учиться – не сможешь учить. ИБО знания всё растут и усложняются.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ(ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её.
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ(ЕГО, ЕЁ, ИХ) Иван неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и напугал мать.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКОЕ, ТАКИЕ, ТАКАЯ) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда.
НАРЕЧИЯ Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в силу тема иронии судьбы.
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НАРЕЧИЯ В ФОРМЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
ЧАСТИЦЫ Всем очень понравился спектакль. Только Ирина была, как всегда, чем-то недовольна.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ(одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений) Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ(изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения) Со мной беда случилась. Большая. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаете, о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи.
ВВОДНЫЕ СЛОВА Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства? Во-первых, сама похожесть может быть разной…

Для успешного выполнения этого задания нужно знать разряды местоимений.

РАЗРЯДЫМЕСТОИМЕНИЙ

№ п/п РАЗРЯД МЕСТОИМЕНИЯ ПРИМЕРЫ
  ЛИЧНЫЕ я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Только личные местоимения ОН (его, у него, ему, к нему, с ним, о нём); ОНА (её, у неё, ей, к ней, с нею, с ней, о ней); ОНО, ОНИ (их, у них, им, к ним, ими, с ними, о них) используются для связи предложений в тексте. Трудно дать определение любви. О нейможно лишь сказать.
  ВОЗВРАТНОЕ Себя. Не имеет именительного падежа, рода и числа. Каким бы мы тяжёлым позором себя не покрыли, у нас почти всегда остаётся возможность восстановить своё доброе имя.
  ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ Кто? какой? что? чей? сколько? каков? который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Кто будет участвовать в соревнованиях?
  ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который Относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложного. Счастлив тот, ктоможет воспользоваться критикой для исправления.
  НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ Некто, нечто, некоторый, несколько, кое -кто, кое -что, кто- то, кто- нибудь что- нибудь, какой- либо
  ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего (никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему)
  ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте. У природы много друзей. Её недругов значительно меньше.
  УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Тот, этот, такой, таков, столько
  ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Весь (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

 

ЧАСТИЦЫ

 

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИЦЫ
Служат для образования форм: а) условного и повелительного наклонения глагола: хотел бы прочесть книгу, даздравствует солнце, даскроется тьма; б) степеней сравнения имён прилагательных и наречий: более аккуратный человек Служат для того, чтобы: а) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен? б) выразить отношение и чувства говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь

 

РАЗРЯДЫЧАСТИЦ ПО ЗНАЧЕНИЮ

1. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: вот (а вот) – вот мой дом родной

вон (а вон) – вон там стоит наш дом

2. УТОЧНЯЮЩИЕ: именно – именно это я и хотел сказать

как раз – как раз эту книгу я и хотел купить; точно – это был точно мой учитель

ровно – завтра ровно в 12 часов отъезжаем

3.ВЫДЕЛИТЕЛЬНО-ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ:

лишь – лишь это задание я не смог выполнить; только – хочу только предупредить тебя

исключительно – я это делаю исключительно ради тебя

единственно – это единственно правильное решение

только лишь – она только лишь о нём и говорит

почти – он почти ничего не ест

разве лишь – он ничего полезного не делает, разве лишь молчит

4.УСИЛИТЕЛЬНЫЕ:

даже – вы даже представить себе не можете

же – скажите же что-нибудь; ведь – ведь вы ничего не выучили

всё-таки – она всё-таки не любит его

ни – куда ни глянь, везде мусор

всё – как волка ни корми, он всё в лес смотрит

всё же – но всё же я постараюсь хорошо закончить полугодие

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

да – он сам тебе об этом сказал? – ДА, я слышал эту историю от него.

так – посмотри, я правильно нарисовал? – Верно, ТАК.

ага – напишешь письмо? – АГА.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

ли – прочитали ЛИ вы эту повесть?

разве –РАЗВЕ ты не будешь обедать?

неужели – НЕУЖЕЛИ ты совсем не хочешь есть?

да – ты с нами поедешь? ДА?

да ну – она уже вернулась из поездки. ДА НУ?

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

не – НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его!

нет – НЕТ, я не сдамся!

ни – вокруг НИ души! Не видно НИ кустика!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: