ЗАДАНИЕ 24
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ | |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ | Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. |
СИНОНИМЫ | В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. |
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ | Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. |
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ | Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. |
АНТОНИМЫ | У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. |
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА (слова, имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом) | Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть иногда зимушка радовала ярким светом. |
ФОРМЫОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА | Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ | |
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ | Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе нет этой «духовной культуры». |
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ | Перестанешь учиться – не сможешь учить. ИБО знания всё растут и усложняются. |
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ(ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы) | Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. |
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ(ЕГО, ЕЁ, ИХ) | Иван неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и напугал мать. |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКОЕ, ТАКИЕ, ТАКАЯ) | Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. |
НАРЕЧИЯ | Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в силу тема иронии судьбы. |
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НАРЕЧИЯ В ФОРМЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ | Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. |
ЧАСТИЦЫ | Всем очень понравился спектакль. Только Ирина была, как всегда, чем-то недовольна. |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ | |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ(одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений) | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ(изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения) | Со мной беда случилась. Большая. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. |
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Знаете, о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи. |
ВВОДНЫЕ СЛОВА | Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства? Во-первых, сама похожесть может быть разной… |
Для успешного выполнения этого задания нужно знать разряды местоимений.
РАЗРЯДЫМЕСТОИМЕНИЙ
№ п/п | РАЗРЯД МЕСТОИМЕНИЯ | ПРИМЕРЫ |
ЛИЧНЫЕ | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Только личные местоимения ОН (его, у него, ему, к нему, с ним, о нём); ОНА (её, у неё, ей, к ней, с нею, с ней, о ней); ОНО, ОНИ (их, у них, им, к ним, ими, с ними, о них) используются для связи предложений в тексте. Трудно дать определение любви. О нейможно лишь сказать. | |
ВОЗВРАТНОЕ | Себя. Не имеет именительного падежа, рода и числа. Каким бы мы тяжёлым позором себя не покрыли, у нас почти всегда остаётся возможность восстановить своё доброе имя. | |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ | Кто? какой? что? чей? сколько? каков? который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Кто будет участвовать в соревнованиях? | |
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ | Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который Относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложного. Счастлив тот, ктоможет воспользоваться критикой для исправления. | |
НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое -кто, кое -что, кто- то, кто- нибудь что- нибудь, какой- либо | |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ | Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего (никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему) | |
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ | Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте. У природы много друзей. Её недругов значительно меньше. | |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ | Тот, этот, такой, таков, столько | |
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ | Весь (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
ЧАСТИЦЫ
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ | СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИЦЫ |
Служат для образования форм: а) условного и повелительного наклонения глагола: хотел бы прочесть книгу, даздравствует солнце, даскроется тьма; б) степеней сравнения имён прилагательных и наречий: более аккуратный человек | Служат для того, чтобы: а) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен? б) выразить отношение и чувства говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь |
РАЗРЯДЫЧАСТИЦ ПО ЗНАЧЕНИЮ
1. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: вот (а вот) – вот мой дом родной
вон (а вон) – вон там стоит наш дом
2. УТОЧНЯЮЩИЕ: именно – именно это я и хотел сказать
как раз – как раз эту книгу я и хотел купить; точно – это был точно мой учитель
ровно – завтра ровно в 12 часов отъезжаем
3.ВЫДЕЛИТЕЛЬНО-ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ:
лишь – лишь это задание я не смог выполнить; только – хочу только предупредить тебя
исключительно – я это делаю исключительно ради тебя
единственно – это единственно правильное решение
только лишь – она только лишь о нём и говорит
почти – он почти ничего не ест
разве лишь – он ничего полезного не делает, разве лишь молчит
4.УСИЛИТЕЛЬНЫЕ:
даже – вы даже представить себе не можете
же – скажите же что-нибудь; ведь – ведь вы ничего не выучили
всё-таки – она всё-таки не любит его
ни – куда ни глянь, везде мусор
всё – как волка ни корми, он всё в лес смотрит
всё же – но всё же я постараюсь хорошо закончить полугодие
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ
да – он сам тебе об этом сказал? – ДА, я слышал эту историю от него.
так – посмотри, я правильно нарисовал? – Верно, ТАК.
ага – напишешь письмо? – АГА.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
ли – прочитали ЛИ вы эту повесть?
разве –РАЗВЕ ты не будешь обедать?
неужели – НЕУЖЕЛИ ты совсем не хочешь есть?
да – ты с нами поедешь? ДА?
да ну – она уже вернулась из поездки. ДА НУ?
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
не – НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его!
нет – НЕТ, я не сдамся!
ни – вокруг НИ души! Не видно НИ кустика!