Общие положения по договору контрактации
Контрактация, первоначально возникла в административном праве, а затем "перекочевала" в договорное гражданское право. В настоящее время договор контрактации является одним из видов договора купли-продажи, которому посвящен § 5 гл.30 ГК.
Гражданский кодекс РФ сохранил договор контрактации сельскохозяйственной продукции в качестве самостоятельного вида. Он имеет значительную специфику.
"По договору контрактации одна сторона (производитель сельскохозяйственной продукции) обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию другой стороне - заготовителю, закупающему такую продукцию для переработки или продажи.[1]"
Договор контрактации - это исключительно российское изобретение, продукт отечественной практики, предназначенный прежде всего для организации крупномасштабных отношений устойчивого характера по обеспечению материальными ресурсами различных потребителей1.
"Заключенный договор контрактации служит основанием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции.[2]"
В тех случаях, когда на момент заключения договора имеется уже готовая продукция, то хозяйство может по своему усмотрению реализовать ее по любому договору: контрактации, поставки или оптовой купли-продажи в случае реализации после соответствующей подготовки в розничную сеть.
Договор контрактации обладает следующими отличительными признаками:
"предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, причем выращенная (произведенная) стороной, выступающей продавцом в данном договоре. Как правило, договор контрактации заключается на будущий товар - будущий урожай, приплод и т.п.[3]";
|
Предметом контрактациислужит только сельхоз-продукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п.
" Если выращенная продукция прошла производственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактоваться.[4]" Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и т.п. Их реализация осуществляется уже в режиме поставки или оптовой купли-продажи, которая требует учета правил продажи таких товаров населению.
Термин "сельскохозяйственная продукция" используется многими нормативными актами, однако его содержание далеко не очевидно (трудно сказать, относится ли, например, сливочное масло к сельскохозяйственной или промышленной продукции).
Существующие сегодня классификаторы продукции и видов экономической деятельности малопригодны для решения юридических задач.
"С одной стороны, далеко не всякая (с точки зрения официальных классификаторов) продукция сельского хозяйства может выступать предметом договора контрактации (например, рыбные консервы). С другой стороны, предметом контрактации может быть не только сельскохозяйственная продукция, но и продукция лесного хозяйства (саженцы деревьев), а также рыбоводства.[5]"
Поэтому наиболее точно предмет контрактации можно описать с помощью двух критериев: во-первых, это продукция, полученная методами агро- и зоотехники, т.е. путем выращивания или сбора с использованием природы (почвы, водоемов, флоры, фауны) как важнейшего фактора производства. Во-вторых, это продукция, производство которой в значительной степени зависит от случайных, неподконтрольных человеку естественно-природных воздействий.
|
поставщиком должен быть производитель сельскохозяйственной продукции.
Как правило, им является сельскохозяйственная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если поставщиком сельскохозяйственной продукции является не производитель, а обыкновенный субъект предпринимательской деятельности, такой договор не может квалифицироваться как контрактация, поскольку по своему субъектному составу не отвечает требованиям ст.536 ГК РФ. и должен быть оформлен как поставка.
На стороне покупателя выступает заготовитель сельскохозяйственной продукции (контрактант), который приобретает ее для использования в предпринимательской деятельности. Следовательно, заготовителями могут быть предприниматели, осуществляющие переработку или продажу сельскохозяйственной продукции;
"Государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в договоре контрактации. В случае закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд интересы государства представляют специальные лица - государственные заказчики.[6]" В этой роли, как правило, выступают органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.
цель приобретения сельскохозяйственной продукции - ее дальнейшая переработка или продажа.
|
"Договор контрактации - это возможность заключения договора на еще несуществующую продукцию, но это такая же возможность, как и опасность: ведь до конца неизвестно, будет она изготовлена или нет.[7]"
Хотя в контрактации и оптовой купле-продаже товаров существует возможность заключения договора на будущую продукцию, риски в этих договорах различны.
Следовательно, риск в контрактации больше, чем в оптовой купле-продаже, так как сельскохозяйственная продукция вырастет или нет - еще неизвестно, а в оптовой - должна быть изготовлена.
"Договор контрактации заключается в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами. При этом используются бланки примерных договоров контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, например, договоры контрактации на зерно, масло и т.д.[8]"
Структура договорных связей при контрактации может быть простой и сложной. При простой структуре связей хозяйство сдает продукцию контрагенту, который является одновременно и получателем продукции.
При сложной структуре связей продукция передается указанному контрагенту - перерабатывающему предприятию, торговой или иной организации, с которой контрактант заключил договор поставки. Договоры с простой структурой связи называются прямыми договорами, а со сложной - договорами с участием посреднических организаций.
"Специфика сельскохозяйственного производства - сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т.д.), - делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца по договору поставки).[9]"
Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений по контрактации - это повышение уровня правовой зашиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя.
Существенные, обычные, случайные условия договора
"Существенными условиями договора контрактации являются условия о количестве и ассортименте, поскольку производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.[10]"
Как следует из ст.537 ГК, ассортимент относится к существенным условиям договора контрактации. Это вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. Так, после окончания посевной остается лишь ждать урожая (что посеял - то и пожнешь).
Цена не является существенным условием договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общим правилам, предусмотренным для купли-продажи.
"Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, поскольку таково же его значение в договоре поставки. Однако для контрактации он не столь важен. Ведь в подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо произвести (вырастить).[11]"
Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом. Представляется, что для договора контрактации законодатель мог бы сделать исключение и в отличие от поставки не придавать его сроку значения существенного условия.
Количество сельскохозяйственной продукции, подлежащей продаже, определяется по усмотрению сторон договора контрактации. Если производитель принимает исполнение заказа на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в договоре отражаются (с необходимой конкретизацией) данные, содержащиеся в заказе. Таким же образом стороны определяют и ассортимент продукции.
В договоре контрактации согласовываются и количество продукции, сдаваемой производителем в переработанном виде (переработанные овощи, масло, сыр и т.д.). Такая продукция может приниматься заготовителем с зачетом в выполнение договора контрактации по установленным эквивалентам (коэффициентам).
Продаваемая производителем сельскохозяйственная продукция должна соответствовать по качеству стандартам и техническим условиям. Необходимо также, чтобы она отвечала требованиям правил ветеринарного и санитарного надзора.
Сроки сдачи сельскохозяйственной продукции определяются соглашением сторон договора контрактации с учетом сроков (периода) производства продукции (п.1 ст.508 ГК). Как правило, они детализируются в согласованных сторонами графиках, по которым и производится сдача продукции заготовителю.
Условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции имеют особо важное значение для договора контрактации. Объясняется это известной долей непредсказуемости получения производителем указанного в договоре количества и ассортимента продукции в связи с возможными природными катаклизмами или, наоборот, чрезмерно благоприятными погодными условиями для выращивания (производства) сельскохозяйственной продукции. Известно, что договоры контрактации, как правило, заключаются до начала (иногда задолго) сельскохозяйственных работ по выращиванию (производству) продукции. В определенной степени известным выходом из неблагоприятного положения для производителей в указанных случаях являются гарантии, даваемые государством в договорах контрактации для государственных нужд.
Помимо существенных условий принято выделять условия обычные и случайные. Наличие или отсутствие обычных условий не оказывает влияния на факт заключения договора. Эти условия нет необходимости включать в договор, поскольку они и так они сформулированы в законе или иных нормативных актах, и, поскольку контрагенты согласились заключить данный договор, они тем самым признаются выразившими согласие подчиниться тем условиям, которые по закону распространяются на договорные отношения соответствующего вида или на все договоры вообще.
В качестве случайных выступают такие условия, которые не имеют значения для заключения договора контрактации. Случайные условия могут возникнуть и приобрести юридическое действие только в том случае, что они будут включены в самый договор.
Таким образом, под обычными условиями договора понимаются, по сути, требования законодательства, предъявляемые к содержанию договора контрактации, случайными признаются условия, не относящиеся к существенным условиям данного договора (включенные в его текст), которые к тому же не регулировались правовыми нормами.
Однако, следует отметить, случайные условия договора контрактации, а в частности то, что действующий порядок заключения договора исключает возможность попадания таковых в текст договора. Таким образом, в тексте договора не может быть ни одного условия, в отношении которого можно было бы сделать вывод, что ни одна из сторон не заявляла о том, что по данному условию должно быть достигнуто соглашение.
Особенностью договора контрактации - является включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горюче-смазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может оказываться также в вывозе продукции своим транспортом. Статья 536 ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз.
"Обязанность встречных услуг обусловливается слабым развитием системы снабжения и рыночной инфраструктуры сельского хозяйства. Между тем именно их развитие решающим образом влияет на уровень обеспечения продовольствием.[12]"
В России самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного значительная доля теряется или гибнет из-за отсутствия хранилищ, холодильников, а главное - отлаженной системы заготовок.
Контрактант (т.е. заготовитель) может принимать на себя обязанность встречной продажи хозяйству отходов от переработки полученной продукции. Это совершенно особое и важное условие, позволяющее полнее использовать производственную продукцию.
Указанные особенности этого условия договора контрактации порождаются отсутствием в стране развитой структуры снабжения сельского хозяйства и сбыта сельхозпродукции. Поэтому функции снабжения тарой, материалами, вывоза продукции стали возлагаться на того, кто покупает продукцию - на заготовителя. От этого пока трудно отказаться, что обусловливает сохранение особенностей договора контрактации.