Жидкие среды организма, система крови и ее состав.




Частный модуль: Физиология крови.

Цели изучения.

Уметь:

- определять лабораторными методами и анализировать основные клинические показатели крови.

- определять групповую принадлежность крови и оценивать влияние переливаемой крови донора на организм реципиента.

- анализировать роль крови в работе различных функциональных систем.

-анализировать участие крови в регуляции различных параметров гомеостаза.

Знать:

- функции крови,

- механизмы регуляции, обеспечивающие поддержание клеточного состава крови на уровне, необходимом для метаболизма при изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

- Защитные функции системы крови.

- Физиологические основы переливания крови.

 

Рубежный контроль.

1.Тестирование. Тесты из сборника Нормальная физиология. Ситуационные задачи и тесты. Под ред. академика РАМН К.В.Судакова. стр.34– 193 (1 – 41).

2.Собеседование по ситуационным задачам из сборника. Нормальная физиология. Ситуационные задачи и тесты. Под ред. академика РАМН К.В.Судакова. стр. 50-58 (1 – 11).

3. Проверка умений.

4. Проверка протоколов и собеседование по практическим работам.

 

 

Модульная единица 1.

Жидкие среды организма, система крови и ее состав.

Уметь:

-оценивать физико-химические характеристики крови.

-сравнивать полученные результаты клинического анализа с должными величинами, адекватными для обследуемого;

-анализировать причины и механизмы, вызвавшие изменение количества форменных элементов и состава плазмы крови при различных функциональных состояниях организма.

- анализировать саморегуляторные механизмы поддержания основных клинически важных показателей крови (ОЦК и рН) при оценке и прогнозировании состояния здоровья человека в изменяющихся условиях окружающей среды.

 

Для рубежного контроля:

1. Оцените зависимость параметров гомеостаза от физико-химических характеристик крови.

2. Проведите анализ предлагаемых общих анализов крови и выделите анализы с нормальными показателями.

3. Выделите основные механизмы саморегуляции массы циркулирующей крови, которые активируются после большой кровопотери.

4. Проанализируйте роль компонентов функциональной системы, поддерживающей рН крови на оптимальном для метаболизма уровне.

5. Опишите какие изменения внешней среды могут привести к изменениям рН крови.

6. Кратко изложите ход анализов крови: определение форменных элементов крови, определение НЬ, СОЭ, вычисление цветового показателя крови.

7. Какие показатели крови могут измениться при длительном пребывании человека в условиях высоких температур окружающей среды. Почему у большинства людей эти изменения не происходят?

Знать:

- Состав внутренней среды организма и функции её компонентов (кровь, лимфа,

интерстициальная, внутриклеточная жидкость, ликвор и др.).

- Роль крови в работе различных функциональных систем организма.

- Значение физико-химических характеристик крови для нормального функционирования организма (рН, Росм., Ронк., вязкость, температура крови и др.).

- Состав крови.

- Белки плазмы и их функции. Физиологическое значение онкотического давления для транскапилярного обмена.

-Эритроциты, их функции, скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

- Факторы, влияющие на эритропоэз, роль гипоксии в стимуляции эритропоэза.

- Гемолиз, причины его возникновения, его последствия для организма.

- Гемоглобин, его виды и соединения, факторы, влияющие на синтез гемоглобина.

- Функциональная связь между процессами пищеварения и эритропоэзом.

- Лейкоциты, их виды (лейкоцитарная формула) и функции.

-Факторы, влияющие на изменение количества лейкоцитов.

- Тромбоциты, их функции, факторы, влияющие на изменение количества тромбоцитов.

-Методы определения клинически важных показателей крови: подсчёт форменных элементов, определение гемоглобина, СОЭ их нормы.

- Функциональная система, поддерживающая массу циркулирующей крови на оптимальном для метаболизма уровне.

- Функциональная система, поддерживающая рН крови на оптимальном для метаболизма уровне.

 

Содержание обучения:

 

Жидкие среды организма. Интерстициальная жидкость, лимфа, кровь, тканевая жидкость. Функции крови. Состав крови. Физико-химические характеристики крови(рН, Росм., Ронк., вязкость, объем, температура крови), функциональное значение для организма этих гомеостатических параметров. Плазма крови, состав, функции, белки плазмы. Онкотическое давление и транскапиллярный обмен. Буферные системы крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Количество, функции и физиологические свойства. Эритроциты, виды гемолиза, последствия для организма, жизненный цикл эритроцита, эритропоэз, регуляция эритропоэза. Гемоглобин, его функции, виды, химические соединения, значение для организма. СОЭ, факторы, влияющие на величину СОЭ, физиологическое значение. Лейкоциты, лейкоцитарная формула, состав, функции. Лейкоцитоз, лейкопения, факторы, влияющие на количество лейкоцитов. Клинически важные показатели крови, определяемые лабораторными методами. ФУС поддерживающие ОЦК и рН крови на оптимальном для метаболизма уровне.

 

Основные источники информации.

1.Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций под ред. К.В.Судакова, 262- 292.

2.. Нормальная физиология. К.В.Судаков, М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006, стр. 262-306.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. К.В.Судакова и др. стр.34-44.

4. Методическое пособие по теме «Кровь». Л.В.Иванова (на правах рукописи).

5. Нормальная физиология. Ситуационные задачи и тесты. Под ред. академика РАМН К.В.Судакова, стр. 50-59 (2, 5, 6, 7, 8, 10, 11), стр.186-193 (1-3,5, 7-15, 20-26, 33-37).

Дополнительные источники информации.

1.«Фундаментальная и клиническая физиология», Под ред. А. Камкин и А.Каменский, М.,2004, стр. 740-769, 839-858.

2. «Секреты физиологии», Гершел Рафф, М.- СПб, «изд.Бином»- «Невский диалект», 2001, с.63-66.

3. «Лекции по системе крови» Ю.М.Захаров, Медицинский вестник №3, 2003г.

4. «Физиология человека» под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько, М., Медицина,2001, т.1, стр. 276-308.

5. «Физиология человека» под ред. В.М.Смирнова, М., «Медицина», 2002., с.238-270, 401-442.

6. Агаджанян стр. 139-154.

Материально-техническое оснащение.

Схемы, рисунки, таблицы, методические разработки, сборник ситуационных задач и тестов. Микроскоп, мазок крови, смесители для эритроцитов и лейкоцитов, счётная камера, покровное стекло, спирт,уксусная кислота 3-5%, 1% раствор метиленового синего, гемометр Сали, 0,1% раствор соляной кислоты, дистиллированная вода, прибор Панченкова, лимонно-кислый натрий, образцы крови.

 

Внеаудиторная, самостоятельная работа студента.

1.Работа с основной и дополнительной литературой.

2.Работа с тестами и ситуационными задачами из сборника.

3.Работа с рисунками, схемами, таблицами.

Виды учебной деятельности.

1. Решение ситуационных задач и тестовых заданий. См. сборник тестовых заданий и ситуационных задач, стр.50-59, 186-193.

2. Анализ схем и таблиц, рисунков (по предлагаемым студентам методическим разработкам).

3. Ознакомление с методикой проведения клинических анализов крови:

- Определение количества эритроцитов в 1мкл крови.

-Определение количества лейкоцитов.

-Определение содержания гемоглобина.

- Вычисление цветового показателя крови.

- Определение скорости оседания эритроцитов.

- Расчёт гематокрита.

- Определение границ осмотической резистентности эритроцитов.

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. К.В.Судакова и др. стр. 319 – 329.

 

 

Текущий контроль:

1Тестирование.

2. Ответы на ситуационные вопросы.

3. Собеседование по предлагаемым схемам.

4. Решение ситуационных задач.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: