Едва ли вы найдете течение в педагогике, которое бы не декларировало уважение к личности ребенка. Но как именно уважать эту личность, мнения расходятся. То ли нужно позволять делать все, то ли разумно ограничивать, то ли помогать, то ли бросить одного на произвол судьбы — быстрее научится.
Монтессори также исходила из постулата, что личность ребенка нужно уважать. Но в отличие от многих она твердо знала, как это делается. Нужно просто смотреть, что полезно и, главное, необходимо самому ребенку.
Что же ему нужно в первую очередь? Прочтите лозунг в начале этого раздела, и вы тоже будете знать, что нужно вашему малышу.
На первый взгляд в этом лозунге есть два противоречащих друг другу понятия: «помоги» и «самому». Но Монтессори удалось добиться гармоничного сосуществования свободы и дисциплины. Судите сами.
Все, наверное, понимают, что нельзя вырастить независимую, творческую и свободомыслящую личность, если изо дня в день повторять: это
не бери — уронишь, разо
бьешь, сломаешь, порежешься, сюда не ходи — упадешь, испачкаешься, так не делай — потому что так нельзя. Ребенку нужна свобода. Самостоятельность и возможность самому определять, что и как делать, во что играть и с кем дружить, в будущем превратятся в способность мыслить нестандартно, творчески решать проблемы, противостоять чужому влиянию.
Все это понимают, но вот как осуществить это замечательное требование на практике?
Предоставить ребенка самому себе, пусть что хочет, то и делает? Но ведь речь идет о двухлетнем малыше, и для него такая свобода может обернуться твердым убеждением, что он просто никому не нужен.
Поэтому свободу нужно давать только в том объеме, в каком она нужна ребенку. По мнению Монтессори, задача родителей — найти ребенку занятие, а затем отпустить в свободное плаванье. Ребенку не навязывают чужой опыт и ритм работы — ему предлагают некоторые материалы и игры (их Монтессори называет развивающей средой), но последний выбор всегда за крохой, и он осваивает сложную науку житья-бытья в индивидуальном темпе, когда дозревает до этого.
|
Помоги мне уважать других
Свобода — это, конечно, хорошо, но, с другой стороны, мы также понимаем, что вседозволенность — это шаг к эгоизму, капризам, манипулированию другими людьми. Поэтому Монтессори утверждала, что свобода — это не дикое «что хочу, то и делаю», а уважительное «я играю во что хочу, но не мешаю тем, кто рядом».
Так, например, в Монтессори-группе или садике все игрушки только в одном экземпляре. Даже если это суперинтересная штука, больше одной купить нельзя. Цель такого дефицита — научить детей работать в коллективе, ждать своей очереди, делиться и т. д.
Эту идею желательно воплотить и дома. То есть если вы играете с ребенком, то у вас может быть только одна игрушка, предмет и действовать нужно по очереди.
Если же ребенок, играя, пролил, рассыпал или разбил что-то, то ни в коем случае нельзя ругать его за это.
Но обязательно нужно показать, что своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия нужно ликвидировать: вытереть лужу, подмести, собрать осколки. Важно не ругаться, а показать, как исправить ошибку, а затем настоять, чтобы кроха исправил ее сам.
Помоги мне соблюдать порярок
Свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Психика ребенка требует порядка и определенности. Этот мир в новинку малышу, и поэтому он очень ценит узнаваемые ориентиры — своя кроватка, мама, которая всегда рядом, обои определенного цвета и т. д. Ребенка можно довести до невроза, ежедневно переставляя мебель в квартире или переезжая с место на место. Это же касается не только места для игрушек, но и распорядка дня и требований родителей. Они тоже должны быть строго определены.
|
Вы спросите: «Если порядок так необходим малышу, то почему же он, такой-сякой, отказывается ставить вещи на место, чистить зубы по утрам и вечерам и выполнять остальные мои требования? ». Ваш ребенок создает беспорядок не потому, что он лентяй и грязнуля, а потому... впрочем, вы сами сможете ответить на этот вопрос, если еще раз прочтете наш лозунг. Догадались? Он не любит соблюдать порядок, если этот порядок за него установили вы.
А значит...
Ваша задача — всеми силами помогать ему поддерживать выбранный порядок. То есть вместе с ним убирать вещи и игрушки на те места, которые он сам выбрал.
. Смешение графика для них не
так страшно, как нарушение ежедневных ритуалов, последовательности «встать, есть, гулять, мыться, спать». Старайтесь помогать детишкам чувствовать себя увереннее.
Кроха попал в этот мир какие-то год-два- три назад. Он оказался среди незнакомых ему папы, мамы, бабушки, дедушки и т. д. Он изучает вас, пытается понять, чего вы хотите от него. И если вы говорите одно, а делаете другое, то в его маленьком мире наступает форменный хаос. И дальше он перестанет вас слушать, но не потому, что он плохой и вредный, а потому, что так он оберегает свой внутренний мир от полного разрушения. Поэтому никогда не обещайте того, чего не можете сделать.
|
Знакомая картинка: малыш упрямится и не хочет возвращаться с прогулки домой. Мама во всеуслышание заявляет: «Ну все, я пошла домой, а ты оставайся здесь один», а затем удаляется якобы твердым шагом. Но она никогда не бросит кроху, и через пять минут, когда она все-таки вернется, он это узнает. А значит, эта опрометчиво бро- шенная фраза станет для него сигналом, что маму можно не слушаться и ничего за это не будет.