МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
От 28 декабря 2010 г. № 555
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4109; 2005, № 29, ст. 3037, № 49, ст. 5204; 2007, № 11, ст. 1283; 2008, № 18, ст. 2009, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300, № 20, ст. 2435), а также в целях повышения эффективности организации и проведения воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе приказываю:
1. Утвердить:
- Основы организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (приложение № 1);
- Положение об органах воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (приложение № 2);
- Положение о наставничестве в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (приложение № 3);
- Положение о комнате воспитательной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (приложение № 4);
- Руководство по организации общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (приложение № 5).
2. Признать утратившими силу приказы ФСИН России от 14.06.2006 № 390 "Об организации воспитательной работы с работниками Федеральной службы исполнения наказаний" (признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации 26.05.2006) и от 17.05.2007 № 242 "Об организации общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 05.06.2007 № 01/5446-АБ).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России, осуществляющего руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Директор
генерал-полковник внутренней службы А.А. Реймер
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу ФСИН России
от 28 декабря 2010 г. № 555
ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1. Одной из основных задач реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является своевременное обеспечение учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами. Обеспечение эффективного процесса исполнения уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы, но и в значительной степени от персонала учреждений, исполняющих наказания, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры.
2. Настоящие Основы определяют общий порядок организации воспитательной работы в УИС.
Основы организации воспитательной работы в УИС разработаны и реализуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минюста России и ФСИН России, а также Концепцией воспитания работников УИС.
3. Воспитательная работа заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников УИС необходимых профессиональных качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
Воспитательная работа проводится при решении оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач в повседневной деятельности учреждений и органов УИС. При решении служебно-боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение.
4. Основные задачи воспитательной работы с работниками УИС:
- осуществление государственной политики в области исполнения наказаний;
- поддержание высокого уровня морально-психологического состояния и служебной дисциплины в УИС;
- повышение престижа службы и авторитета работников УИС;
- проведение последовательной научно обоснованной кадровой политики в УИС;
- формирование профессионально компетентных, обладающих организаторскими способностями, инициативных, высоконравственных работников УИС.
Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки района расположения учреждений и органов УИС, морально-психологического состояния работников УИС. При этом обеспечивается максимальная сопряженность решаемых задач и воспитательной работы.
5. Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными действиями должностных лиц всех уровней; обеспечением непрерывности и дифференцированным подходом при ее организации с различными категориями работников УИС; наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.
Результативность мер, направленных на воспитание работников УИС, достигается за счет индивидуального воздействия, с учетом их уровня образования, возраста, опыта, пола, отношения к религии, национальных и других особенностей, нравственного, духовного и физического развития, соблюдения их законных прав.
6. Организация, руководство и контроль воспитательной работы с работниками УИС возлагаются на соответствующих должностных лиц учреждений и органов УИС.
Начальники учреждений и органов УИС:
- осуществляют руководство воспитательной работой и реализуют мероприятия, направленные на решение конкретных задач, поддержание законности и служебной дисциплины, здоровой морально-психологической обстановки в служебных коллективах, оказание социальной помощи работникам УИС и членам их семей;
- проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы с работниками УИС;
- представляют объективную информацию в вышестоящие органы управления о состоянии законности и служебной дисциплины, морально-психологической обстановке и настроениях работников УИС в подчиненных подразделениях;
- осуществляют контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию работников УИС, подводят итоги воспитательной работы, ставят задачи заместителям, начальникам отделов и служб, подразделений, должностным лицам органов воспитательной работы по ее совершенствованию.
Начальники отделов и служб учреждений и органов УИС:
- осуществляют организацию воспитательной работы, представление объективной информации начальникам учреждений и органов УИС и их заместителям, курирующим работу с личным составом, о состоянии законности и служебной дисциплины, морально-психологической обстановке в подчиненных подразделениях;
- обеспечивают планирование воспитательной работы с работниками УИС в процессе служебной деятельности;
- организуют и проводят мероприятия по поддержанию порядка, обеспечению законности и служебной дисциплины, участвуют в работе по информационно-пропагандистскому обеспечению;
- на основе анализа морально-психологического состояния работников УИС вносят предложения по его укреплению, участвуют в их реализации;
- лично участвуют в проведении мероприятий воспитательной работы с работниками УИС в подчиненных подразделениях.
7. Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы с работниками УИС включает:
- уяснение и оценку исходных данных, а именно: знания работниками УИС руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уровня качества решения оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач, состояния законности и служебной дисциплины, а также морально-психологического климата в служебных коллективах, социального положения работников УИС и членов их семей, возможностей объектов учебно-материальной базы воспитательной работы;
- принятие решения по организации воспитательной работы и поддержанию законности и служебной дисциплины в учреждениях и органах УИС (какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы);
- планирование и проведение мероприятий воспитательной работы в учреждении и органе УИС;
- всесторонний контроль и оказание помощи в организации и проведении мероприятий воспитательной работы подчиненным должностным лицам;
- подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы, состояния законности и служебной дисциплины, устранение недостатков, выявленных в ходе этой работы.
8. Планирование воспитательной работы с работниками УИС осуществляется в учреждениях и органах УИС исходя из стоящих перед ними задач:
- в учреждениях и органах УИС - на полугодие;
- в образовательных учреждениях ФСИН России, для курсантов (слушателей) - на учебный год;
- в отделах и службах учреждений и органов УИС - на квартал.
Вопросы и мероприятия воспитательной работы с работниками УИС отражаются в документах по планированию служебной деятельности (в планах организационно-практических мероприятий, планах работы структурных подразделений, отделов, служб). При этом заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом, согласовывают их в обязательном порядке, обеспечивая соответствие указанных планов нормативным документам по организации воспитательной работы с работниками УИС.
Текущее планирование воспитательной работы с работниками УИС отделом (отделением, группой) по работе с личным составом в учреждениях и органах УИС осуществляется по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным планированием.
План воспитательной работы с работниками УИС включает в себя следующие разделы:
- информационно-пропагандистская работа;
- работа по укреплению законности и служебной дисциплины;
- социальная работа;
- культурно-досуговая работа.
Количество проводимых мероприятий по разделам не ограничено, а их содержание не должно дублировать должностные инструкции сотрудников УИС, входящих в состав органов воспитательной работы, и планы аналогичных периодов прошлых лет, за исключением традиционных ежегодно проводимых мероприятий.
9. Индивидуально-воспитательную работу планируют и проводят:
- с подчиненным рядовым и начальствующим составами - соответствующие начальники отделов и служб учреждений и органов УИС;
- с подчиненными начальниками отделов и служб, заместителями начальников учреждений УИС - соответствующие начальники учреждений УИС, заместители начальников территориальных органов ФСИН России по курируемым направлениям деятельности;
- с начальниками отделов и служб территориальных органов ФСИН России, подчиненными начальниками учреждений УИС - соответствующие начальники территориальных органов ФСИН России и их заместители по курируемым направлениям деятельности.
Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС фиксируются в тетрадях индивидуально-воспитательной работы соответствующих руководителей.
10. Основными направлениями воспитательной работы с работниками УИС являются сплочение служебных коллективов, поддержание в них здоровой морально-психологической обстановки, которые достигаются:
- изучением руководителями личностных качеств работников УИС, их нужд и запросов;
- повышением эффективности наставничества, применением методов морально-психологического воздействия на работников УИС, повышением их квалификации, внедрением передового опыта и поощрением лучших специалистов.
11. В целях воспитания проводятся общие собрания работников УИС:
- в отделах и службах учреждений и органов УИС - не реже одного раза в квартал;
- в подразделениях курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России - не реже одного раза в квартал;
- в учреждениях и органах УИС - не реже одного раза в полугодие.
Решениями общих собраний создаются общественные формирования, необходимые для улучшения морально-психологического климата, укрепления законности и служебной дисциплины, организации культурно-досуговой работы, которые утверждаются приказами руководителей учреждений и органов УИС.
12. Воспитательное воздействие на работников УИС осуществляется с использованием следующих форм информационно-пропагандистской работы:
- занятия по общественно-государственной подготовке;
- плановое, оперативное общественно-политическое и государственно-правовое информирование, просмотр учебных кино- и видеофильмов, общие собрания, прямое обращение руководителей всех уровней к работникам УИС, научно-практические конференции, тематические вечера, применение средств наглядной агитации и др.
В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражается специфика решаемых в учреждениях и органах УИС оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач.
В целях проведения информационно-пропагандистской работы в учреждениях и органах УИС создаются нештатные информационно-пропагандистские группы из наиболее подготовленных и авторитетных работников УИС, избираемых на общих собраниях работников УИС.
Руководство их деятельностью осуществляют соответствующие должностные лица органов воспитательной работы, заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующих работу с личным составом.
Должностные лица органов воспитательной работы с работниками УИС обучают средний и старший начальствующий состав, нештатный информационный актив практике информационно-пропагандистской работы.
Руководящий состав учреждений и органов УИС планово принимает участие в проведении мероприятий информационно-пропагандистской работы с работниками УИС.
13. В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач в учреждениях и органах УИС используются стенная печать, средства наглядной агитации, организуется подписка на газеты и журналы, оборудуются комнаты воспитательной работы.
В учреждениях и органах УИС выпускаются стенные газеты - не реже одного раза в месяц, фотогазеты - по мере необходимости.
14. Планирование культурно-досуговой работы с различными категориями работников УИС и членами их семей осуществляется дифференцированно с учетом местных региональных особенностей и традиций, наличием материальной базы для проведения данных мероприятий в учреждениях и органах УИС и иных условий.
Начальники учреждений и органов УИС обеспечивают активное участие работников УИС и членов их семей в различных формах самодеятельного художественного творчества, поддержку и развитие творческих коллективов, культурно-шефской работы, постоянное пополнение книжных фондов библиотек, развитие и обновление экспозиций музеев, комнат истории.
В учреждениях и органах УИС организуются выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры, концертно-художественных бригад и других творческих коллективов; проводятся литературные вечера, книжные и прочие выставки.
15. Работа по повышению профессионализма, правовых и психолого-педагогических знаний сотрудников УИС, входящих в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, проводится в системе профессионального образования по всем основным видам обучения и предусматривает проведение занятий по совершенствованию навыков должностных лиц по руководству воспитательным процессом в подчиненных подразделениях.
В целях повышения квалификации (переподготовки) по специальности сотрудников УИС, входящих в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, проводится их обучение в образовательных учреждениях ФСИН России и управлении кадров ФСИН России.
16. Ответственность за организацию и проведение воспитательной работы с работниками УИС, обеспечение единства и согласованности участия в данной работе всех структурных подразделений, персональная ответственность руководителей всех уровней за воспитание подчиненных возлагается на начальников учреждений и органов УИС.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к приказу ФСИН России
от 28 декабря 2010 г. № 555
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫС РАБОТНИКАМИ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1. Настоящее Положение определяет основы построения, организации деятельности, задачи и основные направления деятельности органов воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
2. Органы воспитательной работы с работниками УИС формируются в соответствии с организационно-штатной структурой учреждений и органов УИС и характером решаемых ими задач.
В состав органов воспитательной работы с работниками УИС входят:
- заместитель директора ФСИН России, осуществляющий руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности УИС;
- управление кадров ФСИН России;
- заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом;
- управления кадров и работы с личным составом территориальных органов ФСИН России;
- отделы (отделения, группы) кадров и работы с личным составом учреждений и органов УИС;
- отделы (отделения, группы) по работе с личным составом учреждений и органов УИС;
- инспекции по личному составу территориальных органов ФСИН России.
3. Органы воспитательной работы с работниками УИС в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минюста России и ФСИН России, Концепцией воспитания работников УИС, а также настоящим Положением.
4. Руководители органов воспитательной работы с работниками УИС осуществляют планирование, методическое обеспечение, организацию и проведение воспитательной работы и общественно-государственной подготовки с работниками УИС, контроль организации и проведения воспитательной работы в структурных подразделениях учреждений и органов УИС, морально-психологическое обеспечение при выполнении служебно-боевых задач, управление подчиненными органами воспитательной работы с работниками УИС.
5. Органы воспитательной работы с работниками УИС решают следующие задачи:
- обеспечивают совместно с другими органами управления УИС единое понимание, твердое и последовательное проведение в учреждениях и органах УИС политики Российской Федерации по обеспечению выполнения задач, решаемых УИС;
- участвуют в планировании и реализации задач развития и реформирования УИС;
- организуют воспитательную работу с работниками УИС по формированию у них верности конституционному и служебному долгу, патриотизма, готовности к отстаиванию национальных интересов Российской Федерации;
- организуют общественно-государственную подготовку в учреждениях и органах УИС;
- осуществляют методическое обеспечение воспитательной работы с работниками УИС на основе передовых методов воспитания;
- изучают морально-психологическое состояние, социальное положение работников УИС, принимают меры по поддержанию здорового морально-психологического климата в служебных коллективах, их сплочению, воспитанию у работников УИС чувства товарищества;
- вырабатывают и реализуют меры по поддержанию необходимого для выполнения оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач уровня морально-психологического состояния работников УИС, их психологической устойчивости, состояния законности и служебной дисциплины;
- представляют объективную информацию в вышестоящие органы управления о состоянии законности и служебной дисциплины в учреждениях и органах УИС и морально-психологическом состоянии работников УИС;
- проводят мероприятия по воспитанию у работников УИС ответственности за выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов их руководителей, а также взаимного уважения и сознательного им подчинения;
- заботятся о повышении авторитета руководящего состава УИС;
- осуществляют руководство работой по патриотическому воспитанию работников УИС;
- организуют и проводят мероприятия по обеспечению состязательности среди работников УИС при выполнении оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач, по повышению мотивации к антикоррупционному поведению работников УИС;
- организуют работу по осуществлению мониторинга социальных процессов в учреждениях и органах УИС;
- принимают участие в организации и проведении социальной работы в УИС;
- осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности общественных формирований учреждений и органов УИС;
- организуют и проводят информационно-пропагандистскую работу с работниками УИС, информационное обеспечение повседневной деятельности учреждений и органов УИС;
- организуют взаимодействие со средствами массовой информации;
- взаимодействуют с представителями органов государственной власти, ведомственных, общественных и иных организаций по вопросам повышения социального статуса работников УИС, престижа службы в УИС;
- проводят работу по недопущению попыток раскола служебных коллективов по религиозным, национальным и иным мотивам;
- организуют проведение в учреждениях и органах УИС политики государства в области культуры, культурно-досуговой работы, проводят мероприятия по нравственному, эстетическому и физическому воспитанию работников УИС;
- осуществляют организационно-методическое руководство учреждениями культуры УИС;
- участвуют в обучении должностных лиц учреждений и органов УИС по проведению воспитательной работы с работниками УИС;
- участвуют в организации подбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения ФСИН России и в распределении прибывших выпускников;
- организуют проведение воспитательной работы с курсантами (слушателями) образовательных учреждений ФСИН России в интересах формирования у них высоких профессиональных и духовно-нравственных качеств;
- изучают, обобщают и распространяют передовой опыт деятельности кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин образовательных учреждений ФСИН России по вопросам качества преподавания и эффективности воспитания слушателей и курсантов;
- участвуют в работе по комплектованию и подготовке кадров для органов воспитательной работы с работниками УИС;
- участвуют в обеспечении учреждений и органов УИС техническими средствами для проведения воспитательной работы с работниками УИС, кино-, видео- и аудиопродукцией;
- взаимодействуют с представителями федеральных органов исполнительной власти и органов управления пенитенциарных систем государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам обмена опытом организации воспитательной работы;
- участвуют в установленном порядке в международном сотрудничестве с пенитенциарными системами иностранных государств в сфере социально-гуманитарных отношений;
- осуществляют использование материально-технической базы, предназначенной для осуществления информационно-пропагандистской, социальной, культурно-досуговой работы;
- участвуют в формировании бюджетной заявки ФСИН России на очередной финансовый год в части, касающейся воспитательной работы с работниками УИС.
6. Должностные лица, входящие в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, осуществляют:
а) заместитель директора ФСИН России, осуществляющий руководство в сфере организации кадрового обеспечения деятельности УИС:
- руководство воспитанием работников УИС, реализацию нормативных правовых актов в части, касающейся организации воспитательной работы с работниками УИС;
- привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;
- планирование, контроль и подведение итогов воспитательной работы с работниками УИС;
б) начальник управления кадров ФСИН России, заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом:
- организацию воспитания работников УИС, реализацию нормативных правовых актов в части воспитательной работы с работниками УИС;
- привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;
- планирование, контроль и подведение итогов воспитательной работы с работниками УИС;
- проведение индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС;
- регулярное информирование соответствующих руководителей органов воспитательной работы об эффективности организации воспитательной работы и морально-психологическом состоянии работников УИС;
в) начальники отделов (отделений, групп) кадров и работы с личным составом и начальники отделов (отделений, групп) по работе с личным составом учреждений и органов УИС:
- обеспечение воспитания работников УИС в учреждениях и органах УИС, реализацию нормативных правовых актов в части, касающейся организации воспитательной работы;
- привлечение руководителей всех уровней к организации и проведению воспитательной работы, укреплению состояния законности и служебной дисциплины среди работников УИС;
- проведение индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС;
- ежеквартальное информирование начальников учреждений и органов УИС об эффективности организации воспитательной работы с работниками УИС и их морально-психологическом состоянии;
г) инспекции по личному составу территориальных органов ФСИН России:
- организацию и проведение в учреждениях и органах УИС мероприятий по реализации требований нормативных правовых актов в части, касающейся соблюдения законности и служебной дисциплины среди работников УИС;
- проведение анализа работы в подчиненных подразделениях по укреплению законности и служебной дисциплины среди работников УИС, антикоррупционной мотивации в служебной деятельности, оказание методической и практической помощи соответствующим руководителям по улучшению этой работы;
- ежеквартальное информирование начальников территориальных органов ФСИН России и вышестоящие органы управления о состоянии законности и служебной дисциплины среди работников УИС;
д) старшие инспекторы (инспекторы) по организации воспитательной работы с работниками УИС отдела кадров и работы с личным составом учреждений и органов УИС:
- организацию методического обеспечения мероприятий по воспитательной работе с работниками УИС;
- оказание методической и практической помощи в организации работы общественных формирований;
- информирование непосредственного руководителя органа воспитательной работы с работниками УИС о проделанной работе.
7. Основные направления деятельности должностных лиц, входящих в состав органов воспитательной работы с работниками УИС, включаются в их должностные инструкции, которые разрабатываются на основе нормативных правовых актов, регламентирующих воспитательную работу с работниками УИС.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к приказу ФСИН России
от 28 декабря 2010 г. № 555
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
I. Цели и задачи наставничества
1. Наставничество является важным средством воспитания и обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), стажеров по должности (далее - подшефных) учреждений и органов УИС, направленно на их профессиональное становление, развитие необходимых личностных качеств и навыков для успешного выполнения служебных обязанностей.
2. Основными задачами наставничества являются:
- адаптация подшефных к службе в УИС, приобщение к жизни коллектива подразделения, к новым условиям жизнедеятельности, ориентирование на усвоение положительных традиций, глубокое осознание служебного долга и требований присяги;
- обучение подшефных профессиональному мастерству, формам и методам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности, мобилизация на образцовое выполнение служебных задач, повышение квалификации, уровня физической подготовки, умение владеть табельным оружием, оказание поддержки и помощи в преодолении трудностей службы;
- формирование у подшефных необходимых устойчивых морально-волевых качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, ответственности за порученное дело и свои поступки, профессиональной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам и других профессионально важных качеств;
- совершенствование профессионального отбора в УИС на основе анализа результатов адаптационного периода, испытательного срока и последующей служебной деятельности подшефных.
II. Организация наставничества
3. Наставничество устанавливается над следующими категориями подшефных:
- принимаемыми на службу в УИС на должности рядового и начальствующего составов;
- выпускниками образовательных учреждений МВД России, Минюста России и ФСИН России очной формы обучения;
- перемещенными по службе сотрудниками УИС на вышестоящую должность либо равнозначную в другую службу в случае выполнения ими функциональных обязанностей, требующих дополнительного обучения профессиональным знаниям и навыкам практической работы.
4. Наставничество устанавливается сроком от трех месяцев до одного года с момента назначения на должность (стажером по должности) подшефного.
Наставничество может осуществляться над одним, двумя, в исключительных случаях над тремя подшефными одновременно.
5. Наставники подбираются начальниками подразделений и служб учреждений и органов УИС из числа наиболее подготовленных сотрудников УИС, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в службе, положительно зарекомендовавших себя на службе, пользующихся авторитетом в коллективе.
Утверждение сотрудников УИС в качестве наставников производится приказами учреждений и органов УИС.
6. Закрепление наставников за подшефными производится приказами учреждений и органов УИС о назначении подшефных стажерами по должности либо на определенные должности на основании рапортов начальников структурных подразделений, в котором подшефные проходят службу.
III. Руководство наставничеством
7. Общее руководство наставничеством осуществляют начальники учреждений и органов УИС через своих заместителей, курирующих работу с личным составом. Непосредственное руководство наставничеством осуществляется начальниками структурных подразделений, в которых проходят службу подшефные.
8. Начальники учреждений и органов УИС обеспечивают:
- представление назначенных подшефных личному составу и объявление приказов по учреждениям и органам УИС о закреплении за ними наставников;
- утверждение индивидуальных планов обучения, разрабатываемых с учетом уровня образования и должностных обязанностей подшефных;
- создание подшефным необходимых условий для учебы, оснащение их нормативными правовыми актами и учебной литературой, позволяющими в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные индивидуальными планами обучения;
- осуществление систематического контроля за обучением подшефных и работой наставников.
9. Заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом, обеспечивают:
- организацию и проведение в учреждениях и органах УИС наставничества, подбор кандидатов в наставники из числа наиболее подготовленных для этой работы сотрудников УИС;
- внесение предложений начальникам учреждений и органов УИС по ходатайствам начальников структурных подразделений, где проходят службу подшефные, об установлении или отмене наставничества;
- осуществление систематического контроля за обучением подшефных и работой наставников;
- проведение работы по увеличению числа наставников, планирование и координацию их работы; помощь руководителям учреждений и органов УИС в организации контроля над их деятельностью; методическое оснащение наставников; периодическое заслушивание отчетов наставников и организацию их учебы;
- рассмотрение на оперативных совещаниях при начальниках учреждений и органов УИС вопросов организации наставнической деятельности;
- изучение, систематизацию и распространение передового опыта наставников, организацию и проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший наставник".
Заместители начальников учреждений и органов УИС, курирующие работу с личным составом по окончании наставнической деятельности ходатайствуют перед начальниками учреждений и органов УИС о поощрении наставников. В случае недобросовестного отношения сотрудников УИС к проведению наставничества или совершения ими проступков, дискредитирующих их на службе или в быту, вносят предложения начальникам учреждений и органов УИС, в том числе по ходатайствам начальников структурных подразделений, где проходят службу подшефные, об отстранении сотрудников УИС от наставничества и исключении их из списков наставников.
10. Начальники структурных подразделений учреждений и органов УИС, в котором проходят службу подшефные, обеспечивают:
- разъяснение подшефным и наставникам порядка проведения наставничества, их прав и обязанностей в этот период;
- проведение инструктажей наставников и создание им необходимых условий для осуществления наставнических функций;
- систематический контроль за обучением подшефных и работой наставников, участие наставников в конкурсе профессионального мастерства "Лучший наставник".
IV. Основные направления деятельности наставника
11. Знание требований законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудников УИС, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки.
12. Разработка совместно с непосредственным начальником подшефного и психологом индивидуального плана обучения и воспитания подшефного с учетом его общеобразовательной, специальной, физической подготовки, морально-психологического развития и представление его на утверждение руководителю учреждения или органа УИС.
13. Всестороннее изучение волевых, деловых и нравственных качеств подшефного, его отношения к службе, коллективу, гражданам, увлечений, наклонностей, поведения в быту, личного круга общения в свободное от службы время.
14. Оказание подшефному индивидуальной помощи в овладении профессиональными навыками по занимаемой должности, практическими пр<