Группировка «Мир искусства»




Суслова Валентина, 43 «Д»

Рубеж 19-20вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904-05гг. и революции 1905-07гг., первая мировая война 1914-18гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идей и представлений, новой опоры, в том числе и в искусстве.

На рубеже веков критическое отношение искусства к действительности приобретает форму поисков гармонии и красоты в мире фантазии. Это выразилось в тяготении к сказочным, аллегорическим или мифологическим сюжетам. Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Активно начал развиваться стиль Модерн, или же Югендштиль на немецкий манер.

Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий. Появилось множество группировок художников со своими установками и правилами. Например, «Мир искусства» - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы; «Союз русских художников» — творческое объединение художников России, основанное в 1903 году по инициативе К. Юона, А. Архипова, И. Грабаря, А. Рылова. В появлении Союза сыграли роль московские художники передвижнического направления, ученики Московского училища и художественное объединение Санкт-Петербурга «Мир искусства». Своей главной целью Союз русских художников считал содействие «распространению произведений русского искусства» и «обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений». Все подобные группировки были разочарованы в академизме, который все поддерживали, и ко всем, кто критически относился к демократическому обществу. Появились также такие творческие центры, как Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, вдохновленных идеей возрождения народного искусства. Этот период в истории русской культуры получил название Серебряный век.

Важной особенностью данного периода является то, что высоких результатов достигают все виды искусства: архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Русские художники конца XIX — начала XX в. достигли такого высокого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Группировка «Мир искусства»

Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев, Л. Бакст, М. Добужинский, К. Сомов. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.

М. Добужинский - русский и литовский художник, мастер городского пейзажа. В первые годы советской власти художник активно работает, участвуя в оформлении уличных празднеств в Петрограде и занимая ряд ответственных должностей: члена Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, члена Государственных трудовых мастерских декоративного искусства, секретаря Особого совещания по делам искусств. В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендштиля и известнейших художников Серебряного века - А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. По стилю Добужинский был близок к символистам. По собственным словам, в любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

А. Бенуа «Прогулка короля».

А. Бенуа некоторое время учился в Императорской Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. Вместе с другими не принимал тенденции передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Например, Е. Лансере, которого не интересовала современная жизнь. Он изображал фантазии воспоминания о 18 веке, обращался к темам балов- маскарадов, воспоминания о временах Людовика 16, архитектура того времени, хрупкость человеческой жизни, аристократичность.

Но помимо группировок и объединений также существовали и другие не менее известные художники. Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. Он создал целый ряд великолепных росписей, множество оформительских и декоративных работ, выполнил несколько уникальных архитектурных проектов.

В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Михаил Александрович Врубель (1856 -1910) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Сдвоенный номер выпускающегося журнала «Мира искусства» (№ 10—11 за 1903 год) был целиком посвящён Врубелю, там были приведены репродукции его работ, многие его критики публично взяли свои негативные отзывы обратно. К началу XX века изменились также вкусы и предпочтения публики, в моду вошли импрессионисты и символисты, в результате приемлемыми стали символика и образный строй живописи Врубеля, его эмоциональность и культ красоты. Врубель не увлекался пленэром, как Васнецов, ему так же был далек реализм передвижников, которые, по его мнению, пренебрегали формальными задачами. Вместе с тем заметны академические черты — в априорности красоты, Но Врубель последовательно преодолевает академизм. Орнаментальность становится отличительным качеством графики и живописи.

М. Врубель «Жемчужина».

Эпоха модерна была яркой и запоминающейся. Множество великих художников того времени известны по всему миру. Существует большое количество направлений в модернизме и все они могут рассматриваться как отдельные течения в искусстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: