по познавательному развитию




Картотека дидактических игр

 

 

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №8 «Буратино»

Кузьминых Галина Михайловна

 

 

Источник: «https://nsportal.ru/»

 

 

«Летает-не летает». (с мячом).

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Детям предлагается отвечать на вопросы и выполнять движе­ния в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, спо­собного летать, например: стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчи­те и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воро­бей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

« Описываем различные свойства предметов».

Цель: развивать умение описывать любой предмет или игрушку.

Оборудование: игрушки, предметы по тематике, выбранной педагогом.

Описание. Детям предлагается отвечать на вопросы взрослого.

Инструкция: Ребята, внимательно посмотрите на эту игрушку и ответьте на вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение 1: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

Усложнение 2: предложить детям самим задавать вопросы

 

«Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок»

Цель: развивать умение отгадывать предмет по описанию.

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог предлагает детям отгадать загадки, отвечает тот ребёнок, которому бросят мяч.

Описание. Ребята внимательно слушайте загадки, отвечает тот, у кого мячик. «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать,

когда работу начинать».

«Голубой платок, алый колобок, по платку катается,

людям улыбается».

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

 

«По новым местам».

Цель: формирование моторно-двигательного внимания, раз­витие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждо­го ребенка.

Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым ме­стам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все долж­ны найти себе новый кружок-домик.

Кто займет новый до­мик последним — считается проигравшим.

Начинаем игру».

Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкаль­ное

сопровождение или песню

«Ищем одинаковые свойства предметов».

Цель: развивать тактильные ощущения.

Оборудование: мешочек, набор предметов по усмотрению педагога.

Инструкция: предложить детям поочерёдно опускать руку в мешочек, выбрать один предмет и назвать его.

Описание. 1. Определить на ощупь, что это за вещи.

2. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.

 

 

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Оборудование: картинки домиков с надписью «вчера», «сегодня», «завтра».

Инструкция: по углам игровой комнаты отметить три домика «вчера», «сегодня», «завтра».

Описание. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а педагог

громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»

Дети бегут к домику под названием «вчера».

Затем возвращаются в круг, игра продолжается.


«Сравнение предметов».

Цель: развивать умение сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.

Оборудование: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

Инструкция: педагог предлагает детям подобрать фигуры,

отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

Описание. Ребята,рассмотрите эти фигуры.

Как называются эти фигуры?

Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками.

Подбери самые непохожие.

«Сравнение слов»

Цель: развивать умение сравнивать предметы между собой, находить сходства и различия.

Инструкция: педагог предлагает детям найти сходства и различия между предметами. Для сравнения предлагаются пары слов (картинок):

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Описание. Ребята, скажите, вы видели муху? А бабочку? Похожи муха

и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

И т.д.

 

 

 

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и

фигуру овальной формы
Оборудование: фланелеграф, геометрические фигуры.
Инструкция: На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг.

Описание. Ребята, скажите: «Чем отличается круг от остальных фигур?»

(На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы

разного цвета и размера). «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди

них круги?» «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Выяснить, почему круг катится, а фигура овальной формы нет. Затем выяснить, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивнить путем приложения и наложения круга на овал.

«Подбери предметы»

Цель: развивать умение группировать предметы по признакам.

Оборудование: картинки различных предметов.

(чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш).

Инструкция: педагог предлагает детям подобрать:

ü металлические предметы,

ü съедобные,

ü тяжелые,

ü мягкие,

ü белые,

ü круглые,

ü длинные,

ü деревянные,

ü маленькие,

ü прямоугольные,

ü которые можно повесить за нитку.

 

 

 

 

«Встань на место»


Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Инструкция: педагог по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.

Описание. «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, педагог

просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.

Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.


«Обобщение-исключение».

 

Цель: развивать умение находить лишнюю картинку

Оборудование: наборы картинок :

1. Стол, стул, кровать, чайник.

2. Лошадь, собака, кошка, щука.

3. Елка, береза, дуб, земляника.

4. Огурец, репа, морковь, заяц,

5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7. Волк, лиса, медведь, кошка.

8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9. Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11.Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31. Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Инструкция: педагог последовательно предлагает варианты игры:

«3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале).

Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

«Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел, научить детей вести счет в пределах 10.
Оборудование: наборы предметных картинок.
Инструкция: педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (на некотором расстоянии одну от другой) и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» «Сколько стало синичек? Как получилось синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну

 

«Назови одним словом».

Цель: развивать умение классифицировать предметы на слух:

Инструкция: педагог перечисляет несколько предметов, предлагает сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом

Описание. Ребята, внимательно, прослушайте слова и назовите всё это одним словом.

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

 

«Бывает - не бывает»

Цель: развивать умение

Оборудование: мяч.

Инструкция: педагог называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Описание. Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Бывает – не бывает» я буду называть какую-нибудь ситуацию и бросать мяч, поймать мяч надо в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно

1. Папа ушел на работу.

2. Поезд летит по небу.

3. Кошка хочет есть.

4. Человек вьет гнездо.

5. Почтальон принес письмо.

6. Зайчик пошел в школу.

7. Яблоко соленое.

8. Бегемот залез на дерево.

9. Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

12.На березе выросли шишки13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка

 

«Найди пару».

Цель: развивать внимание

Оборудование: Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек. Играют два или более участников.

Инструкция: Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все

последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за

один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко).

При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: