ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЗАНЯТИЯ




КАРТА СТРУКТУРНЫХ ЭТАПОВ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЗАНЯТИЯ

1. Анализ нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности профессиональной подготовки.

- Квалификационная характеристика специалиста;

- Примерная учебная программа дисциплины, утвержденная Минздравом РФ (УМО специальности).

 

2. Выделение из нормативных документов компетенций, которые должны стать предметом формирования у студентов в рамках конкретной дисциплины.

2.1. Выделение общекультурных компетенций.

2.2. Выделение профессиональных компетенций.

 

3. Раскрытие структуры и содержания каждой компетенции как системы (на основе процедур метода системного анализа)

в Схеме ориентировки «Структура и содержание компетенций».

3.1. Представление каждой компетенции на отдельном уровне.

3.2. Раскрытие элементов каждой компетенции категориями:

- в профессиональном компоненте компетенции: знать, уметь, владеть, профессиональные качества;

- в личностном компоненте компетенции: личностные качества, нравственно-этические ценности, жизненные ориентиры.

3.3. Выделение внутренних системообразующих связей между элементами в структуре каждой компетенции («горизонтальные» связи на каждом уровне).

3.4. Выделение внешних системообразующих связей между элементами всех компетенций («вертикальные» связи между всеми уровнями).

3.5. Установление общих и отличительных элементов и связей в системе всех компетенций.

 

4. Построение системообразующих связей между модулями, темами и элементами каждой компетенции (знать, уметь, владеть) в Схеме ориентировки «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ/КУРСА/МОДУЛЯ/ТЕМЫ».

4.1.Установление иерархии умений в рамках конкретной компетенции и темы,

определение количества опорных карт и их названия.

4.2. Установление иерархии знаний в рамках конкретной компетенции и темы,

определениеколичества опорных таблиц и их названий.

4.3.Определение количества и содержания навыков.

4.4.Установление связей между знаниями, умениями, навыками в структуре каждой компетенции и темы.

5. Разработка рабочей программы по дисциплине, направленной на формирование у учащегося системы компетенций.

 

6. Проведение отбора подлежащих усвоению знаний, умений, навыков по каждой теме и представить их в виде схем ориентировки (системного типа) в дидактическом средстве - Сборнике опорных карт и опорных таблиц преподавателя.

6.1. Рас­крытие в опорной карте (ОК) категориями деятельности структуры и содержания каждого умения как деятельности, у становление связи между знаниями и навыками в структуре каждого умения – какое знание или навык используются при выполнении какого действия или операции.

6.2. Выбор из каждого умения актуализируемые в нем знания, обобщение и систематизации их в опорной таблице (ОТ).

 

7. Определение цели преподавателя в его педагогической деятельности и целистудентов в их учебной деятельности на

учебном занятии:

- цель преподавателя: организовать систему условий для каждого студента по:

-- формированию умений решать ситуационные/клинические задачи;

-- усвоению системы знаний;

-- автоматизации навыков;

-- овладению компетенцией;

-- овладению разными видами учебной деятельности;

- цельстудента:

-- научиться решать ситуационные/клинические задачи;

-- усвоить систему знаний;

-- автоматизировать навыки;

-- овладеть компетенцией.

9. Проектирование структуры и содержания занятия (!! в соответствии с логикой педагогического проектирования).

9.1. Конструирование мотивационной задачи/задания, чтобы студент смог лишь частично решить ее и испытал «недостаток» знаний и умений для завершения процесса решения задачи (т.е. вызвать потребность «добрать» необходимые знания и умения).

 

9.2. Определение содержания блока целеполагание:

- чему студент должен научиться - какие практические (ситуационные/клинические)задачи решать;

- какую систему новых знаний ему нужно для этого усвоить;

- какие навыки ему нужно автоматизировать.

 

9.3. Определение содержания «старых» знаний и умений студентов, выступающих средством учебной деятельности в процессе усвоения нового материала по дисциплине (что студент дол­жен знать и уметь из ранее усвоенныхдисциплин или раз­делов этой же дисциплины для усвоения нового материала). Подготовка схем ориентировки (опорных таблиц, опорных карт), обобщив и систематизировав в них «старые» знания и умения для использования на занятии.

 

9.4. Разработка программы организации учебно-исследовательскойдеятельности студента по теме в работе с учебной литературой (структурные этапы: установка УИД, схема самоорганизации УИД, учебная литература /материал для анализа в УИД; система учебно-исследовательских заданий УИД, опорные таблицы и опорные карты, рефлексия выполненной УИД).

 

9.5. Подбор учебной литературы длявыполнения студентом учебно-исследовательской деятельности.

 

9.6. Подготовка каркасов схем ориентировки – опорных таблиц (ОТ) и опорных карт (ОК) для обобщения и систематизации в них новых для студента знаний, произведенных им в учебно-исследовательской деятельности с учебной литературой.

 

9.7. Разработка системы задач (практических, логических) для организации процесса усвоения студентом содержания схем ориентировки (конкретно-предметных знаний) на основе психического процесса ИНТЕРИОРИЗАЦИИ, который предполагает:

- решение ситуационных/клинических задач на основе схем ориентировки;

- использование в этом процессе разных форм речи (громкой речи, речи «про себя», умственной речи);

- решение ситуационных/клинических задач сначала в совместной, распределенной с преподавателем и другими студентами деятельности; затем в парах студентов или в микро-группах; после этого самостоятельно студентом.

 

9.8. Подготовка материалов самостоятельной работы (тест, ситуационные/клинические задачи) с целью проверки самими студентом своего уровня сформированности умений и усвоения знаний, которые были определены им на этапе целеполагания.

Подготовка нормативного варианта выполнения самостоятельной работы для проведения студентом самоконтроля.

Подготовка критериев оценивания самостоятельной работы для проведения студентом самооценки выполненной самостоятельной работы.

 

9.9. Разработка контрольно-измерительных материалов для организации контроля со стороны преподавателя или в режиме самоконтроля студентом (в соответствии с Картой диагностики уровня сформированности компетенции у студента по теме, построенной на основе Схемы ориентировки в предметном материале). Подготовка нормативного варианта выполнения контрольно-измерительных материалов.

9.10. Подготовка материалов для проведения рефлексии выполненной студентом учебной деятельности (ее разных видов):

- какими умениями я овладел;

- какие знания для этого я усвоил;

- какими понятиями я овладел ( конкретно-предметной области);

- какие навыки я автоматизировал;

- какую компетенцию я развивал у себя (конкретно-предметную, общекультурную) и какими понятиями для этого я овладел (из области логики, системы, деятельности);

- как я оцениваю свои достижения (умения, знания, навыки, др.) на занятии;

- какие резервы у меня остались.

 

10. Подготовка материалов мультимедийного сопровождения (в форме презентации или отдельных слайдов):

- программы учебно-исследовательской деятельности;

- структуры и содержания схем ориентировки – опорных таблиц (ОТ) и опорных карт (ОК);

- нормативного варианта выполнения теста или решения ситуационных/клинических задач (для самостоятельной работы);

-нормативных критериев оценивания;

- материалов для проведения рефлексии выполненной студентом учебной деятельности; др.

11. Разработка методических материалов для преподавателя на печатных или электронных носителях:

- Перечень компетенций: общекультурных и профессиональных.

- Схема ориентировки «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ПК)».

- Схема ориентировки в учебном материале «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ/КУРСА/МОДУЛЯ/ТЕМЫ», раскрывающая системообразующие связи между модулями, темами и элементами каждой компетенции (знать, уметь, владеть).

- Рабочая программа по дисциплине, направленная на формирование у студентов компетенций.

- Программа учебно-исследовательской деятельности студента (дидактический материал для преподавателя), в которой прописаны возможные варианты ответов, выводов студента, извлеченная из учебной литературы информация, новые для студента знания, др.).

- Сборник опорных карт и опорных таблиц преподавателя.

- Система ситуационных/клинических и логических задач с вариантами их нормативного решения.

- Материалы самостоятельной работы с вариантами ее нормативного выполнения и нормативными критериями самооценки.

- Комплект контрольно-измерительных материалов для организации итогового контроля со стороны преподавателя сформированных у студентов компонентов профессиональных компетенций (тесты, ситуационные / клинические задачи, др.) с вариантами их нормативного выполнения и критериями оценивания.

- Презентация учебного материала в слайдовом виде.

- Видеозаписизанятий, их фрагментов (на дисках).

- Карта структуры и содержания учебной деятельности студента на учебном занятии.

- Карта структурных этапов и содержания педагогической деятельности по проектированию учебного процесса / занятия.

- Карта диагностики уровня сформированности компетенции у студента по теме (усвоенных знаний, сформированных умений, навыков).

12. Разработка учебных материалов для студента на печатных или электронных носителях:

- Учебная тетрадь студента, включающая:

- схему ориентировки в учебном материале «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ/ТЕМЫ», раскрывающую системообразующие

связи между модулями, темами и элементами каждой компетенции (знать, уметь, владеть),

- мотивационную задачу/задание,

- блок целеполагания,

- пакет учебной литературы,

- программу учебно-исследовательской деятельности студента по работе с учебной литературой,

- систему ситуационных/клинических и логических задач,

- материалы самостоятельной работы,

- материалы рефлексии продукта и результата учебной деятельности студента на учебном занятии.

- Сборник опорных таблиц и опорных карт студента.

- Система критериев самооценки студентом элементов компетенций: знаний, умений, навыков.

- Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине (тесты, ситуационные/клинические задачи, др.).

- Карта диагностики уровня сформированности компетенции у студента по теме (знаний, умений, навыков).

13. Подбор аудиовизуальных и технических средств (муляжи, фантомы, макеты, модели, препараты, слайды, кинофильмы и т.д.), обеспечивающих студентам более успешное усвоение знаний и автоматизацию умений решать ситуационные/клинические задачи.

 

14. Подбор организационных форм, обеспечивающих выполнение каждым студентом его учебной деятельности.

15. Составление плана/сценария структуры и содержания учебного занятия, отражающего логику учебной деятельности учащегося, которая соответствует психологической структуре учебной деятельности:

- этап психологического включения в учебную деятельность: мотивационный, целеполагание;

- этап учебно-исследовательской деятельности учащегося по работе с учебной литературой;

- этап обобщения и систематизации информации в схемах ориентировки системного типа – опорных таблицах и опорных картах;

- этап усвоения знаний, развития умений и навыков на основе интериоризации содержания схем ориентировки в умственный, психический план (решение логических и ситуационных/ клинических задач, выполнения практических заданий, др.);

- этап самостоятельной работы с последующими самоконтролем, самооценкой и самокоррекцией выполненной деятельности;

- этап итогового контроля образовательных результатов;

- этап рефлексии выполненной учебной деятельности: подведение итогов, дополнительные задания (если есть необходимость).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: