Ход занятия
Вступительное слово воспитателя.
Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других хранителей красоты и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
Выступление воспитанника (цы) «Как мы говорим».
Слово воспитателя.
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:
1. Как связана культура речи с культурой чувств?
2. По каким признакам можно судить о культуре человека?
3. Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?
4. От чего зависит способность управлять своими чувствами?
5. Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?
6. Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
7. Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами горем (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора, доброжелательность и т.д.).
Как стать интересным собеседником. Беседа с воспитанниками.
1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник?
2. Легко ли вы находите контакт с людьми?
3. Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Л.H. Толстой писал: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, — дело самое трудное».
Выполним несколько заданий.
1. У нас написаны названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза, недоверие.
Произнесите фразу «Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроем, а мы угадаем, что вы хотели выразить в этой фразе.
2. Русский язык обладает способностью предавать прямое и противоположное значение одной и той же фразе. На доске записаны фразы, которые вы сейчас произнесете, придавая им прямой и противоположный смысл.
Рад тебя видеть. Спасибо за помощь. Спасибо за диск. Я в восторге. Мне это очень нравится.
3. Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)» следующим образом:
• громко, чтобы привлечь внимание;
• кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимание;
• немного растянуто, чтобы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;
• смело и решительно;
• с угрозой, чтобы вас все начали бояться;
• виновато, чтобы все поняли, что вы пришли повиниться.
4. А теперь поиграем.
«Проигрывание» сценки разговора с другом или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т.п.
Вывод: Глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.
Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды – все это важные показатели результатов культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными?
Анализ ситуаций.
1. Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?
2. Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?
3. Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?
4. Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
5. Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору.
Правила ведения спора». Обсуждение.
1. Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.
2. Уважительно относись к чужому мнению.
3. Будь тактичен с собеседником.
Дополните «Правила» 2-3 пунктами.