П.Г. Пивченко, Н.А. Трушель, Д.В. Ковалева
АНАТОМИЯ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Учебное пособие
Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве
учебного пособия для студентов медицинских высших учебных заведений
Минск 2011
УДК 611.73 (075.8)
ББК 54.18 я73
П 32
Рецензенты:
Пивченко П.Г
П 32 Анатомия опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие / П.Г. Пивченко,
Н.А. Трушель, Д.В. Ковалева. - Мн.: БГМУ, 2011. – 142 с., ил. 112.
ISBN 985-462-142-1.
Представлены все темы раздела анатомии человека по опорно-двигательному аппарату: кости скелета, их соединения, мышцы, фасции и топография в полном соответствии с типовой программой.
Текст достаточно полно и наглядно иллюстрирован схемами и рисунками. Приводится часть лекционного материала по эмбриогенезу. Латинские названия анатомических и топографических образований даются в соответствии с Международной анатомической номенклатурой.
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских университетов, а также может быть использовано при изучении анатомии студентами немедицинских вузов и средних специальных медицинских учебных заведений.
УДК 611.73 (075.8)
ББК 54.18 я73
ISBN 985-462-142-1 ã Белорусский государственный
медицинский университет, 2011
Уважаемые первокурсники! Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека - дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на кафедре анатомии, зависит успех не только будущей учебы в университете, но и всей Вашей трудовой деятельности, независимо от специальности. Очень метко выразился о значении анатомии в системе медицинской подготовки специалистов в 1888 году профессор медицинского факультета МГУ Е.О. Мухин: «Врач не анатом, не только бесполезен, но и вреден».
|
Основной метод познания анатомии - изучение строения органов, систем органов и тела человека в целом на трупе и препаратах от трупа человека.
Для каждого студента, начиная с 1-го курса, должно стать святой заповедью выражение: "Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae" - "Здесь смерть помогает жизни". Иными словами, на кафедре анатомии Человек и после своей смерти помогает живым как объект, с помощью которого мы постигаем тайны строения тела человека, готовимся стать медиками и помогать больным людям или предупреждать болезни.
Эта заповедь обязывает нас быть в высшей степени гуманными в обращении с трупом, трупным материалом, не допускать никакого кощунства и вести себя соответствующим образом во время лекций, практических занятий, при самоподготовке, при препарировании трупов, при работе с анатомическими препаратами и в музее кафедры.
Что следует знать об анатомическом материале,
Поступающем в университет для учебных целей?
Вопреки нередко существующему мнению, трупы университетом не покупаются, и свой труп человек ни в коем случае не может продать. Трупы в университет поступают в соответствии с Законом Республики Беларусь № 55-3 от 12 ноября 2001 г. «О погребении и похоронном деле» (статья 6) для учебных целей.
При поступлении на кафедру анатомии тщательно регистрируются все паспортные данные Человека, труп которого в последующем используется в учебном процессе, в специальном журнале.
|
Как обрабатывается труп перед использованием в учебном процессе?
При поступлении на кафедру анатомии труп бальзамируют (фиксируют). Для этих целей используют раствор, состоящий из следующих компонентов:
1. Формалин.
2. Спирт-этанол.
3. Глицерин.
4. Хлорид натрия.
5. Нитрат натрия.
Раствор под небольшим давлением вводят в бедренную, плечевую и сонную артерию в объеме 10-15 литров. Затем труп опускают в ванны с фиксирующим раствором и хранят в нем 3-6 месяцев. Перед использованием в учебном процессе труп тщательно промывается в проточной воде и помещается в концентрированный раствор поваренной соли.