СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ




Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Промискуитет

промискуитета, мн. нет, м. (от латин. promiscuus - всеобщий) (этнол.). Полная беспорядочность половых отношений на самой низкой ступени первобытного человеческого общества.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Промискуитет

м. Предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи.

 

Групповой брак — в соответствии со взглядами некоторых этнологов, антропологов и философов (например, Льюиса Моргана и Фридриха Энгельса[1], некоторых советских этнологов) представлял собой древнейшую форму брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы (рода, фратрии и т. п.) могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы.

Этнографически был засвидетельствован в формах обязательного билатерального кросс-кузенного брака, обязательного матрилатерального кросс-кузенного брака[2], дуально-фратриальной организации[3] и ставится на более ранний этап развития брачно-семейных отношений, предшествующий парному браку, в основном на базе анализа генерационных систем терминов родства[4]. В дальнейшем, по мнению тех же учёных, сменился парным браком.

Кузенный брак

 

КУЗЕННЫЙ БРАК, форма обязательного или предпочтительного брака (см. Брак), распространённая преимущественно в доклассовых и раннеклассовых обществах, а также в элитных слоях более развитых обществ. Различают два основных вида кузенного брака.

1) Кросскузенный (перекрёстно-кузенный) брак - брак между кросс-кузенами (перекрёстными двоюродными братьями и сёстрами) - детьми разнополых сиблингов. Существует три разновидности кросскузенных браков: матрилатеральный - с детьми брата матери; патрилатеральный - с детьми сестры отца; билатеральный - двусторонний. Последняя часто рассматривается в качестве основного механизма реализации эпигамии, при этом матрилатеральные и патрилатеральные кросс- кузены терминологически не различались, точнее, совпадали.

2) Ортокузенный (параллельно-кузенный) брак - брак между ортокузенами (параллельными двоюродными или троюродными братьями и сёстрами) - детьми однополых сиблингов. Существует 2 разновидности ортокузенных браков: матрилатеральный - с детьми сестры матери; патрилатеральный - с детьми брата отца. Ортокузенный брак часто используется в целях сохранения имущества в рамках большесемейной общины или патронимии (матрилатеральный - у туарегов; патрилатеральный - у арабов, малагасийцев, ряда этносов Дагестана и Средней Азии).

 

Парный брак

Парный брак

существовавшая при первобытнообщинном строе форма единобрачия. Отличался от позднейшей моногамии (См. Моногамия) тем, что основанная на нём семья не составляла особой экономической ячейки. Отсюда лёгкая расторжимость, непрочность П. б. По наиболее распространённой теории, П. б. пришёл па смену групповому браку (См. Групповой брак), почему и широко дополнялся такими его пережитками, как терпимое отношение к добрачным и внебрачным связям, существование наряду с «основными» «дополнительных» жён и мужей. По другой теории, П. б., сочетавшийся с элементами групповых отношений между полами, был древнейшей формой брака.

Лит.: Першиц А. И., Ранние формы семьи и брака в освещении советской этнографической науки, «Вопросы истории», 1967, № 2.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

Парный Брак

— ранняя форма единобрачия при первобытно-общинном строе. Супружеская пара не составляла хозяйственной ячейки и не имела общего имущества в отличие от поздней моногамной семьи.

Особенностью парного брака была его известная аморфность и недолговечность соединения в нем супругов, а основанной на нем парной семьи — крайняя слабость в ней внутренних экономических связей. Прежде всего сама парность этого брака была относительной, так как широко совмещалась с «дополнительными браками» типа австралийского пирауру и близкими к этому обычаями. Практикова­лась полигиния*, в том числе в форме сорората* — брака с несколь­кими сестрами, а в дальнейшем развитии — с сестрой умершей жены, и левирата* — сожительства с женой старшего или младшего брата, а в дальнейшем развитии — с его вдовой. Наряду с этим или как альтернатива бытовала полиандрия*. Часто мужчина на протяжении своей жизни менял несколько «основных» жен, женщина *— несколь­ких мужей. Допускались, а подчас и поощрялись добрачные и внебрач­ные половые связи, как ритуальные, так и бытовые. Примером первых может служить так называемый искупительный гетеризм*, т. е. порядок, по которому девушка перед вступлением в брак должна была поочередно отдаваться многим мужчинам. Пример вторых — госте­приимный гетеризм, т.е. право мужчины на своих потенциальных жен при посещении им другой группы, а в дальнейшем развитии право гостя на жену или дочь хозяина. Вступление в брак не закреплялось каким-либо или по крайней мере сколько-нибудь сложным обрядом.

Основанная на таком браке семья, как и всякая семья, была не лишена определенной общности интересов. В процессе межполового разделения труда супруги в той или иной мере обменивались хозяйст­венной деятельностью. В частности, у аборигенов Австралии мужья широко пользовались продуктами собирательства своих жен, а жены — в известной степени охотничьей добычей мужей. Могло существовать даже некоторое общесемейное имущество, скажем, тюленьи шкуры, служившие для покрытия жилищ у огнеземельцев. Семья, кроме того, выполняла свои функции в социализации детей: заботу о них проявляла не только мать, но и отец. Но все эти функции в парной семье были еще зародышевыми, так как семья не составляла самостоятельной, противостоящей общинной организации ячейки. Как уже отмечалось, мужчины и женщины по большей части трудились раздельно и раз­дельно же пользовались продуктами своего труда; при этом они чаще кооперировались и делились со своими сородичами, нежели с родст­венниками по браку. Имущество, если оно уже начинало наследовать­ся, тоже переходило к ближайшим сородичам. Общесемейная собственность существовала скорее как исключение. Таким образом, семья была в основном дисэкономичной*. Дети, как только они немного подрастали, воспитывались не только и даже не столько родителями, сколько всей близкой родней. Вообще, каждый из супругов и их дети продолжали оставаться членами в первую очередь не своей семьи, а всей группы.

 

Последние исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или домовых, общин. Каждая домовая община жила в отдельном длинном доме, вела свое обособленное хозяйство. Домовая община — большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. В составе домовой общины были три- четыре поколения родственников и рабы. Численность до-мовой общины составляла до 200—300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности — общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.
В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.

Облик неолитических общин был весьма многообразен, но в целом их удается свести к нескольким основным типам328. По признаку социальной организации они под­разделялись па однородовые и многородовые (гетерогенные), а по системе расселения — па компактные поселки и хутора. Из них лишь однородовые общины до определенной степени напоминали более древние общины низших охотников и собирателей. Остальные ти­пы общин возникли только в неолите.

Однородовые общины формировались на основе одного рода или родового подразделения, члены которого и составляли общинное яд­ро. Остальная часть общины состояла из лиц, пришедших сюда по браку, и некоторых других категорий людей. Например, типичная патрилпнейпая родовая общипа включала мужчин-сородичей, их жен и матерей, незамужних сестер и дочерей. Кроме того, в общину вре­менно или постоянно могли входить материнские родственники, род­ственники жен и даже иноплеменники, чему способствовали обычаи гостеприимства и адопция. Адоптированные члены общины сразу или со временем входили в ее родовое ядро. Однородовая общипа по своему характеру не могла сколько-нибудь долго находиться в изо­ляции, потому что для постоянного воспроизводства своих членов она должна была опираться па брачные связи с другими общинами. Это порождало регулярные межобщинные контакты.

Многородовая община включала сегменты различных родов и в принципе могла существовать изолированно от других общин, так как люди часто находили супругов внутри нее. И действительно, в подавляющем большинстве многородовых общип отмечалась тенден­ция к эндогамии. Так, на Новой Гвинее внутри мпогородовой общи­ны заключалось браков у абелям более 70%, у населения верховьев р. Флай — до 85%, а у гадсуп, таирора и ава — до 90% 329-

Для того чтобы система браков внутри многородовой общины ра­ботала бесперебойно, такая община должна была иметь довольно крупные размеры. Как правило, население многородовых общин со­ставляло от 100 до 1000 и более человек, тогда как в однородовых оно колебалось в пределах от 25—50 до 350—400 человек. При на­личии многочисленного населения и оседлости многородовые общи­ны могли существовать лишь в условиях относительно хорошо на­лаженного снабжения пищей. Это встречалось в районах с богаты­ми ресурсами, где, кроме того, имелись особые технические приспо­собления, облегчавшие их добычу и транспортировку. Например, на Новой Гвинее наиболее крупные общины по 1000—2000 человек ло­кализовались в низовьях крупных рек, богатых зарослями саго и рыбой. Там же имелись и лодки, облегчавшие перевозку значитель­ной продукции.

В некоторых местах многородовые общины возникали там, где особый характер земледельческих работ требовал высокой коопера­ции труда. Последнее наблюдалось у дани Новой Гвинеи в условиях относительно развитого земледелия, одним из важных методов ко­торого служили ирригация и дренаж.

Внутреннее единство многородовых общин, ослаблявшееся родо­выми принципами, требовало выработки особых механизмов спло­чения, прорезавших границы отдельных родов. И поэтому именно в этих общинах чаще всего встречались такие институты, как воз­растные классы, ритуальные половины, общинные церемонии, тай­ные союзы и пр.

На становление крупных многородовых общин определенное вли­яние оказало развитие военного дела. Не случайно они нередко встречались именно там, где войны отличались наибольшей интен­сивностью и где, чтобы обезопасить себя, люди вынуждены были се­литься в крупных компактных поселках. Вместе с тем возникнове­ние многородовых общин с их устойчивой изоляцией в свою очередь способствовало росту межобщинной враждебности.

 

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Лекции - История - Лекции по истории первобытного общества

ВТОРОЙ ВОПРОС. В эпоху неолита материнский род достигает высшей точки своего развития. Род в это время – коллектив кровных родственников, родственников по женской линии, объединенных общей собственностью, взаимным наследованием и взаимопомощью, численность рода увеличивается и может достигать 600-700 человек. Классическим примером развития материнского рода считают племена ирокезов, живших у Великих Озер. Их исследовал Льюис Морган, юрист и этнограф-любитель, который сделал для них много хорошего, он был принят в один из ирокезских родов и исследовал их. Он выделил 10 основных критериев рода в стадии позднеродовой общины:

1) Высший орган власти – собрание всех взрослых мужчин и женщин;

2) Собрание избирает старейшин и военного вождя;

3) Старейшины и военный вождь избираются пожизненно, но род имеет право сменить их в любой момент;

4) Род строго экзогамен;

5) Имущество умерших остается в роду и наследуется: в случае смерти женщины ее детьми и родными сестрами, мужчины – его родными братьями и сестрами, а также братьями его матери. Супруги друг за другом не наследуют.

6) В роду существовала взаимная обязанность сородичей в материальной помощи, защите и мести.

7) Каждый род имеет свое название, это, как правило, название тотема рода, и присущий только этому роду название имен.

8) Род имеет право усыновлять представителей другого рода или племени. Процесс усыновления называется адопция. Можно было усыновлять пленников.

9) Каждому роду присущ свой религиозный культ, везде был тотемизм.

10) Каждый род имел свое кладбище, иногда были любопытные ситуации: а одного из африканских племен после смерти человека делали его фигурку из дерева, и в одном месте хоронят, а в другом – ставят эту фигурку и проводят над ней все ритуалы.

Поскольку род достаточно большой по размеру, появляются мелкие системы внутри него. Самой мелкой такой структурой был линидж (40-60 человек) - несколько десятков человек, прослеживающих родство между собой. Несколько линиджей составляли субклан – где-то 150-300 человек – отдельное поселение, субкланы живут близко друг к другу. В рамках субклана совершается кровная месть, совершаются свадьбы, обряды инициации. Несколько субкланов – род. На определенном этапе род делится на две части, и такие рода представляют фратрию, или братство. Обычно есть определенное сходство между ними в религиозном культе. Каких-то органов управления во фратрии нет. Последняя структурная единица – племя, объединяющее несколько фратрий. Оно могло достигать до 5 000 человек, было наиболее широкой общественной ячейкой. Оно обладало названием, территорией, диалектом, определенной культурно-бытовой общностью. В отличие от раннеродовой общины, в племени есть потестарная система. Главным органом власти является совет племени, включающий всех вождей и старейшин родов племени. Он обладает значимыми полномочиями: решает вопросы войны и мира, заключения союзов, утверждает вождей и старейшин, смещает их, решает конфликты между родами. Это не постоянный орган, он собирается 2-3 раза в год по важным поводам. Почетное место в родоплеменном управлении принадлежало женщинам. Они могли возглавлять линиджи, субкланы, могли быть старейшинами, у ирокезов, например. Основной территориальной единицей, по-прежнему, остается община. Помимо известных ранее однородовых общин, где большая часть населения принадлежала одному роду, появляются многородовые общины, включающие сегменты разных родов (2 и более). Такие общины могли существовать независимо. Как правило, с одной стороны, такие общины были удобны с точки зрения безопасности (большой поселок легче защищать), но, с другой, менее удобны с точки зрения ведения хозяйства. Потому были и большие, и маленькие общины.

Основной формой брака, по-прежнему, кросс-кузенный парный брак. У супругов не было совместного имущества, брак остается легкорасторжимым. И, хотя, вступая в брак, муж включался в деятельность рода жены, но имуществом не пользовался. И прав на детей не имел. Была ситуация, когда, вступая в брак, муж работал и на поле своего рода и всё выращенное отдавал в свой род. Род велся по линии матери. На первых порах, брак, с точки зрения поселения супругов, остается матрилокальным, но к позднеродовой общине появляется авункулокальный брак, когда супруги селятся в роду у дяди мужа, и даже внелокальный брак, когда супруги селятся в роду у мужа. В том и в другом случае женщина свой родпокидает, тот и другой брак требовал отработки за жену, либо выплаты брачного выкупа. Брак в этот период оставался легкорасторжимым, и обрядами не сопровождался. Например, в одном из меланезийских племен перед браком мужчина посещал женщину, а для закрепления брака они должны были вместе утром выйти из дома и в присутствии матери девушки садились на циновки перед домом этой самой матери. В одном из североамериканских племен брак был таким: мужчина и женщина стояли в разных местах на расстоянии 300 метров, по сигналу открывалась дверь девушки, она должна была бежать, через некоторое время открывалась дверь мужчины, и он должен был ее догнать. Если догонял, брак был заключен.

По-прежнему, сохраняются пережитки группового брака, женщина до брака имеет свободу половых сношений. Единственная твердая граница – экзогамия. Принципиальных изменений в сравнении с раннеродовой общиной не было.

 

Если подходить формально, то следовало бы, оставив название «клан» за тем родственным объединением, которое продолжало счи- таться им, именовать образовавшиеся клановые группы субкланами. Так и делают зарубежные этнографы. У «их мы встречаем термины «сиб» и «субсиб», «клан» и «субклан» и т. п. Однако в таком случае тер- мин «клан» приобретает второе значение, начинает применяться в двух разных смыслах. Но, с другой стороны, не вполне оправданным было бы употребление термина «клан» и для обозначения родственной группы, хотя по существу не отличающейся от клана, но в то же время не считаю- щей себя самостоятельным кланом. В качестве выхода из положения можно было бы предложить именовать такие группы субкланами, а про- должающееся считаться кланом их объединение — еуперкланом. Так как субклан по своим функциям ничем не отличается от клана, то производ- ственные объединения, имеющие своим костяком ядро субклана, мы так- же будем именовать оемейно-клановыми коллективами.

 

Линиджи


Особую роль в социальном генезисе общества сыграла семейно-родственная система, получившая в этнографии и антропологии название линиджа.
Линидж — система чьих-то родственников, начиная с самых первых колен. Сегодня стало модным составлять свои родословные. Многие обращаются в специальные агенства, где восстанавливается история вашего семейства, пофамильно и поименно называются все родственники, в каком бы веке они ни жили, если, разумеется, о них сохранились какие-либо сведения. В США технология построения своего генеалогического древа, приобретшая индустриальный размах, называется линиджем. Стоит только в поисковой системе Интернета, например Google, включить слово «Lineage», как она немедленно обнаружит более 800 тыс. сайтов, которые включают не только научно-исследовательскую информацию, но и практическую: на этих сайтах вам помогут разыскать ваших родственников начиная с момента заселения Нового Света. Сайт Wisconsin Lineage Links*4 (Wisconsin's Heritage amp; Lineage Societies) свяжет пользователя со множеством обществ, фондов и клубов, которые так или иначе связаны с родственными социальными структурами, в частности «Дочери американских колонистов», «Основатели и патриоты Америки», «Общество пионеров Индианы», «Сыны ветеранов войн» и т.д. В США возникла организации National Association of Juneteenth Lineage, которая борется
за восстановление исторической справедливости по отношению к черному меньшинству, исправление учебников по истории, описание истинной картины рабства, восстановление честного имени и родственных корней первых поколений американских негров. Общество проводит многочисленные встречи и митинги афроамериканского населения США, требуя не только материального возмещения за два столетия невольничества, но и восстановления своего культурно-исторического наследия.
Понятие кровно-родственной связи, обозначающее связь ныне живущего поколения со своими предшественниками, приобретает еще и социокультурное измерение. Оно окружается мистическим ореолом, связью с потусторонним или астральным миром, помогая человеку осознать свою космическую и всемирно-историческую принадлежность. В том же Интернете можно встретить статьи под названием «По ту сторону линиджа», «Цикл линиджа» и многое другое на сайте, который так и называется — «Мир линиджа». Линидж превращается в еще один фантом массовой культуры, его связывают с фэнтези, комиксами, ужастиками, компьютерными играми и виртуальными мирами35.
Линидж (англ. lineage, от лат. linea — линия, ряд, поколение, род) — принятое в современной этнографической литературе обозначение однолинейных (унилинейных) родственных групп. Они имеют либо отцовскую, либо материнскую филиацию и основаны на генеалогическом принципе. Группы с материнским счетом родства обозначаются как матрилиниджи, с отцовским — как пат- рилиниджи.
В интернет-версии словаря Encarta36 сообщается о том, что lineage имеет два значения: 1) линия предков (line of descent) от первого колена к ныне живущим индивидам данной семьи; 2) группа людей, имеющих общего предка и на этой основе связанных кровно-родственными узами. В английский язык термин пришел из французского в XIV в. и произошел от слова lignage (line).
Линиджи — наиболее распространенная в догосударственных обществах форма родственных объединений, напоминающих род, клан, большую семью. Такие минимальные родственные ячейки называют еще фамилиями. Некоторые англоязычные авторы используют для этих целей также термин ramage (ветвь).
Цепочка предков, т.е. иерархическая организация родства по линии восходящих или нисходящих поколений, выступает социокультурной и демографической базой родоплеменной организации в первобытном обществе. В отличие от семей, родовые группы постоянны, они сохраняются в течение многих поколений. Антропологи выделяют несколько типов родовых групп. Линиджи
основываются на демонстративном учете предков, кланы — на договорном счете происхождения.
В первобытном обществе, построенном на принципах родовой организации, каждый род подразделялся на множество линиджей. В отечественной этнографии линидж принято именовать иначе, а именно большая семья — группа родственников, связанных общим хозяйством, имеющая своего главу и включающая в себя представителей нескольких поколений. М.О. Косвен в 1931 г. предложил термин «патронимия», который толковался им как группа больших или малых семей, образовавшихся в результате разрастания и разделения одной патриархальной семейной общины, сохраняющих в той или иной форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое (т.е. образованное от собственного имени главы разделившейся семьи) наименование. Патронимия, как и род, экзогамна.
Если проводить биологическую аналогию с родом, то сразу же вспоминается семья муравьев — объединение сотен, тысяч, а иногда и миллионов индивидов, усилиями которых сооружается гнездо, выкармливается многочисленное потомство, охраняется муравейник и его кормовой участок от посягательств агрессивных соседей. Минимальная численность жизнеспособной семьи — около 100 тыс. особей.
Достигая определенных размеров (свыше 200 тыс. особей), семья муравьев начинает дробиться на части (колонны), каждая из которых вполне автономна и в состоянии полностью или почти полностью выполнять все необходимые для полноценного существования функции. Под одной крышей сосуществует несколько вполне сформировавшихся муравейников. Колонны — аналоги человеческим линиджам. Число колонн в муравейнике невелико: две, реже три (60—100 тыс. муравьев в одной колонне)37.
Так как все члены линиджа, не вступившие в брак, а также женатые мужчины в патрилинидже и замужние женщины в мат- рилинидже, как правило, проживают вместе, они составляют ядро семейно-родственной группы, куда входят пришедшие по браку и ведущие происхождение от других линиджей жены и мужья членов данного линиджа.

В результате кровно-родственная ячейка преобразуется в хозяйственную общность, классические примеры которой дают ирокезский матрилинидж (овачира) и югославский патрилинидж (задруга).
Отдельные линиджи, в особенности у племен и народов Африки, объединены реальными или фиктивными генеалогиями в более крупные общности, образуя таким образом линиджи разных уровней. В результате система линиджа в некоторых случаях может охватывать всех членов племени или даже целую народность38.

В среднем линиджи включали в свой состав линейных род- ственников от трех до семи и даже десяти поколений. В отличие от него большая семья обычно ограничивалась тремя-четырьмя. В рамках такой группы сосредоточивалась вся хозяйственная жизнь, производство пищи и других благ, распределение их, кормление и первичное воспитание потомства, т.е. передача трудовых, культурных, социальных и бытовых навыков.
От рода линидж отличается тем, что происхождение в нем ведется не от мифического, а от реально существовавшего предка, что может быть прослежено и установлено.
От большой (3—4-поколенной) семьи, которая считается непременным признаком традиционного общества как в Европе, так и в других регионах мира, линидж отличается тем, что хозяйственные функции в нем занимают второстепенное место. Большая семья выступала ячейкой, в частности, раннеримского общества. Отсюда происходит ее современное название — патриархальная семья (фамилия). Ее глава — домовладыка (paterfamilias) — представлял членов семьи в генеалогической цепи предков-потомков. Его власть и авторитет были основаны на том же принципе агна- тического родства, что и авторитет родовладыки (pater gentis) в гентильном коллективе, — оба были старшими по возрасту в своих коллективах. Агнатическое родство, а не экономическая власть домовладыки, которая образовалась во вторую очередь, было организующим началом фамилии. Большую роль играли фамильный культ предков, посмертные маски, жертвоприношения душам предков, культ семейного очага (ларов). После смерти отца власть наследовали сыновья, становившиеся домовладыками. Домовладыка обладал ничем не ограниченной «отцовской властью» (patria potestas) над своей фамилией. Поэтому слово «фамилия» обозначало не только входивших в ее состав членов семьи, но в не меньшей степени имущество. Дети, жена, которая условно считалась на положении дочери домовладыки (filiae loco), рабы — все они были лицами, подвластными домовладыке. Домовладыка был единственным представителем семейного коллектива в сфере частного права, он один имел право на семейное имущество, право заключать сделки, вести дела, право продажи, право жизни и смерти по отношению к членам фамилии. На этой основе формировалось представление о юридической persona римского гражданина — ее имел только домохозяин. Остальные члены семьи не имели юридических сношений с внешним миром39.
Промежуточными родственными образованиями были различные патронимии и кланы, которые уже потеряли в основном непосредственно хозяйственное значение, распавшись на ряд линиджей.

Крупные родовые коллективы или их подразделения — gentes (линиджи) — претендовали на роль структурообразующей ячейки раннеримского общества в архаическую эпоху, которая, растянувшись на многие тысячелетия, завершилась в IV в. до н.э. С этого момента историки датируют начало формирования гражданского общества, где трибы племенного происхождения как центрообразующий элемент отходят на второй план, а вперед выдвигается римская община. С этого времени она функционирует как единый гражданский механизм, центр всей политической и общественной жизни Древнего Рима. Но это уже совсем иная история, которая может интересовать нас лишь в связи с историей гражданского общества. А до того в социальной организации общества царствовал линидж.
Наиболее типичная организация древнеримского общества позднепервобытной эпохи, родовая, представлена 300 gentes (линиджей), которые одни исследователи трактуют как роды, а другие как родовые подразделения — линиджи. Первоначальные главы этих подразделений — отцы (patres) — были старшими мужчинами в коллективе. Их авторитет был незыблемым, они имели право распоряжаться всеми делами и имуществом своих младших сородичей. Собрание отцов заправляло всеми делами городской общины и контролировало жреческие должности, судопроизводство и отправление власти. Отцы составляли элиту раннеримского общества. Потомками отцов считались патриции (patricii). Сородичи — гентилы — носили одинаковое гентильное имя (потеп). Кроме отцов и патрициев (старших и младших сородичей) в состав гентильных коллективов входили клиенты. Связь клиентов с патрициями не считалась родственной, но походила на нее внешними признаками. Отцы были обязаны покровительствовать клиентам в общественной жизни, за что клиенты в свою очередь были обязаны почитанием и определенными услугами в пользу своих патронов. Право, закреплявшее отношения патроната-клиента, носило сакральный характер40.
Специалисты считают линидж даже более устойчивой социальной организацией, чем род. В то время как с разложением первобытного общества родовая организация постепенно исчезает или ослабевает, институт линиджа сохраняется, особенно в высших слоях населения. Средневековые дворянские фамилии и даже современные монархические династии являются своего рода линид- жами. Некоторые из них, непосредственно восходящие к родоначальнику или родоначальнице, стоящим у основания генеалогического древа, пользуются большим престижем и привилегиями.

 

ЛИНЕДЖ, ЛИНИДЖ

(преемственная связь, родство) - внутриродовая группа близких родственников, ведущих происхождение от памятного предка. Различаются патрилинейные - патрилиниджи и матрилинейные - матрилиниджи.

 

Экзога́мия др.-греч. εξω, exo – вне, снаружи + γάμος – брак) — запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен:

· необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.);

· стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс);

· необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов).

Термины «эндогамия» и «экзогамия» введены шотландским исследователем брачно-семейных отношений первобытного общества Дж. Мак-Леннаном (англ. J. F. McLennan)[1].

Дуальная экзогамия[править | править вики-текст]

Одной из классических форм является дуальная экзогамия. При ней племя чётко делится на две половины, и каждый человек знает, к какой половине принадлежит. Супруги для брака берутся только из противоположной половины племени. В общественно-важных делах, свадьбах, похоронах участвуют представители обеих половин племени. При этом между двумя половинами племени существует ритуальное противостояние, подтрунивание, которое особенно ясно проявляется во время праздничных состязаний.[2]

В традиционной русской культуре до недавнего времени сохранялись чёткие реликты дуальной общественной организации. В частности, это средневековая «межкончанская рознь» в Великом Новгороде — противостояние между жителями разных берегов Волхова, встречавшихся для кулачных боёв на мосту. Длительное время ритуальным содержанием этих боёв была тризна по идолу Перуна. Подобное противостояние как правило имело место и между концами русских деревень (верхним и нижним, или разных берегов речки/оврага), или же между деревнями. Проявлялось оно в коллективных прозвищах, подтрунивании, а также в кулачных боях по праздникам (чаще всего в поминки — Семик и т. п.).

Экзогамия (от греч. έςω — вне, снаружи, γάμος — брак; буквально: внешний брак) — половые отношения (обычай вступать в брак) с представителями разных родов, вне узкой социальной группы.

Сегодня существует множество теорий, пытающихся объяснить причины перехода от эндогамных к экзогамным отношениям, например:

· теория Мак-Леннона об обычае убивать девушек и, как следствие, необходимость похищения женщин из соседних племен;

· теория Спенсера, который рассматривал похищенную женщину как наиболее успешный и долговечный трофей первобытного воина;

· осознание первобытными людьми вреда кровосмесительных отношений, изображенное Морганом;

· теория «симпатии» Каутского, которая заключалась в том, что индивиды, состоящие в близком родстве, слишком часто сталкиваясь друг с другом лицом к лицу, не вызывают взаимного интенсивного полового влечения;

· поиск первобытным мужчиной жены как подчиненного существа, служанки, по мнению Старке. Женщины из своего рода рассматривались как существа равные;

· теория тотемов Фрэзера и Дюркгейма, которая заключалась в табу крови тотема, поскольку кровь своего рода считалась священной;

· теория Тайлора, содержащаяся в сознательном стремлении первобытных людей к миру, который в значительной степени гарантировался экзогамными браками и др.

Несмотря на разнообразие, а иногда и полярность теорий возникновения экзогамных отношений, все они подчеркивают одно: экзогамия — это исключение кровосмесительных отношений.

Экзогамию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялось лишь их природой, и браком, как отношениями между полами, что общественно регулируются.

Первой исторической формой экзогамного брака был матриархальный брак, существовавший соответственно в период матриархата. Различают следующие виды матриархального брака:

· матрилокальный брак — муж переходит в род жены;

· дислокального брак — женщина и мужчина после вступления брак остаются жить каждый в своем роде или племени;

· неолокальным брак — молодожены начинает жиды отдельно от собственных родов.

Матриархальный брак характеризуется матрилинейностью — связи родства устанавливаются по материнской линии, так как фигура отца остается неизвестной. Анонимность отца объясняется тем, что матриархальный брак — это всегда групповой брак.

Вторая историческая форма экзогамного брака — формирование половых отношений в эпоху патриархата, когда имел место соответственно патриархальный брак. Женщина вместе с детьми начинает переходить в род мужа. Патриархальный брак характеризуется патрилинейностью, фигура отца детей перестает быть анонимной.

Именно в этот период начинают формироваться простые и сложные семьи, создаются предпосылки для современных форм брака — моногамии и полигамии.

 

Эндога́мия (от др.-греч. ἔνδον – внутри + γάμος – брак) — норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной или этнической группы[1]. Эндогамной группой в родоплеменном обществе обычно было племя. Эндогамия племени, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фратрий[2][3]. Распространена у некоторых народов, в частности, у парсов.

Термины «эндогамия» и «экзогамия» были введёны шотландским исследователем брачно-семейных отношений первобытного общества Дж. Мак-Леннаном (англ. J. F. McLennan) в работе «Primitive marriage » (1865). Ещё в 1830-е гг. Джордж Грей описывал обычаи австралийских аборигенов, запрещавшие брак между лицами, имеющими одно фамильное имя или общий тотемный знак, указав на аналогичный обычай у североамериканских индейцев, делившихся на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не своего тотема. Этому обычаю, наиболее распространенному между первобытными племенами, Мак-Леннан дал название экзогамии, а противоположный обычай, когда брак обязательно предписывался внутри собственной группы (напр. у маньчжуров, у которых запрещались браки между лицами разных фами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: