Визуальная культура Нижнетагильского музея изобразительных искусств




Зорин СС

Нижний Тагил - один из немногих не областных российских городов, имеющих музей изобразительных искусств с богатейшей художественной коллекцией.

Здание Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Фото 1997 г.

Бывшая демидовская вотчина, Нижний Тагил возник как заводской поселок, а став городом, развивался как индустриальный центр России. Исторический облик Тагила всегда формировала тяжелая промышленность. Нижний Тагил издавна был известен своими ремесленных дел мастерами, мастерами-камнерезами, создававшими подносные, кузнечные, литейные изделия, произведения для украшения интерьеров Зимнего дворца, Исаакиевского собора и других сооружений Санкт - Петербурга и Москвы.
Демидовы

Больше значение имела и деятельность горнозаводчиков Демидовых, которые будучи не только промышленниками, но и меценатами, заложили фундамент культуры будущего города.

Анонимный автор Портрет Никиты Демидовича Антуфьева-Демидова. Музей Демидовых, Нижний Тагил


Георг Кристофор Гроот Портрет Акинфия Никитича Демидова. 1745 г.

Они приобретали и привозили произведения искусства русских художников и художников из других стран, таких как Италия и Франция, на Урал, в свои владения.

Дмитрий Левицкий Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. 1773 г. Третьяковская галерея


Фёдор Рокотов Портрет Никиты Акинфиевича Демидова 1760-е г. Пермская худ.галерея

Никита Акинфиевич Демидов (8 сентября 1724 - 16 декабря 1789) — российский промышленник, меценат, коллекционер. Демидов любил заниматься науками и покровительствовал ученым и художникам; он находился в дружеской переписке с Вольтером. Младший сын Акинфия Демидова (третий сын от второго брака) первым из Демидовых начал собирать коллекцию художественных и исторических ценностей. Во время путешествия по Европе (1771—1773) посещал мастерские художников и покупал понравившиеся ему картины. Серию полотен по его заказу написал Жан Батист Грез, а живший в Париже шведский живописец Александр Рослин — портреты Никиты Акинфиевича и его супруги.
Большие суммы Никита Демидов тратил на обучение молодых дарований. Немало крепостных художников по его указанию было направлено на учебу в Москву и в Петербург, в Императорскую Академию художеств, и за границу.
Таким образом, уровень художественной жизни поднимался и поддерживался на достаточно высоком уровне.
В 1840 году по распоряжению П.Н. Демидова был открыт «Музеум естественной истории и древности», один из старейших провинциальных музеев России, в 1925 году преобразованный в краеведческий музей. В 1929 году в нем был организован художественный отдел.

История создания

В XX веке стремительное развитие культуры города пришлось на период Великой Отечественной воны. Это связано с тем, что в город были эвакуированы представители технической и творческой интеллигенции из блокадного Ленинграда и оккупированной Украины. Именно в годы войны в Нижнем Тагиле открылись театр кукол, Уральское художественно-техническое училище и музей изобразительных искусств, называвшийся тогда Областной картинной галерей.

В залах Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Становление художественной жизни города началось с появления летом 1942 года Нижнетагильской организации Союза советских художников. Уже осенью 1943 года состоялась первая художественная выставка, в которой приняли участие как эвакуированные на Урал мастера искусства, так и тагильские художники. Именно тогда в среде художественной интеллигенции возникла идея создания в Нижнем Тагиле картинной галереи (позднее музей изобразительных искусств), решение об открытии которой было подписано в декабре 1943 года. В организации музея оказали помощь специалисты Государственного Эрмитажа, коллекция которого в годы войны была эвакуирована в Свердловск.
Музей изобразительных искусств в Нижнем Тагиле был открыт в трудный период Великой Отечественной войны - 30 сентября 1944 года, поэтому его открытие можно расценивать как своеобразный феномен, значение которого трудно переоценить. Музей разместился в здании постройки 1865 года, ранее принадлежавшем купцу П.Т. Аксенову.

Здание Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Фото 1940-е г.

В 1950-х годах архитектором А.М. Ликиным был разработан проект возведения на старом фундаменте нового здания музея. В 1963 году после многолетнего перерыва музей вновь принял посетителей.
На первых порах основой коллекции музея послужили произведения русского дореволюционного и послевоенного искусства, переданные в 1944 году из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Управления по делам искусств при СНК РСФСР и из Нижнетагильского краеведческого музея, а также работы уральских художников с выставки "Урал - кузница оружия".


В залах Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Нижнетагильский музей изобразительных искусств хранит много произведений, имеющих поистине уникальное значение в истории искусств. В коллекции музея на сегодняшний момент насчитывается более девяти тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также актуального (или современного) искусства.

"Тагильская Мадонна"

Небольшая коллекция произведений западноевропейского искусства представляет работы художников итальянского Возрождения всего около 30 экспонатов, по всей вероятности, из фамильного собрания Демидовых, среди которых ведущее место занимает приписываемая кисти Рафаэля Санти знаменитая картина «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо», 1509 года создания, больше известная как «Тагильская Мадонна».
Это произведение считается одним из самых ярких и загадочных предметов коллекции.
С картиной связано много вопросов, ответы на которые не найдены и по сей день.

Рафаэль Санти Святое семейство. 1509 г.

Например, как могла картина кисти самого Рафаэля через несколько столетий после своего не менее таинственного исчезновения в Европе обнаружиться на Урале вдали от культурной жизни России - Петербурга и Москвы? Стоит поблагодарить кого-то из династии Демидовых? Но кого именно? А может это копия? Ведь еще столетия назад люди сами запутались, где оригинал этой Мадонны, а где подделка.
Пытаясь ответить на эти вопросы, Игорь Эммануилович Грабарь – искусствовед, художник и реставратор, приехавший в Нижний Тагил в августе 1925 года для знакомства с находкой, написал исследовательскую работу под названием «Мадонна дель Пополо и Мадонна из Нижнего Тагила». В ней он собрал и проанализировал все известные на тот момент Мадонны, владельцы которых наперебой утверждали, что именно их экземпляр является оригиналом. Всего он насчитал около 65 картин. Хотя некоторые исторические источники заявляли о 250 известных Мадоннах дель Пополо. После чего Грабарь сделал вывод, что тагильский экземпляр Мадонны является наиболее похожим на оригинал. Как Мадонна «добралась» до уральского заводского поселка понять еще труднее, так как она не числится ни в одной описи ценностей Демидовых. Остается только догадываться.
Единственный доподлинно известный факт – год написания картины – 1509 год. Пусть даже не Рафаэль автор этого произведения, а ученик его мастерской. Если в Нижнетагильском музее изобразительных искусств не оригинал, то прижизненная Рафаэлю копия его картины, к которой возможно, он имел самое непосредственное отношение.

Русское искусство XVIII – начала XIX веков

Основу коллекции русского искусства составляют произведения XVI-XX веков. Наличию портретной коллекции XVIII – начала XIX веков музей обязан, прежде всего, Русскому музею, который в год открытия передал в собрание 18 произведений. Часть из них некогда числилась в Памятном отделе Александра III, а другая украшала интерьеры Смольного института, собрания Эрмитажа и музея Императорской Академии художеств. Прежде всего, это произведения неизвестных художников, среди которых выделяются высокими художественными достоинствами портреты русских царей – Ивана Грозного и Екатерины II.
В постоянной экспозиции зала русского искусства так же имеются работы Владимира Лукича Боровиковского и Василия Андреевича Тропинина, того времени когда в обществе особенно остро встал вопрос о личности и ее назначении.

Владимир Боровиковский Иов и его друзья. Конец 1810-х.

Владимир Боровиковский Женский портрет.


Владимир Боровиковский Портрет Надежды Ильиничны Львовой. 1790-е г.


Василий Тропинин Портрет В.И. Бибикова.

Это портреты, по-особому изображающие людей, не всегда богато одетых, но всегда с пронзительными глазами и характерными чертами лица. Коллекция представлена в хронологическом порядке развития русского дореволюционного искусства.

Евгений Плюшар Спящая итальянка середина 1840-х.

Никанор Чернецов Дворец дожей. 1846 г.
Начинаясь от работ русских художников «золотого века портрета», экспозиция продолжает свое повествование историческим жанром Академии художеств. Таким примером является полотно В.П. Худоярова «Исцеление слепорожденного».

Василий Худояров Исцеление слепорожденного.

Василий Худояров Портрет императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III.
Русское искусство XIX век

Все классы Академии художеств нашли отражение в экспозиции: пейзажный (Л.Л.Каменев «Пейзаж», 1864), исторический, бытовой (И.И. Соколов «Ночь на Ивана Купала», 1856) и даже батальный (Б.П. Виллевальде «Бой под Лейпцигом в 1813 году», 1886).

Лев Каменев Озеро в горной долине. 1864 г.


Иван Соколов Ночь на Ивана-Купалу. 1856 г.

Богдан Виллевальде Бой под Лейпцигом в 1813 году. 1886 г.

В 1944 году Третьяковская галерея передала в дар четыре произведения: портрет кисти В.М. Васнецова, пейзажные этюды А.М. Васнецова и В.Д. Поленова, графические листы Л.Ф. Лагорио.

Лев Лагорио Гурзуф. 1885 г.


Лев Лагорио Черное море. 1891 г.

Апполинарий Васнецов Уральский пейзаж. 1930 г.


Василий Верещагин Мыс Фиолент вблизи Севастополя. 1897 г.

Музей с самого основания поддерживался Свердловским областным отделом по делам искусств. Так, в 1944-1945 годах в Нижний Тагил был направлен ряд полотен русских художников, среди которых заслуживают внимания произведения И.Н. Крамского и К.А. Коровина, А. Корзухина и И.К. Слюсарева, а также графические листы А.Н. Бенуа, А.П. Соколова, скульптурные работы П.К. Клодта.

Иван Крамской Женский портрет. Актриса М. Г. Савина 1880 г.


Алексей Корзухин Портрет священника П.В. Удинцева.
Приобретались произведения музеем и на собственные средства. Во время войны на Урале сложился небольшой, но интересный антикварный рынок, позволивший пополнить собрание уникальными произведениями И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, И.С. Щедровского.

Иван Айвазовский Морской пейзаж. 1871 г.

Иван Айвазовский Буря на море лунной ночью.

Иван Айвазовский Морской пейзаж. 1871 г.

Большой раздел экспозиции отдан творчеству передвижничества. И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Ф. Аммон, И.М. Прянишников, В.М. и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, И.Н. Крамской – их картины составляют часть постоянной экспозиции и гордость нижнетагильского музея.

Иван Шишкин Итальянский мальчик.


Иван Шишкин Лес 1880-е г.

Илья Репин Портрет актёра и драматурга Григория Григорьевича Ге. 1895 г.

Илья Репин Отказ от исповеди. эскиз Начало 1880-х г.
Илья Репин Запорожец. Этюд к картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" 1884 г.

Неоценимую роль в становлении коллекции русского отдела музея сыграла передача 116 произведений из художественного отдела Нижнетагильского краеведческого музея, осуществленная в 1950-х годах.
Полотна Н.Г. Чернецова, В.Ф. Аммона. И.И. Левитана, И.З. Грабаря, К.А. Коровина, М.Г. Слепяна, графика П.А. Федотова, Б.М. Кустодиева, И.И. Шишкина определили уровень собрания.

Алексей Боголюбов Лоцманы Бискайской бухты. 1857–59 гг.

Владимир Аммон На опушке леса 1871 г.

Исаак Левитан Полотно железной дороги. 1898-99 гг.

Восемнадцать из них некогда хранились в Московском Публичном И Румянцевском музеях, а некоторые до 1901 года находились в частной коллекции московского собирателя К.Т. Солдатенкова.

Русское искусство XX век

Начало двадцатого века показано представителями самых ярких объединений художников того времени – «Мир искусства» и Союз русских художников. Здесь и работы «мирискусников» - Е.Е. Лансере, И.Э. Грабаря, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, и «союзников» - П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского.

Игорь Грабарь Баллюстрада 1901 г.
Борис Кустодиев Венеция. 1907 г.

Борис Кустодиев Усадьба в парке. 1912 г.

Борис Кустодиев Встреча. Эскиз декорации к пьесе А.Н.Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын". 1917 г.

Борис Кустодиев Масленица. 1920 г.

Евгений Лансере Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917 г.

В музее существует интересная коллекция русского авангарда, а также искусства советского и постсоветского периода. Передача в 1950 - начале 1960-х годов из местного краеведческого музея ряда произведений русского авангарда позволила показать один из самых ярких по своему звучанию периодов русского искусства. Однако работы Н.В. Синезубова, А.В. Лентулова, Н.М. Чернышева были введены в экспозицию лишь спустя двадцать лет, а работы В. Е. Пестель, Б. В. Зидера, О. В. Розановой, А.А. Экстер - только в 1980-е годы.

Михаил Нестеров Портрет А.М.Щепкиной. 1925 г.

Зинаида Серебрякова На кухне.


Александра Экстер Движение плоскостей. 1917–18 гг.

Антонина Ржевская Музыка 1902-03 гг.

В 1960-1970-е годы передача работ из государственных источников осуществлялась достаточно планомерно, нередко произведениями ведущих мастеров-реалистов. Так, в коллекцию музея вошли пейзажи Б.Ф. Домашникова, В. А. Серова, Н.М. Ромадина, жанровые картины Ю.С. Подляского, А.В. Китаева, Д.А. Налбандяна, портреты Ю.П. Кугача, В.П. Ефанова, скульптура М.К. Аникушина.

Станислав Жуковский Храм Рождества Богородицы. Звенигород. 1904 г.

Алексей Степанов Медведица с медвежатами. 1919 г.

Слюсарев И.К. Лесной пожар. 1942 г.

Не менее яркими стали поступления 1980-1990-х годов работ А.Н. Самохвалова, Ю.И. Пименова, А.И. Кравченко, Н.М. Чернышева и других мастеров советского искусства, художников республик бывшего Советского Союза.

А.Н.Самохвалов Советская физкультура. 1935 г.

Н.Г.Чесноков. Внуки. 1951 г.

Зудов Л.Г. Сергей Есенин. 1988 г.

Период рубежа ХІХ-XX веков дополнился живописными работами художников В.Е. Маковского, С.В. Федорова, З.Е. Серебряковой и других художников.

Владимир Маковский Девочка с гусями. 1875 г.
Николай Кошелев Утро в деревне. 1880-е г.

Из-за небольшой выставочной площади Нижнетагильского музея изобразительного искусства эти коллекции экспонируются только в тематических выставках.
Музей предоставляет возможность встречи с подлинными произведениями не только знаменитых, но и малоизвестных, а то и совсем забытых художников, без имен которых все же невозможно составить полное представление об изобразительном искусстве. Такими забытыми художниками являются Павел Голубятников - ученик К. Петрова-Водкина, Феликс Лемберский и Михаил Шемякин.

Павел Голубятников Гроза.

Михаил Шемякин Дама в светлом. 1909 г.
Феликс Лемберский Катя-дворник 1959 г.

В последние годы в собрании музея сложились монографические коллекции их произведений. Сотрудниками музея, искусствоведами проводится большая научная работа по восстановлению исторической справедливости, которая превращается в целые проекты музейной деятельности – это реставрация и выставки, написание научных сборников и привлечение внимания к творчеству этих художников.

Николай Неврев Бытовая сцена XVII века (Купец и товар). Начало 1890-х г.


Николай Неврев Портрет смеющегося мужчины.

Николай Богданов-Бельский Мальчик со скрипкой 1897 г.


Николай Богданов-Бельский Отдыхающий мальчик.

Не менее важным в коллекции музея является собрание декоративно-прикладного искусства, позволяющее представить интереснейшие выставки, рассказывающие об истории и особенностях таких известных народных промыслов России, как Жостово и Тагил, Филимоново и Дымково, Балхары и Хохлома, или о произведениях профессиональных художников в области фарфора, художественного стекла, обработки металла и камня.

Василий Раев Вид Рима с горы Марио. 1853 г.

Генрих Семирадский Тени волос. Последняя четверть XIX века.

Николай Сверчков Рысак.

Юлий Феддерс Запущенный сад. 1887 г.

Андрей Рябушкин Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). 1898 г.

Сергей Виноградов По жнивью. 1900 г.

Константин Коровин Гурзуф.1916 г.
Город Нижний Тагил

Нижний Тагил – второй по численности населения город Свердловской области (после Екатеринбурга). Он имеет интересную и богатую историю. В городе много заслуживающих внимания достопримечательностей: отличные музеи (в том числе единственный в России музей-завод), памятники архитектуры, красивая набережная, скульптуры и др. Итак, предлагаю познакомиться с Нижним Тагилом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: