Нормы уголовного и административного законодательства, являясь по своей юридической природе охранительными, зачастую обладают существенным сходством, как по своей форме, так и по содержанию. Последнее обстоятельство часто приводит к проблемам в их разграничении и применении.
Теория и история административного правонарушения в своем становлении знали два основных направления в понимании административного правонарушения.
· Первый аспект рассматривал административное правонарушение как правонарушение администрации (государственной службы, государства), выраженное в споре между администрацией и гражданами;
· Второй – как неисполнение гражданами административных распоряжений или такие деяния, за совершение которых предусматривался административный порядок наложения наказаний.
В настоящее время, как общая теория права, так и науки уголовного и административного права, признают существование уголовной и административной ответственности в качестве самостоятельных видов юридической ответственности.
Анализ соотношения правовых норм, закрепляющих понятия преступления и административного правонарушения показывает, что законодатель подходит к их определению дифференцированно.
Административное правонарушение-противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Сравнительно-правовые исследования А.Э. Жалинского и других авторов показывают, что в зарубежном уголовном праве, в том числе в континентальной и американской системах, хотя определения преступления являются вариантами формальных определений, они тоже отражают материальное содержание. В каждом из определений есть указание на деяние, его противоправность и виновность. Об общественной опасности деяния прямо не говорится, но она учитывается.
|
С позиции американской системы, материальный признак преступления выражен через характеристику существенного вреда, его причинения личным и общественным интересам. В немецком уголовном праве, представляющем континентальную систему, в определении преступления отсутствует подобный признак, но в других его нормах вводится понятие «вредоносность», относящееся к деянию в целом.
Вряд ли возможно выделить качественные различия в структуре административных деликтов и уголовных правоотношений. Характеризуя состав административного правоотношения, указывают на следующие его элементы: субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются материальная сторона (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности). Аналогичную структуру можно выделить в уголовно-правовых отношениях.
Подтверждением отсутствия принципиальных отличий между административным деликтом и уголовным посягательством могут служить совпадения задач административного (ст. 1.2. Коап РФ) и уголовного законодательства (ст. 2 УК РФ).
1. Одни исследователи считают, что преступление отличается от административного правонарушения наличием признака общественной опасности.
2. Другие ученые-юристы пишут о том, что преступление отличается от административного правонарушения степенью общественной опасности.
|
В целях правильной квалификации при разграничении преступлений и административных правонарушений законодатель должен привести в соответствие содержание Уголовного кодекса РФ с содержанием Кодекса об административных правонарушениях, руководствуясь принципом согласованности норм этих отраслей законодательства, и впредь не допускать существования ситуации их рассогласованности, своевременно внося необходимые изменения и дополнения в соответствующие нормативные источники.
Таким образом, предметом уголовного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением лицом преступления и применением к нему наказания. Но в контексте уголовного права какие-либо негативные деяния принимают роль преступлений, то есть, действий, имеющих наибольший уровень общественной опасности. В рамках административной отрасли правонарушения не имеют столь серьезного статуса. В этом контексте как раз и проявляется соотношение обеих отраслей. Любое правонарушение оценивается с точки зрения административного и уголовного права. Если в конкретных действиях нет состава преступления, то наказание за него присуждается в соответствии с нормами административной отрасли. При выявлении состава уголовного правонарушения в силу вступают более жесткие меры влияния.