Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП




Вопросы к зачету по ТТЭ

 

1. Основные факторы, обуславливающие механизм следооб­разования с неподвижным объектом.

2. Повреждения на транспортном средстве, образующиеся при наезде на препятствие.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.).

По степени опасности наезд на неподвижное препятствие сопоставим с лобовым столкновением. Если водитель и пассажиры не пользуются ремнем безопасности, то для летального исхода при наезде на неподвижное препятствие может хватить скорости автомобиля всего 40-50 км/ч. Основные травмы водитель получает при ударе грудью о рулевое колесо, и головой - о лобовое стекло. При этом и водителя, и сидящего рядом пассажира может выбросить через лобовое стекло, что приведет к множеству травм, в большинстве случаев несовместимых с жизнью

· 1) обширные участки деформированных частей ТС, которыми они вошли в соприкосновение с препятствием, со следами непосредственного контакта на этих участках. Такие повреждения позволяют ориентировочно судить о взаимном расположении и характере взаимного внедрения ТС и препятствия в момент столкновении (наезда);

· 2) отпечатки отдельных участков, деталей одного ТС на поверхности частей другого. Позволяют установить взаимное расположение ТС и препятствия в момент столкновения (наезда) и направление силы удара;

· 3) трассы (следы скольжения, давления, царапания), возникающие от контакта с другим ТС. Позволяют идентифицировать ТС, с которым произошло касательное столкновение, установить, двигалось ли ТС в момент удара при перекрестном столкновении, определить направление относительного перемещения ТС при попутном столкновении;

· - трассы на деформированных нижних частях, контактировавши с дорогой. Позволяют установить направление движения ТС после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на дороге.

1. Вопросы, разрешаемые диагностическими трасологическими исследованиями.

Диагностические задачи:

1) установление технического состояния объекта;

2) установление способа изготовления данного объекта;

3) установление факта и способа внесения изменений;

4) определение рода, вида объекта.

Сущность криминалистической диагностики может быть определена как учение о закономерностях распознавания криминалистических объектов по их признакам (пола человека по почерку, дистанции выстрела по следам применения огнестрельного оружия, роста человека по следам ног, возраста записей по свойствам штрихов, группы крови по смазанным потожировым следам, типа огнестрельного оружия по следам на гильзах, вида одежды по составу и свойствам единичных волокон и т.д.).

Являясь специальным видом познавательного процесса, диагностирование отличается от используемых в криминалистической практике опознания и идентификации. При диагностировании объект устанавливается путем сопоставления знаний, накопленных наукой, опытом о группе, и классе соответствующих объектов. При криминалистической идентификации объект устанавливается путем сопоставления двух (или более) конкретных объектов, каждый из которых индивидуален. Различие не исключает применения диагностирования в начальных стадиях идентификации, более того, подчас оказывается полезным для выбора наиболее эффективного метода идентификации, оценки значимости выявленных признаков. Диагностирование может проводиться в процессуальных или непроцессуальных формах. Особенно перспективна диагностика в рамках оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых при раскрытии преступлений, так как дает оперативным работникам и другим лицам информацию для построения версий о розыске подозреваемых. Наконец, такие исследования позволяют проводить оперативную проверку подозреваемых в совершении преступления лиц. Ценные сведения для раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершающих, дают диагностические исследования волокон и других микрообъектов - частичек краски, стекла, растительных остатков. Таким образом, внедрение диагностических исследований в практику органов внутренних дел является весьма актуальной проблемой.

2. Виды столкновений.

I. По направлению движения ТС.

1. Продольное — столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллель­ными курсами (угол α равен 0 или 180 градусам).

2. Перекрестное — столкновение при движении ТС непарал­лельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в попереч­ном направлении в сторону полосы движения другого (уголαне равен 0 или 180 градусам).

II. По характеру взаимного сближения ТС.

Признак ДТП определяется величиной угла столкновения.

По этому признаку столкновения делятсяна:

1. Встречное — столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол α > 90; < 270 градусов).

2. Попутное — столкновение, при котором проекция векто­ра скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении (угол α < 90; > 270 градусов).

3. Поперечное — столкновение, при котором проекция век­тора скорости одного ТС на направление скорости другого равна О (угол α равен 90; 270 градусам).

III. По относительному расположению продольных осей ТС.

Признак определяется величиной угла взаимного расположения их продольных осей.

По этому признаку столкновения делятся на:

1. Прямое — столкновение при параллельном расположе­нии продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси второго ТС (угол α равен 0; 90 градусам).

2. Косое — столкновение, при котором продольные оси ТС' располагались по отношению друг к другу под острым углом;

(угол α не равен 0; 90 градусов).

IV. По характеру взаимодействия ТС при ударе.

Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта.

По этому признаку столкновения делятся на:

1. Блокирующее — столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контак­та к моменту завершения деформаций снижается до 0.

2. Скользящее — столкновение, при котором в процессе кон­тактирования происходит проскальзывание между контактиро­вавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравнивают­ся.

3. Касательное — столкновение, при котором вследствие ма­лой величины перекрытия контактировавших частей ТС полу­чают лишь несущественные повреждения и продолжают движе­ние в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости).

V. По направлению удара относительно центра тяжести.

Признак определяется по направлению вектора равнодействующей векторов ударных им­пульсов.

По этому признаку столкновения делятся на:

1. Центральное — когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС.

2. Эксцентрическое — когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэкс-центрическое) или слева (левоэксцентрическое) отнего.

VI. По месту нанесения удара.

По этому признаку столкновения делятся на:

1. Переднее (лобовое) — столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены на передних частях.

2. Переднее угловое правое и переднее угловое левое стол­кновение, при котором следы контактарасположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.

3. Боковое правое и боковое левое — столкновение, при ко­тором удар был нанесен в боковую сторону ТС.

4. Заднее угловое правое и заднее угловое левое — столкно­вение, при котором следы непосредственного контакта располо­жены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.

5. Заднее — столкновение, при котором следы контакта, воз­никшие при ударе, расположены на задних частях ТС.

 

 

3. Следы, образующиеся при лобовом столкновении.

4. Следы, образующиеся при касательном столкновении

5. Следы, образующиеся при попутном столкновении.

1. Общие и частные признаки в транспортной трасологии.

1. Определение и классификация дорожно-транспортных происшествий.

Дорожно-транспортным происшествием называют событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.В соответствии с существующей классификацией к дорожно-транспортным происшествиям относят происшествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждения транспортных средств, сооружений,грузов или иной материальный ущерб.К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамвай, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В настоящее время разработана следующая классификация дорожно-транспортных происшествий:

1) столкновение — движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;

2) опрокидывание — механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездов на неподвижные предметы;

3) наезд на препятствие — механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);

4) наезд на пешехода — механическое транспортное средство наехало на человека, или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;

5) наезд на велосипедиста — механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;

6) наезд на стоящее транспортное средство — механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

8) наезд на животных — механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных

9) падение пассажира — пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относится падение, произошедшее при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы;

10) прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

 

 

2. Этапы и методы осмотра места происшествия, связанного с ДТП.

Тактика осмотра дорожно-транспортного происшествия варьируется от конкретных обстоятельств события. Наиболее обширное применение тактические приёмы находят себя в рабочем этапе. Если действия следователя на подготовительном этапе носят более организационный характер, то на рабочем этапе они приобретают исследовательский характер.

В свою очередь рабочий этап осмотра места происшествия в тактическом плане подразделяется на три стадии: обзорная, статическая и динамическая.

Успешная работа невозможна без мысленного воссоздания картины дорожно-транспортного происшествия. Поэтому осмотр необходимо начинать с обзора места дорожно-транспортного происшествия. При этом должно быть не механическое, а визуальное восприятие того, что находится на месте происшествия, а творческое осмысление воспринятого, построение предложений о механизме произошедшего, о психических и физических свойствах лиц, действовавших на месте происшествия. Криминалистика. Т. 2. Криминалистическая тактика: Учебник для вузов в 3-х т. / Под ред. Возгрина И.А. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008.

Общий обзор проводится без изменения обстановки места происшествия, находящиеся там предметы не передвигаются, не берутся в руки. При передвижении следователя и других участников по осматриваемой территории должна соблюдаться осторожность, чтобы не повредить и не уничтожить имеющиеся там следы. Выявленные в ходе обзора места дорожно-транспортного происшествия следы, которые могут быстро исчезнуть, должны быть немедленно зафиксированы. После определения границ места происшествия и в процессе общего осмотра места дорожно-транспортного происшествия производится общий осмотр обстановки на месте происшествия и при этом:

1) Фиксируется точное месторасположение места дорожно-транспортного происшествия в населённом пункте по адресным данным, на дорогах вне населённых пунктах - по расстоянию до ближайшего километрового столба, перекрёстка дороги или какого - либо населённого пункта, отдельно стоящего строения, любого другого неподвижно - определённого ориентира.

2) Определяется тип дорожного покрытия: асфальт, бетонные плиты, гравий, покрытый битум, гравий в чистом виде, грунт (уплотнённая песчано-гравийная смесь, глинистый, песчаный, земляной); его состояние: влажное, сухое, покрытое снегом, льдом, снегом, тающим снегом, смешанным с песком, антиобледенительным составом, нефтепродуктами и др.

3) Устанавливается наличие в зоне дорожно-транспортного происшествия выбоин, ям, колдобин, разрытий, канализационных и других люков, трещин в дорожном покрытии.

4) Устанавливается профиль дороги, наличие продольного или поперечного наклона, его величина, наличие или величина обочины, кюветов, их глубина; если дорожно-транспортное происшествие имело место на закруглённом участке дороги - определяется радиус закругления.

5) Фиксируется находящиеся в зоне дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение дорожной разметки, остановки общественного транспорта, рельсовые пути, неохраняемые переезды, подземные и надземные переходы, иные объекты имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию (дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты и т.д.). Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и её вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие обочины.

6) Выясняется характер освещенности на месте дорожно-транспортного происшествия, наличие, количество и вид осветительных приборов, находящихся в зоне дорожно-транспортного происшествия, интенсивность естественного света (солнечного или лунного), погодные условия, степень видимости объектов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.

7) Если дорожно-транспортное происшествие имело место на регулируемом перекрёстке, устанавливается характер обзорности со всех сторон, места установки светофоров, режим их работы, наличие иных средств регулирования движения на перекрёстке и на каждой из улиц, примыкающих к нему.

8) При заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги с помощью специалиста устанавливается радиус, по которому двигалось это транспортное средство.

9) Если дорожно-транспортное происшествие произошло при обгоне, осматривается участок дороги, несколько превышающий по длине расчетный путь обгона, при этом обращается внимание на состояние дороги, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальности видимости по всему участку обгона.

10) Выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

11) Обнаруживаются, фиксируется и по возможности изымаются все следы, возникшие в результате дорожно-транспортного происшествия.

а) следы протектора шин автотранспортных средств;

б) отделившиеся от них части, частицы загрязнений; том числе попавшие на дорожное покрытие, в кювет, на обочину, на иные транспортные средства, на одежду и тело потерпевших.

в) следы подтекания технологических жидкостей: бензина, дизельного топлива, тосола смазочных масел, жидкости для мытья стёкол, тормозной жидкости, электролита аккумулятора;

г) следы крови, возникшие в результате телесных повреждений любых участков дорожного движения.

На месте дорожно-транспортного происшествия могут остаться следующие виды следов протектора шин: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.

 

3. Особенности подготовительного этапа осмотра места ДТП.

Следователю (дознавателю), занимающемуся расследованием ДТП, необходимо помнить, что от его подготовленности к осмотру места происшествия и его экипировки зависит правильность отражения результатов осмотра, поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств. Для качественного осмотра ДТП следователь (дознаватель) должен иметь следственный чемодан (портфель), в комплекте которого должны быть представлены:

· * рулетка длиной не менее 20 м;

· * электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦИП); планшет для ведения записей;

· * чертежные принадлежности -- следственная линейка;

· * цветные карандаши для составления схемы ДТП;

· * электрический фонарик, так как в поиске вещественных доказательств фонарик эффективнее неподвижных источников света (фар и пр.) -- при использовании его под разными углами (в лучах преломления) можно обнаружить следы, которые не обнаруживаются при прямом свете; фонарик удобен при детальном осмотре транспортных средств, трупа, одежды трупа и т.п.;

· * мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП, интересующих повреждений на транспорте, расположения трупа и т.д.;

· * стандартные бланки протокола осмотра;

· * миллиметровая бумага (листы) -- для составления масштабных схем, которые в дальнейшем в случае необходимости помогут точно воспроизвести картину ДТП. Использование для схем чистого листа бумаги приводит к искажению действительности обстоятельств (расположение места столкновения транспортных средств и т.д. относительно проезжей части дороги) и создает неправильное восприятие и понимание виновности или невиновности водителя (пешехода) в отраженной ситуации. Кроме этого отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании.

· * мерное колесо для измерения закруглений автодороги, так как правильное установление радиуса закругления играет решающую роль при установлении причины ДТП;

· * уровень (обыкновенный) и линейка для измерения уклона автодороги.

В связи с тем, что эти предметы в следственном портфеле (чемодане), как правило, отсутствуют и следователями (дознавателями), как показывает практика, почти не применяются, это приводит к необъективному отражению в протоколе некоторых параметров, ибо все делается «на глазок».

Следователь (дознаватель) обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, так как без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить ясного представления о характере происшествия и необходимости возбуждения уголовного дела, а также затруднительно наметить правильный план его расследования.

Необходимость как можно более скорого выезда следователя (дознавателя) на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия. С улицы (дороги) необходимо быстро убрать трупы потерпевших и (или) животных, а также обломки разбитого транспорта, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.

Это необходимо еще и потому, что нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, нет возможности в данном месте организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место ДТП.

Своевременное и непременное присутствие следователя (дознавателя) на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра. По прибытии на место ДТП следователь (дознаватель) обязан:

· * определить границы места ДТП;

· * с помощью сотрудников ГИБДД и общественности ограждать место ДТП, дабы не утратить вещественные доказательства (следы торможения, юза, крови, масла, битого стекла и т.д.), применяя при этом дорожные знаки, а в темное время суток -- флюоресцирующие или светоотражающие предметы;

· * с помощью сотрудников ГИБДД принять необходимые меры по безопасности и защите себя, участников осмотра и других лиц, находящихся на месте происшествия;

· * осуществить с помощью сотрудников ГИБДД регулирование движения с целью устранения заторов и аварийной ситуации на дороге;

· * принять меры по розыску и задержанию водителя и транспортного средства, скрывшегося с места происшествия;

· * осуществить другие необходимые действия с целью сохранения различных следов на месте ДТП как вещественных доказательств, необходимых для тщательного расследования ДТП.

 

4. Организация взаимодействия, материально-техническое обеспечение осмотра места ДТП.

5. Особенности составления схем, используемый инструментарий.

Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП

1. Выберите масштаб схемы.

Для того чтобы рисунок схемы был наглядным и удобным для восприятия следует выбрать масштаб. Размер масштаба зависит от формата листа – бланка схемы, количества элементов (предметов), имеющих отношение к происшествию, которые необходимо разместить на рисунке.

Не стоит ставить перед собой сверхзадач, исходите из того, что Вы рисуете схему, а не технический чертеж или топографическую карту.

2. Зарисуйте на листе бумаги общий план местности и участок дороги, на котором расположено место аварии.

При составлении схемы нанесите на лист бумаги контуры проезжей части дороги.

Нарисуйте в схеме ДТП обочины, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, островки безопасности, места въездов и выездов прилегающих территорий, парковочные «карманы». Не следует перенасыщать схему информацией, не имеющей отношения к происшествию.

При включении в рисунок схемы того или иного элемента, необходимо руководствоваться критерием его относимости к событию ДТП и значимости для дальнейшего расследования.

3. Отобразите на схеме габаритные размеры элементов дороги.

Определение понятия «дорога», дано в разделе № 1 ПДД РФ. Оно включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, обочины и тротуары, а также разделительные полосы при их наличии.

При выполнении замеров габаритов элементов дороги, ориентирами являются бордюрные камни, линии разметки, границы дорожного покрытия и прочее.

4. Нарисуйте в схеме дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, линии дорожной разметки. Отобразите при наличии на месте ДТП светофорные объекты.

Зафиксировав в схеме указанные выше элементы, следует присвоить им порядковый номер и в графе «Условные обозначения» записать их названия и указать номера, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам дорожного движения РФ.

Например, обозначая дорожный знак, нарисованный на схеме, указываем «Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».

Аналогично обозначаем и расшифровываем дорожную разметку.

5. Нарисуйте в схеме транспортные средства участников ДТП.

В схеме зарисовывается конечное расположение автомобилей после события аварии.

«Привязку» транспортных средств необходимо выполнять к стационарным недвижимым объектам (дома, столбы ЛЭП, указатели километража), границам проезжей части дороги, линиям пересечения проезжих частей дороги в точках их схождения, максимально приближенных к центру перекрестка.

Фиксация автомобиля на месте ДТП выполняется тремя замерами в двух проекциях.

Например, от передней и задней осей автомобиля к краю проезжей части дороги (две вертикальных проекции) и один замер в горизонтальной плоскости от проекции оси автомобиля до стационарного объекта.

Зафиксировав первый автомобиль указанным способом, присваиваем ему № 1.

Остальные транспортные средства допустимо «привязывать» к осям автомобиля № 1.

Результаты замеров заносятся в схему.

Автомобилям присваиваются последующие номера, которые расшифровываются в графе «Условные обозначения».

Символично стрелками указываем направления и траектории движения транспортных средств до их столкновения. Каждому символу присваиваем порядковый номер.

В графе «Условные обозначения» делаем пояснительную запись.

Например: «Направление движения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

6. Обозначьте в схеме соответствующим символом место столкновения автомобилей и укажите его расположения относительно объектов привязки.

Фиксация места столкновения производится посредством двух замеров с привязкой к стационарным объектам.

Результаты замеров отражаются в схеме.

При наличии противоречий между водителями – участниками дорожного происшествия в определении места столкновения со слов каждого водителя указывается место столкновения, обозначается и фиксируется на схеме по общим правилам.

Данные, перечисленные в пунктах 1-6, используются экспертами-автотехниками при назначении автотехнической экспертизы.

7. При составлении схемы особое внимание следует уделить фиксации следов дорожно-транспортного происшествия.

Как уже отмечалось, следы на месте происшествия являются самым уязвимым объектом.

После совершения неотложных действий направленных на обеспечение безопасности на месте аварии, необходимо принять все возможные меры для обеспечения сохранности следов. Обеспечение объезда места расположения следов ДТП, их дублирование на проезжей части (мелом или другими подручными средствами).

Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину).

Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров. Начало места следообразования и место его окончания измеряются в двух проекциях.

Результаты замеров вносятся в схему. По общему правилу каждому следу присваивается порядковый номер. В графе «Условные обозначения» даются пояснения.

Например: «След торможения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

В дальнейшем эти данные могут быть исследованы экспертом-трасологом при назначении автоэкспертизы.

1. В символичной доступной для восприятия форме нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств.

Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.

2. Подлежат обязательному включению в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, элементы ограничивающие обзорность дороги с места водителя.

3. На обратной стороне листа – схемы ДТП опишите видимые повреждения автомобилей – участников происшествия.

Все сведения, указанные в схеме, заносятся в прокол осмотра места происшествия.

 

6. Осмотр транспортных средств участников ДТП.

. Основными задачами, реализуемыми при осуществлении осмотра, являются:

· проверка соответствия идентификационных данных ТС представленным документам;

· установление и фиксация наличия, характера и объема (степени) повреждений ТС;

· установление принадлежности повреждений ТС к событию, имеющему признаки страхового;

· определение предполагаемых видов ремонтных воздействий, необходимых для устранения повреждений ТС;

· определение, в необходимых случаях, состояния и износа ТС, либо его годных остатков.

2. Основным методом, применяемым при первичном осмотре ТС для оценки ущерба автомобиля, является органолептический. Повреждения ТС фиксируются по внешнему осмотру без проведения демонтажных работ. При необходимости применяются инструментальные методы, с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с нормами РД 37.009.024 «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания», РТМ 37.001.050 «Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания» и другой технической и нормативной документации.

3. В целях обеспечения объективности и доказательности при осмотре в обязательном порядке производится фотографирование. При фотографировании делаются идентификационные, обзорные (ТС с видимыми границами повреждений, регистрационным знаком), узловые и детальные снимки.

4. Осмотр ТС должен производиться в светлое время суток или при достаточном искусственном освещении. В условиях недостаточного освещения или ограниченного доступа к транспортному средству, затрудняющему осмотр, осмотр должен быть перенесен в другое место или на другое время.

5. ТС предоставляется для осмотра в чистом виде. Проведение осмотра автомашины с загрязнениями, которые может повлиять на результат осмотра, не рекомендуется.

6. До начала осмотра ТС эксперт обязан удостовериться в личности участника (ов) осмотра на основании документа удостоверяющего личность; Осмотр не может быть начат в случае отсутствия у лица, представившего ТС на осмотр, надлежаще оформленных документов, несоответствия содержащихся в них данных, либо окончания срока действия доверенности (договора).

7. Перед осмотром эксперт-техник должен проинформировать участников о порядке действий, их правах и обязанностях, а в процессе проведения осмотра ТС, разъяснять присутствующим лицам свои действия. В случае необходимости эксперт-техник информирует участников о классификации повреждений, ремонтных воздействий на отечественные автомобили и приводит их короткую характеристику. Доведение до участников осмотра расчетных формул, коэффициентов и нормативных показателей в обязанности эксперта не входит.

8. Акт осмотра может быть составлен в рукописной форме (почерк должен быть разборчив) или с использованием технических средств, в том числе специализированных расчетных комплексов, рекомендованных уполномоченным органом или Российским союзом автостраховщиков.

9. Эксперт-техник обязан провести идентификацию осматриваемого ТС - сравнить фактические данные с данными Свидетельства о регистрации ТС (Паспорта ТС) и занести в Акт осмотра идентификационную информацию и другие характеристики, способные повлиять на ход осмотра или результаты дальнейших расчетов (тип окраски и т.д). В случае несоответствия части фактических идентификационных данных ТС данным Свидетельства о регистрации ТС (Паспорта ТС), осмотр ТС может не прекращаться. Эксперт-техник делает запись с указанием, какие именно несоответствия им обнаружены. В случае необходимости эксперт-техник имеет право затребовать нотариально заверенный перевод содержания документов ТС.

10. Эксперту-технику должен быть обеспечен доступ к моторному отсеку, салону автомобиля, багажному отделению.

11. По результатам визуального осмотра ТС эксперт-техник фиксирует стандартные и дополнительные опции комплектации ТС и отступления от стандартной комплектации.

12. Эксперт-техник фиксирует показания счетчика пройденного пути в разделе «Пробег» Акта осмотра с указанием единиц измерения (км./мили). В том случае, если механический одометр поврежден либо электронный одометр не работает (например, отключен из-за неисправности электрооборудования ТС) и установить его показание нельзя, в Акте осмотра ТС делается соответствующая отметка. При наличии сервисной книжки поврежденного ТС и записи в ней показаний одометра, данные должны быть отражены в акте.

13. Эксперт-техник рассматривает имеющиеся на ТС повреждения на предмет их отнесения к одному ДТП и определяет границы зоны аварийных повреждений если для этого не требуется производства автотехнической или транспортно-трасологической экспертизы. Повреждения, не имеющие причинно-следственной связи с рассматриваемым ДТП, например, расположенные вне зоны локализации, или не соответствующие по направлению и/или глубине механизму ДТП, следы восстановительного ремонта и дефекты эксплуатации, наличие которых может повлиять на размер затрат по устранению последствий ДТП фиксируются в соответствующем разделе Акта с подробным описанием и указанием их основных характеристик (месторасположение, объем (размер), классификация, направление и т.д.).

14. Эксперт-техник выясняет, подвергалось ли ТС восстановительным работам ранее и каков их объем, характер и качество, производилась ли замена агрегатов, дорогостоящих комплектующих изделий. По зафиксированным повреждениям, не относящимся к ДТП, эксплуатационным дефектам, произведенным заменам эксперт-техник должен принять решение, связанное с корректировкой компенсации за проведение восстановительного ремонта.

15. В ходе осмотра или по его окончанию эксперт-техник производит описание повреждений, руководствуясь следующими положениями:

· При наименовании деталей используется порядок, по которому вначале указывается вид детали (например, крыло), затем подвид и расположение относительно переда/зада, левой/правой стороны ТС. При наличии возможности нумерации деталей производиться такая нумерация с указанием источника информации (печатного издания или программного продукта). Для правильного выбора наименования детали рекомендуется использовать каталоги запчастей производителя или соответствующее графическое изображение каталога деталей в маске «Графический ввод» расчетных программных продуктов и комплексов, рекомендованных уполномоченным органом или Российским союзом автостраховщиков.

· По каждому повреждению фиксируется полные данные: место расположения, вид, характер и объем (степень). Рекомендуется использовать типовые определения по виду повреждений. Объем (степень) повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной), либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в % или частях). Для каждой поврежденной детали определяется вид и объем (категория) предполагаемого ремонтного воздействия.

· Необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по ремонту автомобиля устанавливается в зависимости от характера и степени повреждения отдельных деталей, на основе технологии предприятия–изготовител



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: