ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




Научный центр здоровья детейРАМН, Москва[MB2]

 

В последнее десятилетие катастрофически уменьшается доля здоровых детей. Их количе­ство в настоящее время едва достигает 4—6%, а число больных растет с раннего возраста.

Это во многом обусловлено экономическим и социальным кризисом в стране. Нарушению фи­зиологических процессов роста и развития ребенка способствует также увеличение груза внешнесредовых и генетических факторов.

Масштабы роста заболеваемости детей в послед­нее десятилетие XX века настолько значительны, что, несомненно, отрицательно отразятся на со­стоянии здоровья населения России в последую­щие годы. Такой прогноз наглядно подтверждается динамикой показателей заболеваемости детей и подростков за последние годы.

Так, количество заболеваний у детей 1-го года жизни в 1994—1998 гг. возросло на 22%. Макси­мально увеличилось количество патологических состояний, возникающих в перинатальном перио­де (в 2—3 раза).

Оценивая динамику заболеваемости детей в воз­расте до 14 лет, необходимо отметить увеличение частоты эндокринной патологии в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани в 1,5 раза, анемии в 1,3 раза, болезней системы кро­вообращения в 1,3 раза, аллергических болезней в 1,3 раза, новообразований в 1,3 раза (рис. 1).

За период с 1994 по 1998 г. наиболее высокие темпы роста количества заболеваний регистриру­ются среди подростков.

Отмечается рост анемий (в 1,8 раза), болезней эндокринной системы (в 1,9 раза), аллергических болезней (в 1,6 раза), болезней системы кровооб­ращения (в 1,5 раза), новообразований (в 1,8 раза), болезней мочеполовой системы (в 1,5 раза), кост­но-мышечной системы (в 1,9 раза; рис. 2).

Значительно возросло число детей с функцио­нальной патологией и хроническими болезнями.

Отмечается рост на 20% психических рас­стройств, что, по-видимому, связано с увеличени­ем в раннем детстве гипоксически-ишемических, метаболических и мозговых нарушений, а у детей и подростков — частоты вредных воздействий ал­коголя, наркотических и токсичных веществ.

За 5 лет в 2 раза увеличилось количество психо­соматических расстройств. Причиной этого, с од­ной стороны, является перинатальное поражение мозга у 40—60% детей первых месяцев жизни, с другой — рост длительно текущих соматических болезней.

Реактивные состояния и психопатии, как ответ на воздействие негативных средовых факторов, возросли у детей на треть.

Наиболее удручающая ситуация сложилась сре­ди подростков: количество наркологических рас­стройств возросло в 90-х годах в 3,7 раза, наркома­нии и токсикомании — в 15—17 раз, алкогольных психозов — в 15,5 раза, хронического алкоголизма — в 2 раза (рис. 3).

По данным специальных исследований, реаль­ное число подростков, больных алкоголизмом, в 2—3 раза больше, страдающих наркоманиями и токсикоманиями — в 6—19 раз.

Обращает внимание выраженная негативная динамика показателей репродуктивного здоровья. Каждая 4-я девочка-подросток имеет изменения, обусловленные гормональными нарушениями, а каждая 5-я — воспалительные заболевания придат­ков матки.

С конца 80-х годов появились сообщения о за­медлении наблюдавшегося ранее ускоренного фи­зического развития детей и подростков и даже о его децелерации.

Рис. 1. Динамика заболеваемости детей в возрасте 0—14 лет (по данным Минздрава РФ).

 

По оси абсцисс — кратность роста; по оси ординат: 1 — новообразования; 2 — бо­лезни эндокринной системы, расстройства питания; нарушения обмена веществ и иммунитета; 3 — аллергические болезни; 4 — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; 5 — анемии; 6 — болезни системы кровообращения.

Рис 2 Динамика заболеваемости подростков в возрасте 15—17 лет

По оси абсцисс — кратность роста, по оси ординат / — новообразования, 2 — болезни эндокринной системы, 3— мочеполовая система, 4— болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, 5— аллергические болезни, б — анемии, 7— болезни системы кровообращения

 

Рис 3 Число детей-токсикоманов в Российской Федерации (на 100 000 детей)

Материалы специальных исследований сотруд­ников Научного центра здоровья детей РАМН подтверждают это положение. Количество низко­рослых детей достигло 8%, что может быть при­знаком продолжительного недостаточного пита­ния, а также широкой распространенности в тер­риториях Российской Федерации эндемического зоба (табл. 1).

Децелерация сопровождается не только умень­шением антропометрических показателей (рис. 4, 5), но и снижением функциональных возможно­стей. Так, за последние 20 лет у московских школь­ников сила сжатия кисти уменьшилась на 18%, а жизненная емкость легких — на 15%.

Грозным симптомом нашего времени становит­ся трофологический синдром, характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, сниже­нием функциональных резервов, задержкой поло­вого развития.

Концентрированным отражением уровня и ка­чества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности детей (рис. 6). Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое сни­жение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты, поскольку концепция ВОЗ в понятие ре­бенок-инвалид вкладывает не утрату трудоспособ­ности как у взрослых, а нарушение функций как следствие болезни, приводящее к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности.

 

Таблица 1

Распространенность эндемического зоба и уровень концентрации йода в моче у детей в возрасте 7—10 лет в различных регионах России (И. И. Дедов, 1998)

Регион   Число обследованных Частота зоба % (УЗИ) Концентрация йода в моче (медиана, мкг/л) Степень тяжести ЙДЗ
Москва     9,6—11,8   44-87   Легкая  
Московская область     12,3-29,0   25-83   Легкая, средняя  
Тамбовская область     18,8-29,6   52-59   Средняя  
Воронежская область     16,2-40,0   30-58   То же  
Тульская область     15,3-29,6   48-64   Легкая, средняя  
Орловская область     20,0-45,0   40-85   То же  
Брянская область     12,0-30,0   69-84   " "  
Калужская область     10,0-30,0   54-89   То же  
Тверская область     12,0-23,0     То же  
Белгородская область     НД   48-80   " "  
Оренбургская область         42-58   То же  
Санкт- Петербург     8,5-21,0   69-75   Легкая  
Архангельская область     3,0-25,0   30-74   Легкая, средняя  
Красноярск             Легкая  
Республика Тува     45,0-80,0     Тяжелая  
Новосибирская область     16,0-34,0   68-85   Легкая, средняя  
Северная Осетия         64-78   То же  
Ярославская область     12,9-34,0   30-68   ""  
Липецкая область     НД     Легкая  
Удмуртия     16,0-48,0   64-86   Легкая, средняя  
Республика Саха-Якутия     17,0-39,0   23-52   Средняя  
Тюменская область     12,0-37,0   30-52   То же  
Ханты-Мансийский округ     37,0-39,0   28-67   „„  

 

Рис. 4. Динамика массы тела (в кг) школьников в возрасте 16-17 лет.

На рис. 4, 5: штриховые столбики — девочки; столбики в клетку — мальчики.

Рис. 5. Динамика длины тела (в см) школьников в возрасте 16— 17 лет.

 

За последние 10 лет число детей-инвалидов уве­личилось в 4 раза и достигло 600 тыс. По эксперт­ным оценкам, число детей-инвалидов в ближай­шие 5 лет удвоится.

Очевидная неэффективность имеющихся средств сохранения и восстановления здоровья свидетельст­вует, что решение этой проблемы возможно только при возобновлении фундаментальных исследований, направленных на изучение следующих проблем:

общих закономерностей роста и развития в постнатальном онтогенезе;

— механизмов поддержания основной направ­ленности индивидуального развития ребенка;

— критериев здоровья и возрастных норм функ­ционирования систем организма;

— роли ведущих функциональных систем после рождения;

— специфики возрастных преобразований в критические периоды роста и развития;

— механизмов резистентности растущего орга­низма к воздействию многообразия отрицательных факторов внешней среды.

Одной из важных задач педиатрии является пра­вильное понимание всего комплекса морфофункциональных изменений, происходящих в процессе биологического и социального развития ребенка.

Для этого прежде всего необходимо дифферен­цировать понятие рост и развитие, имея в виду, что рост — это количественное увеличение биомассы тела; развитие — это качественные и количествен­ные преобразования в организме, обеспечивающие изменение его функций.

Все физиологические функции в организме так или иначе связаны с размерами тела, процессами роста органов и тканей.

В случаях, когда во множестве тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, го­ворят о так называемых скачках роста. Прежде всего это резкое увеличение продольных размеров тела.

В постнатальном онтогенезе человека такие скачки наиболее ярко выражены в 1-й год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3—4-кратное уве­личение массы тела за год), в возрасте 5—6 лет на­блюдается так называемый полуростовой скачок, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины взрослого, преимущественно за счет уд­линения конечностей, и пубертатный скачок роста (13—15 лет), происходящий за счет удлинения ту­ловища и конечностей.

Возраст, в котором отмечаются скачки роста, считается критическим периодом развития.

Существуют критические периоды развития от­дельных систем организма: нервной, эндокринной и иммунной (схема 1), которые повышают риск на­рушений здоровья и развития тяжелых болезней.

Рост сопровождается качественными измене­ниями функционирования основных физиологи­ческих систем, которые обеспечивают их работу в новых условиях. Чередование процессов роста и дифференцировки является естественным биологическим маркером возрастного развития, при каждом из ко­торых имеются свои специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов.

Рис. 6. Динамика детской инвалидности (на 1000 детей в воз­расте от 0 до 16 лет).

 

Схема 1. Пятый критический период развития иммунной системы в подростковом возрасте

 

 

Это определяет необходимость соотносить со­стояние организма как по морфологическим, так и по функциональным параметрам на каждом этапе возрастного развития.

Важно иметь в виду, что рост различных тканей отличается своими темпами. В то же время в целом особенности роста и развития принято учитывать и оценивать прежде всего по показателям физиче­ского развития.

Оценку физического развития необходимо про­водить с учетом стандартов, которые следует регу­лярно обновлять, поскольку физическое развитие может изменяться под воздействием природных, климатических, экологических и иных факторов.

Важной характеристикой физического развития является его темп. Ускорение и замедление разви­тия именуются соответственно акселерация и ре­тардация. Умеренное замедление или ускорение физического развития может быть вариантом нор­мы, но это всегда должно учитываться. Индивиду­альное разнообразие темпов физического развития велико. Если его параметры укладываются в грани­цы нормы, можно считать, что оно отражает адек­ватность условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям.

Однако наряду с индивидуальными сдвигами наблюдаются популяционные изменения показате­лей физического развития.

В последние 30 лет много обсуждались процес­сы акселерации, которые отмечались в развитых странах мира. Существует несколько гипотез появ­ления этого феномена. Наиболее распространены три. Первая — улучшение качества жизни. Вторая — увеличение информационного потока, который стимулирует ростовые процессы и развитие орга­низма. Третья связывает процесс акселерации с не­кими неуточненными экзогенными и эндогенны­ми причинами, которые на протяжении века при­водят к циклическим ускорениям или замедлениям физического развития.

Есть и еще ряд гипотез появления этого состоя­ния (табл. 2).

Принципиальным является тот факт, что в це­лом физическое развитие является важнейшим ин­тегральным проявлением адекватности роста и раз­вития условиям выживания организма в изменяю­щихся условиях среды. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относи­тельном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание.

Важно иметь в виду, что даже акселерация, про­исходящая последние 50 лет, имела не только по­ложительные, но и отрицательные стороны. Не за­тронув интеллектуального и духовного развития детей, она создала существенные трудности в их обучении и воспитании. Например, раннее насту­пление половой зрелости привело к ранним поло­вым контактам и сформировало большие социокультурные, медицинские и педагогические про­блемы.

Оптимизация процессов развития в детском воз­расте невозможна без знания условий и закономерно­стей психического развития, оценки психологических возможностей детей разного возраста.

Весь комплекс адаптивного реагирования орга­низма в процессе индивидуального развития в зна­чительной мере определяется центральной нерв­ной системой, ее влиянием на формирование выс­ших психических функций, накопление индивиду­ального опыта и развитие познавательной деятель­ности ребенка.

Процессы познания являются ключевыми в оп­ределении уровня развития детей начиная с мла­денческого возраста.

Одним из важнейших приобретений младенче­ского и раннего возраста, с точки зрения нервно-психического развития, является речевая функция. Она способствует познанию внешней среды, с од­ной стороны, и интеграции процессов восприятия и внимания, с другой, что обеспечивает возмож­ность прогрессивного развития когнитивной сфе­ры ребенка.

Наиболее хорошо изучены психофизиологиче­ские характеристики и показатели нервно-психи­ческого развития детей 1-го года жизни.

 

Таблица 2 Теории развития акселерации (Ю. П. Лисицын, 1973)

1. Физико-химические   1) гелиогенная (влияние солнеч­ной радиации) 2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного по­ля)
    3) космическая радиация 4) повышенная концентрация уг­лекислого газа, связанная с рос­том производства
2. Теории отдельных факторов условий жизни 1) алиментарная 2) нутритивная 3) информационная
3. Генетические   1) циклические биологические из­менения 2) гетерозис (смешение популя­ций)
4. Теории комплекса факторов условий жизни 1) урбаническое влияние 2) комплекс социально-биологи­ческих факторов

 

В то же время совершенно очевидно, что знание возрастных особенностей развития высших психи­ческих функций у детей других возрастных групп также имеет большое значение для практической педиатрии. Есть данные, что в дошкольном возрас­те активно формируются механизмы восприятия и другие компоненты когнитивной деятельности.

После 6 лет существенно совершенствуется про­цесс познания, позже развивается образное мыш­ление.

К концу младшего школьного возраста увеличи­ваются адаптационные возможности центральной нервной системы, способствующие развитию по­знавательного процесса и повышению устойчиво­сти к школьным нагрузкам.

В подростковый период нервно-психическое развитие также имеет свою специфику. Прежде всего оно отличается значительной неустойчиво­стью на поведенческом уровне и в эмоциональной сфере.

Знание этих особенностей, безусловно, полезно для оптимизации адаптации ребенка на разных этапах его социализации.

О роли адекватного возрасту нервно-психиче­ского развития свидетельствует тот факт, что воз­никновение нарушений психического развития де­тей часто служит причиной их социальной дезадаптации и сопровождается формированием негатив­ных свойств личности, поведения, приводя к ухуд­шению соматического и психического здоровья.

Оптимизация нервно-психического развития детей неразрывно связана со знанием критических периодов нервно-психического развития и состоя­ния когнитивных функций у детей, особенно в пе­риод школьной социализации.

Критическими периодами нервно-психическо­го развития дошкольников и школьников являются 3, 6—7 и 12—15 лет. Именно в эти периоды наблю­дается максимальный пик пограничных психиче­ских расстройств.

Указанные периоды сопровождаются изменени­ем различных сфер личности, интеллекта, сниже­нием социальной активности, что ослабляет воз­можности адаптации ребенка к социальной среде.

Учитывая отсутствие объективных стандартизо­ванных критериев нервно-психического развития детей в возрасте старше 3 лет, весьма перспектив­ной является разработка автоматизированных ме­тодов оценки когнитивной сферы, ее основных со­ставляющих, поскольку она отражает состояние важнейших показателей развития высших психи­ческих функций. Применение их дает объективную характеристику дефицитарности составляющих когнитивной сферы.

Количественная характеристика когнитивной сферы позволяет не только оценить ее уровень на данном этапе возрастного развития, но и дает воз­можность проводить эффективные коррекционные мероприятия для снижения частоты пограничных состояний, психических расстройств и оптимизи­ровать процессы воспитания и обучения, ослабить воздействие экологических факторов (рис. 7, 8).

Для качественно нового этапа развития профи­лактической педиатрии необходимо принять единые и адекватные критерии здоровья.

Все чаще предлагается отождествлять понятие "здоровье " с функциональными возможностями и дее­способностью.

Из этого понимания следует конкретный подход к измерению здоровья, оценке здоровья на основе показателей основных функциональных систем.

Фактически многие специалисты перешли от статических показателей нормы к функциональ­ным. Все шире в клинической практике норму оце­нивают на основе реакций физиологических сис­тем на нагрузочные пробы, которые более адекват­но отражают биологические варианты функциони­рования этих систем организма, обеспечивая адап­тацию и сохранение здоровья в условиях меняю­щихся факторов внешней среды.

Эти нагрузочные тесты широко используются в кардиологии, пульмонологии, сурдологии, имму­нологии, эндокринологии, психологии и других областях медицины, в том числе в педиатрии.

Функциональное тестирование входит в струк­туру характеристик здоровья, используемых в "Ме­ждународной классификации последствий болез­ней (нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности"), принятой в на­шей стране в 1997 г. Необходима большая допол­нительная методическая работа по отбору, стандар­тизации и нормированию функциональных харак­теристик здоровья детей, так же, как и методиче­ской базы для строгой диагностики ограничений жизнедеятельности детей.

Функциональный подход к оценке нормы тесно связан с выбором стандартов. Очень важно, чтобы за стандарт принимались величины реально возмож­ного оптимума позитивных свойств и качеств раз­вития ребенка, т. е. для формирования нормативных данных следует использовать данные групп де­тей с хорошими и отличными показателями со­стояния здоровья, питания, режима жизни и дви­гательных нагрузок.

Рис. 7. Характеристика когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста (в % от нормы; по данным О. И. Масловой и соавт., 1999).

На рис. 7, 8; /— восприятие; //— внимание; ///— память; IV— оперативность; V — моторика.

Сплошная линия — здоровые дошкольники; пунктирная — дошкольники с задерж­кой психоречевого развития в йоддефицитном регионе.

 

Рис 8 Характеристика когнитивных функций детей младшего школьного возраста (в % от нормы, по данным О И Масловой и соавт., 1999)

Сплошная линия — здоровые школьники, пунктирная — успевающие школьники в йоддефицитном регионе, штрихпунктирная — неуспевающие школьники в йоддефицитном регионе

Это позволит избежать приня­тия посредственных стандартов развития, что яв­ляется важным для решения научных и практиче­ских задач по сохранению здоровья детей в совре­менных условиях (И. М. Воронцов, 1999).

Возможности адаптивного развития неразрывно связаны с факторами риска его нарушений. К ним пре­жде всего относят факторы окружающей среды. Хо­тя факторами риска может быть и наследственная предрасположенность к болезни (генетический риск).

Факторы риска чаще всего соотносят со средовыми факторами.

На данном этапе обсуждения проблемы принципи­ально важно понимать, что вся совокупность фак­торов риска снижает резистентностъ организма, нарушает его развитие, облегчает возникновение бо­лезней, но не является ее причиной.

В современном понимании факторы риска — это сочетание условий, агентов, определенное фи­зическое состояние, образ жизни, значительно уве­личивающие угрозу утраты здоровья (Ю. Е. Вельтищев, 1998).

Реализация факторов риска может иметь разные проявления: от функциональных отклонений роста и развития до тяжелых болезней, асоциального по­ведения и даже смерти.

Знание факторов риска, с одной стороны, имеет большое значение для определения перечня превентив­ных мер, оценки профилактических программ и мони­торинга здоровья, т. е. управления им с целью расши­рения возможностей профилактической педиатрии. С другой стороны, следует иметь в виду, что социальные факторы наряду с генетическими обуслов­ливают варианты возрастной нормы на каждом этапе онтогенеза и определяют диапазон норма­тивных показателей, что необходимо учитывать при диагностике и дифференциальной диагности­ке нормы, функциональных и пограничных со­стояний (И. М. Воронцов, 1999).

Таблица 3

Характеристика клинических проявление транзиторного гипотиреоза (Т. В. Коваленко, 2000 )

Показатель   Новорожденные с транзиторным гипотиреозом Здоровые новорож­денные   p  
Масса при рождении, г       < 0,05  
Масса в I год, г       < 0,01  
Длина тела в I год, см   74,2   75,5   < 0,05  
Нервно-психическое              
развитие в I год (нор­              
ма 28—30 баллов)   27,4   29,1   < 0,05  
Постгипоксическая эн-              
цефалопатия в I год, %   84,0   30,0   < 0,001  

Обсуждая критерии здоровья, важно понимать, что между двумя крайними понятиями "здоровый — больной" есть промежуточные состояния. Все чаще в педиатрии и клинической физиологии применяется термин "пограничные состояния".

Пограничные состояния с учетом их клиниче­ской значимости ранжируются следующим обра­зом (И. М. Воронцов, 1999):

— критические состояния развития;

— умеренные гетерохронии или дисгармонизации развития;

— совокупность условий жизни, приводящая к высокому риску альтераций развития;

— краткосрочная реакция дезадаптации;

— адаптирующие развитие.

Могут выделяться и другие формы пограничных состояний, но они имеют меньшее клиническое значение.

Критические состояния развития составляют особый раздел педиатрии, в большей части еще не изученный. По существу критические состояния — это транзиторные нарушения самочувствия, адап­тационных возможностей, ограничения нормальной жизнедеятельности, а также комплекс объективных клинических и функциональных изменений, внешне формирующих картину болезни. Но по сути крити­ческие состояния связаны с характерными для воз­растного развития кризисами дисгармонизации или дисхрониями в процессе роста, созревания функций органов и межсистемных взаимоотношений.

В последнее время большое клиническое значе­ние приобретает транзиторный гипотиреоз, кото­рый без адекватной коррекции может приводить к нарушению развития ребенка (табл. 3).

При этих состояниях необходима дополнитель­ная защита ребенка, так как внешние перегрузки могут перевести критическое состояние в болезнь (схема 2).

К критическим состояниям чаще относят:

физиологическую анемию у детей 1-го года жизни;

— физиологическую гипоиммуноглобулинемию у детей 1— 2-го года жизни;

— нарушения дыхания и ритма сердца (риск син­дрома внезапной смерти) у детей в возрасте 2—6 мес жизни;

— рахит или остеоидную гиперплазию и краниотабес у здоровых быстрорастущих детей 7—2-го го­да жизни;

— вегетососудистые дистонии интенсивного вы­тягивания у детей в возрасте 10 лет и старше и свя­занные с ними астеноневротические состояния и па­тология желудочно-кишечного тракта;

— остеопорозы, тенезопатии, фибромиалгии у детей в возрасте 10 лет и старше.

В последнее десятилетие сложились теория и практика профилактической педиатрии, которые вобрали в себя самое эффективное, что может быть включено в реальные программы формирования здоровья. Можно выделить два основных уровня, ко­торые необходимы для управления здоровьем детей (И. М. Воронцов, 1999).

Перинатальный, который включает следующее:

1) генетическое консультирование, внедрение новых методов пренатальной диагностики патоло­гии плода;

2) преконцепционная профилактика, планиро­вание семьи;

3) мониторинг течения беременности, питания, режима жизни, физического и психического со­стояния беременной женщины; контроль и обеспе­чение оптимальности внутриутробной среды раз­вития ребенка;

4) мониторинг факторов риска во время родов, первичной адаптации новорожденного, ориента­ция на грудное вскармливание, скрининг врожден­ной патологии.

Постнатальный, который включает следующее:

1) диагностика факторов риска, в первую оче­редь генетических, патологии беременности и ро­дов, среды развития;

2) мониторинг питания кормящей матери;

3) мониторинг питания, развития и здоровья ре­бенка;

4) активную иммунизацию;

5) комплексную диагностику и стимуляцию раз­вития (двигательная, сенсорная сферы, мышление, речь, общение, самосознание и др.);

6) регулярный мониторинг питания и развития, выявление ранних признаков их нарушений или симптомов заболеваний с ранней коррекцией;

7) сотрудничество с семьей и образовательными учреждениями.

Понимая серьезность сложившейся ситуации со здоровьем детей и подростков и невозможность ее решения без разработки новых приоритетных науч­ных направлений, Научным центром здоровья детей РАМН разработан проект Федеральной программы "Здоровый ребенок". В программе определены неот­ложные направления научных исследований, необ­ходимые для оптимизации всего комплекса меди­ко-социальных, санитарно-гигиенических и вос­питательно-образовательных мероприятий, опре­деляющих эффективность сохранения и восстанов­ления здоровья детей:

— изучение механизмов биологической и соци­альной адаптации детей в изменившихся социаль­но-экономических условиях;

— систематизация и создание банка биометри­ческих и физиометрических показателей, характе­ризующих региональные и общие закономерности роста и развития детей в критические периоды он­тогенеза;

— научное обоснование новых подходов к ком­плексной оценке состояния здоровья;

— оценка значения факторов риска в наруше­ниях роста и развития детей и подростков в постнатальном онтогенезе;

— разработка профилей когнитивного и вари­антов нервно-психического развития детей и под­ростков (норма, пограничные состояния, донозологические изменения);

— разработка алгоритмов применения массо­вых профилактических технологий для широко­масштабного оздоровления детей и подростков;

— научное обоснование новых технологий со­хранения и укрепления здоровья детей в критиче­ские и сенситивные периоды развития;

— разработка технологий многоуровневого об­разования в области формирования здорового, со­циально эффективного жизненного стиля.

Схема 2. Остеопороз у подростков - критическое состояние

 

Схема 3. Основные направления фундаментальных исследований роста и развития детей

 

 

Определяя приоритетные направления развития научных исследований по проблемам роста и раз­вития, ключевое внимание необходимо уделять по­вышению уровня и увеличению объема фундамен­тальных исследований. Среди них ведущее место должны занимать исследования механизмов адап­тации, внутрисистемной и межсистемной регуля­ции жизненно важных функций, а также клеточ­ных основ устойчивости организма к развитию па­тологического процесса (схема 3).

Таким образом, совместно с возрастной и клини­ческой физиологией, психологией и гигиеной детей и подростков педиатрия может предложить реальные методы формирования здоровья и управления разви­тием ребенка.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: