Научный центр здоровья детейРАМН, Москва[MB2]
В последнее десятилетие катастрофически уменьшается доля здоровых детей. Их количество в настоящее время едва достигает 4—6%, а число больных растет с раннего возраста.
Это во многом обусловлено экономическим и социальным кризисом в стране. Нарушению физиологических процессов роста и развития ребенка способствует также увеличение груза внешнесредовых и генетических факторов.
Масштабы роста заболеваемости детей в последнее десятилетие XX века настолько значительны, что, несомненно, отрицательно отразятся на состоянии здоровья населения России в последующие годы. Такой прогноз наглядно подтверждается динамикой показателей заболеваемости детей и подростков за последние годы.
Так, количество заболеваний у детей 1-го года жизни в 1994—1998 гг. возросло на 22%. Максимально увеличилось количество патологических состояний, возникающих в перинатальном периоде (в 2—3 раза).
Оценивая динамику заболеваемости детей в возрасте до 14 лет, необходимо отметить увеличение частоты эндокринной патологии в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани в 1,5 раза, анемии в 1,3 раза, болезней системы кровообращения в 1,3 раза, аллергических болезней в 1,3 раза, новообразований в 1,3 раза (рис. 1).
За период с 1994 по 1998 г. наиболее высокие темпы роста количества заболеваний регистрируются среди подростков.
Отмечается рост анемий (в 1,8 раза), болезней эндокринной системы (в 1,9 раза), аллергических болезней (в 1,6 раза), болезней системы кровообращения (в 1,5 раза), новообразований (в 1,8 раза), болезней мочеполовой системы (в 1,5 раза), костно-мышечной системы (в 1,9 раза; рис. 2).
|
Значительно возросло число детей с функциональной патологией и хроническими болезнями.
Отмечается рост на 20% психических расстройств, что, по-видимому, связано с увеличением в раннем детстве гипоксически-ишемических, метаболических и мозговых нарушений, а у детей и подростков — частоты вредных воздействий алкоголя, наркотических и токсичных веществ.
За 5 лет в 2 раза увеличилось количество психосоматических расстройств. Причиной этого, с одной стороны, является перинатальное поражение мозга у 40—60% детей первых месяцев жизни, с другой — рост длительно текущих соматических болезней.
Реактивные состояния и психопатии, как ответ на воздействие негативных средовых факторов, возросли у детей на треть.
Наиболее удручающая ситуация сложилась среди подростков: количество наркологических расстройств возросло в 90-х годах в 3,7 раза, наркомании и токсикомании — в 15—17 раз, алкогольных психозов — в 15,5 раза, хронического алкоголизма — в 2 раза (рис. 3).
По данным специальных исследований, реальное число подростков, больных алкоголизмом, в 2—3 раза больше, страдающих наркоманиями и токсикоманиями — в 6—19 раз.
Обращает внимание выраженная негативная динамика показателей репродуктивного здоровья. Каждая 4-я девочка-подросток имеет изменения, обусловленные гормональными нарушениями, а каждая 5-я — воспалительные заболевания придатков матки.
С конца 80-х годов появились сообщения о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и подростков и даже о его децелерации.
Рис. 1. Динамика заболеваемости детей в возрасте 0—14 лет (по данным Минздрава РФ).
|
По оси абсцисс — кратность роста; по оси ординат: 1 — новообразования; 2 — болезни эндокринной системы, расстройства питания; нарушения обмена веществ и иммунитета; 3 — аллергические болезни; 4 — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; 5 — анемии; 6 — болезни системы кровообращения.
Рис 2 Динамика заболеваемости подростков в возрасте 15—17 лет
По оси абсцисс — кратность роста, по оси ординат / — новообразования, 2 — болезни эндокринной системы, 3— мочеполовая система, 4— болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, 5— аллергические болезни, б — анемии, 7— болезни системы кровообращения
Рис 3 Число детей-токсикоманов в Российской Федерации (на 100 000 детей)
Материалы специальных исследований сотрудников Научного центра здоровья детей РАМН подтверждают это положение. Количество низкорослых детей достигло 8%, что может быть признаком продолжительного недостаточного питания, а также широкой распространенности в территориях Российской Федерации эндемического зоба (табл. 1).
Децелерация сопровождается не только уменьшением антропометрических показателей (рис. 4, 5), но и снижением функциональных возможностей. Так, за последние 20 лет у московских школьников сила сжатия кисти уменьшилась на 18%, а жизненная емкость легких — на 15%.
Грозным симптомом нашего времени становится трофологический синдром, характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов, задержкой полового развития.
|
Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности детей (рис. 6). Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты, поскольку концепция ВОЗ в понятие ребенок-инвалид вкладывает не утрату трудоспособности как у взрослых, а нарушение функций как следствие болезни, приводящее к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Таблица 1
Распространенность эндемического зоба и уровень концентрации йода в моче у детей в возрасте 7—10 лет в различных регионах России (И. И. Дедов, 1998)
Регион | Число обследованных | Частота зоба % (УЗИ) | Концентрация йода в моче (медиана, мкг/л) | Степень тяжести ЙДЗ |
Москва | 9,6—11,8 | 44-87 | Легкая | |
Московская область | 12,3-29,0 | 25-83 | Легкая, средняя | |
Тамбовская область | 18,8-29,6 | 52-59 | Средняя | |
Воронежская область | 16,2-40,0 | 30-58 | То же | |
Тульская область | 15,3-29,6 | 48-64 | Легкая, средняя | |
Орловская область | 20,0-45,0 | 40-85 | То же | |
Брянская область | 12,0-30,0 | 69-84 | " " | |
Калужская область | 10,0-30,0 | 54-89 | То же | |
Тверская область | 12,0-23,0 | То же | ||
Белгородская область | НД | 48-80 | " " | |
Оренбургская область | 42-58 | То же | ||
Санкт- Петербург | 8,5-21,0 | 69-75 | Легкая | |
Архангельская область | 3,0-25,0 | 30-74 | Легкая, средняя | |
Красноярск | Легкая | |||
Республика Тува | 45,0-80,0 | Тяжелая | ||
Новосибирская область | 16,0-34,0 | 68-85 | Легкая, средняя | |
Северная Осетия | 64-78 | То же | ||
Ярославская область | 12,9-34,0 | 30-68 | "" | |
Липецкая область | НД | Легкая | ||
Удмуртия | 16,0-48,0 | 64-86 | Легкая, средняя | |
Республика Саха-Якутия | 17,0-39,0 | 23-52 | Средняя | |
Тюменская область | 12,0-37,0 | 30-52 | То же | |
Ханты-Мансийский округ | 37,0-39,0 | 28-67 | „„ |
Рис. 4. Динамика массы тела (в кг) школьников в возрасте 16-17 лет.
На рис. 4, 5: штриховые столбики — девочки; столбики в клетку — мальчики.
Рис. 5. Динамика длины тела (в см) школьников в возрасте 16— 17 лет.
За последние 10 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тыс. По экспертным оценкам, число детей-инвалидов в ближайшие 5 лет удвоится.
Очевидная неэффективность имеющихся средств сохранения и восстановления здоровья свидетельствует, что решение этой проблемы возможно только при возобновлении фундаментальных исследований, направленных на изучение следующих проблем:
— общих закономерностей роста и развития в постнатальном онтогенезе;
— механизмов поддержания основной направленности индивидуального развития ребенка;
— критериев здоровья и возрастных норм функционирования систем организма;
— роли ведущих функциональных систем после рождения;
— специфики возрастных преобразований в критические периоды роста и развития;
— механизмов резистентности растущего организма к воздействию многообразия отрицательных факторов внешней среды.
Одной из важных задач педиатрии является правильное понимание всего комплекса морфофункциональных изменений, происходящих в процессе биологического и социального развития ребенка.
Для этого прежде всего необходимо дифференцировать понятие рост и развитие, имея в виду, что рост — это количественное увеличение биомассы тела; развитие — это качественные и количественные преобразования в организме, обеспечивающие изменение его функций.
Все физиологические функции в организме так или иначе связаны с размерами тела, процессами роста органов и тканей.
В случаях, когда во множестве тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, говорят о так называемых скачках роста. Прежде всего это резкое увеличение продольных размеров тела.
В постнатальном онтогенезе человека такие скачки наиболее ярко выражены в 1-й год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3—4-кратное увеличение массы тела за год), в возрасте 5—6 лет наблюдается так называемый полуростовой скачок, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины взрослого, преимущественно за счет удлинения конечностей, и пубертатный скачок роста (13—15 лет), происходящий за счет удлинения туловища и конечностей.
Возраст, в котором отмечаются скачки роста, считается критическим периодом развития.
Существуют критические периоды развития отдельных систем организма: нервной, эндокринной и иммунной (схема 1), которые повышают риск нарушений здоровья и развития тяжелых болезней.
Рост сопровождается качественными изменениями функционирования основных физиологических систем, которые обеспечивают их работу в новых условиях. Чередование процессов роста и дифференцировки является естественным биологическим маркером возрастного развития, при каждом из которых имеются свои специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов.
Рис. 6. Динамика детской инвалидности (на 1000 детей в возрасте от 0 до 16 лет).
Схема 1. Пятый критический период развития иммунной системы в подростковом возрасте
Это определяет необходимость соотносить состояние организма как по морфологическим, так и по функциональным параметрам на каждом этапе возрастного развития.
Важно иметь в виду, что рост различных тканей отличается своими темпами. В то же время в целом особенности роста и развития принято учитывать и оценивать прежде всего по показателям физического развития.
Оценку физического развития необходимо проводить с учетом стандартов, которые следует регулярно обновлять, поскольку физическое развитие может изменяться под воздействием природных, климатических, экологических и иных факторов.
Важной характеристикой физического развития является его темп. Ускорение и замедление развития именуются соответственно акселерация и ретардация. Умеренное замедление или ускорение физического развития может быть вариантом нормы, но это всегда должно учитываться. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития велико. Если его параметры укладываются в границы нормы, можно считать, что оно отражает адекватность условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям.
Однако наряду с индивидуальными сдвигами наблюдаются популяционные изменения показателей физического развития.
В последние 30 лет много обсуждались процессы акселерации, которые отмечались в развитых странах мира. Существует несколько гипотез появления этого феномена. Наиболее распространены три. Первая — улучшение качества жизни. Вторая — увеличение информационного потока, который стимулирует ростовые процессы и развитие организма. Третья связывает процесс акселерации с некими неуточненными экзогенными и эндогенными причинами, которые на протяжении века приводят к циклическим ускорениям или замедлениям физического развития.
Есть и еще ряд гипотез появления этого состояния (табл. 2).
Принципиальным является тот факт, что в целом физическое развитие является важнейшим интегральным проявлением адекватности роста и развития условиям выживания организма в изменяющихся условиях среды. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание.
Важно иметь в виду, что даже акселерация, происходящая последние 50 лет, имела не только положительные, но и отрицательные стороны. Не затронув интеллектуального и духовного развития детей, она создала существенные трудности в их обучении и воспитании. Например, раннее наступление половой зрелости привело к ранним половым контактам и сформировало большие социокультурные, медицинские и педагогические проблемы.
Оптимизация процессов развития в детском возрасте невозможна без знания условий и закономерностей психического развития, оценки психологических возможностей детей разного возраста.
Весь комплекс адаптивного реагирования организма в процессе индивидуального развития в значительной мере определяется центральной нервной системой, ее влиянием на формирование высших психических функций, накопление индивидуального опыта и развитие познавательной деятельности ребенка.
Процессы познания являются ключевыми в определении уровня развития детей начиная с младенческого возраста.
Одним из важнейших приобретений младенческого и раннего возраста, с точки зрения нервно-психического развития, является речевая функция. Она способствует познанию внешней среды, с одной стороны, и интеграции процессов восприятия и внимания, с другой, что обеспечивает возможность прогрессивного развития когнитивной сферы ребенка.
Наиболее хорошо изучены психофизиологические характеристики и показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
Таблица 2 Теории развития акселерации (Ю. П. Лисицын, 1973)
1. Физико-химические | 1) гелиогенная (влияние солнечной радиации) 2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля) |
3) космическая радиация 4) повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства | |
2. Теории отдельных факторов условий жизни | 1) алиментарная 2) нутритивная 3) информационная |
3. Генетические | 1) циклические биологические изменения 2) гетерозис (смешение популяций) |
4. Теории комплекса факторов условий жизни | 1) урбаническое влияние 2) комплекс социально-биологических факторов |
В то же время совершенно очевидно, что знание возрастных особенностей развития высших психических функций у детей других возрастных групп также имеет большое значение для практической педиатрии. Есть данные, что в дошкольном возрасте активно формируются механизмы восприятия и другие компоненты когнитивной деятельности.
После 6 лет существенно совершенствуется процесс познания, позже развивается образное мышление.
К концу младшего школьного возраста увеличиваются адаптационные возможности центральной нервной системы, способствующие развитию познавательного процесса и повышению устойчивости к школьным нагрузкам.
В подростковый период нервно-психическое развитие также имеет свою специфику. Прежде всего оно отличается значительной неустойчивостью на поведенческом уровне и в эмоциональной сфере.
Знание этих особенностей, безусловно, полезно для оптимизации адаптации ребенка на разных этапах его социализации.
О роли адекватного возрасту нервно-психического развития свидетельствует тот факт, что возникновение нарушений психического развития детей часто служит причиной их социальной дезадаптации и сопровождается формированием негативных свойств личности, поведения, приводя к ухудшению соматического и психического здоровья.
Оптимизация нервно-психического развития детей неразрывно связана со знанием критических периодов нервно-психического развития и состояния когнитивных функций у детей, особенно в период школьной социализации.
Критическими периодами нервно-психического развития дошкольников и школьников являются 3, 6—7 и 12—15 лет. Именно в эти периоды наблюдается максимальный пик пограничных психических расстройств.
Указанные периоды сопровождаются изменением различных сфер личности, интеллекта, снижением социальной активности, что ослабляет возможности адаптации ребенка к социальной среде.
Учитывая отсутствие объективных стандартизованных критериев нервно-психического развития детей в возрасте старше 3 лет, весьма перспективной является разработка автоматизированных методов оценки когнитивной сферы, ее основных составляющих, поскольку она отражает состояние важнейших показателей развития высших психических функций. Применение их дает объективную характеристику дефицитарности составляющих когнитивной сферы.
Количественная характеристика когнитивной сферы позволяет не только оценить ее уровень на данном этапе возрастного развития, но и дает возможность проводить эффективные коррекционные мероприятия для снижения частоты пограничных состояний, психических расстройств и оптимизировать процессы воспитания и обучения, ослабить воздействие экологических факторов (рис. 7, 8).
Для качественно нового этапа развития профилактической педиатрии необходимо принять единые и адекватные критерии здоровья.
Все чаще предлагается отождествлять понятие "здоровье " с функциональными возможностями и дееспособностью.
Из этого понимания следует конкретный подход к измерению здоровья, оценке здоровья на основе показателей основных функциональных систем.
Фактически многие специалисты перешли от статических показателей нормы к функциональным. Все шире в клинической практике норму оценивают на основе реакций физиологических систем на нагрузочные пробы, которые более адекватно отражают биологические варианты функционирования этих систем организма, обеспечивая адаптацию и сохранение здоровья в условиях меняющихся факторов внешней среды.
Эти нагрузочные тесты широко используются в кардиологии, пульмонологии, сурдологии, иммунологии, эндокринологии, психологии и других областях медицины, в том числе в педиатрии.
Функциональное тестирование входит в структуру характеристик здоровья, используемых в "Международной классификации последствий болезней (нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности"), принятой в нашей стране в 1997 г. Необходима большая дополнительная методическая работа по отбору, стандартизации и нормированию функциональных характеристик здоровья детей, так же, как и методической базы для строгой диагностики ограничений жизнедеятельности детей.
Функциональный подход к оценке нормы тесно связан с выбором стандартов. Очень важно, чтобы за стандарт принимались величины реально возможного оптимума позитивных свойств и качеств развития ребенка, т. е. для формирования нормативных данных следует использовать данные групп детей с хорошими и отличными показателями состояния здоровья, питания, режима жизни и двигательных нагрузок.
Рис. 7. Характеристика когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста (в % от нормы; по данным О. И. Масловой и соавт., 1999).
На рис. 7, 8; /— восприятие; //— внимание; ///— память; IV— оперативность; V — моторика.
Сплошная линия — здоровые дошкольники; пунктирная — дошкольники с задержкой психоречевого развития в йоддефицитном регионе.
Рис 8 Характеристика когнитивных функций детей младшего школьного возраста (в % от нормы, по данным О И Масловой и соавт., 1999)
Сплошная линия — здоровые школьники, пунктирная — успевающие школьники в йоддефицитном регионе, штрихпунктирная — неуспевающие школьники в йоддефицитном регионе
Это позволит избежать принятия посредственных стандартов развития, что является важным для решения научных и практических задач по сохранению здоровья детей в современных условиях (И. М. Воронцов, 1999).
Возможности адаптивного развития неразрывно связаны с факторами риска его нарушений. К ним прежде всего относят факторы окружающей среды. Хотя факторами риска может быть и наследственная предрасположенность к болезни (генетический риск).
Факторы риска чаще всего соотносят со средовыми факторами.
На данном этапе обсуждения проблемы принципиально важно понимать, что вся совокупность факторов риска снижает резистентностъ организма, нарушает его развитие, облегчает возникновение болезней, но не является ее причиной.
В современном понимании факторы риска — это сочетание условий, агентов, определенное физическое состояние, образ жизни, значительно увеличивающие угрозу утраты здоровья (Ю. Е. Вельтищев, 1998).
Реализация факторов риска может иметь разные проявления: от функциональных отклонений роста и развития до тяжелых болезней, асоциального поведения и даже смерти.
Знание факторов риска, с одной стороны, имеет большое значение для определения перечня превентивных мер, оценки профилактических программ и мониторинга здоровья, т. е. управления им с целью расширения возможностей профилактической педиатрии. С другой стороны, следует иметь в виду, что социальные факторы наряду с генетическими обусловливают варианты возрастной нормы на каждом этапе онтогенеза и определяют диапазон нормативных показателей, что необходимо учитывать при диагностике и дифференциальной диагностике нормы, функциональных и пограничных состояний (И. М. Воронцов, 1999).
Таблица 3
Характеристика клинических проявление транзиторного гипотиреоза (Т. В. Коваленко, 2000 )
Показатель | Новорожденные с транзиторным гипотиреозом | Здоровые новорожденные | p |
Масса при рождении, г | < 0,05 | ||
Масса в I год, г | < 0,01 | ||
Длина тела в I год, см | 74,2 | 75,5 | < 0,05 |
Нервно-психическое | |||
развитие в I год (нор | |||
ма 28—30 баллов) | 27,4 | 29,1 | < 0,05 |
Постгипоксическая эн- | |||
цефалопатия в I год, % | 84,0 | 30,0 | < 0,001 |
Обсуждая критерии здоровья, важно понимать, что между двумя крайними понятиями "здоровый — больной" есть промежуточные состояния. Все чаще в педиатрии и клинической физиологии применяется термин "пограничные состояния".
Пограничные состояния с учетом их клинической значимости ранжируются следующим образом (И. М. Воронцов, 1999):
— критические состояния развития;
— умеренные гетерохронии или дисгармонизации развития;
— совокупность условий жизни, приводящая к высокому риску альтераций развития;
— краткосрочная реакция дезадаптации;
— адаптирующие развитие.
Могут выделяться и другие формы пограничных состояний, но они имеют меньшее клиническое значение.
Критические состояния развития составляют особый раздел педиатрии, в большей части еще не изученный. По существу критические состояния — это транзиторные нарушения самочувствия, адаптационных возможностей, ограничения нормальной жизнедеятельности, а также комплекс объективных клинических и функциональных изменений, внешне формирующих картину болезни. Но по сути критические состояния связаны с характерными для возрастного развития кризисами дисгармонизации или дисхрониями в процессе роста, созревания функций органов и межсистемных взаимоотношений.
В последнее время большое клиническое значение приобретает транзиторный гипотиреоз, который без адекватной коррекции может приводить к нарушению развития ребенка (табл. 3).
При этих состояниях необходима дополнительная защита ребенка, так как внешние перегрузки могут перевести критическое состояние в болезнь (схема 2).
К критическим состояниям чаще относят:
— физиологическую анемию у детей 1-го года жизни;
— физиологическую гипоиммуноглобулинемию у детей 1— 2-го года жизни;
— нарушения дыхания и ритма сердца (риск синдрома внезапной смерти) у детей в возрасте 2—6 мес жизни;
— рахит или остеоидную гиперплазию и краниотабес у здоровых быстрорастущих детей 7—2-го года жизни;
— вегетососудистые дистонии интенсивного вытягивания у детей в возрасте 10 лет и старше и связанные с ними астеноневротические состояния и патология желудочно-кишечного тракта;
— остеопорозы, тенезопатии, фибромиалгии у детей в возрасте 10 лет и старше.
В последнее десятилетие сложились теория и практика профилактической педиатрии, которые вобрали в себя самое эффективное, что может быть включено в реальные программы формирования здоровья. Можно выделить два основных уровня, которые необходимы для управления здоровьем детей (И. М. Воронцов, 1999).
Перинатальный, который включает следующее:
1) генетическое консультирование, внедрение новых методов пренатальной диагностики патологии плода;
2) преконцепционная профилактика, планирование семьи;
3) мониторинг течения беременности, питания, режима жизни, физического и психического состояния беременной женщины; контроль и обеспечение оптимальности внутриутробной среды развития ребенка;
4) мониторинг факторов риска во время родов, первичной адаптации новорожденного, ориентация на грудное вскармливание, скрининг врожденной патологии.
Постнатальный, который включает следующее:
1) диагностика факторов риска, в первую очередь генетических, патологии беременности и родов, среды развития;
2) мониторинг питания кормящей матери;
3) мониторинг питания, развития и здоровья ребенка;
4) активную иммунизацию;
5) комплексную диагностику и стимуляцию развития (двигательная, сенсорная сферы, мышление, речь, общение, самосознание и др.);
6) регулярный мониторинг питания и развития, выявление ранних признаков их нарушений или симптомов заболеваний с ранней коррекцией;
7) сотрудничество с семьей и образовательными учреждениями.
Понимая серьезность сложившейся ситуации со здоровьем детей и подростков и невозможность ее решения без разработки новых приоритетных научных направлений, Научным центром здоровья детей РАМН разработан проект Федеральной программы "Здоровый ребенок". В программе определены неотложные направления научных исследований, необходимые для оптимизации всего комплекса медико-социальных, санитарно-гигиенических и воспитательно-образовательных мероприятий, определяющих эффективность сохранения и восстановления здоровья детей:
— изучение механизмов биологической и социальной адаптации детей в изменившихся социально-экономических условиях;
— систематизация и создание банка биометрических и физиометрических показателей, характеризующих региональные и общие закономерности роста и развития детей в критические периоды онтогенеза;
— научное обоснование новых подходов к комплексной оценке состояния здоровья;
— оценка значения факторов риска в нарушениях роста и развития детей и подростков в постнатальном онтогенезе;
— разработка профилей когнитивного и вариантов нервно-психического развития детей и подростков (норма, пограничные состояния, донозологические изменения);
— разработка алгоритмов применения массовых профилактических технологий для широкомасштабного оздоровления детей и подростков;
— научное обоснование новых технологий сохранения и укрепления здоровья детей в критические и сенситивные периоды развития;
— разработка технологий многоуровневого образования в области формирования здорового, социально эффективного жизненного стиля.
Схема 2. Остеопороз у подростков - критическое состояние
Схема 3. Основные направления фундаментальных исследований роста и развития детей
Определяя приоритетные направления развития научных исследований по проблемам роста и развития, ключевое внимание необходимо уделять повышению уровня и увеличению объема фундаментальных исследований. Среди них ведущее место должны занимать исследования механизмов адаптации, внутрисистемной и межсистемной регуляции жизненно важных функций, а также клеточных основ устойчивости организма к развитию патологического процесса (схема 3).
Таким образом, совместно с возрастной и клинической физиологией, психологией и гигиеной детей и подростков педиатрия может предложить реальные методы формирования здоровья и управления развитием ребенка.