Феодоровской иконы Божией Матери. Себежской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».
Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Венедикта).
Повечерие великое (без поклонов):
По 1‑м Трисвятом – тропарь, глас 2‑й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».
По 2‑м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6‑й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – поется служба мч. Агапия и иже с ним (с 15 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 8‑й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным.
После канонов – «Достойно есть».
По 3‑м Трисвятом – кондак, глас 8‑й: «Со святыми упокой…» (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня
Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19‑й и 20‑й (на которых совершается каждение всего храма).
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия »[129], глас 2‑й, с заупокойными стихами: 1‑й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2‑й – «Память их в род и род»; 3‑й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2‑й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».
|
Стихословится 16‑я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 8‑й (три мученична: 2‑й, 3‑й и 4‑й, а 1‑й оставляется, и мертвен): «Воздержанием страстей…», «Пророцы, мученицы Христовы…», стих: «Блажени, яже избрал…» – «Преставльшияся благочестно…», стих: «Души их во благих…» – «Глубиною мудрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Иже нас ради…» (см. по 1‑м стихословии)[130].
По седальнах сразу[131] (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5‑й глас) непорочны (17‑ю кафизму)[132], разделяя на две части (статии), с припевом к 1‑й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93‑м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92‑й и 93‑й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…»[133].
Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом[134]; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды[135].
Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».
|
Вторая статия 17‑й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя»[136]. В конце трижды поются с припевом заключительные 175‑й и 176‑й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…».
Далее тропари по Непорочных, глас 5‑й: «Святых лик…», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»[137]. Малая заупокойная ектения (см. по 1‑й статии). «Господи, помилуй » (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь », и седален, глас 5‑й: «Покой, Спасе наш …», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче»[138], «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50‑й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (прп. Венедикта) на 4. Начиная с 6‑й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (прп. Венедикта) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10[139].
В храме святого – канон Минеи (прп. Венедикта) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6‑й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (прп. Венедикта) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.
|
Библейские песни Ирмология по великопостному разделу.
Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1‑й по 5‑ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1‑го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6‑й и 9‑й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2‑го четверопеснца с особыми припевами). 7‑я и 8‑я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2‑го четверопеснца с особыми припевами).
Катавасия по 3‑й песни – ирмос 3‑й песни последнего канона, а по 6‑й, 7‑й, 8‑й и 9‑й – ирмосы второго четверопеснца.
По 3‑й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак прп. Венедикта, глас 6‑й (см. по 6‑й песни); седален прп. Венедикта, глас 1‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке прп. Венедикта, глас 4‑й: «Возгоревся рачением…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Март. Киев, 1893. Л. 72 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6‑й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1‑й статии 17‑й кафизмы). Кондак, глас 8‑й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же.
На 9‑й песни поем «Честнейшую ».
По 9‑й песни – «Достойно есть ». Светилен гласа.
Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 8‑го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»[140].
В Постной Триоди (см. в субботу 2‑ю поста) приводится следующий устав пения светильнов: «Небо звездами украсивый…». «Слава» – «Живыми и мертвыми обладаяй…», «И ныне» – Богородичен: «Сладость ангелов…». Однако такое указание не соответствует Типикону (см. гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени») и Октоиху (см. Приложение – «Светильны дневнии во всю седмицу»).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 8‑й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Безмерна есть…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая…».
«Тебе слава подобает…» не произносится, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет ». Читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Октоиха («покойны гласа»[141]; со своими, заупокойными, стихами), глас 8‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Яко заченши…».
«Благо есть » (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь, глас 2‑й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».
После сугубой ектении «Помилуй нас, Боже…» – иерей: «Премудрост ь». Певцы: «Благослови ». Иерей: «Сый благословен …». Певцы: «Аминь ». «Утверди, Боже …», и сразу 1‑й час.
На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа – 6.
По входе – тропари, глас 2‑й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8‑й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8‑й: «Веселитеся о Господе…», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония…»; и заупокойный, глас 6‑й: «Души их во благих водворятся».
Апостол и Евангелие – субботы 2‑й седмицы и заупокойные.
Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии…», стих: «Многи скорби праведным…»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».
Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».
129 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).
130 Субботняя служба Октоиха 8‑го гласа в составе седальнов по 2‑м стихословии содержит один мученичен и два мертвена с Богородичном.
131 Устав предписывает после седальнов «чтение в Шестодневе Златоустове» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени»), которое в современной практике, как правило, опускается.
133 О священнодействиях иерея и диакона см. в субботу мясопустную (21 февраля). Каждение – так же, как в субботу мясопустную.
134 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.
135 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.
136 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).
137 Во время тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.
138 Пение окончания седальна на «Славу» указывается в Триоди Постной; Типикон в последовании субботы 2‑й седмицы Великого поста умалчивает об этом: «Таже седален, глас 5‑й: Покой, Спасе наш… Слава, и ныне: От Девы возсиявый…» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени»).
139 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).
140 В светильнах 6‑го гласа вместо окончания изменяется начало, поэтому светильны 6‑го гласа в субботу исполняются следующим образом: «Молитвами, Господи, святых Твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный» [или: «Молитвами, Господи, всех святых, низпосли душам нашим свет Твой присносущный», – ср.: Триодь Постная]; «Слава, и ныне» – Молитвами, Господи, Богородицы, низпосли душам нашим свет Твой присносущный».
141 «На стиховне мертвены стихиры господина Феофана, прилучившагося гласа. Слава, и ныне – Богородичен» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени»).