Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно на шельфе вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и пугает своей неопределенностью. Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его может превышать метр. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру.
В конце зимы происходит мощная подвижка льда, отдельные торосы могут превышать рост человека. Вмерзшие вертикально прозрачные льдины привлекают внимание фотографов своей необычной формой и сверкающей хаотичностью нагромождения. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. По гладкому льду путешествуют на коньках и буерах, по заснеженному озеру на лыжах и пешком.
Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками, Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает наплесковый лед причудливо намерзает на скалах десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших ветвистых сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.
Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала. Это идеальное время для путешествий: тепло, можно находиться на льду в солнечную безветренную погоду в легкой одежде, без перчаток и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся совсем рядом. В этот период интересны ледовые маршруты вдоль побережья Северного Байкала - зеркальный лед и белоснежные остроконечные вершины придают неповторимый колорит зимнему путешествию.
В марте можно наблюдать редкое явление, когда при мощной подвижке льда возникает гидроудар, отдельные осколки вылетают вверх, как из пушки, и разлетаются далеко вокруг по замерзшему озеру. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти перемалывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4—5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах с шипованными покрышками. Ездить по гладкому льду - занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах, судне-амфибии «Хивус-10» на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере от Листвянки, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды на автомобиле от Иркутска.
Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Отличие ледовых дорог - плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Скорость передвижения зависит от ледовой обстановки, так по данным GPS навигаторов в одном из автомобильных трофирейдов по льду было пройдено 1537 км, средняя скорость движения составила - 45,1 км/ч, максимальная на гладком заснеженном льду - 102 км/ч.
При автомобильных путешествиях по льду надо прислушиваться к прогнозу погоды, чтобы не попасть в снежную ловушку после снежной метели. Выбраться после сильного снегопада без проторенной колеи для легковых машин порой невозможно.
В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками на побережье существуют ледовые дороги, а там, где их нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, огибая торосы и трещины. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где регулярно образуются пропа-рины и трещины, двигаться с проводником. Зимние месяцы - самое сложное время для путешествий, удаленные от населенных пунктов уголки побережья Северного Байкала совершенно пустынны, нет ни туристов, ни рыбаков, только лед и обжигающий/морозный ветер. Говорить о том, что в ближайшие годы отдыхающие устремятся в этот холодный край, преждевременно, на побережье Северного Байкала нет ни теплых баз, ни дорог. Пешеходный переход с северной оконечности Ольхона на Ушканьи острова, например, потребует около 2 дней, причем это будет не увеселительной прогулкой на коньках или лыжах, а изнуряющим спортивным походом сквозь поля ледяных торосов и глубокие наддувы снега с тяжелым грузом зимнего снаряжения и автономного питания.
Особенность мартовских торосов в том, что благодаря весеннему солнцу уже частично сошел снег, льдинки разморозило, и груды чистого битого льда становятся подвижными. Идти через такие поля — сущее мучение. Валы битого льда и торосов иногда достигают метровой высоты, и каждому шагу предшествует предварительное обивание и расчистка от осколков мест, куда ступает нога. Идти через сложные торосы без дополнительной опоры на лыжные палки весьма рискованно. Но даже использование палок не оберегает от падений. Ноги постоянно скользят и умудряются застревать среди льдин в таких нелепых позах, что при спешке можно растянуть связки или подвернуть ногу. Неудачно упав, можно сломать лыжную палку и больно удариться локтем о лед. На 150-метровый переход через полосу торосов порой требуется более сорока минут. За полосой торосов можно встретить зеркальный лед, в котором отражаются береговые скалы, по такому полированному льду можно передвигаться скользя на подошвах, как на коньках.
Выезд из Тюмени 29.02. 20. в 17.33 час. местного времени поездом &100, приезд в Улан-Удэ 03.03. в 05.42 местного.
Обратно из Иркутска 09.03 в 16.11час.местного, поезд 69, приезд в Тюмень 11.03 в 16.29 час. местного.
1 этап с 03 по 06 марта поездки и путешествия по восточному побережью Байкала,
2 этап с 07 по 09 марта - туры и фестиваль по западному побережью.
Проживания в ГД и гостиницах: 6 ночей/7 дней. Питание в кафе при отелях.
Транспорт-аренда автобусов для трансферов и спец транспорта повышенной проходимости для поездок по зимним береговым и ледовым озерным маршрутам.
Количество участников тура - 14, согласно мест в спецтранспорте.
Бронирование оплачено, поэтому требуется аванс 15 тыс.руб. при заявке и до 20 февраля оплатить всю оставшуюся сумму, иначе будет удорожание.
Оплату производить наличными.
Билеты на поезд туда и обратно уже продаются. Выкупать надо быстрее, иначе может не хватить. Стоимость билетов плацкарт туда-3618руб. верх, 5104руб.низ. Обратно 5285руб. Покупать самостоятельно или собрать для группового приобретения до 21 января по 11000руб.
Вопросы мне в личку или по телефону 89220049057.
Этап.
Дата\время | Программа |
03.03 | Встреча на жд вокзале г. Улан-Удэ с гидом |
Завтрак в кафе | |
Трансфер в п. Максимиха | |
По пути остановки в самых интересных и красивых местах на Байкале. Перевал «Пыхта»-знакомство с местными традициями. Остановка в п. Батурино посещение Батуринского женского монастыря. Остановка санитарная на р. Хаим. Здесь будет возможность попить горячий чай и послушать местные легенды от гида. Остановка в п. Турка фото на фоне Байкальского маяка, остановка на памятнике природы «Каменная черепаха» прогулка по льду Байкала. | |
Обед в п. Турка в кафе. | |
Размещение в гостевом доме в п. Максимиха (размещение в стандартных номерах) | |
Ужин. | |
2 день. 04.03 | Чивыркуйский залив |
Завтрак | |
Трансфер в п. Усть Баргузин на автомобилях Уаз. | |
Посещение Визит центра «Заповедное Подлеморье» | |
Далее поездка в Чивыркуйский залив. Поездка по территории нац. парка Фото остановка на местности «вышка» откуда открывается незабываемый вид на п\о Святой Нос Фото остановка в местности «Мягкая Карга» Остановка в местности «Буртуй» где мы с вами сможем попить чистейшей родниковой воды, покормить птичек хлебушком и семечками и обязательно «покапаем», преподнесём подарки местным духам. П. Монахово. Небольшая прогулка на смотровую площадку, откуда открывается вид на весь Чивыркуйский залив. Обед в п. Катунь. Нас приглашает к себе в гости на обед семья рыбака. Мы отведаем блюда байкальской кухни в теплом уютном домике с печным отоплением на берегу Байкала. Все блюда готовят на печи. Далее отправляемся к острову «Голый» - небольшой трекинг вокруг острова, где вы сможете увидеть ледянные гроты, сакуи и др. После, отправляемся с вами в одну из самых красивейших бухт – бухту «Змеевая» примем горячие ванны, насладимся видами зимнего Байкала. | |
Трансфер в Усть-Баргузин. | |
Размещение в гостинице (номера- стандарт) | |
Ужин | |
3 день 05.03 | |
Завтрак | |
Трансфер в поселок Баргузин. Баргузин – старинный городок Забайкалья в 18-19 вв. - место ссылки декабристов, политических ссыльных, место проживания еврейских купцов - золотопромышленников. По желанию, посещение краеведческого музея. Прогулка по старым улицам Баргузина. Трансфер в село Улюн, в местность «Нухутэ Шулун». Трансфер в Ярикто. | |
Обед в селе Улюн - традиционная бурятская кухня – за свой счёт. | |
Экскурсия в один из известнейших мест в Байкальском регионе – Баргузинский дацан и на место поклонения Богини Янжима – покровительница материнства, искусства. Трекинг до места поклонения богине Янжиме. | |
Трансфер в п. Усть-Баргузин | |
Ужин в кафе | |
Размещение гостиница «Синдбад» | |
4 день.06.03 | |
Завтрак | |
Трансфер в п. Сахюрта т/б «Ветер странствий» на автомобилях УАЗ по льду Байкала. Обед-сухой паёк. Ужин в кафе |
Этап.
Участие в Зимнем фестивале на озере Байкал "Ольхонский нордик", который проводит Байкальская Федерация северной ходьбы.
Марта.
- Завтрак.
- поездка по Байкалу на спецтранспорте с перекусом в пути,
- обед,
- 15.00час. - отборочные соревнования на технику СХ.
- 17.00 час. -круглый стол "Развитие северной ходьбы на региональном и муниципальном уровне"
- ужин
- 20.00час. - брифинг и выдача номеров.
Марта.
-завтрак
- 8.00-9.00 выдача номеров.
- 9.30 открытие фестиваля, представление команд.
- 10.30 старт на 5, 10, 21 км,
- 10.35 старт на 2 км.
- 15.00 - финальные соревнования на технику и конкурс рисунков на льду.
- 16.00 конкурс чаев,
- 19.00 - награждение победителей.
- 20.00 - праздничный ужин и творческий конкурс команд.
Марта.
- завтрак
- трансфер в г.Иркутск до ж.д.вокзала.
- 16.11 час. - выезд поездом 69.
Предлагается 3 варианта стоимости:
1.без питания (оплачивается самостоятельно) - 35000руб.
2. с групповым комплексным питанием - 41000руб.
3.с питанием и участием в фестивале и соревнованиях - 42000руб.
Но применяются скидки:
- для членов Клубов 120, Нордик, Пилигрим- 3000руб.
- для участников группы СХ-1000руб.
Групповое питание получится дешевле индивидуального.
Участие в фестивале и спортивных дистанциях платное, оплачивается в оргкомитет при выборе дистанции индивидуально или входит в стоимость согласно п.3.
Ежедневно проводятся утренние разминки и мастер-классы по СХ. Для желающих – курс обучения технике СХ, оплачивается отдельно, цена договорная.
Автор-руководитель треккинг-тура -
Воронцов Борис Михайлович - член Центрального Совета - председатель Комитета физкультурно-оздоровительных проектов Российской Федерации северной ходьбы, председатель Федерации северной ходьбы Тюменской области, президент НП "Тюменский Центр ЗОЖ", автор межрегионального Проекта "МЛАД" - "За здоровое и активное долголетие", руководитель рабочей группы по формированию здорового образа жизни - зам. председателя Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Тюменской области, член правления-зам. председателя Тюменского регионального отделения Союза пенсионеров России.
Тел.8 9220 049 057