Западноевропейская живопись




Зорин СС

Визуальная культура

ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
ИМЕНИ В. М. И А. М. ВАСНЕЦОВЫХ

Музей разместился в особняке купца Репина (1815 г).

Памятник А.М. и В.М. Васнецовым перед музеем.

 

Вятский художественный музей - один из лучших музеев города. Он носит имя А.М. и В.М. Васнецовых - уроженцев Вятской губернии, сыновей священника из села Рябово Зуевского района, ставших впоследствии знаменитыми художниками. Перед зданием музея установлен памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым.
Одна из самых впечатляющих коллекций музея - экспозиция местных икон XVI-XIX вв, перенесенных сюда из храмов города и области.


Икона "Царь Галиллейский Христа испытует" (худодники И. и В. Березины, 1777 г., Лузский район).


А в этом доме родился и провел детство в 1900-1917 гг народный художник РСФСР и иллюстратор детских книг Ю.А. Васнецов.


Рождество Богородицы (XVII в). Введение Богородицы во храм (XVII в, Лузский р-н).



Христос - вседержитель (XVIII в) из свято-Троицкого собора г. Вятки. Введение Богородицы во храм (XVII в).


Казанская икона Божией Матери с избранными праздниками (XVII в, оттуда же). Праздники поближе




Успение Богородицы (XVII в, Слободской район). Преподобный Симеон - столпник - одна из старейших икон музея (кон. XVI - нач. XVII вв).


Святые Модест и Власий (нач. XVIII в, Свято-Троицкий собор г. Вятки). Это одна из ярких работ, интересная своими деталями.


Еще детали иконы Модеста и Власия.




Покров Богородицы (XVII в, Свято-Троицкий собор г.Вятки). Оттуда же - Сошествие Святого духа на апостолов (XVII в), очень строгановская по виду.



Рама с клеймами из жития Дмитрия Солунского (II пол. XVI в).


И снова клейма оттуда же.

 


Страсти св. Дмитрия.

 


Архиерейский посох (нач. XVII в, слоновая кость). Пелена Неруковторный образ Спасителя (XVII в, фрагмент).

 


Пелена Неруковторный образ Спасителя (XVII в).

 


Усекновение главы Иоанна Предтечи (XVII в, Трифонов м-рь). Христос в темнице (XVIII-XIX вв) из церкви г.Вятки.


Цикл икон (1777 г, художники - братья Березины, Лузский район)


Христос перед Пилатом (1777 г, братья Березины, Лузский район).


Снятие с креста и бичевание Христа (1777 г, братья Березины).

 


Пилат умывает руки (1777г) - из той же серии.

 


Памятный крест (1592 г) и фрагмент Распятия.

 


Фрагменты креста: Иоанн Богослов и сотник Лонгин. Мария Магдалина и Богородица.


На обратной стороне креста вырезаны Архангел Михаил и Св. Николай.

 


Навершие креста (1592 г).

 

Вятский художественный музей музей обладает неплохой коллекцией живописи XVIII-XIX вв. Есть здесь и парадные портеты XVIII в, и множество образцов реалистической живописи XIX в.


М.Бирюков. Прелестный женский портрет (1787 г). Неизвестный художник. Портрет Петра I (сер. XVIII в).




В.М. Васнецов. Боярышня (1884 г).

 


В.Петров. Прием странника-семинариста (1874 г). Н. Неврев. Шут (1891 г).


В.М. Васнецов. Нищие певцы (1873 г).

 


В. Суриков. Женская голова (1914 г). И.Репин. Отдых мостовщиков (1885 г).



Д. Чарушин. Автопортрет с палитрой (1837 г).

В. Тропинин. Гитарист (1820-е гг).

 


А.М. Васнецов. За варкой варенья (1892 г).

В музее также впечатляющая коллекция живописи ХХ в. На нее, кстати, нужно покупать отдельный билет - тут уже решение за посетителем, насколько ему интересна эта тема.


Дымковская игрушка - один из брендов Вятки (кон. XIX в).

Б. Мессерер. Балерина (1972 г).




П.Кипарисов. Песни новой Чувашии (1959 г). Р.Нурмухаметов. Башкинская невеста (1959 г).

 


А.Герасимов. После дождя (1955 г). А.Осьмеркин. Цыганка с гитарой (1933 г).

 



В.Кандинский. Беспредметная композиция (1915 г).

С.Колесников. Монгольский лама (1918 г).

 


А.А. Дейнека. Самолеты нал Нью-Йорком (1935 г).




Сергиево-Поесадская деревянная посуда (нач. ХХ в).




С.Малютин. Портер художника В.Васнецова. Поленов. Развалины Эрехтейона (1892 г).

 


Н.Рерих. Заморсий гости (1902 г).

 


М.Сарьян. Египетская ночь (1912 г).

 


П.Кузнецов. В степи (1912 г).

 


В.Борисов-Мусатов. Дама в кринолине (1901 г). К.Петров-Водкин. Портрет Рии (1915 г).

 


И.Машков. Пейзаж (1911 г).

 


И Машков. Розы и чертополох (1911 г). М.Нестеров. Девушка (1888 г).

 

 

Западноевропейская живопись

 

Коллекция зарубежного отдела, в отличие от художественных памятников русской культуры, имела свои сложности в плане формирования. «Нам с самого начала приходится ограничить количество тех музеев, – писал Н. Машковцев, – в которые будут внедрены произведения западноевропейского искусства.

Мы предполагаем, что число музеев с западноевропейскими отделами на первое время, по крайней мере, не должно быть более восьми». Планировалось их открытие в городах, которые обладали «потенциальной возможностью художественного развития». В число таковых Н. Машковцев включает и Вятку. Следует заметить, что он одновременно с русской живописью отправлял на свою родину произведения западноевропейских мастеров, часто давая комментарии к их творчеству. По мнению Николая Георгиевича, «превосходна тончайшая вещь маленького Гюбер Робера». Работа представляется ему «очень ценной». Он ведет переговоры о покупке большого портрета Моретто да Брешиа и считает его «одной из самых замечательных вещей, какая только есть в России этого мастера». В Москве Н. Машковцев приобретает для музея картину Алессандро Маньяско.

В отчете музея начала 1920-х годов сообщалось, что картинная галерея обладала хотя и небольшим по количеству живописным собранием старых иностранных мастеров, но очень значительным по своей внутренней ценности. Определённые школы были представлены иногда единичными образцами, но строгими и типичными и, можно сказать, очень редкими для провинциального музея.

На сегодняшний день хронологические рамки коллекции охватывают период с эпохи Возрождения по начало XX века, включая произведения итальянских, голландских, фламандских художников, живописцев Франции, Австрии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Польши.

Западноевропейский отдел обладает поистине ценными картинами крупнейших представителей итальянской школы живописи XVI – XVII веков. В этом ряду Моретто да Брешиа – один из выдающихся мастеров ренессансного портрета, а также Алессандро Маньяско, творчество которого раскрывается в типичной для него сюжетной композиции, показывающей своеобразие монашеского быта доминиканцев.

Безусловный интерес представляют произведения голландских и фламанд­ских живописцев XVII века. Среди них пейзажи, сцены из обыденной жизни, портреты, роскошные натюрморты таких известных мастеров, как Франц Пост, Хендрик Моммерс, Иоханнес ван дер Шток, Ян Фейт, Гаспар Питер Вербрюгген Младший.

Коллекция живописи французской школы включает в себя полотна художников XVII – начала XX века с ярко выраженной стилистикой и тематикой того времени. Неповторимостью авторской индивидуальности отмечен архитектурный пейзаж с мотивом древних руин Гюбера Робера, покоряет зрителя виртуозностью живописного мастерства портрет с элементами парадности знаменитого художника рубежа XVII – XVIII веков Никола де Ларжильера. Именами, крайне редко встречающимися в провинциальных музеях, представлено направление французского импрессионизма в лице Шарля Котте, Георга Д’Эспанья, Жана Франсуа Рафаэлли.

Музею принадлежит уникальное собрание произведений немецкой школы живописи XVIII – начала XX века. В данном ряду следует назвать пейзажиста и жанриста из Мангейма Филиппа Иеронимуса Бринкмана, известного мастера анималистки и пейзажного жанра Вильгельма Фридриха Хирта, дюссельдорфского пейзажиста Освальда Ахенбаха, талантливого портретиста Франца Дефреггера.

Свою нишу заняли в музейной коллекции живописные картины авторов, с творчеством которых можно ознакомиться не в каждом музее российской провинции. Среди них швейцарский художник Феликс Валлотон, бельгиец Филипп Якоб ван Брее, чешский живописец Иоганнес Якоб Хартман, австрийские художники Якоб ван Шуппен и Франц де Паула Ферг.

Ф. Я. ван Брее (1786−1871). Бельгийская школа. Сцена во дворце, 1816. Холст, масло

И. ван дер Шток. Голландская школа. Женский портрет. Последняя четверть XVII в. Холст, масло

Г. П. Вербрюгген Младший (1664−1730). Фламандская школа. Цветы. Начало XVIII в. Холст, масло

Д’Эспанья (1870−1950). Французская школа. Дама с ребёнком. Холст, масло

Я. ван Шуппен (1670−1751). Австрийская школа. Автопортрет, 1723. Холст, масло

Ш. Котте (1863−1925). Французская школа. Город на берегу, 1896. Холст, масло

Коллекция западноевропейской живописи формировалась с 1919 по 1930-е годы: произведения поступали в музей, после того, как были национализированы государством. Многие картины попали в Государственный музейный фонд, а затем распределялись по региональным музеям, в том числе в Вятку.

В экспозиции представлены произведения художников ведущих национальных школ от эпохи Возрождения до начала XX века. Это картины итальянских мастеров конца XV–XVII веков, голландских живописцев XVII века, художников Австрии, Бельгии, Германии, Норвегии, Франции XVIII — начала XX веков.

Коллекция живописи французской школы музейного собрания включает полотна живописцев XVII — начала ХХ века. Это картина этюдного характера «Сцена под аркой», свидетельствующая о высоком мастерстве её автора Гюбера Робера. «Портрет Д' Агессо, канцлера Людовика XV» кисти другого крупнейшего художника рубежа XVII–XVIII века Никола де Ларжильеру представляет одно из наиболее ярких явлений во французском портретном искусстве XVIII века.

Посетителям музея будет представлена часть уникальной коллекции произведений немецких живописцев XVIII века, испытывавших в это время сильное влияние «голландского стиля». Это пейзажист и жанрист из Мангейма Филипп Иеронимус Бринкман, автор «Лесного пейзажа с озером», известный мастер анималистических произведений, пейзажист Вильгельм Фридрих Хирт, представленный картиной «Отдыхающее стадо», пейзаж «Сельский праздник» известного дюссельдорфского мастера Освальда Ахенбаха.

Украшением экспозиции являются произведения зарубежных авторов XVIII — начала XIX века. В их числе работы чешского живописца Франца Антона Хартмана, австрийских художников Якоба ван Шуппена и Франца де Паула Ферга, бельгийца Филиппа Якоба ван Брее. Отметим «Автопортрет», представляющий интересный образец искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: