Судебная система и правоохранительные органы.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Тема 11. «Государство и право Советской Украины в 1922-1941 гг.».

 

Лекция рассчитана на студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения

 

 

Подготовки бакалавра

Направления 030900 «юриспруденция»

 

 

Донецк 2015

Государство и право Советской Украины в 1922-1941 гг.

 

1. Создание Союза ССР.

2. Государственный строй УССР.

3. Судебная система и правоохранительные органы.

4. Право УССР.

5. Присоединение Западной Украины, Южной Бессарабии и Северной Буковины к УССР.

Создание Союза ССР.

 

Еще в середине 1919 г. партия большевиков провела объединение жизненно важных сфер деятельности республик – обороны, экономики, труда, финансов, транспорта, почты и телеграфа, управление которыми осуществлялось из Москвы.

28 декабря 1920 г. был подписан договор между РСФСР и УССР о военном и хозяйственном союзе. В преамбуле договора подчеркивалась независимость и суверенность обоих государств. Однако при помощи объединенных наркоматов партийная власть активно вмешивалась во внутренние и внешние дела Украины.

Фактически к началу 1921 г. оформилось государство – Россия, под влиянием которой находились Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. Большевистская партия взяла на себя основную часть государственных полномочий. Следовательно, существовало государство с довольно централизованным управлением, которое не имело только одного – общего названия.

Московские партийные лидеры считали необходимым сравнять правовой статус советских республик с автономными единицами, которые входили в состав Российской Федерации. Напротив, лидеры советских республик (прежде всего Украины и Грузии) стремились к большей самостоятельности.

Процесс «автономизации» возглавил нарком по делам национальностей РСФСР И. Сталин. Сталин отстранил от работы в комиссии представителей республик и фактически сам подготовил проект решения под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками». В нем предусматривалось вхождение национальных республик в Российскую Федерацию на правах автономии.

«Автономизация» вызвала противодействие в партийных организациях советских республик, прежде всего в Украине. Негативно отреагировал на нее и Ленин, который обосновывал новую форму объединения. Предлагалось, чтобы Российская и Закавказская Федерации вместе с Украиной и Белоруссией образовали равноправный союз.

Октябрьский пленум ЦК РКП(б) принял ленинский план объединения и образовал конституционную комиссию, которая высказалась за трехступенчатую систему центрального управления – единые, объединенные и автономные наркоматы.

Единые наркоматы имели неограниченную власть на территории всей федерации, объединенные осуществляли связь по линии «центр – республика». Статус автономных в республиках сохраняли наркоматы юстиции, внутренних дел, образования, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения.

10 декабря 1922 г. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов, который одобрил Декларацию о создании Союза ССР и проект основ Конституции СССР.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I Всесоюзный съезд Советов. Он принял решение о создании Союза ССР, утвердил Декларацию о создании СССР и Союзный Договор. Согласно этим документам четыре советские республики – РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР – образовали единое союзное государство. Договор определял структуру общесоюзных органов власти и их компетенцию. В систему центрального управления входили союзные, союзно-республиканские и республиканские наркоматы. Был избран Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР в составе 371 члена, 88 из которых представляли Украину. Также были избраны четыре председателя ЦИК.

 

2. Государственный строй УССР.

 

Структуру органов власти в начале 20-х годов определяла Конституция УССР 1919 г. К высшим органам власти и управления относились Всеукраинский съезд Советов, ВУЦИК, Президиум ВУЦИК и СНК.

После принятия Конституции СССР 1924 г. полномочия ВУЦИК регулировались Положением о ВУЦИК от 12 октября 1924 г. Оно определяло порядок избрания ВУЦИК, срок полномочий, периодичность созыва сессий (трижды в год).

В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти УССР был Президиум ВУЦИК. Его деятельность, состав регулировались Указом о порядке работы Президиума ВУЦИК от 1 июля 1926 г. Указ предусматривал создание Малого Президиума ВУЦИК, который играл роль внутреннего вспомогательного органа. Он готовил вопрос на заседания Президиума, организовывал их проведение.

В связи с принятием Конституции СССР 12 октября 1924 г. было утверждено новое Положение о Совете Народных Комиссаров УССР. Положение подробно определяло состав СНК, в который входили председатель, его заместители, председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, уполномоченные наркоматов СССР при УССР, народные комиссары. СНК получил право рассмотрения и решения важнейших общегосударственных вопросов, в том числе принятия нормативных актов.

Центральное управление в отдельных сферах деятельности государства осуществляли народные комиссариаты.

После принятия Конституции СССР 1924 г. народные комиссариаты были поделены на общесоюзные, объединенные и самостоятельные (культурные).

Фактически в ведении УССР было шесть самостоятельных, или культурных, наркоматов: внутренних дел, земледелия, юстиции, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Объединенные наркоматы УССР находились в двойном подчинении: соответствующему объединенному наркомату СССР и ВУЦИК УССР. Всего было пять объединенных наркоматов: Высший Совет Народного Хозяйства, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли. К общесоюзным наркоматам относились военно-морской, внешней торговли, иностранных дел, почты и телеграфа, путей сообщения.

Местные советы и исполкомы признавались едиными полномочными органами государственной власти на местах.

Большое значение в местном управлении играли комитеты незаможных селян (комнезамы). Часто на селе они были единственными органами советской власти и подменяли своей деятельностью сельсоветы.

В 1925 г. принимается ряд нормативных актов, которые определяли права и обязанности всех местных органов государственной власти. Важнейшими среди них были Положение об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах, Положение о районных съездах советов и районных исполнительных комитетах, Положение о сельских советах, Положение о городских и поселковых советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Наибольшее значение партийная власть уделяла развитию сельских советов. 12 октября 1927 г. ВУЦИК принял новое Положение о сельских Советах, по которому они становились высшими органами власти на подведомственной им территории. Одновременно принимается и новое Положение о городских Советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, по которому городские советы получили право составлять бюджеты городов и распоряжаться кредитами.

В соответствии с Конституцией УССР 1929 г. высшим органом власти был Всеукраинский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Юридически Всеукраинский съезд Советов был высшим органом власти, осуществлял верховное руководство и высший контроль в республике, принимал законодательные акты, которые были правовой базой для других нормативных актов, пользовался исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию УССР. Однако в практической деятельности его полновластие ограничивалось директивными указаниями большевистской партии и постановлениями высших органов власти и управления СССР.

В период между съездами верховным органом власти, который осуществлял законодательные, распорядительные и исполнительные функции, был Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет (ВУЦИК). Этот орган избирался Всеукраинским съездом Советов. Свою работу ВУЦИК осуществлял путем проведения сессий.

В период между сессиями высшим органом власти республики был Президиум ВУЦИК. По Конституции 1929 г. он имел право издавать декреты, постановления и распоряжения.

В январе 1935 г. Всеукраинский съезд Советов был переименован в Съезд Советов УССР, ВУЦИК в ЦИК УССР, Президиум ВУЦИК в Президиум ЦИК УССР. В январе 1937 г. вместо названия «Украинская Социалистическая Советская Республика» было установлено название «Украинская Советская Социалистическая Республика».

Высшим органом управления, правительством УССР был Совет Народных Комиссаров (СНК). Начало 30-х годов характеризуется усилением полномочий СНК во всех сферах государственной жизни.

Усиление роли общесоюзных наркоматов было главной тенденцией развития органов центрального управления этого периода. Начиная с 1933 г. издаются совместные постановления СНК УССР и ЦК КП(б)У, что свидетельствовало о сращивании партийного и государственного аппарата, усилении роли партийного руководства государственной, хозяйственной и культурной жизнью страны.

После принятия Конституции УССР 1937 г. высшим органом власти в Украине стал Верховный Совет УССР. В ведение Верховного Совета УССР были отнесены принятие Конституции УССР, создание новых областей УССР, установление границ и районное разделение областей, издание законов УССР, охрана государственного порядка, охрана прав граждан, утверждение народнохозяйственного плана и бюджета УССР и др.

Согласно Конституции 1937 г. Верховный Совет УССР становится единственным законодательным органом республики.

В период между сессиями Верховного Совета УССР некоторые его полномочия исполнял Президиум Верховного Совета. Он был вправе отменять постановления и распоряжения СНК УССР, а также решения и распоряжения областных советов, принимать решения о предоставлении гражданства, присвоении почетных званий, помиловании граждан и т.д.

Совет Народных Комиссаров создавался Верховным Советом и представлял собой высший исполнительный и распорядительный орган республики, который координировал работу наркоматов, руководил исполкомами областных советов.

В соответствии с Конституцией УССР 1937 г. наркоматы подразделялись на союзные, союзно-республиканские и республиканские.

Курс на коллективизацию нуждался в серьезной перестройке местных органов власти и управлении, особенно сельских советов. Для этого снова активизировалась работа комнезамов. Только в 1933 г. советская власть решила отказаться от услуг комнезамов, которые выполнили свою главную миссию – разгром кулачества и проведение сплошной коллективизации.

1 июля 1931 г. ВУЦИК утвердил новое Положение о сельских советах. Сельские советы осуществляли руководство всем хозяйственным и социально-культурным строительством на селе. Каждый сельский совет имел собственный бюджет и права юридического лица.

2 августа 1930 г. ВУЦИК и СНК УССР принимают постановление «О ликвидации округов и переход на двухступенчатую систему управления». Постановление отменяло разделение УССР на округа, вместо этого было создано 484 района, 18 городов, выделенных в отдельные административно-хозяйственные зоны, и одна автономная республика – Молдавская.

Однако уже через год обнаружились существенные недостатки нового разделения, и главный из них – отдаленность центральной власти от районов. Поэтому ВУЦИК к февралю 1932 г. принял постановление «О переходе на трехступенчатую административно-территориальную систему: район – область – центр». В Украине было образовано пять новых областей: Винницкая, Днепропетровская, Киевская, Одесская и Харьковская. В июне 1932 г. была образована Донецкая, а в октябре – Черниговская области.

Конституция УССР 1937 г. зафиксировала преобразование Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. В связи с ликвидацией системы съездов советов Конституция УССР установила полную подчиненность исполкомов соответствующим советам.

Согласно Конституции систему местных органов государственной власти в Украине составляли областные, районные, городские, сельские и поселковые советы депутатов трудящихся. Конституция УССР 1937 г. ликвидировала пленумы городских советов и установила сессионный порядок их работы. Значительное распространение получила такая организационная форма деятельности депутатов между сессиями советов, как постоянные комиссии советов.

Областные, районные, городские, сельские и поселковые советы депутатов трудящихся избирали исполнительные комитеты, которые были исполнительными и распорядительными органами советов. При местных советах были созданы органы управления – отделы и управления, которые подчинялись как совету и его исполкому, так и соответствующему наркомату УССР.

Судебная система и правоохранительные органы.

Правовой основой судебной реформы стало постановление ВУЦИК от 16 декабря 1922 г., которое утвердило «Положение о судоустройстве Украинской ССР». Этот документ был почти точной копией «Положения о судоустройстве РСФСР» от 31 октября 1922 г.

В соответствии с Положением в Украине создавалась единая система судебных органов: народный суд, губернский суд, Верховный суд УССР.

Временно разрешалась деятельность военных трибуналов – по делам о преступлениях против Красной Армии; военно-транспортных трибуналов – по преступлениям на транспорте; особых трудовых сессий народных судов – по делам о преступных нарушениях Кодекса законов о труде; земельных комиссий – в земельных делах; арбитражных комиссий – по делам о спорах между государственными организациями относительно имущественных прав.

Народный суд был главным звеном судебной системы и действовал в составе постоянного народного судьи или постоянного народного судьи и двух народных заседателей.

В 1924 г. принимаются общесоюзные «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик». IX Всеукраинский съезд Советов 23 октября 1925 г. утвердил новое «Положение о судоустройстве Украинской ССР», по которому судебная система приняла следующий вид: народный суд, окружной суд, Верховный суд УССР.

Положение регламентировало не только организацию и деятельность судебных органов, но и прокуратуры, следователей, коллегии защитников, нотариата и т.д.

Государственная прокуратура УССР была создана по образцу прокуратуры РСФСР. «Положение о прокурорском надзоре» было принято ВУЦИК 28 июня 1922 г. Нарком юстиции был одновременно и генеральным прокурором республики.

Через несколько месяцев после утверждения прокуратуры была создана советская адвокатура. «Положение об адвокатуре» от 2 октября 1922 г. предусматривало создание при губернских советах судей коллегий защитников по гражданским и уголовным делам. На членов коллегий защитников возлагалась задача судебной защиты и участия в организации и деятельности юридических консультаций.

До 1929 г. следственный аппарат пребывал в двойном подчинении – суда и прокуратуры. По положению 1929 г. следственный аппарат передавался прокуратуре.

Дела о военных и некоторых других преступлениях, совершенных военнослужащими, рассматривались военными трибуналами согласно «Положению о военных трибуналах и военной прокуратуре» от 20 августа 1926 г. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, армиях, флотах, корпусах, дивизиях. Общее руководство их деятельностью осуществлял Верховный суд УССР. В каждом военном трибунале были военный прокурор и его помощники.

Для улучшения работы народных судов и их разгрузки в Украине были созданы общественные (товарищеские) суды. Они организовывались на заводах, фабриках, в общественных и государственных учреждениях. Избирались общественные суды общим собранием рабочих и служащих сроком на один год. Они рассматривали мелкие дела, которые не имели большого социального значения и за которые предусматривалось наказание в виде предупреждения, общественного осуждения, штрафа.

В рассматриваемый период произошли изменения и в правовом положении Государственного политического управления (ГПУ). 15 ноября 1923 г. оно было превращено в Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР. 13 августа 1924 г. ВУЦИК и СНК УССР утвердили Положение о Государственном политическом управлении УССР, которое создавалось при СНК УССР для борьбы с политической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом.

В октябре 1930 г. были ликвидированы окружные и созданы межрайонные суды. Переход в мае 1932 г. к трехступенчатой системе управления привел к ликвидации межрайонных судов. Судебная система приняла следующий вид: народный суд, областной суд, Верховный Суд УССР.

Народный суд был основным звеном судебной системы. Как суд первой инстанции он рассматривал большинство гражданских и уголовных дел.

Областные суды были судами первой инстанции по рассмотрению уголовных и гражданских дел и судами второй инстанции для пересмотра в кассационном порядке и в порядке надзора судебных постановлений, решений и постановлений по уголовным и гражданским делам народных судов.

Верховный Суд УССР был органом судебного надзора и руководства судебной практикой на территории республики. Как кассационная инстанция он рассматривал дела, которые были на рассмотрении областных судов как судов первой инстанции.

Конституция УССР 1937 г. стала юридической базой для дальнейшего развития судебной системы. В ней подчеркивалось, что правосудие в УССР осуществляется Верховным Судом УССР, Верховным Судом МАССР, областными судами, судами административных округов, а также специальными судами СССР, которые создавались по постановлениям Верховного Совета СССР, народными судами.

16 августа 1938 г. Верховный Совет СССР принимает «Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик». Закон провозглашал главные демократические принципы судопроизводства: гласность, устность, состязательность. Была подтверждена независимость судей и их подчиненность только закону. Но в практической деятельности судов эти демократические принципы фактически не срабатывали.

В 1930 г. были созданы межрайонные, городские и участковые прокуратуры. В связи с созданием областей в мае 1932 г. были ликвидированы межрайонные прокуратуры. Были созданы участковые, городские, областные прокуратуры и прокуратура республики.

Прокуратура республики входила в состав Наркомата юстиции УССР. Ее возглавлял Генеральный Прокурор республики, который одновременно был также народным комиссаром юстиции УССР.

Впоследствии прокуратуры союзных республик выводились из состава наркоматов юстиции и переподчинялись непосредственно Прокурору СССР.

Органы ОГПУ занимались охраной государственной безопасности, общественного порядка, охраной государственной и общественной собственности, обеспечивали паспортизацию.

10 июля 1934 г. был создан общесоюзный НКВД. ОГПУ ликвидируется, а вместо него создается Главное управление государственной безопасности, которое входило в состав НКВД. В УССР, как и в других союзных республиках, было создано НКВД УССР как союзно-республиканское ведомство. В его структуру входили главное управление государственной безопасности, главное управление пограничной и внутренней охраны, главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, главное управление пожарной охраны, административно-хозяйственное управление и отдел общественного положения.

НКВД УССР не имел никакой самостоятельности и полностью подчинялся союзному НКВД.

Начиная с февраля 1930 г. во всех областных центрах Украины были созданы «тройки»карательные внесудебные органы, в состав которых входили начальник управления ГПУ, областной прокурор и первый секретарь обкома КП(б)У. Эти органы брали в свое ведение любое уголовное дело, которое рассматривалось без свидетелей, участия защиты, ознакомления с ним обвиненного и даже без него самого. Постановления «тройки» не подлежали обжалованию.

Право УССР.

В 1922-1927 гг. в советской России, а впоследствии и в Украине была проведена полная кодификация всех отраслей права. Законодательство УССР в большинстве случаев было точной копией законодательства РСФСР.

В октябре 1924 г. принимаются Основы судоустройства и судопроизводства СССР и союзных республик, Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, в декабре 1928 г. – Общие начала землепользования и землеустройства СССР.

Кодификация гражданского права началась сразу же после провозглашения курса на НЭП.

Гражданский кодекс УССР 1922 г. был полной рецепцией Гражданского кодекса РСФСР. Он состоял из четырех частей.

В общей части определялись основные положения, субъекты и объекты гражданских прав, сделки и исковая давность. В разделе «Вещное право» излагались нормы, которые регулировали право собственности, право застройки и залог имущества. Раздел «Обязательственное право», кроме общих положений, содержал нормы, которые регулировали обязательства по договорам и обязательства беспочвенного обогащения и нанесения вреда. Четвертый раздел посвящался наследственному праву. Гражданский кодекс УССР имел такое же количество статей, как и Гражданский кодекс РСФСР.

Наряду с государственной и кооперативной собственностью Гражданский кодекс выделял частную собственность, которая имела три формы: единоличная собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, которые не составляют объединения (общая собственность); собственность частных юридических лиц.

«Предметом частной собственности могут быть: не национализированные постройки, предприятия торговли, промышленности, которые имеют наемных работников не более предусмотренного особыми законами количества, средства и способы производства, деньги, ценные бумаги и другие ценности, в том числе золотая и серебряная монеты и иностранная валюта; предметы домашнего и личного обихода, товары, которые продавать законом не запрещено, и любое другое не изъятое из частного оборота имущество».

Довольно развитым было договорное право. Обеспечивалась определенная свобода договоров.

Одной из особенностей обязательственного права было применение статей Уголовного кодекса за нарушение гражданских договорных отношений.

В сфере наследственного права кодекс, хотя и позволял наследование по завещанию и по закону, ограничивал круг лиц, которые могли наследовать по закону.

31 мая 1926 г. ВУЦИК утвердил Кодекс законов о семье, опеке, супружеской паре и об актах гражданского состояния. Это был первый семейный советский кодекс в УССР. Он состоял из пяти разделов: о семье; об опеке; супружеской паре; праве граждан изменять свою фамилию и имя; признание лица без вести пропавшим или умершим.

Кодекс признавал только государственную регистрацию брака. Кодекс регулировал имущественные и алиментные отношения супружеской пары, правоотношения между родителями и детьми, вопросы опеки и попечительства.

Кодекс законов о труде УССР был введен в действие 15 ноября 1922 г. и состоял из 17 разделов, которые подразделялись на 192 статьи.

Первый раздел содержал общие положения, второй определял порядок найма и предоставления рабочей силы, третий устанавливал порядок привлечения граждан УССР к трудовой повинности, четвертый посвящался коллективным договорам, пятый – трудовым договорам, шестой – правилам внутреннего трудового распорядка, седьмой – нормированию труда, восьмой – вознаграждению за труд, девятый – гарантиям и компенсациям. Десятый и одиннадцатый разделы регулировали рабочее время и время отдыха, двенадцатый и тринадцатый содержали нормы об ученичестве, работе женщин и несовершеннолетних. В четырнадцатом разделе речь шла об охране труда, в пятнадцатом – о профсоюзах и их органах на предприятиях, в учреждениях и хозяйствах. Шестнадцатый раздел устанавливал систему органов по решению конфликтов и рассмотрению дел о нарушениях законов о труде. Вопрос социального страхования регулировался последним, семнадцатым, разделом.

29 ноября 1922 г. был принят Земельный кодекс УССР. Кодекс состоял из основных положений и четырех частей: «О трудовом землепользовании», «О городских землях», «О государственном земельном имуществе», «О землеустройстве и переселении».

Кодекс навсегда отменял право частной собственности на землю, недра, воду и леса в пределах УССР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляли единый земельный фонд. Право непосредственного пользования землей предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Право пользования землей определялось, как бессрочное и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Купля, продажа, завещание, дарение и залог земли запрещались, а нарушители этого привлекались к уголовной ответственности, а также лишались земли, которой пользовались.

Кодекс предусматривал следующие виды землепользования: общинное, участковое, коллективное. Преимущество отдавалось коллективному землепользованию.

После провозглашения курса на коллективизацию 15 декабря 1928 г. ЦИК и СНК СССР принимают «Общие начала землепользования и землеустройства», которые регламентировали правовой режим земель всех категорий. В них определялась компетенция СССР и союзных республик по распоряжению земельным фондом, регулированию землепользования и землеустройства.

Ликвидация НЭП привела к существенным изменениям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. Главными направлениями развития гражданского права были охрана социалистической собственности и усовершенствование договорных отношений.

Договоры, как правило, заключались в рамках плановых заданий, что позволяло конкретизировать плановые задания. Категорически были запрещены односторонний отказ от выполнения договора и одностороннее изменение его условий.

Конкретизируются отдельные виды договоров. Так, во второй половине 30-х годов основной формой договора поставки становятся прямые договоры, которые не устанавливали прав и обязанностей сторон. Этот недостаток был ликвидирован в 1937 г., когда обязательным стало определение основных условий поставки.

На усиление ответственности субъектов государственной и кооперативной собственности было направлено постановление ВУЦИК и СНК УССР «О сроках исковой давности» от 19 ноября 1934 г.

Большое внимание уделялось также укреплению собственности кооперативных объединений. Постановление ЦИК и СНК УССР от 21 августа 1935 г. запрещало принудительное изъятие любого имущества кооперативных организаций.

Постановление ВУЦИК и СНК УССР от 25 февраля 1931 г. внесло ряд изменений и дополнений в Кодекс законов о труде УССР 1922 г. Был завершен процесс перевода работников промышленности и транспорта на 7-часовой рабочий день. Большинство предприятий и учреждений было переведено на беспрерывную рабочую неделю, а рабочие и служащие получали день отдыха по очереди в разные дни недели. Заработная плата выплачивалась в зависимости от профессиональной квалификации работника, по твердым фиксированным ставкам или по тарифным сеткам, разработанным для каждой отрасли промышленности. Основными формами оплаты труда были сдельная, почасовая и премиальная.

Для укрепления трудовой дисциплины рабочих и служащих были приняты суровые меры. По постановлению ВУЦИК и СНК УССР от 22 ноября 1932 г. неявка на работу без уважительной причины, хотя бы в течение одного дня, влекла за собой увольнение с работы с лишением права пользоваться квартирой, предоставленной в доме данного предприятия или учреждения.

В 1938 г. постановлением СНК СССР введены единые трудовые книжки, в которых фиксировалась вся трудовая деятельность работника. С целью морального стимулирования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. вводятся звание Героя Социалистического Труда, а также медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

Проведение коллективизации внесло существенные изменения в колхозное и земельное право.

1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О мерах по укреплению социалистической перестройки сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и борьбе с кулачеством», которым была запрещена аренда земли и использование наемного труда в сельском хозяйстве, а также введена конфискация у кулаков средств производства.

5 апреля 1930 г. ВУЦИК и СНК УССР утвердили постановление «О запрете арендовать землю и применять наемный труд в единоличных хозяйствах в районах сплошной коллективизации». Аренда земли в этих районах не допускалась. Областные исполкомы получили право конфисковывать имущество кулаков, и высылать их за пределы районов и округов.

1 марта 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли Примерный устав сельскохозяйственной артели. Он определял порядок принятия в члены артели. Запрещалось вступление в колхозы кулаков и других лиц, лишенных избирательных прав. Создавался единый земельный фонд колхоза, который ни при каких обстоятельствах не мог уменьшаться. Устав устанавливал бессрочное пользование колхозов землей. От крестьян, которые вступали в колхоз, требовалось обобществление принадлежащих им средств производства. В личной собственности колхозного двора разрешалось иметь одну корову, некоторое количество мелкого скота и птицы. Приусадебные участки оставались в пользовании колхозного двора.

22 мая 1935 г. СНК УССР и ЦК КП(б)У приняли постановление, которое определяло порядок принятия колхозами устава сельскохозяйственной артели, а также устанавливало размеры приусадебных участков в каждой из областей Украины и количество голов скота, которое мог иметь колхозный двор.

28 мая 1939 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по охране общественных земель колхозов от разбазаривания». В нем приусадебное хозяйство объявлялось злом, которое отвлекало колхозника от работы в колхозе. Требовалось немедленно провести обмер приусадебных участков и отобрать все излишки земли. Для каждого колхозника постановление устанавливало обязательный минимум трудодней (60-100 в год). Фактически это было введением государственной панщины. Тот, кто не выполнял этот минимум, выбывал из колхоза и терял право на приусадебный участок.

23 августа 1922 г. ВУЦИК утвердил Уголовный кодекс УССР. Его основой послужил Уголовный кодекс РСФСР. Уголовный кодекс УССР состоял из двух частей – общей и особенной, которые подразделялись на 227 статей.

Кодекс определял преступление: «Преступлением признается любое общественно опасное действие или бездействие, которое угрожает основам советского строя и правопорядка, установленного рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому обществу период».

Целью наказания было предупреждение новых правонарушений, приучение нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности осуществлять новые преступления.

По видам различали преступления: государственные, которые подразделялись на контрреволюционные и против порядка управления; должностные; нарушения правил об отделении церкви от государства; хозяйственные; преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; имущественные преступления; воинские преступления; нарушения правил охраны народного здоровья, общественной безопасности и общественного порядка.

Система наказаний варьировалась от общественного осуждения до изгнания за пределы УССР. В делах, находящихся на рассмотрении в ревтрибуналах, могла применяться высшая мера наказания – расстрел. Он не применялся к несовершеннолетним, беременным женщинам, а также не мог быть назначен, если со времени совершения преступления прошло более пяти лет.

По УК УССР 1922 г. 36 составов преступлений предусматривали высшую меру наказания, а по УК 1927 г. – 45. Максимальный срок лишения свободы составлял 10 лет, а минимальный – 6 месяцев.

8 июня 1927 г. принимается новый Уголовный кодекс УССР. В него были включены «Положение о преступлениях государственных», «Положение о воинских преступлениях» и другие нормативные акты. В течение двух последующих лет после принятия УК УССР 1927 г. было принято 56 законодательных актов по вопросам уголовного права, которые значительно увеличили состав преступлений.

Для развития уголовного права 30-х годов характерным было ужесточение мер наказания. В этом ракурсе, прежде всего, необходимо назвать постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности» от 1 августа 1932 г., которое вошло в историю уголовного законодательства как Закон от 7 августа 1932 г. Закон от 7 августа 1932 г. считал любого преступника, который посягал на общественную собственность, врагом народа, а борьбу с такими преступлениями объявлял обязанностью каждого гражданина. В соответствии с этим законодательным актом разворовывание социалистической (государственной и колхозно-кооперативной) собственности наказывалось расстрелом, а при смягчающих обстоятельствах – лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. К таким преступникам не могла применяться амнистия. За горсть зерна, принесенного с поля голодающей семье, колхозник получал срок.

25 июля 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О дополнен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: