Направления использования выручки от продаж
Оплата счетов поставщиков сырья, мат-лов, комплектующих изделий, п/ф, зап. частей, топлива, энергии | Отчисление налогов в б-т и внебюджет. фонды | Выплата зар. платы в установленные сроки | Возмещение износа ОС и НМА | Прибыль |
Возмещение затрат на произв-во прод-ии | Чистый доход |
Денеж. ср-ва по текущ. деят-ти, полученные от покуп-ей и заказчиков отражаются в Отчете о движении денеж. ср-в.
Денеж. ср-ва по текущ. деят-ти м.б. направлены на оплату приобретения Т, Р, У, сырья и иных оборотных активов, на оплату труда, на выплату дивидендов, %%, на расчеты по налогам и сборам, на выдачу подотчетных сумм, на прочие расходы.
Методы план-ния выручки от продаж
• план-ние ч/з объем произв-ва товар. прод-ии на основе производ. прог-мы (м-д прямого счета):
План. сумма выручки, рассчит. на основе производ. прог-мы (исходя из цен реал-ции, т.е. с НДС) = Сумма запасов готов. прод-ии на нач. план.пер-да (Он) + суммарный объем произв-ва готов. товар. прод-ии в плано. п-де (ТП) - сумма запасов готов. прод-ии на конец план. п-да (Ок).
• план-ние ч/з объем произв-ва товар. прод-ии на основе производ. прог-ммы:
План. сумма выручки, рассчит. на основе производ. прог-мы (без НДС)= План. сумма выручки, рассчит. на основе производ. прог-мы (исходя из цен реал-ции, т.е. с НДС)/((100+НДС)/100)
• план-ние выручки (без НДС) на основе целевой суммы прибыли.
План. сумма выручки (без НДС) = Целевая сумма чистой прибыли от продаж (прибыль после налого-ния)/(100-ставка налога на прибыль и других обязательных платежей за счет прибыли, в %%)+План. сумма затрат.
• план-ние выручки (с НДС) на основе целевой суммы прибыли:
План. сумма выручки (с НДС) = План. сумма выручки (без НДС), рассчит. на основе целевой суммы прибыли*(100+НДС)/100
|
• план-ние на основе м-да маржинального анализа:
А) План. выручка от продаж = прибыль план. + перемен. издержки план. + план. пост. затраты;
Б) План. выручка от продаж = Перемен. затраты/(1-Сила воздействия опер-ного левериджа).
На величину выручку от реал-ии влияют след. ф-ры, зав. от деят-ти пред-тия:
• В сфере произв-ва: объем произв-ва, его стр-ра, ассортимент прод-ии, ее кач-во, конкурентосп-ть, ритмичность произв-ва;
• В сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платеж. док-тов, соблюдение договорных усл., ф-мы расчетов.
К числу ф-ров, не зав. от деят-ти предприятий м. отнести нарушения договорных усл. поставки предприятию мат.-тех. рес-сов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата прод-ии вслед. неплатежеспособности покупателя.
В рыноч. эк-ке ведущее место - уровень отпускных цен. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от реалии-ии прод-ии, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою прод-ию. Применение более низких цен позволит предприятию заинтересовать «выгодного потребителя» в своей прод-ии и за счет большего объема выручки решать свои производ. и фин. задачи. Сущ-ное знач. имеют усл. продаж. Чем скорее наступает оплата в соотв-ии с закл. договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь ср-ва в хозя. оборот и получить доп. преимущества, а также снизить в-ть неплатежей.
Поэтому реал-ия по сниженным ценам при усл. предоплаты или по факту отгрузки для предприятия зачастую выглядит предпочтительнее, чем отгрузка прод-ии по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.
|
Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, мат-лов, покупных полуф-тов, комплектующих изделий, зап. частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается зар. плата, возмещается износ ОС, формируется прибыль предприятия.
Расходы организации и их классификация по элементам затрат. План-ние себест-ти продаж. Пути снижения расходов организаций.
Расходы - уменьшение экономических выгод (ПБУ 10/99).
Характер расходов:
• Текущие
• Долговременные (инвестиции)
Виды расходов:
• расходы от обычных видов деят-ти (база формирования себест-ти);
• прочие расходы.
Группировка расходов по обычным видам деят-ти по эконом. эл-там:
• Мат. затраты
• Затраты на оплату труда
• Отчисления на соц. нужды
• Амортизация
• Прочие затраты.
Расходы, затраты, издержки:
• Расходы: уменьшение платеж. ср-в или имущества предп-тия, имеют отн-ние к деят-ти предп-тия, явл-тся расходами п-да.
• Затраты: ресурсы на произв-во прод-ии и трансформируются в себест-ть прод-ии, отн-ся к конкретному продукту.
Ф-ры изменения: внутр. и внеш.
Класс-ция расходов.
Признак класс-ции | Элементы класс-ции |
Характер отражения в учете | Бух. издержки Эконом. издержки |
Зав-ть от объема произв-ва | Перемен. (зав. от объема произв-ва, и в свою очередь, подразделяемые на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные) Условно-пост. (не зависящие или мало зав. от объема произв-ва) |
Способ включения в себест-ть | Прямые, непосредственно относимые на себест-ть изделия Косвенные, относимые на себест-ть изделий пропорционально базе (зар. плате осн. произв-ных рабочих; прямым затратам) |
Эконом. состав | Основные Накладные (расходы на орг-цию произв-ва и упр-ние) |
Степень готовности прод-ии | Затраты на готов. прод-ию Затраты в незавершенном произв-ве |
По составу | Фактич. План. Прогноз. |
Функция управления | Произв-ные Коммерческие Управленческие |
Управление затратами – обеспечение экономии ресурсов
|
Системы управления затратами
Стандарт –Кост | ü Раздельный учет нормативных затрат и отклонений фактических затрат от нормативных. ü Норматив – ур-нь, рассчит. по какому-то стандарту (норме) и соотв-щий требуемому, желаемому или возможному. ü Объекты нормирования:конкретные статьи затрат (мат. затраты, трудовые затраты). ü Регулирование уровня затрат ведется через анализ отклонений и принятие решений. |
Директ Костинг | ü В основе - принцип контроля затрат в связи с колебаниями объема произв-ва или степени загрузки оборудования => Деление затрат на пост. и перемен. ü Расчет частичной себест-ти незавершенного произв-ва и готов.й прод-ии, пост. расходы списываются на счета прибылей и убытков. |
Таргет-Костинг | ü План-ние произ-ва новых продуктов. ü Опр-ние возможной цены реализации исходя из концепции продукта и маркетингового анализа =>опр-ние нормы прибыли в цене => оценка себест-ти =>для достижения целевой себест-ти проектирование продукта и его пост. усовершенствование. |
Метод план-ния затрат
• Прямого счета
• По фактическим показателям прошлого периода
• Экстраполяции
• Индексный
• Маржинального анализа
• Экспертных оценок
Основной целью план-ния себест-ти явл-ся выявление и исп-ние имеющихся резервов снижения издержек произв-ва и увеличение внутрихоз. накоплений. Снижая издержки произв-ва в рез-те сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается (наряду с ростом накоплений) увеличения объема выпуска прод-ии. Планы по себест-ти д. исходить из прогрессивных норм затрат труда, исп-ния оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта др. предп-тий. Только при научно орг-ном нормировании затрат можно выявить и исп-ть резервы дальнейшего снижения себест-ти прод-ии.
План. себест-ть опр-ся путем технико-эконом. расчетов величины затрат на произв-во и реал-цию всей товар. прод-ии и каждого вида изделий.
План по себест-ти прод-ии вкл. след.е разделы:
• Смета затрат на произв-во прод-ии (составляется по эконом. эл-там).
• Расчет себест-ти всей товарн. и реализованной прод-ии.
• Сравнение план. калькуляций отдельных изделий.
• Расчет снижения себест-ти товар. прод-ии по технико-эконом. ф-рам.
Кач-ные пок-ли плана по себест-ти прод-ии:
• затраты на 1 руб. товар. (реализованной) прод-ии;
• себест-ть товар. и реализованной прод-ии;
• себест-ть отдельных видов прод-ии;
• %% снижения себест-ти по технико-эконом. ф-рам;
• %% снижения себест-ти сравнимой прод-ии.
При выпуске одного вида прод-ии себест-ть единицы этой прод-ии явл-ся пок-лем ур-ня и динамики затрат на ее произв-во. Для хар-ки себест-ти разнородной прод-ии в планах и отчетах исп-ся пок-ли снижения себест-ти сравнимой товар. прод-ии и затрат на 1 руб. товар. прод-ии. План предп-тия содержит также сводную смету затрат на произв-во и план. калькуляции себест-ти отдельных изделий.
Пок-ль затрат на 1 руб. товар. прод-ии опр-ся исходя из уровня затрат на произв-во товар. прод-ии по отн-нию к ст-ти прод-ии в оптовых ценах предп-тия.
Пок-ль затрат на 1 руб. товар. прод-ии не только хар-ет планир. ур-нь снижения себест-ти, но и опр-ет также ур-нь рентаб-ти товар. прод-ии. Его величина зависит как от снижения себест-ти прод-ии, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и кач-ва прод-ии.
В плане затраты расс-ся на план. объем и асс-т прод-ии, но факт. ее асс-т м. отличаться от план. Поэтому план. задание по затратам на 1 руб. прод-ии пересчитывается на факт. асс-т и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. прод-ии.
План по себес-ти пром. прод-ии сост-ся по единым для всех предп-тий правилам, уст-ным в инструкциях по план-нию, учету и калькулированию себест-ти пром. прод-ции. В этих инструкциях сод-ся перечень затрат, вкл. в себест-ть прод-ии, и опр-ся сп-бы калькулирования себест-ти.
Нек-ые расходы хотя и учитываются в факт. затратах на произв-во, однако в силу их особого хар-ра также не м. вкл-ся в план. себест-ть прод-ии. К таким затратам относятся разного рода непроизв-ные расходы и потери, нап-р обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производ. брак (потери от брака план-ся только лишь в литейных, термических, вакуумных, стекольных, оптических, керамических и консервных произ-вах, а также в особо сложных произ-вах новейшей техники в мин. размерах по нормам, устанавливаемым вышестоящей орг-ией).
Опр-ние план. себест-ти отдельных видов прод-ии служит основой план-ния затрат на произ-во. Плановая себес т-ть всей товарной прод-ии рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной прод-ии и плановой себест-ти отдельных видов изделий.
Оценка выполнения плана по себест-ти всей товарной прод-ии осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.
Вся товарная прод-ия при план-нии и учете себест-ти на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается прод-ия, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом произ-ва, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой прод-ии не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и прод-ия, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится прод-ия, освоенная произ-вом в текущем году.
В плане предприятия определяется задание по снижению себест-ти сравнимой прод-ии. Оно выражается процентом снижения себест-ти прод-ии по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана и сумма планируемой экономии в результате снижения себест-ти сравнимой прод-ии.
Для определения задания по снижению себест-ти сравнимой товарной прод-ии составляется расчет себест-ти по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема прод-ии и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной прод-ии в оптовых ценах.
На практике получили распространение 2 метода план-ния себест-ти:
• нормативный;
• план-ние по технико-эконом. показателям.
Причем применяются они в тесной взаимосвязи.
Сущность нормативного метода заключается в том, что при план-нии себест-ти применяются нормы и нормативы по всем ресурсам.
При втором методе учитываются следующие ф-ры:
• технические (внедрение в плановом периоде новой технологии и техники);
• орг-ные (совершенствование орг-ной структуры управления предп-ем, углубление специализации и кооперирования, внедрение бригадной формы орг-ии труда);
• изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой прод-ии;
• уровень инфляции в плановом периоде;
• специфические ф-ры (напр-р, изм-ние геологических усл. разработки полез. ископаемых).
Снижение себест-ти планируется по двум показателям:
• по сравнимой товарной прод-ии;
• по затратам на 1 руб. товарной прод-ии, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом прод-ии невелик.
Планируемый размер снижения себест-ти определяется на основе следующих расчетов.
• По показателю сравнимой товарной прод-ии. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
Эабс.ср.т.п = NniCbi – NniCni.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себест-ти в плановом периоде (Sср.т.п):
Sср.т.п = Эабс.ср.т.п / NniCni *100, где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себест-ти сравнимой товарной прод-ии; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной прод-ии по себест-ти отчетного периода; NniCni - то же, по себест-ти планового периода; n - число видов сравнимой товарной прод-ии.
• По показателю затрат на 1 руб. товарной прод-ии. Абсолютная экономия от снижения себест-ти товарной прод-ии в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
Эабс.т.п = Зтнб - Зтпп.
Исходя из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной прод-ии в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’т.п):
S’т.п= Эабс.т.п /Зтпп *100, где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной прод-ии в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде.
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема произ-ва и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.
3. Экономическое содержание, функции и виды прибыли организации. Формирование, распределение и использование прибыли от продаж. Методы план-ния прибыли от продаж. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продаж. Проблема роста прибыли организаций.
Прибыль:
• Стоимостной показатель.
• Форма дохода на вложенный капитал.
• Не является гарантированным доходом.
• Плата за риск.
• Остаточный доход = совокупные доходы - совокупные затраты.
Приказ Минфина 34н: бухгалтерская прибыль (убыток) - конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
В ст.247 НК: прибылью в признаются для российских организаций – полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Экономическая прибыль = денежные поступления – денежные выплаты (Колчина Н.В.)
Роль прибыли в деятельности государства и всех секторов экономики, в том числе и реального, огромна.
Прибыль:
• показатель эффективности, финансовый результат любой предпринимательской деятельности, главный показатель оценки деятельности предприятий на базе показателей рентабельности, в виде отношения прибыли к выручке, себестоимости, активам или собственным средствам. Применяется и другая база.
• главный источник собственных средств любого предприятия как для текущей деятельности (чистые активы), так и для развития производства (инвестиции) и других собственных нужд.
• основной источник решения проблемы увеличения рыночной стоимости имущества предприятия. Эта цель требует постоянного роста собственных средств предприятия.
• главный источник спасения предприятия от банкротства. Здесь также срабатывает взаимосвязь «прибыль — собственные средства», при этом основное в этой связи — ее постоянство в достаточных размерах.
• важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны.
В результате за счет прибыли обеспечивается:
• полнота доходов бюджетной системы;
• развитие социальных потребностей всего населения, т.е. медицины, образования, науки, детских учреждений и др.;
• финансирование обороны страны.
Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица — рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и, как результат. — снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в форме денежных накоплений, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно.
Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно- хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Виды прибыли (форма 2):
• Валовая прибыль
• Прибыль от продаж
• Прибыль до налогообложения
• Чистая прибыль отчетного года
• Базовая прибыль на акцию
• Разводненная прибыль на акцию (Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утв. Приказом МФ РФ от 21.03.2000 №29н)
Классификация прибыли в экономической литературе.
Признак классификации | Элемент классификации |
Характер отражения в учете | Бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль |
Характер деятельности предприятия | Прибыль от обычной деятельности Прибыль от прочей деятельности |
Основные виды деятельности предприятия | Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
Состав формирующих элементов | Маржинальная прибыль (валовая маржа) Валовая прибыль Чистая прибыль |
Характер налогообложения | Налогооблагаемая прибыль Прибыль не подлежащая налогообложению |
Рассматриваемый период формирования | Прибыль предшествующего периода Прибыль отчетного периода Прибыль планового периода (планируемая прибыль) |
Характер использования | Капитализируемая прибыль (реинвестируемая) Потребленная прибыль |
Степень использования | Нераспределенная прибыль Распределенная прибыль |
Значение итогового результата хозяйствования | Положительная прибыль (прибыль в обычном ее понимании) Отрицательная прибыль (убыток) |
Формирование прибыли (форма 2).
Объект распределения – прибыль до налогообложения
• Уплата налога на прибыль
• Создание резервного фонда
• Увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли
• Создание специального фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям
• Выплата доходов учредителям
• Формирование фондов и резервов для финансирования потребностей развития производства и социальной сферы
Объекты использования:
• Прибыль в резервном фонде
• Средства специальных фондов и резервов в составе нераспределенной прибыли.
Методы планирования прибыли
• Прямого счета
o Плановая прибыль по товарной продукции
o Плановая прибыль по реализуемой продукции
o Метод поассортиментного планирования
• Аналитический
o Метод по показателю затрат на 1 рубль продукции
o Метод на основе процента базовой рентабельности
• Комплексный метод
• Метод сводного бюджета
• Метод маржинального анализа
Использование в экономическом анализе деления затрат на переменные и постоянные позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости используется для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уровня безубыточности предприятия.
Связь прибыли с объёмом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализуемой продукции.
Взаимосвязь между прибылью, расходами и объемом произведенной и реализованной продукции представлена на рис.
.
Этот график позволяет ответить на вопрос: при каком объеме продаж организация получит прибыль. Он также определяет точку, в которой затраты на производство и реализацию продукции будут равны выручке. Эта точка называется точкой безубыточности. В этой точке рентабельность продаж равна 0.
Этот график также показывает, что на прибыль прямое влияние оказывают объем продаж и затраты в той части, которая относится к постоянным.
Для расчета точки критического объема реализации в зависимости от затрат при аналитическом исследовании различных вариантов соотношения факторов каждый раз составлять график затруднительно, и поэтому удобнее выполнять расчет, используя формулы.
Выручка от реализации в точке безубыточности = постоянные затраты / (1 - переменные затраты /Выручка от реализации в отчетном годе)
Используя данные формы №2 и данные по учету затрат, можно определить выручку в точке безубыточности анализируемой организации. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Для того, чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу.
Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу.
Анализ безубыточности предполагает исследование взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли, иначе CVP-анализа. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, которая используется для краткосрочного финансового планирования и оценки альтернативных решений. Это — так называемое ресурсное или товарное планирование, когда анализируются и планируются не денежные потоки, а выручка и затраты предприятия. При помощи анализа безубыточности легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ "затраты — объем — прибыль" позволяет получить ответ на вопрос, как повлияет на прибыль изменение какого-либо одного или нескольких параметров производственного процесса.
Цель анализа безубыточности заключается в поиске таких условий работы предприятия, при которых оно генерирует (создает) прибыль. Вопросы максимизации денежного потока рассматриваются на следующем этапе планирования — при составлении и контроле исполнения бюджета денежных средств.
Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли предшествуют бюджетированию: если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно переходить к планированию положительных денежных потоков. В противном случае следует основательно изучить причины убытков и добиться получения положительного финансового результата, а затем снова вернуться к вопросам планирования денежных
Условия:
• Затраты: постоянные и переменные.
• Постоянные издержки не изменяются при изменении объема производства.
• Переменные издержки на единицу продукции не изменяются (линейная зависимость переменных затрат от объема производства).
• Цена единицы продукции не изменяется (линейная зависимость выручки от продаж от объемов производства).
• Не изменяется производительность.
Элементы:
• Порог рентабельности (точка безубыточности).
• Запас финансовой прочности.
• Операционный леверидж.
Порог рентабельности (точка безубыточности) - такой объем продукции, при реализации которого выручка от продаж покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет получить прибыли, но и убытки отсутствуют.
Натуральный объем продаж для достижения нулевой прибыли = Постоянные издержки / (Цена единицы – Переменные издержки на единицу).
Решение основных задач анализа безубыточности:
• Определение объема продаж для получения целевой прибыли.
• Определение цены для окупаемости затрат и получения целевой прибыли.
Запас финансовой прочности:
• Снижение объема продаж до попадания в зону убытков.
Абсолютный запас финансовой прочности = Выручка от продаж – Порог рентабельности в ден.ед.
Относительный запас финансовой прочности = (Выручка от продаж – Порог рентабельности в ден.ед.) / Выручка от продаж
Коэффициент операционного левериджа показывает соотношение удельный вес постоянных затрат в общей сумму операционных затрат предприятия:
Коэфф.операц.левериджа = Постоянные затраты / Общая сумма операционных затрат
При данном коэффициенте операционного левериджа определяется коэффициент силы воздействия операционного рычага (коэффициент покрытия):
Сила воздействия операционного рычага показывает во сколько раз при данном коэффициенте операционного левериджа увеличится (снизится) прибыль от продаж при возможном увеличении (снижении) выручки от продаж на 1%.
4. Экономическое содержание оборотного капитала организации. Структура оборотных активов. Источники финансирования оборотного капитала. Определение потребности в оборотном капитале. Эффективность использования оборотного капитала организации.
Оборотные средства представляют собой сумму денежных средств, авансированных для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения.
Оборотные средства:
• Обеспечивают ритмичность и непрерывность процесса производства и обращения.
• Имущественные ценности, сформированные за счет оборотного капитала.
• Средства, потребляемые в течение одного операционного цикла.
• 2 раздел актива баланса.
• Ликвидность оборотных активов.
Оборотный капитал характеризует денежную стоимость, авансируемую в различные виды текущих затрат предприятия и возмещаемую в результате кругооборота из выручки от продаж.
Кругооборот оборотного капитала
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами
Виды дебиторской задолженности:
• В зависимости от сроков:
o краткосрочная;
o долгосрочная.
• По видам задолженности:
o покупатели и заказчики;
o векселя к получению;
o задолженность дочерних и зависимых обществ;
o авансы выданные;
o прочие дебиторы
Информация: Баланс и Приложение к нему.
Факторы дебиторской задолженности:
• Внешние:
o состояние экономики и расчетов в стране;
o инфляция;
o вид продукции;
o емкость рынка и степень его насыщения данным видом продукции.
• Внутренние:
o кредитная политика предприятия;
o наличие системы контроля за дебиторской задолженностью;
o профессиональные и деловые качества менеджмента компании, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия.
Ф. Брейли и С. Майерс предлагают следующую схему управления поставками в кредит:
• определение условий, на которых предполагается продавать товары (время оплаты счетов, скидки);
• установление признаков платежеспособности покупателей;
• выявление приоритетных покупателей, способных своевременно оплатить товары;
• определенные величины товарного кредита, предоставляемого каждому покупателю;
• установление режима контроля за взысканием денежных средств с покупателей по истечении срока товарного кредита (технология отслеживания платежей, финансовые санкции к неплательщикам и др.).