Организация свободного времени,
Как профилактика правонарушений подростков
I. Постановка проблемы
Свободное время: Как часто приходиться слышать это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать свое свободное время - залог завтрашнего формирования характера, становления своей судьбы. А учатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.
В процессе исследования занятости детей было выявлено: в интервале от часа до четырех подростки свободны, на что же они тратят это свободное время?
· 25% ребят гуляет на улице с друзьями;
· 18% - слушают музыку или смотрят телевизор;
· 15% - читают и трудятся на дому;
· 14% - посещают кружки и секции.
Главным "пожирателем" времени взрослых и детей стал телевизор. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Однако 40% школьников неравнодушны к телеиграм и видеоклипам, а также к рекламам. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основным потребителем рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравятся смотреть все подряд. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.
|
II. Анкетирование учащихся.
Проведение исследования по методике "Незаконченные предложения" на тему "Свободное время". Учащимся предлагалось продолжить предложения.
Анкета 1. "Моё свободное время"
Свободное время - это:
Мое любимое занятие:
В свободное время я больше всего люблю:
Если бы я имел достаточно денег, я бы:
Главная цель моей жизни:
В свободное время я с друзьями, подругами:
В свободное время с родителями:
Я мечтаю, что с родителями я:
Анкета 2. "Три моих желания".
Напиши, пожалуйста, три своих самых главных желания в жизни.
Результаты анкеты 1 позволили учителю и родителям судить о характере свободного времяпровождения учащихся; сведения, полученные из ответов детей на вопросы 2, помогут сделать вывод о стремлении учащихся к общению со своими родителями, обратить внимание на то, о чем мечтают и чего ожидать от своих родителей.
III. Ознакомление с результатами социологических исследований.
Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителями и переключение на общение, в большей степени, со сверстниками объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, столько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.
По результатам социологических исследований на воспитание детей отцы в будние дни тратят своего времени 9,6% (21 мин), а в выходные - 7,2% (32 мин). Куда же идет остальное свободное время отцов? А ведь эта часть свободного времени родителя имеет исключительно важное значение. И всегда ли свободное времяпрепровождение родителей является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.
|
Исследования показали:
во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;
во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;
в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.
В результате опроса установлено, что 65% подростков пробовали употреблять спиртное.
Всех тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..
IV. Организация свободного времени – профилактика правонарушений
О современной семье много пишут и говорят. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Педагогов начальных классов беспокоит, что некоторые обучающиеся ведут себя неадекватно. Порой просто удивляешься злости, жестокости детей. Учащиеся начальных классов могут причинять вред здоровью других детей (кусаться, пинаться, швырять принадлежности), не соблюдать принятые в классе правила поведения и общения (свободно передвигаться по классу во время урока, не реагировать на замечания педагога). Некоторые учащиеся заявляют педагогам, что они не имеют права вызывать родителей в школу, забывая о своих обязанностях, которые прописаны в Уставе школы как для детей, так и для родителей. Классные руководители пишут замечания в дневниках детям, приглашают родителей в школу. Но иногда эта информация не доходит до родителей, т.к. они оказываются обманутыми собственными детьми. Забыл дневник дома, родители придут завтра, работают, не могут прийти в школу. А как же быть педагогу, как давать знания другим детям, которые хотят учиться.
|
На вопрос: почему ты так поступил, большинство детей отвечает – он меня обозвал, ударил, забрал ручку. Другого способа решения проблемы как ударить, причинить боль другому – дети не знают. Выясняя ситуацию, родители защищают своих детей в их присутствии, показывая тем самым, что подобное поведение это норма. А дети, чувствуя поддержку родителей, через несколько дней совершают новое правонарушение.
Проводя анкетирование среди учащихся 4-х классов, нас интересовало, как дети решают конфликтные ситуации. Дети ответили так: убеждаю, что делать так нельзя, говорю наедине, решаю сама, но без кулаков, ухожу, не связываюсь, сохраняю хладнокровие, ухожу и про себя ругаюсь.
А теперь послушайте, как другие решают конфликтные ситуации – деремся, упремся, вызываю на бой, сначала словами, а потом дракой, бью первым.
И вот это нас больше всего беспокоит.
Почему так поступают дети? На этот вопрос я отвечу словами одного ребенка из нашей школы. Мама наказывает за то, что не выучил уроки, не убрал в комнате, папа бьет за то, что я поступил неправильно. А почему же я не могу также поступать, мне ведь тоже делают больно и меня наказывают взрослые, родители, а они всегда правы, значит, пусть другие также терпят.
Иногда родители не просто бьют детей, но избивают собственных детей, думая что ребенок поймет. Но это не совсем так. Да, кому-то достаточно одного слова, другому хорошая трепка, а другому, хоть забей его – он не поймет. Вот таки детей надо показывать специалистам: неврологам, психиатрам.
Родители должны помнить, что в каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. И вот поэтому мы вместе должны помочь ребенку понять основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, попытаться понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей.
Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.
Если родители с раннего возраста не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Самая страшная беда состоит в том, что ребенок станет взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было бы, помня о родительской ответственности.
Можно привести много примеров из школьной жизни, когда родителям советовали обратить внимание на ребенка, его неадекватное поведение, но все наши рекомендации оказывались неуслышанными родителями.
Мы рекомендуем родителям прежде всего поддерживать контакт с классным руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.
Если в вашей семье возникли конфликты с ребенком, и вы не можете самостоятельно их решить, то в школе вам помогут социальный педагог, педагог - психолог. Для детей и родителей в школе проводятся беседы, консультации.
Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности, нарушении правил поведения, ложь, уходы с уроков, из дома, воровство. Первоначально такие отклонения не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет-исправится.
При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда поначалу вроде незначительные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены родители замечают только тогда, когда он становится не поддающимся педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами.
В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Главная задача накормить, одеть. Порой в обеспеченных, внешне благополучных семьях бывает масса проблем с детьми, ребенка не устраивают взаимоотношения в семье, которые внешне благополучные родители пытаются скрывать и поэтому дети уходят из семьи, совершают правонарушения.
Одним из наиболее эффективных методов ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является организация свободного досуга подростков и приобщение их к занятиям в спортивных секциях и кружках.
Вышеперечисленными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объёма своих обязанностей как воспитателей. Чаще всего это проявляется в виде безнадзорности, то есть отсутствия контроля над тем, как дети используют своё свободное время, и над характером их дружеских связей.
Дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться об её развитии и проявлении. Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя жизнь подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту.
Подросток, не ощущая контроля над собой со стороны взрослых, испытывает иллюзию «полной свободы». Его поведение может стать игрушкой собственных случайных влечений и посторонних влияний. Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье.
Потребительский характер воспитания и самоограничение объёма воспитательных обязанностей родителей нередко сочетают со «слепой» защитой ими детей, что порождает у детей уверенность в полнейшей безнаказанности.
Как перечисленные, так и прочие недостатки семейного воспитания могут встречаться в самых различных сочетаниях.