Критерии и показатели эффективности производства.




Согласно экономической теории, эффективность производства означает результативность, т.е. соотношение результата и затрат.

Качество развития общественного производства, проявление его интенсификации характеризует экономическая эффективность.

Она сопряжена с эффективностью социальной, характеризующей повышение уровня жизни народа, расширение возможностей для гармоничного развития личности члена общества. Эффективность определяется на всех уровнях управления общественным производством и оценивается с использованием различных критериев.

Критерий эффективности — это основное мерило ее оценки. Он должен отражать как цель общественного производства, так и средства ее достижения. Критерием эффективности функционирования экономики является максимизация ВНП (ВВП) по отношению к затратам труда в общественном производстве. Эффективность деятельности фирмы характеризует рентабельность.

Среди важнейших показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста, следует выделить материалоемкость, энергоемкость, фондоотдачу, производительность труда. Для международных сравнении экономического роста используется величина ВНП на душу населения и темпы роста этого показателя.

На макроуровне базой для расчета показателей эффективности производства является ВВП, па микроуровпе — выпуск продукции в стоимостном выражении.

Материалоемкость и энергоемкость характеризуют эффективность использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Материалоемкость и энергоемкость рассчитываются соответственно как отношение материальных и энергозатрат к выпуску продукции.

Измеряются материалоемкость и энергоемкость в рублях на рубль продукции. Снижение или рост этих показателей, как правило, показывается в процентах.

Эффективность использования основных фондов характеризует фондоотдача. Рассчитывается фондоотдача путем отношения выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Обратным показателем является фондоемкость.

Эффективность живого труда характеризует производительность труда. В целом по народному хозяйству производительность труда определяется путем отношения ВВП к численности занятых в народном хозяйстве. На микроуровне производительность труда рассчитывается как отношение выпуска продукции к среднесписочной численности работников.

При разработке планов-прогнозов определяется уровень производительности.труда и темпы ее роста (снижения). На основе этого показателя производятся прогнозные расчеты потребности в рабочей силе отраслей материального производства. В условиях высокого уровня скрытой безработицы этот показатель временно теряет свою значимость.

Прогнозирование показателей эффективности производства предполагает проведение прогнозных расчетов каждого из них.

Поскольку показатели используются для решения разнообразных задач и каждый показатель песет определенную смысловую нагрузку, необходимо из всей системы методов прогнозирования использовать те, с помощью которых можно достичь более высокой точности прогноза. Наиболее распространенными методами являются методы экспертных оценок в сочетании с методами экстраполяции, факторные модели и методы оптимизации.

На начальном этапе прогнозирования целесообразно выявить тенденции изменения показателей за предшествующий период и, используя методы подбора функций, скользящей средней, экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом, адаптивного сглаживания, линейной регрессии и др., осуществить прогноз показателей на определенный период.

На следующих этапах целесообразно применить многофакторные модели

у = f(x1,x2,x3,...,xn).

С использованием методов оптимизации и экономико-математических моделей рекомендуется формировать структуру производства продукции с учетом рационального использования сырьевых, топливно-энергетических и других производственных ресурсов.

Результаты прогнозных расчетов используются при определении потребностей в ресурсах. На этой основе принимается решение о производстве их в республике и импорте из зарубежных стран.

Производство и импорт ресурсов определяется путем разработки прогнозных (плановых) балансов. Например, производство и ввоз топливноэнергетических ресурсов рассчитывается при формировании сводного баланса топлива.

Планирование повышения эффективности производства включает разработку программ по ресурсо- и энергосбережению, определение лимитов использования ресурсов и доведение их до хозяйствующих субъектов.

Примером может служить Республиканская программа но энергосбережению, которая разработана с целью повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания условий для перевода экономики Беларуси на энергосберегающий путь развития. Программа содержит комплекс неотложных мер по энергосбережению, включая организационно-экономические мероприятия, задания по энергосбережению и основные направления инвестирования.

Организационно-экономические мероприятия предполагают создание законодательной и нормативно-технической базы по вопросам энергосбережения (проведение экспертизы проектов на энергетическую эффективность, разработку строительных норм, ГОСТов и др.); экономическое стимулирование работ по энергосбережению (применение налоговых льгот и льготного кредитования мероприятий по энергосбережению, снижение тарифа па электроэнергию при уменьшении норм расхода топливно-энергетических ресурсов па выпуск единицы продукции); увеличение объема использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; развитие международного сотрудничества и организацию информации о путях энергосбережения и применении передовых энергосберегающих технологий.

Среди основных направлений инвестирования выделяются следующие: оснащение существующего жилищного фонда, зданий организаций и учреждений, финансируемых из бюджетных средств, приборами учета расхода тепла, воды и газа; внедрение новых энергосберегающих технологий; повышение уровня использования вторичных энергоресурсов и местных видов топлива.

34.Организация налогового планирования, его процесс.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой стадий (этапов). С позиций налогообложения любой субъект экономической деятельности (предприятие, организация, индивидуальный предприниматель) еще до регистрации и начала своего функционирования должен рассмотреть общие вопросы своей деятельности. Это стратегическое налоговое планирование. В рамках такого планирования можно выделить три этапа.

Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса об использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. Например, следует рассмотреть возможность применения специального налогового режима (гл. 26.1,26.2 НК РФ) с тем, чтобы в будущем обеспечить значительное снижение налогов на законных основаниях.

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица; определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами. Так, например, полное товарищество не является плательщиком налога на прибыль, а акционерное общество уплачивает этот налог.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля — таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога. На основании этой информации специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому налогу. На основе проведенного анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап — разработка с учетом уже сформированного налогового поля системы договорных отношений предприятия. Для этого осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.

Шестой этап. Далее выполняется такая цепочка действий:

- подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять;

- разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок. Из них выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и (или) налоговых проводок;

- из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;

- оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков, осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

- определяются альтернативные способы учетной политики на предстоящий год.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией и ведением надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. По существу, это налоговый менеджмент. При этом основным способом уменьшения риска ошибок при расчете налогового обязательства может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов, т. е. совокупности определенных процедур, позволяющих исключить субъективизм в принятии налогового решения.

В заключение необходимо отметить, что описанные выше этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

35.Инструменты налогового планирования.

Сущность инструментов налогового планирования заключается в том, чтобы помочь налогоплательщикам облегчить законным путем налоговое бремя.

Основными целями инструментов налогового планирования являются помощь в оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышении объема оборотных средств (ОС) предприятий и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения дохода от их деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что главной задачей инструментов налогового планирования является поиск рациональных способов снижения налоговых обязательств.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из заимствованного сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация мероприятий по налоговому планированию.

5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, ЕНВД).

6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избегании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации "по оплате", "по отгрузке", оценка МПЗ и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

36.Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российской Федерации.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

Демографическая политика основывается на комплексе мер: Экономические: направлены на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей.

Административно-правовые: включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры: направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи.

Демографическая политика в России реализуется в виде Национальной программы демографического развития России на период 2006-2015 годов, включающей в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка, улучшение здоровья и снижение смертности, совершенствование миграционной политики РФ и стимулирование репатриации соотечественников в РФ.

В 2007 году принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2025 году — до 75 лет.

Основные задачи демографической политики РФ на период до 2025 года:

· сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

· сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

· сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

· повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

· укрепление института семьи;

· привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

37.Прогноз общей численности и прироста общей численности населения.

Для прогнозирования общей численности используют различные математические функции. Наиболее часто, однако, используются линейная и экспоненциальная функции.

Одним из простейших способов прогнозирования является использование линейной функции:

, (8.1)

где — численность населения на момент времени ;

—численность населения на момент времени ;

—среднегодовой темп прироста населения;

—величина прогнозного периода (, ), в годах.

В реальности для прогнозирования численности населения линейная функция практически не используется, поскольку предположение о неизменности среднегодовых приростов может быть относительно верным только для очень кратких периодов.

Для прогнозирования численности населения также используется экспоненциальная функция. В этом случае прогнозируемая численность населения будет рассчитываться следующим образом:

, (8.2)

где — численность населения на момент времени ;

—численность населения на момент времени ;

—среднегодовой темп прироста населения;

—величина прогнозного периода (, ), в годах;

—основание натурального логарифма.

Аналитический метод основан на том, что исходя из прошлой демографической динамики, подбирается функция наиболее близко ее описывающая. Она носит эмпирический характер, а следовательно, и не существует никакого общего математического закона, описывающего данную динамику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: