ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
По направлению подготовки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Квалификация (степень)
Бакалавр
Санкт-Петербург
Сведения о дисциплине
Наименование дисциплины | Ступень образования | Статус дисциплины в рабочем учебном плане |
Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию | бакалавриат | Общепрофессиональный блок (ОПД) |
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по базовому педагогическому образованию, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Авторы-составители: д.пс.н, профессор Регуш Л.А.,
к.пс.н., доцент Алексеева Е.В.
Рецензент(ы):
Программа одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования 21 сентября 2010 года, протокол № 2_____.
от ___________ года, протокол № ________.
Заведующий кафедрой
д.пс.н., профессор Семикин В.В.
Содержание
1. Паспорт дисциплины | |
2. Цели и задачи дисциплины | |
3. Ожидаемые результаты освоения дисциплины | |
4. Принципы отбора содержания и организации учебного материала | |
5. Междисциплинарные связи дисциплины | |
6. Организационно-методические данные дисциплины | |
6.1. Образовательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины | |
6.2. Тематическое планирование | |
6.3. Текущая аттестация качества усвоения знаний | |
6.4. Итоговая аттестация качества усвоения знаний | |
6.5. Организация самостоятельной работы студентов | |
7. Основное содержание курса, представленное в виде тематических разделов. | |
8. Основные понятия дисциплины. | |
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины |
|
Паспорт дисциплины
ДИСЦИПЛИНА: Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию
Направление: ОПД
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Трудоемкость: 3 кредита
Количество часов: 108
из них аудиторных: 54, лекции – 24, лабораторные занятия – 30;
самостоятельная работа - 54
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель изучения курса: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности и развития способности к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию.
Задачи по обеспечению достижения цели курса:
· знакомство с проблематикой психологической науки;
· формирование системы знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности,
· создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии человека в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия;
· формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;
· содействие развитию рефлексивных процессов в отношении собственного «Я» и становлению на этой основе позитивного самоотношения как необходимого условия саморазвития;
|
· формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
3. Ожидаемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины бакалавр будет демонстрировать
ЗНАНИЯ:
· теоретических основ и понятийного аппарата психологической науки как необходимой базы для изучения других дисциплин, включенных в программу курса "Психология";
· ключевых принципов и разнообразия основных психологических подходов;
· психологических феноменов, категорий, методов изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
· способов личностного и профессионального самопознания и саморазвития.
УМЕНИЯ:
· использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизни и деятельности людей и решения задач профессиональной педагогической деятельности и саморазвития;
· применять разнообразные методы изучения психологических феноменов в профессиональной деятельности;
· понимать причины собственных достижений и проблем, находить оптимальные пути решения этих проблем;
· адекватно оценивать свои возможности и в случае несоответствия между ними, находить пути изменения (коррекции) либо себя, либо выбираемых маршрутов образования и перспектив роста
· проектировать и реализовыватьсобственную программу профессионально-личностного роста.
|
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата критериями результата освоения дисциплины «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» выступает оценка общекультурных и профессиональных компетентностей, которые используются при решении задач педагогической деятельности на примерах проблемных ситуаций в образовательной среде.
В соответствии с целями освоения дисциплины «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» и задачами профессиональной деятельности бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК).
Способность и готовность к:
· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9).
б) профессиональными (ПК):
Практическая деятельность:
Способность и готовность к:
· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов (ПК-2);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· прогнозированию динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме (ПК-7);
· применению, критической оценке и пополнению психолого-педагогических знаний для решения профессиональных задач.
Научно-исследовательская деятельность:
Способность и готовность к:
· применению знаний о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· проведению стандартного прикладного исследования в области психологии (ПК-12);
· реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности,
Педагогическая деятельность:
Способность и готовность к:
· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
· пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
4. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
Соответствие содержания курса целям и задачам.
Представленность в содержании взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения.
Междисциплинарность, проявляющаяся в ориентации на интеграцию знаний в сфере человекознания (психология, педагогика, философия, культурология, этика, социология)
Опора на развитие самостоятельности студентов в использовании разных подходов, направлений психологической науки, овладении навыками психологического анализа педагогических ситуаций и самоанализа, активными технологиями обучения и развития в профессиональной деятельности.