Студенткой группы 3-ЗУЮ-2




Дисциплина: международное право

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Международный уголовный суд: правовые основы создания и компетенция

Работа выполнена

Студенткой группы 3-ЗУЮ-2

 

 

Волжский 2013


Содержание

 

Введение

. Правовые основы создания и статус Международного уголовного суда

. Компетенция Международного уголовного суда

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Данная тема является важным вопросом в изучении курса в связи с тем, что Международный уголовный суд (далее Суд) является ещё довольно молодым международным судебным органом (поскольку он был создан только в 2002 году), а, значит, и наименее изученным. Об основах его функционирования у многих, том числе и у меня, ещё существует довольно смутное представление. Поэтому я и решила в целях повышения своего уровня знаний по международному праву в сфере изучения института Международного уголовного суда уделить внимание рассмотрению вопросов, касающихся правовых аспектов образования и деятельности данного органа, определения роли, которую он играет для мирового сообщества, уяснения, почему его функции являются важными. Я, как будущий юрист, просто обязана знать, что представляет собой данный орган, каков его правовой статус, какие задачи он призван выполнять. Всё это для меня является не только полезным, но интересным, тем более, что меня всегда особенно привлекало изучение уголовного права, а с международным уголовным правом я ещё ни разу не сталкивалась в процессе освоения юридических дисциплин и получения практического и теоретического правового опыта. Поэтому также и по этой причине, в целях удовлетворения своего любопытства по данной теме, я и выбрала её для контрольной работы.

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема международного уголовного правосудия в настоящее время стоит довольно остро, и его востребованность не вызывает сомнений ввиду того, что сейчас на международной арене совершается огромное количество преступлений, происходит множество конфликтов, влекущих за собой совершение общественно-опасных деяний.

Поэтому то и возникла необходимость в таком органе, как Международный уголовный суд. Однако, одного его создания мало. Нужно ещё знать, какие функции он выполняет и кого защищает, на кого распространяется его компетенция и за какие преступления он вправе и обязан привлекать к международной уголовной ответственности. Знание всех этих вопросов является актуальным, поскольку позволит надлежащим образом защитить свои права гражданам государств-участников Суда в случае их нарушения совершённым международным преступлением. Следовательно, изучение статуса и компетенции Международного уголовного суда является важным ещё и потому, что обладание информацией по этим вопросам может иметь и практическое значение в случае обращения за помощью в данный международный судебный орган.

Цель этой работы: дать общую характеристику Международному уголовному суду, раскрыть правовые основы создания, статус и компетенцию суда.

В задачу данной работы входит с помощью учебной литературы, статей, монографий, последовательно рассмотреть основные моменты темы.

Предметом работы является Международный уголовный суд. Объектом: правовые основы создания и компетенция Международного уголовного суда.

Что касается содержания моей контрольной работы, то она состоит из двух разделов, в первом из которых мною будут проанализированы исторические и правовые основы создания Суда, предпосылки и причины такого создания, а также дана характеристика правового статуса Суда, уделено внимание особенностям и характерным чертам осуществления своих функций данным органом. Во втором разделе мною будет рассмотрена компетенция Международного уголовного суда, а именно представлена характеристика преступлений, подпадающих под его юрисдикцию, а кроме того исследованы основные стадии международного уголовного судопроизводства, имеющие место в деятельности Суда. Всё это мне позволит накопить знания по рассматриваемой теме, повысить мой правовой кругозор, конкретизировать многие моменты по одному из самых интересных и сложных вопросов международного права. При этом я буду руководствоваться важным международно-правовым актом, а именно Римским Статутом Международного уголовного суда, а также статьями учёных-юристов по исследуемому вопросу, которые мне, несомненно, помогут успешно справиться с написанием данной контрольной работы.

международный уголовный суд

 


1. Правовые основы создания и статус Международного уголовного суда

 

В первом разделе моей контрольной работы я хочу рассказать о правовом положении Международного уголовного суда, а именно сначала коснуться истории его создания, определить, какие предпосылки и условия существовали для этого, выяснить на основании чего действует данный орган, какая цель вообще преследовалась его учреждением, установить, каковы его назначение и структура. Иначе говоря, сначала я бы хотела насколько это возможно в рамках контрольной работы охарактеризовать данный орган, выявить особенности его международно-правового статуса.

Итак, на первом этапе выясним, когда и зачем был учреждён Международный уголовный суд, что этому способствовало. Идея создания данного органа правосудия возникла в связи с тем, что на международной арене в середине 20-ого столетия участились случаи совершения «массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека»1. Несомненно, данные деяния имели все признаки состава преступления, но их отличительной чертой являлось как раз то, что они носили международный характер. Такие деяния получили в международном праве название «международных преступлений», за совершение которых наступала уголовная ответственность. Следовательно, появилась потребность в учреждении такого органа правосудия, который мог бы привлекать к уголовной ответственности за совершение подобных преступлений.

Установим, в результате чего вообще стало совершаться много международных преступлений? Ответить на этот вопрос, я думаю, совсем не сложно. Вторая мировая война в первую очередь послужила развитию международной преступности. И это неудивительно, поскольку во время войны было совершено огромное количество преступлений на международном уровне, причём массовых преступлений, и чтобы избежать этого в будущем, а, следовательно, и предотвратить новые войны и межгосударственные междуусобицы, как раз и предполагалось создать международный орган уголовного правосудия. Привлечь же к ответственности за уже совершённые преступления должны были Нюрнбергский и Токийский трибуналы. Их деятельность можно назвать предпосылкой для создания Международного уголовного суда. Данные органы были призваны расследовать «нацистские преступления и преступления японских милитаристов по итогам второй мировой войны»2. Не подлежит сомнению, что указанные трибуналы справились с поставленной перед ними задачей - они «осудили лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против мира и человечества»3. Данные лица, как отмечают историки, «понесли различные меры наказания - от смертного приговора до различных сроков тюремного заключения»4. Таким образом, можно сказать, что с созданием вышеуказанных органов правосудия был сделан первый шаг к образованию механизма уголовного судопроизводства на международном уровне. Отметим, что Нюрнбергский и Токийский трибуналы являлись органами, которые были учреждены непосредственно для определённой цели, или, как отмечают авторы «для конкретного случая ad hoc»5, «являлись временными, охватывали лишь некоторые уголовно-правовые ситуации, имели по существу обратную силу и, следовательно, ограниченный сдерживающий эффект, наконец, сталкивались с проблемами серьезных временных и финансовых затрат в процессе своей деятельности»6. Нужен же был орган, который мог на постоянной основе вершить правосудие на международном уровне, и в который можно было бы обратиться в любое время за защитой своих прав в случае совершения международного уголовного преступления. Нюрнбергский же и Токийский трибуналы прекратили своё существование, как только их цель была достигнута, а потребность в указанном органе осталась. Поэтому Генеральной Ассамблеей ООН был предпринят следующий шаг в данном направлении, а именно «приняв в 1948 году Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Генеральная Ассамблея ООН в специальной Резолюции 206 (III) от 9 декабря 1948 г. предложила Комиссии международного права рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагалось рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступлений геноцида и других преступлений, которые будут относиться к компетенции этого органа на основании международных конвенций и указала Комиссии на необходимость при рассмотрении этого вопроса обратить внимание на возможность создания уголовной камеры Международного суда»7. Из приведённой выдержки, как мне кажется, видно, что Организация Объединённых Наций впервые допускает, что создание Международного уголовного суда является осуществимой задачей, но, чтобы её реализовать, сначала нужно убедиться, что такая реализация является действительно вероятной, и ничто тому не будет препятствовать. Установить это, возлагается как раз на специальный орган ООН-Комиссию международного права.

Однако, продолжение в осуществлении поставленной задачи последовало лишь два года спустя, в 1950 году, когда указанная Комиссия, рассмотрев все правовые аспекты вопроса образования международного органа уголовного судопроизводства, пришла к выводу, что «создание Международного уголовного суда представляется желательным и возможным»8. Это, таким образом, послужило основанием предпринять Организацией Объединённых Наций новые действия по решению имеющегося вопроса. В частности «Генеральная Ассамблея ООН принимает Резолюцию 489 (V), в соответствии с которой в целях разработки конкретных предложений, касающихся создания и статуса Международного уголовного суда, учрежден Комитет в составе представителей семнадцати государств - членов ООН».9

Этот факт, как я считаю, говорит о том, что, для того чтобы создать Международный уголовный суд теперь была поставлена вполне конкретная цель, которая, по мнению ООН, имела вполне реальный и осуществимый характер, и для претворения её в жизнь названный Комитет уже должен выработать определённый проект такого создания. Выработка проекта не заставила себя долго ждать, и как отмечают юристы-исследователи, «на специальном заседании в 1951 году этот Комитет завершает разработку проекта уставного документа - Статута будущего суда, главной особенностью которого стало положение о постоянной структуре этого органа и осуществлении его деятельности только на основе представляемых ему дел».10 Можно сказать, что именно на данном этапе впервые увидели свет первые правовые положения, касающиеся статуса и юрисдикции Международного уголовного суда, которые, конечно, ещё были очень приблизительные и подлежали корректировкам, но, тем не менее, это уже было определённым сдвигом в решении вопроса его учреждения. Первоначальный проект, как и предполагалось, подвергся изменениям, ввиду того, что не все государства согласились с представленной редакцией. Для внесения поправок Генеральной Ассамблеей ООН в 1952 году был учреждён новый комитет, который, как информируют учёные «подготовил альтернативные тексты, один из которых предназначался на случай действия Суда независимо от ООН, а другой - на случай принятия решения об установлении тесных связей между Судом и ООН»11. Как видно, деятельность по созданию правовой базы нового суда, так скажем, документа, на основании которого он должен был функционировать, велась полным ходом. В подтверждение этого можно привести тот факт, что с доклад по обновлённому проекту комитет, занимавшийся его изменением, «представил на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН на сессии 1954 г.»12. Таким образом, можно сказать, что существовали определённые предпосылки для успешного завершения работы над статутом будущего суда, однако закончить её не позволил ряд обстоятельств.

Как свидетельствуют историки, работа была отложена на неопределённый срок «формально, в связи с нерешённостью вопроса об определении агрессии и работой над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества»13. Однако, я считаю, причины такой приостановки заключались совсем в другом. А именно тому способствовала напряжённая международная обстановка между СССР и США на тот момент времени, получившая название «холодной войны». Это подтверждают и комментарии учёных, в которых говорится что «по политическим мотивам, в том числе из-за начала «холодной войны» была приостановлена дальнейшая работа над проектом»14.

Конечно, на мой взгляд, такое положение вещей было крайне неблагоприятным, тем более, что постоянно существовала угроза совершения череды новых международных преступлений, а, следовательно, вопрос потребности в межгосударственном уголовном органе правосудия стоял наиболее остро, однако, его решение, как считают, историки и юристы в тот период «было нереальным, ввиду противостояния двух противоположных общественно-политических систем»15.

Дальнейшая деятельность по разработке Статута Международного уголовного суда стала осуществляться лишь в конце 70-х годов, когда, как замечают авторы, «в США был организован Международный фонд по созданию МУС во главе с австралийским юристом Ю. Стоуном, профессором Бостонского университета Р. Войцелем и советским юристом-международником И.П. Блищенко. Фонд провел несколько международных встреч, в ходе которых разрабатывались и обсуждались первые проекты Статута МУС и перечень подпадающих под его юрисдикцию преступлений». Эта деятельность, несомненно, также сыграла, определённую роль в создании окончательного проекта Статута Суда, поскольку при его составлении учитывался весь имеющийся по данному вопросу опыт, все конструктивные пожелания и предложения. Однако, ещё не закончившаяся «холодная война» не позволяла продуктивно решать проблему создания Международного уголовного суда. Каких либо по настоящему действенных мер в этот период не предпринималось, и только 4 декабря 1989 можно считать точкой отсчёта возобновления решения указанного вопроса, т. е. уже по окончании «холодной войны», когда, как свидетельствуют авторы «Генеральная Ассамблея ООН в рамках своей резолюции 44\39 вновь попросила Комиссию международного права «изучить вопрос о создании Международного уголовного суда или иного международного уголовного судебного органа с юрисдикцией, распространяющейся на лиц, обвиняемых в совершении преступлений, которые будут подпадать под действие Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества»16. Такой Кодекс был принят ещё в 1954 году на 6-ой сессии Комиссии международного права ООН. Однако, мы видим, как затянулось учреждение органа правосудия, который мог бы эффективно применять нормы Кодекса и назначать наказание к лицам, совершившим преступные деяния, предусмотренные этим международно-правовым актом.

Стоит отметить, что особо важную роль в этот период сыграли «трагические события межэтнических и межконфессиональных столкновений в Югославии»17, а также «преступная практика политического режима в Руанде»18, прямым образом повлиявшие на учреждение Суда. Данные события ещё раз заставили всё мировое сообщество, а в первую очередь международные организации по безопасности задуматься о том, как важно поскорее создать постоянно действующий Международный уголовный суд, деятельность которого бы под страхом неотвратимости наказания за совершённое международное преступление в области прав и свобод человека, позволила бы значительно уменьшить число таких преступлений. Созданные для расследования преступлений по бывшей Югославии (в 1993 году) и Руанде (1994) уголовные трибуналы (опять же ad hoc) также подтвердили, что учреждение именно международного судебного органа по уголовным делам является просто необходимым и обязательным, поскольку разрешать вопросы, связанные с расследованием международных преступлений и осуждением за них, нужно гораздо более широко и эффективно, не ограничивая себя строгими рамками во времени, как это делают временные суды, и призван это сделать будет как раз будущий Международный уголовный суд.

Не смотря на всё это, процесс его учреждения продлился ещё почти целый десяток лет. Связано это было, как мне кажется со множеством проблем процессуального характера, выработкой норм Статута, неурегулированностью многих вопросов, касающихся статуса суда, его структуры, порядка деятельности, механизмов привлечения к ответственности, а также определения видов международных преступлений, за которые лица, их совершившие, будут привлечены к Суду. (Хотя, необходимо заметить, что, например, определение агрессии было принято Генеральной Ассамблеей ООН ещё в 1974 году, так что одно из формальных препятствий к принятию Статута Суда было устранено). Всё это требовало, таким образом, достаточно длительного времени, хотя проблема создания Международного уголовного суда в свете представленных событий стояла довольно остро, и решать её нужно было уже сейчас. Теперь уже очень многие государства, как отмечают авторы, «пришли к мнению, что такой суд стоит создать безотлагательно»19. В этой связи Организацией Объединённых Наций были предприняты следующие меры. Так, было созвано специальное заседание 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году, на котором «была принята резолюция, уполномочивающая Комиссию международного права подготовить проект Статута постоянного Международного уголовного суда, который мог бы быть наделён юрисдикцией хотя бы в отношении преступлений, предусмотренных действующими конвенциями (геноцид, расизм и расовая дискриминация и т. д.)»20. Нетрудно убедиться, что теперь перед Комиссией международного права ООН стояла вполне конкретная задача, как можно скорее разработать документ, определяющий статус и юрисдикцию Международного уголовного суда, и предусматривающий, за какие же преступления будут преследоваться данным судом лица, их совершившие. Если почти полвека назад попытки подготовки проекта Статута в итоге не увенчались успехом, то теперь дело обстояло по иному. Это и логично, на мой взгляд, поскольку, дальше откладывать решение данного вопроса было просто некуда, и провал в его решении мог закончиться плачевно, учитывая то, что международная обстановка в мире год от год только накалялась, и поэтому жизненно необходим был орган, который мог бы пресекать совершение международный деяний преступного характера, которые могли в итоге вылиться в межгосударственные конфликты, привести в войнам и столкновениям. Поэтому, как замечают юристы, «в 1993 году Комиссия по международному праву ООН возобновила работу над проектом Статута МУС. Спустя еще два года был создан Специальный комитет ООН для разработки окончательного проекта Статута МУС и созыва Дипломатической конференции для его принятия».21 Итак, наконец-то дело сдвинулось с мёртвой точки, и существовали реальные предпосылки создания международного органа уголовного правосудия. Однако, для этого ещё нужно было соблюсти некоторые условия, а именно государства должны были принять разработанный проект Статута и ратифицировать его. Чтобы выполнить первое условие, как раз и была созвана указанная конференция. Она, по имеющимся историческим данным, начала свою работу 15 июня 1998 г. в Риме в штаб-квартире ФАО, (т. е. продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) и продлилась до 17 июля 1998 г. В ее работе приняли участие представители 156 стран и около 260 неправительственных организаций»22. Как видно, данная конференция вызвала интерес у большого числа государств и организаций. И это не удивительно, поскольку проблема создания Международного уголовного суда уже давно являлась насущной, затрагивала интересы большинства стран мира, и соответственно, когда появился шанс к её урегулированию, это вызвало огромный резонанс на межгосударственном уровне. Как известно Римский Статут Международного уголовного суда, содержащий 128 статей, был успешно принят по итогам проводимой конференции, «за принятие Статута проголосовали 120 государств, включая Россию. Двадцать одно государство воздержалось, и семь проголосовали против».23 Этот факт говорит о том, какая острая необходимость в таком органе, как Международный уголовный суд существовала в мире. Подавляющее большинство государств, таким образом, выразило свою позицию против насилия и преступности на международной арене, подчеркнуло своё отношение к недопустимости совершения уголовно-наказуемых деяний и обязательности их скорейшего расследования, раскрытия, наказания виновных и дальнейшего пресечения их повторения в будущем. Ведь именно такие функции должен выполнять любой орган правосудия, в том числе и вновь создаваемый Суд.

Что касается момента начала его деятельности, то он определяется моментом вступления в силу принятого Римского Статута. Согласно ст. 126 данного акта, «он вступает в силу в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении»24. Как видно, из этого правила, Римский Статут устанавливает минимальное число государств, а именно 60, которые должны его ратифицировать, чтобы Международный уголовный суд мог приступить к работе. Этот факт, на мой взгляд, связан с целесообразностью деятельности данного органа. Не было бы смысла его учреждать для небольшого количества государств. Его юрисдикция по замыслу создателей Статута должна распространяться на тот минимум стран, чтобы его деятельность действительно можно было признать исполненной смысла и по настоящему необходимой.

Датой начала работы Международного уголовного суда является 1 июля 2002 года, а отсчёт времени к этой дате начал вестись с 11 апреля 2002 года, когда, как отмечается, число государств, ратифицировавших Римский Статут, достигло 66, т. е. необходимый барьер для вступления в силу Римского Статута, а, значит, и для начала деятельности Суда, был даже преодолён.

Таковы общие историко-правовые аспекты учреждения Международного уголовного суда. Далее я бы хотел поговорить об его статусе, определить, что данный орган представляет собой в настоящее время, каковы юридические особенности его деятельности.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, в первую очередь необходимо отметить, что Международный уголовный суд - это постоянно действующий орган, расположенный в Гааге, Нидерланды, который обладает международной правосубъектностью. Поясним, что это означает. Постоянное функционирование данного органа предполагает, что его юрисдикция в отличие ранее создаваемых Нюрнбергского, Токийского трибуналов, а также трибуналов по бывшей Югославии и Руанде «не будет ограничиваться преступлениями, совершенными во время одного конкретного конфликта или одним конкретным режимом в течение конкретного периода»1. Иначе говоря, обратиться за помощью в данный орган можно будет в любое время, а не в строго определённый промежуток времени, данный Суд создаётся не для решения вопросов, связанных с конкретной ситуацией, как было в случаях с названными трибуналами, он не призван расследовать и осуждать за преступления, совершённые до его создания, т.е. до 1 июля 2002 года, а как регламентирует статья 11 Статута «обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу настоящего Статута»2.Другими словами его предназначение вершить суд за будущие, а не за прошедшие преступления.

Международная правосубъектность данного Суда означает, что он способен осуществлять свои права и обязанности на международном уровне, это самостоятельный международный, а не внутригосударственный орган правосудия. При этом Международный уголовный суд «дополняет национальные органы уголовной юстиции»3, а не подменяет их. Этот принцип дополнительности или субсидиарности, как характеризуют его учёные, «служит гарантией того, что Суд будет вмешиваться лишь в тех случаях, когда национальные суды будут сами не в состоянии или не пожелают начать или провести судебное разбирательство»4. Нетрудно убедиться, исходя из этого, что Международный уголовный суд, если так можно выразиться, крайняя мера, к которой можно прибегнуть, если дело нельзя разрешить на национальном уровне. Другими словами, должен сохраняться приоритет внутригосударственного уголовного судопроизводства, и, как подчёркивают авторы, «основная роль в пресечении международных преступлений принадлежит национальной системе международной юстиции»5. Это, как мне кажется, справедливо, поскольку в первую очередь сами государства посредством работы уполномоченных на то внутригосударственных органов должны стремиться к устранению последствий и пресечению совершаемых международных преступлений, однако, не всегда это удаётся сделать эффективно, и поэтому неизбежны обращения в Международный уголовный суд. Несмотря на свою международную правосубъектность, нужно подчеркнуть, что данный орган «также обладает такой правосубъектностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей»6. Иными словами Суду даётся определённая свобода действий, которая, однако, не должна противоречить его назначению и целям, и которая не должна выходить за рамки полномочий, определённых в Римском Статуте. Следует сказать, что Международный уголовный суд «может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства-участника и по специальному соглашению на территории любого государства»7, опять же в строгом соответствии с положениями Статута. На мой взгляд, это подчёркивает значимость данного органа, его широкие полномочия, когда он может воспользоваться территорией государств, например, для достижения целей разоблачения преступников, привлечения их к ответственности, причём за самые тяжкие преступления. Это представляется мне логичным, поскольку мировой порядок и безопасность превыше всего, и государства, а, тем более, государства-участники Статута, должны оказывать всяческое содействие и поддержку Суду в целях наиболее эффективного выполнения им своих функций.

Отметим тот факт, что созданный международный орган уголовного правосудия, согласно ст. 1 Статута уполномочен «осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества».8 Это свидетельствует о том, что далеко не все составы преступлений подсудны Международному уголовному суду. Учреждая данный орган, в первую очередь преследовались цели защитить мировое сообщество от наиболее опасных и жестоких преступлений, составляющих угрозу личным правам человека, а также международной безопасности и правопорядку, предотвратить возможность развязывания войн и межнациональных конфликтов, сохранить мирное сосуществование народов и государств. Поэтому, не стоит удивляться, когда замечаешь, что Римским Статутом предусмотрены лишь четыре группы преступлений, которые в свою очередь в нём далее конкретизируются и разъясняются. А именно, к ним на основании ст. 5 Статута относятся «преступление геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступление агрессии»9. Именно за эти преступления может наступить международная уголовная ответственность. Вообще, более подробно о компетенции Суда я расскажу во втором разделе моей контрольной работы.

Говоря о правовом статусе Международного уголовного суда, нельзя не заметить, что его юрисдикция распространяется на отдельных индивидов, или как буквально предусматривает ч. 1 ст. 25 Статута «Суд обладает юрисдикцией в отношении физических лиц». В этом главное его отличие по сравнению с Международным судом справедливости в Гааге, «чья юрисдикция распространяется только на государства»10. Это говорит о том, что к уголовной ответственности могут быть привлечены отдельные лица, совершившие действия, предусмотренные ст. 25 Статута, и при этом их «индивидуальная ответственность не влияет на ответственность государств по международному праву».11 Другими словами, как мне кажется, это означает, что данные лица самостоятельно несут назначенное им Судом наказание, и не разделяют его с государством, к которому принадлежат.

Правовое положение Международного уголовного суда абсолютно легитимно, по сравнению, например, с Гаагским трибуналом, который, как отмечают авторы «нелегитимен хотя бы потому, что образован решением Совета Безопасности, хотя это прерогатива Генеральной Ассамблеи ООН»12. Международный уголовный суд, как мы смогли установить это «учреждение, создание которого основано на договоре»13. Таким образом, следует, что он не зависит в своей деятельности от какого-либо органа, однако, находится в тесных отношениях с ООН, с которой он, согласно ст. 2 Статута заключает «соглашение, одобряемое Ассамблеей государств - участников настоящего Статута и впоследствии заключаемое председателем Суда от имени Суда»14. Я думаю, такое положение вещей весьма целесообразно, поскольку, такому молодому образованию как Международный уголовный суд, несомненно, будет нужна поддержка и помощь такой всемирно значимой организации, как Организация Объединённых Наций, однако, всё-таки ведущую роль при этом, по моему мнению, должны играть сами государства-участники, договорившиеся о создании Суда. Именно они, как разъясняют учёные, и с которыми нельзя не согласиться, «должны оказать помощь не только в финансовом плане, но и в управлении, в обеспечении соблюдения правил, законов и норм, запрещающих совершение серьезных преступлений»15.

Характеризуя правовой статус Международного уголовного суда, нужно, конечно, определить, кто же будет всё-таки нести ответственность в соответствии с налагаемым им наказанием, т.е., иначе говоря, определить круг лиц, на которых распространяется его юрисдикция. К таким лицам будут относиться в первую очередь «только те преступники, которые являются гражданами государств, ратифицировавших Римский Статут»16. Это правило вытекает, таким образом, из договора, заключённого государствами о создании Международного уголовного суда. Его положения не будут распространяться на государства, не являющиеся его участниками, а, следовательно, и на преступников-граждан данных государств (однако, только в том случае, если эти преступники не совершили своё деяние на территории другого государства, ратифицировавшего Статут). Поэтому, если государство желает, чтобы его граждане, совершившие преступление, предусмотренное Статутом, могли понести международную уголовную ответственность, ему необходимо ратифицировать данный Статут, но при этом он вступит в силу на его территории, как регламентирует ч. 2 ст. 126 Статута лишь «в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи таким государством своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении»17. Однако, я считаю, это будет являться определённой гарантией международной защищённости от уголовно-наказуемых деяний.

Как уже было отмечено, вторая категория преступников, которые будут нести международную уголовную ответственность-это «те, кто совершил преступление на территории государств, ратифицировавших Статут»18. Другими словами, такими преступниками могут являться граждане других государств, как участников, так и не участников Статута, а также апатриды, т.е. лица без гражданства. Они, таким образом, также будут попадать под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Сделаем ещё одно важное замечание - как предусматривает ч. ст.27 Статута, его положения «применяются в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения»19. Это означает, что Суд не устанавливает каких-либо привилегий или иммунитетов для отдельных высокопоставленных лиц государств, все равны перед Судом.

Отметим, что все преступники, которые привлечены к Суду, должны достичь возраста 18 лет, что предусмотрено ст. 26 Статута.20 Эта норма, таким образом, исключает уголовную ответственность за международную преступную деятельность, и связана с возрастным цензом. На мой взгляд, возраст уголовной ответственности в данной статье немного завышен, поскольку сейчас имеет место совершение международных преступлений и более молодыми лицами. Это, таким образом, будет означать, что они не понесут наказание за своё деяние, хотя ведь прекрасно осознавали значение своих действий. Думаю, это не совсем справедливо по отношению к тем, против кого они посягали. Вообще, я считаю, что нельзя совершить деяния, предусмотренные статутом, неумышленно. Если обратиться к его статьям 6-8, то можно увидеть, что формулировка, подавляющего большинства приведённых в них наказуемых преступных действий содержит термин «умышленно», что ещё раз подтверждает их особую опасность и невозможность совершения с другой формой вины. Однако, это только моё субъективное мнение, которое, тем не менее, мне кажется, очень близко к истине.

Наконец, установим ещё одно правило, связанное с правовым статусом Суда. Оно связано с тем, что «в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не устанавливается никакого срока давности»21. Это положение означает, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное Статутом, не может быть освобождено от уголовной ответственности по истечении каких-либо сроков. Иначе говоря, если после того, как международное преступление было совершено, и после этого минуло определённое количество времени, а преступник, так и не был найден, то он в любом будет подлежать привлечению к Суду, какой бы срок не прошёл. Данная норма, как видно, отличается определённой строгостью, но она, я считаю, вполне обоснована, поскольку и преступления, за которые наступает ответственность по Статуту, относятся к разряду тяжких, за совершение которых недопустимо, на мой взгляд, устанавливать какие-либо смягчения ответственности и тем более освобождение от неё.

Если говорить о структуре Международного уголовного суда, то она определяется частью 4 Статута22. В общих чертах её можно представить следующим образом. Суд состоит из Президиума, трёх отделений - Апелляционного, Судебного и предварительного производства, Канцелярии прокурора и Секретариата - это рабочие органы Суда. В состав Суда входит 18 судей, избираемых Ассамблеей государств-участников абсолютным большинством голосов судей Статута сроком на 9 лет (а Председатель, первый и второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов судей на 3 года или до завершения срока их полномочий в качестве судей) с невозможностью переизбрания. При этом, как отмечается на основании Статута «состав Суда должен обеспечить представительство основных правовых систем мира, справедливого географического представительства и справедливого представительства судей женского и мужского пола»23. Это делается, на мой взгляд, для того, чтобы исключить предвзятость из деятельности Суда, соблюсти принцип равенства. К судьям предъявляются достаточно строгие требования, которые излагаются в указанной части Статута. Я не буду на них останавливаться, скажу лишь, что все они должны соответствовать общепризнанным принципам международного права.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении палатами. Канцелярия - независимый орган в составе Суда, «несущий ответственность за осуществление уголовно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: