Различные подходы классификации услуг в маркетинге




Вариант 4

Тема: Классификация услуг в маркетинге

ВОПРОСЫ:

Различные подходы классификации услуг в маркетинге.

Две основные составляющие рыночного пространства: реальное рыночное пространство (РРП) и виртуальное рыночное пространство (ВРП).

Их признаки и влияние на классификацию услуг.

Их влияние на сервисную деятельность в целом.

Основы классификации услуг как маркетингового продукта.

Различные подходы классификации услуг в маркетинге

Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с присущими только ей особенностями. Сама же сфера услуг, представлялась, как совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению.

Обычное перечисление отраслей услуг может только показать их разнообразие. Специфику же услуг, их экономическую сущность, а, следовательно, и специфику методов управления в маркетинге услуг простое перечисление раскрыть не в состоянии.

Всю совокупность услуг можно подразделить на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности по достаточно большому количеству независимых и взаимосвязанных классификационных признаков. Это требует применения различных методов классификации.

Классификация услуг и совершенствование их учета - важная проблема во всех странах мира.

Среди множества принципов классификации услуг, особый интерес представляет классификация Ф. Ловелока (табл.1), которая приводится в изложении В.Д. Марковой. Согласно данной теории, главное в классификации - на кого (на что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет.

Таблица 1 - Классификация услуг Ф. Ловелока

Основные классы услуг Сферы услуг
  Осязаемые действия, направленные на тело человека. Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.
  Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуг.
  Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Образование, радио и телевизионное вещание, информационные услуг, театры, музеи.
  Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Банки, юридические и консалтинговые услуг, страхование, операции с ценными бумагами.

Приведенная классификация является основной классификацией услуг в сфере нематериального производства, самый общий подход к классификации услуг. Ее вполне можно дополнять новыми видами услуг и развивать в дальнейшем. Услуги, к примеру, можно классифицировать по степени контакта с потребителем, по степени регулирования законодательными и нормативными актами, по трудоемкости, по сегментам потребителей, подразделять на деловые услуги и услуги личного характера, по другим характеристикам.

Классификация услуг может осуществляться по степени их неосязаемости.

Рисунок 1 - Классификация услуг по степени их неосязаемости

Чем меньше выражен признак материальности услуг, тем меньше их маркетинг похож на маркетинг товаров. Нематериальные услуги можно оценить только после их получения, при этом, в силу различных факторов, оказывающих влияние на сам процесс оказания услуг, поддерживать постоянный уровень обслуживания довольно сложно.

Факторы сегментации услуг могут быть комбинированными.

Таблица 2 - Матрица сегментации услуг (потребителей)

Потребители услуг Деловые услуги Личные услуги
Только услуга Франчайзинг, аудит, безопасность, путешествия и т. д Образование, развлечения, путешествия, трудоустройство
Услуга, увеличивающая ценность чего-либо материального Страхование, реклама и дизайн, уборка, ремонт Ремонт, страхование
Услуга, дающая что-то материальное Перевозки, торговля, наем персонала Перевозки, торговля

Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделив отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления организацией и специфику применения маркетинга. Разнообразные подходы к сегментации услуг могут оказаться полезными при позиционировании услуг на рынке и побудить к поиску новых видов услуг, на рынке не представленных.

Услуги, при всем их разнообразии, можно объединить в несколько групп.

Таблица 1 - Типы услуг

Типы услуг Сферы услуг
Производственные Инжиниринг, лизинг, обслуживание (ремонт) оборудования и др.
Распределительные Торговля, транспорт, связь
Профессиональные Банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и другие фирмы
Потребительские (массовые) Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением
Общественные ТВ, радио, образование, культура

Кроме этого, постоянно появляются и новые виды услуг, в которых возникает потребность у общества (табл.5).

Многие ранее обособленные виды услуг начинают объединяться в рамках одной компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации.

Так, банковские, биржевые, информационные и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг, образуя вместе с этим совершенно новые виды услуг (Интернет-трейдинг, Интернет-банкинг).

Таблица 5 - Новые виды услуг

Услуги Характеристика
Новые виды деловых (профессиональных) услуг Торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, информационные, маркетинговые и рекламные услуг, составление бухгалтерских балансов и отчетов, электронный секретарь, консультативно-оздоровительные
Услуги по воспитанию и обучению детей Гувернантки, частные сады и школы
Услуги по уходу за животными Лечение, кормление, прогулки и временное содержание

Происходит объединение разнообразных услуг в рамках туристского бизнеса. Компании, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристские услуги и т.д. Таким образом, сегодня мы можем говорить о тенденции диверсификации сферы услуг, проявляющейся в современном мире все более отчетливо

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: