Вопрос 1 – Утреня вседневная: порядок совершения, символика, история развития чинопоследования




Утреня – служба суточного круга, совершаемая по Уставу после полунощницы (если утреня входит в состав всенощного бдения, то она совершается сразу после вечерни).
Это самая продолжительная из служб суточного круга, так как древние христиане во время гонений в основном совершали богослужение ночью и ранним утром.
Утреня служится всегда в храме, при открытой завесе царских врат. На практике священник в течение всей утрени облачен в епитрахиль, фелонь и поручи.

В настоящее время в приходской практике утреня обычно совершается вечером сразу после вечерни (в некоторых местах в седмичные дни после повечерия),
причем это имеет место как в случае всенощного бдения (когда действительно по Уставу полагается совершение утрени после вечерни), так и во всех других случаях.

Идейное содержание утрени. В последовании утрени содержатся следующие темы:

– состояние человечества после грехопадения (шестопсалмие); – Рождество Христово, Воплощение («Бог Господь...»); – наиболее полное отображение празднуемого события, прославление празднуемого святого (канон, а также (если есть) полиелей и хвалитные стихиры).


В последовании утрени есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия.
Неизменяемые тексты утрени находятся в Служебнике, Следованной Псалтири и Часослове
изменяемые тексты утрени находятся в в Октоихе, Минее и Триоди.

Виды утрени - Устав Православной Церкви различает три вида утрени.

1. Вседневная утреня совершается в седмичные дни в случае святых без знака или шестеричных. Этот вид утрени в отличие от других не имеет праздничных элементов (то есть не поется полиелей или великое славословие). 2. Утреня с великим славословием совершается в седмичные дни в праздники святых со славословием, отмеченных в Типиконе знаком в виде красной скобы с тремя точками внутри. Также утреня с великим славословием назначается Уставом в дни отданий двунадесятых праздников. Эта утреня от вседневной отличается пением великого славословия и праздничным окончанием. 3. Полиелейная утреня, как можно понять по ее названию, отличается от других видов утрени пением полиелея, это самый торжественный вариант утрени. Полиелейная утреня назначается Уставом во все великие, бденные и полиелейные праздники, а также в воскресные дни


Необходимо заметить, что в данную классификацию не входит пасхальная утреня, которая совершается во все дни Светлой седмицы и последование которой существенно отличается от полиелейной утрени. Потому пасхальная утреня занимает исключительное место среди всех видов утрени206. Кроме того, вседневная и полиелейная утрени, совершаемые в седмичные дни Великого поста, также имеют много особенностей, потому их последование с учетом всех великопостных элементов обычно рассматривается в разделах, посвященных богослужениям в период Великого поста207.

Вседневная утреня - совершается в седмичные дни в случае святых без знака (одного или двух), а также святых «на 6» (шестеричных), отмеченных в Типиконе знаком в виде черной скобы с тремя точками внутри. На вседневной утрене не открываются царские врата (как мы уже заметили, завеса на протяжении утрени всегда открыта), не бывает чтения Священного Писания208. Священник облачен только в епитрахиль, хотя на практике надевает также поручи и фелонь. Кроме того, на вседневной утрене положено (в отличие от полунощницы и часов) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона).

Схема Вседневной Утрени
Священник: «Благословен Бог наш…»Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный…» Ктиторские псламы (19-20) Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» ХОР: Господи помилуй Х 3р Священник: «Яко Милостив…», ХОР: «Аминь. Именем Господним, ВЛАДЫКО, благослови!» * Данное начало читается если утреня совершается отдельно от вечерни – в противном случае она начинается сразу возгласом «Слава Святей » и шестопсалмием
Священник: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей Троице...» ХОР: «Аминь.» (большое) Ч.: Шестопсалмие Великая мирная ектения «Бог Господь…» и тропари (уходящего гласа) ХОР: «Господи помилуй Х 3, Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.» Ч.: И ныне: Пс 50 ХОР: Канон воскресный гласа + катавасия «Отверзу уста моя» по 3,6,8,9 песни Малая ектения по 3, 6 песни Перед 8 песнью катавасии «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки» Катавасия -«Отроки благочестивии в пещи…» «Богородицу и матерь свет » - каждение ХОР «Величит душа моя Гопода» и сразу 9 песнь канона Малая ектения Ч. Светилен. Хвалитные псалмы и Славословие будничное Просительная ектения «Исполним утреннюю молитву…» ХОР: «Аминь» и сразу стихиры на стиховне с канонархом Ч: «Благо есть…».Трисвятое по Отче наш ХОР: «Аминь» и Тропари субботы, 2 глас Сугубая ектения «Помилуй на Боже…» ХОР: Г.П Х3. Священник: «Яко Милостив…» ХОР: «Аминь». Священник: «Премудрость!» ХОР: «Благослови». Священник: «Сый Благословен Христос Бог наш…» ХОР: «Аминь». «Утверди Боже святую православную веру православных христиан во вся веки» Священник: Отпуст ХОР: Аминь (большое)

Последование вседневной утрени - Чин вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона.
В настоящее время утреня на практике обычно совершается вечером, и потому сразу после окончания вечерни (или повечерия, если оно служилось) священник входит в алтарь, отверзает завесу царских врат (если было повечерие), благословляет кадило и, стоя перед престолом с кадилом в руке, возглашает: «Благословен Бог наш...».

Развитие богослужебного чина
2 век
Самое раннее уставное изложение утрени дается в памятнике 2-го века: “Завещание Господа нашего Иисуса Христа”.
Точное время происхождения этого памятника точно неизвестно, однако характер и данные содержания дают основание относить его появление к середине II века. Так, в памятнике заметно отражаются эсхатологические чаяния этого времени, сближающие его с этой стороны с “пастырем” Ерма. Догматические мысли этого памятника близки догматствованию св. Игнатия Богоносца.
Согласно памятнику «Завещание Господа наше Иисуса Христа», Первый вид утрени. (Кн. I, гл.26–28) состоял из двух частей.
Первая носит название “предрассветного славословия” (Laudatio aurorae),
а вторая – “конечного славословия” (Collaudatio finalis).

Своим особенным развитием утреня обязана монашской богослужебной практике.
Иноческая утреня, как и песненная, подверглась значительному дополнению за счет новых элементов.
Первым из этих элементов ли кафизмы. Впервые термин “кафизма” упоминает так называемый иерусалимский канонарь в грузинской версии VII в.
Вместе с кафизмами в утреню вошли и постоянные спутники псалтири — чтения и седальны. Связь между псалтирью и чтениями имела место еще в IV веке у египетских монахов.
Вторым элементом, который вошел в иноческую утреню, был канон. Впервые “канон” со значением церковного песнопения встречается в беседе аввы Памвы с его учеником, посетившим Александрию (IV век). Появление канонов в виде стройной системы тропарей, связанных ирмосами с библейскими песнями, преосвящ. Филарет Черниговский связывает с именем Иоанна Дамаскина (+ок.780 года). Введение чтений на каноне тоже носило постепенный характер. Некоторые памятники указывают чтение только после шестой песни.
Наибольшее развитие чина Утрени в виде, приближающемся к привычному нам ныне – Утреня получила в Студийской практике а также позднее в Иерусалимском уставе.


Схема чина хиротонии во епископа Наречение кандидата во епископа
«Благословен Бог наш» Тропарь и кондак Пятидесятницы Сугубая ектения Отпуст Указ об избрании Речь избранного Многолетие Испытание веры новоизбранного Благословение патриарха Чтение Символа веры Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога Обеты соблюдения канонов святых апостолов,7 Всел. Соб. и 9 Поместных правил святых отец Передача текста обещания Святейшему Патриарху Благословение ставленника Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого» Преклонение ставленником колен пред святым престолом Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев Тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй) Чтение Патриархом двух молитв Чтение первым и вторым митрополитами ектении Облачение в архиерейские одежды Приветствие и целование архипастырей Участие в божественной литургии «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия, Осенение народа свечами Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов Вручение архипастырского жезла. Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею Вручение жезла Архипастырское благословение народа

Вопрос 2 – Хиротония во епископа. Порядок избрания и наречения
Чин рукоположения в епископа делится на несколько основных частей,
к которым относятся: наречение кандидата в епископа, испытание веры новоизбранного, рукоположение в епископа, участие в Божественной Литургии, вручение архипастырского жезла. Каждая из данных частей епископской хиротонии состоит, в свою очередь, из определенных действий и молитвословий. Рукоположение ставленника в епископский сан совершают два или три епископа (1-е правило Святых Апостолов).

Наречение кандидата в епископа начинается с возгласа: «Благословен Бог наш.», как благодарение Пресвятой Троице за предоставленную возможность совершить Таинство Священства. Далее, при объявлении об избрании нового епископа, архиереи поют тропарь и кондак Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш.» и «Егда снизшед языки слия.». После пения тропаря и кондака Пятидесятницы произносится сугубая ектения, а затем отпуст. Завершается же наречение кандидата чтением указа об его избрании, речи самого избранного и пением многолетия.

Следующий этап рукоположения в епископа – испытание веры новоизбранного. Перед началом данного действа архиереи выходят на середину храма (на помост) и, поприветствовав первенствующего архиерея (или патриарха), садятся. Епископов сопровождают архимандриты, игумены, протопресвитеры, пресвитеры.

Далее пресвитер и диакон, поцеловав руки епископов, в знак своего почтения и уважения их служения, идут в алтарь и выводят оттуда новопосвящаемого, облаченного во все священнические одежды. Рукополагаемый делает у престола два поясных поклона и один земной, затем кланяется иерархам у Царских Врат и сходит с солеи. Рукополагаемого подводят и ставят на разостланный перед помостом орлец (коврик с изображением города и парящего над ним орла) у нижнего его края. Орлец символизирует собой высоту епископского служения и духовное попечительство епископа над всей своей паствой. Далее рукополагаемый трижды кланяется и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший...», отвечает на вопросы первенствующего архиерея (или патриарха). Отвечая на последний вопрос: «Како веруеши?», рукополагаемый громким голосом должен прочитать Символ веры. По окончании чтения Символа веры первенствующий архиерей (или патриарх) крестовидно благословляет новопоставленного. Рукополагаемый произносит также догмат веры об Ипостасях Триединого Бога, т. к. данный догмат – это главное основание христианской веры, отличающий ее от других учений. Затем новопоставляемый дает обеты соблюдения канонов Святых Апостолов, семи Вселенских Соборов и девяти Поместных, а также правил святых отец. Таким образом, рукополагаемый обещает быть верным чадом Православной Церкви, соблюдать все ее уставы и беречь себя и свою паству от искажений в вере. В заключение новопоставленный обещает также хранить верность своему Отечеству и исполнять гражданские законы. Рукополагаемый передает подписанный своей рукой текст обещания первенствующему архиерею (или патриарху), а он в ответ его благословляет. Далее рукополагаемый трижды покланяется епископам, а затем протодиакон подводит его к ним, епископы благословляют его, а он целует им руки. В конце испытания веры ставленника его вновь ставят на орлец лицом на восток. Справа от рукополагаемого становится протоиерей, а слева – протодиакон. Протодиакон произносит многолетие патриарху, архиереям и ставленнику, а затем ставленник вместе с протоиереем и протодиаконом возвращается в алтарь, орлец также убирают, и начинается Литургия.

Начинается центральный момент Таинства – рукоположение во епископа. Рукоположение во епископа проводят в праздничный день, на Божественной Литургии перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон подводят рукополагаемого к Царским Вратам, где он пропускается в алтарь. В алтаре рукополагаемый снимает с себя митру, делает три поклона перед святым престолом и целует его. Далее ставленник становится на колени против середины престола, слагает крестообразно руки и возлагает их на край святой трапезы, а главу – между ними. Далее на главу ставленника возлагается раскрытое Евангелие, текстом вниз, как образ руки Господа Иисуса Христа, зовущего поставляемого на проповедь Царствия Божия. Поверх Евангелия епископы возлагают свои руки и первенствующий из них (или патриарх) читает тайносовершительную молитву: «...избранием и искусом...», а священники трижды поют: «Господи, помилуй». Далее первенствующий архиерей трижды благословляет главу ставленника. Епископы возлагают свои правые руки на главу ставленника, а первенствующий архиерей (или патриарх) читает две молитвы.

В первой молитве испрашивается у Господа особая благодать Святого Духа для укрепления веры и чистоты служения новопоставленному священнослужителю. Во второй молитве испрашивается у Господа Иисуса Христа милость сотворить рукополагаемого подражателем истинного Пастыря, сделать его путеводителем, светильником и учителем для своей паствы.

Далее читается ектения первым и вторым митрополитами, а по окончании ее чтения начинается облачение ставленника в архиерейские одежды. Сняв с головы ставленника Евангелие, с него также снимают крест и фелонь. Далее иподиакон подносит рукополагаемому архиерейское одеяние: саккос, омофор, крест, панагию и митру. Принимая каждое из данных одеяний, ставленник целует его и просит благословения у епископов. По окончании облачения все участвующие в рукоположении приветствуют и целуют новопоставленного как равного себе священнослужителя.

Завершающими этапами рукоположения во епископа являются участие рукоположенного в Божественной Литургии и вручение ему архипастырского жезла. Во время чтения Апостола новопоставленный епископ восседает вместе с другими архиереями. Далее происходит осенение мирян свечами. Затем, во время великого входа, первенствующий архиерей принимает от протодиакона дискос, а новопоставленный – святую чашу (потир) от протопресвитера или архимандрита. Благословение Святых Даров совершает первенствующий архиерей, но во время причащения первенствующий подает пресвитерам Тело Христово (хлеб), а новопоставленный – Кровь Христову (вино). Таким образом, уже в день своего рукоположения новопоставленный епископ активно участвует в богослужении как архиерей. Этот момент очень важен, т. к. Церковь показывает этим, что с самого начала своего служения (с момента рукоположения) на новопоставленного епископа налагается большая ответственность в служении Господу и Его Церкви.

По окончании Божественной Литургии все архиереи в мантиях собираются вокруг престола. Старейший архиерей возлагает на новопоставленного мантию с «источниками», символизирующими источники Божественной благодати, которые должны истекать из его уст. В завершение все переходят на кафедру посреди храма, где первенствующий архиерей (или патриарх) говорит новопоставленному поучительное слово и вручает ему архипастырский жезл. По словам святителя Симеона Солунского данный жезл символизирует собой «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу». Завершается чин рукоположения тем, что новопоставленный архиерей благословляет народ обеими руками на все стороны.


Богослужебные одежды епископа, их символика

Отдельно стоит сказать об архиерейском облачении, т. к. оно отличается от пресвитерского облачения. С одной стороны, епископ облачается во все одежды пресвитера: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только фелонь (риза) у него заменяется саккосом. Саккос – верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь. Саккос символизирует собой багряницу Господа Иисуса Христа. С другой стороны, к одежде епископа добавляется омофор, митра, панагия и палица. Омофор – это длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами, который епископ носит на плечах поверх саккоса. Саккос возлагается на плечи епископа таким образом, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор символизирует собой агнца, которого нес на плечах добрый пастырь из притчи Христа (образ Самого Господа Иисуса Христа). Данное одеяние напоминает епископу о важности его пастырского служения, о необходимости заботиться о спасении душ своей паствы и всех христиан. Митра – головной убор, который возлагается на голову епископа и украшен небольшими образками и цветными камнями. Митра символизирует собой терновый венец, который был возложен на голову Спасителя. Панагия (Всесвятая) – небольшой круглый образ Спасителя или Богородицы, украшенный цветными камнями, который епископ носит на груди вместе с крестом. Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за один угол сверх саккоса на правом бедре. Палица символизирует собой духовный меч, которым епископ должен быть вооружен для защиты Церкви и паствы от неверия и грехов.

Вопрос 3 - Входные молитвы

Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу...»).[По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.]

Диакон: Благослови, владыко. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство... Диакон: Аминь. Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию΄ Ти молитву, яко Влады΄це, грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело́, нижé помяни΄ беззаконий наших, но при΄зри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – лю΄дие Твои, вси – делá руку́ Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь: Пречистому Твоему образу покланя΄емся, Благи΄й, прося΄ще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволи΄л еси΄ плотию взы΄ти на Крест, да избáвиши, я΄же создáл еси, от рабо́ты врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси΄ вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир. Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь: Милосердия су́щи источник, милости сподоби нас, Богородице, при΄зри на люди согреши΄вшия, яви΄, яко при΄сно, силу Твою, на Тя бо уповающе,– радуйся, вопием Ти, я΄коже иногда Гавриил, Бесплотных Архистратиг. Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии: Господи, низпосли΄ руку Твою с высоты΄ святáго жили΄ща Твоего и укрепи мя в предлежáщую службу Твою, да несуждéнно предстáну страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь. По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося: «Простите и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении 8-го – 13-го стихов 5-го псалма: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в стрáсе Твоем. Господи, настáви мя прáвдою Твоею, враг моих ради испрáви пред Тобою путь мой, яко несть во устéх их истины, сердце их су́етно, гроб отвéрст – гортань их, языки своими льщáху. Суди΄ им, Боже, да отпаду́т от мыслей своих, по множеству нечестия их изри΄ни я, яко преогорчи΄ша Тя, Господи. И да возвеселя΄тся вси уповáющии на Тя, во веки возрадуются, и всели΄шися в них, и похваля΄тся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благослови΄ши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас. Чтением этого псалма (Пс.5: 8-12) они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: