I. Пояснительная записка.




Вопросы и задания.

1. Самосознание как осознание “Я”, функции самосознания.

2. Составляющие элементы самосознания.

3. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Самооценка и уровень притязаний. Их роль в становлении самосознания человека.

Задание: проанализировать результаты исследования образа-Я (методика Куна «Кто Я»).

Рекомендуемая литература:

1. Бернс Р. Развитие “Я”-концепции и воспитание. - М., 1986.

2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. – Т.1. -М., 1982. – С. 78-98.

3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее сознание. - М., 1984.

4. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

 

Семинарское занятие № 3 Подходы к пониманию личности.

Вопрос и задания.

1.Структурные элементы теории личности.

2.Понимание личности в различных направлениях зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

3.Понимание личности в отечественной психологии.

Рекомендуемая литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов / А. Г. Асмолов. - 2-е изд., перераб. - М.: Смысл: AcademiA, 2002. - 414 с

2. Леонтьев, А.. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Психология", "Клиническая психология" / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл: AcademiA, 2005. - 346 с.

3. Хьелл, Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 606 с.

 

Семинарское занятие № 4. Самопознание и стратегия жизни.

Вопросы и задания.

1. Познай самого себя (аспекты, механизмы, целостность, я-как система).

2. Человек в поисках смысла.

3. Самоактуализация и самопрограммирование личности.

4. Жизненная стратегия: как ее строить?

Рекомендуемая литература:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст]: научное издание / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299,[2] с.Богданов В.А. Психология жизненного пути.-СПб., 1994.

2. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности [Текст]: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с. -

3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самопознание [Текст]: научное издание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

 

Семинарское занятие № 5 Эмоционально-волевая сфера личности.

Вопросы и задания.

1. Общее понятие об эмоциях чувствах, их функции и виды.

2. Эмоциональные состояния, возможность их саморегуляции.

3. Общее понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция человеческого поведения. Структура волевого акта.

4. Волевые качества личности и их формирование. Самовоспитание воли.

Рекомендуемая литература:

1. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Иванников. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 203 с. - (Классический университетский учебник).

2. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с. - (Мастера психологии).

3. Психология мотивации и эмоций [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / под ред Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - 2-е изд., стер. - М.: ЧеРо, 2006. - 751 с. - (Хрестоматия по психологии).

4. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

 

Семинарское занятие № 6. Память.

Вопросы и задания.

1.Определение памяти. Механизмы памяти.

2.Процессы, виды и индивидуальные особенности памяти.

3.Понятие о представлении, его свойства.

4.Рациональные приемы запоминания.

Рекомендуемая литература:

1. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст]: научное издание / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2006. - 144 с. - Библиогр.: с.142.

2. Аткинсон, Ричард. Человеческая память и процесс обучения [Текст]: пер. с англ. / Р. Аткинсон; общ. ред.: Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с

3. Лапп, Д. Улучшаем память - в любом возрасте [Текст]: научно-популярная литература / Д. Лапп. - СПб.: Питер, 2002. - 216 с. - (Сам себе психолог).

4. Черемошкина, Л. В. Психология памяти [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Л. В. Черемошкина. - М.: AcademiA, 2002. - 368 c. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 351-366.

 

Семинарское занятие № 7 Мышление и воображение.

Вопросы и задания.

1.Понятие о мышлении. Виды мышления. Социальная природа мышления человека.

2.Характеристика основных структурных компонентов мышления (содержательных, операционных, мотивационных).

3.Понятие о воображении. Виды и механизмы воображения.

4.Мышление и воображение.

Рекомендуемая литература:

1. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст]: книга для учителя / Л.С. Выгодский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с

2. Тихомиров, О. К. Психология мышления []: Учеб. пособие для студ. вузов / О. К. Тихомиров. - М.: AcademiA, 2002. - 288 с.

3. Солсо, Р. Когнитивная психология [Текст]: научное издание / Р. Л. Солсо. - М.: Тривола: Либерея, 2002. - 598 с. - (Высшее образование) (Классическая учебная книга).

 

Семинарское занятие № 8 Темперамент и характер человека

Вопросы и задания.

1. Типичное в поведении людей как основание для типологизации.

2. Типы темперамента, их физиологическая основа и психологическая характеристика.

3. Понятие и структура характера. Акцентуации характера.

Рекомендуемая литература:

1. Мерлин, В. С. Психологии индивидуальности [Текст]: избр. психол. труды / В.С. Мерлин; Под ред. Е.А.Климова. - М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 446 с. - (Психологи отечества).

2. Небылицын, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности [Текст]: избранные психол. тр. / В.Д. Небылицын; Под ред. А.В.Брушлинского, Т.Н.Ушаковой. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 682 с. - (Психологи отечества).

3. Психология индивидуальных различий [Текст]: тексты / под ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 320 с.

 

 

Семинарское занятие №9 Способности.

Вопросы и задания.

1. Понятие о способностях. Признаки способностей. Задатки.

2. Виды и структура способностей.

3. Развитие способностей. Творческая личность, талант, гений.

Рекомендуемая литература:

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: AcademiA, 2002. - 318 с. - (Высшее образование).

2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]: научно-популярная литература / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 362с.: ил. - (Мастера психологии).

3. Шадриков, В. Д. Способности человека [Текст]: избранные психол. труды / В. Д. Шадриков. - М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 288 с. - (Психологи отечества).

 

Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

Тестовое задание

I. Пояснительная записка.

 

Тест по курсу «Общая психология» является формой проверки знаний у студентов основных категорий психологии. Его цель – выявить общий уровень знаний о психологических закономерностях функционирования психических процессов, а так же механизмах и закономерностях деятельности и поведения личности. Тестовое задание предлагает следующие разделы:

ü Введение в психологию;

ü познавательная сфера личности;

ü психология человека;

ü индивидуально-психологические особенности личности.

В тестовом задании 30 вопросов, из которых 6 имеют открытый характер. При ответе на закрытые вопросы студенты должны сделать аналитические операции, связанные с выбором одного или нескольких правильных ответов, или исключением лишнего ответа. Ответы на открытые вопросы позволяют раскрыть студенту дать развернутые ответы, показав свою эрудицию. Такие задания предполагают задания на установление правильной последовательности, задания на установление соответствий, или задания на дополнения.

  1. Критерии оценок.

«отлично» - 28-30 верных ответов.

«хорошо» - 27-22 верных ответов.

«удовлетворительно» - 21-16 верных ответов.

«неудовлетворительно» - 15 верных и менее ответов.

  1. Задания и вопросы.

Вариант 1.

1. Психология как наука изучает факты, закономерности и ________ психики.

а. компоненты

б. уровни

в. механизмы

г. условия

 

2. Автором трактата «О душе» является …

а. Платон

б. Аристотель

в. Сократ

г. Демокрит

 

3. Создателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии является:

а. Сеченов

б Павлов

в. Вундт

г. Эбингауз

 

4. Психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла:

а. в начале 20 в.

б. в конце 18 в

в. в конце 19 в

г. все ответы неверны.

 

5. Метод психологии, при котором исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий:

а. эксперимент

б. тест

в. наблюдение

г. беседа

 

6. Сущностной характеристикой метода тестов является

а. массовость

б. высокая скорость процедур

в. объективность

г. наличие «норм», с которыми сравниваются полученные данные

 

7. Выберите наиболее правильные и полные суждения о предмете психологии.

а. Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и пси­хических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

б. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах пси­хической жизни человека и животных.

в. Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

г. Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

8. Отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности

а. педагогическая психология

б. возрастная психология

в. дифференциальная психология

г. психология личности

 

9. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, - это…

а. самосознание

б. сознание

в. воля

г. память

 

10. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

а. операцией

б. действием

в. деятельностью

г. навыком

11. Перевод человеком накопленного внутреннего опыта во внешние действия называется

12. Сенсорную стадию развития психики животных характеризует

а. отражение связей между предметами

б. отражение действительности в образов предметов

в. развитая раздражимость, примитивные элементы чувствительности

г. наличие ощущений

 

13. По А.Н. Леонтьеву, _________- это потребность, нашедшая свой предмет.

 

14. Компонент в структуре сознания, имеющий объективную, общественную форму существования

а.значение

б.смысл

в.чувственная ткань

г.биодинамическая ткань

 

15. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

а. интуиция

б. рефлексия

в. самооценка

г. интериоризация

 

16. Вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, - это:

а. синестезия

б. сесибилизация

в. аккомодация

г. интенсивность

 

17. В процессе восприятия отражаются:

а. отдельные свойства вещей и явлений

б. целостные образы предметов и явлений

в. обобщенные понятия о предметах и явлениях

г. отдельные стороны действительности

 

18. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает…

а. восприятие

б. внимание

в. рефлексия

г. узнавание

19. Сохранение материала после его запечатления на время, необ­ходимое для выполнения задачи, называют... памятью

 

20. Сущностью мыслительного процесса является

а. отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира

б. установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями

в. запечатление и сохранение информации

г. отражение предметов и явлений окружающего мира

 

21. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и их преобразование в процессе реальных действий

а. наглядно-действенное

б. наглядно-образное

в. словесно-логическое

г. дискурсивное

 

Вопрос 22. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи …

 

23. Психическое состояние человека, характеризуемое стойкими отрицательными эмоциональными переживаниями, вызванное крайней степенью неудовлетворенности, блокадой стремлений и невозможностью достижения целей -

а. стресс

б. настроение

в. фрустрация

г. аффект

 

24. Согласно теории З.Фрейда, источником поведения человека является _______ энергия

а. физическая

б. психическая

в. интеллектуальная

г. либидозная

 

25. Согласно взглядам А.Маслоу высшей потребностью человека является потребность в ……

 

26. Человек как социально обусловленное интегральное образование, сознательный потенциальный регулятор психической деятельности и поведения

а. субъект

б. личность

в. индивид

г. индивидуальность

 

27. Основателем учения о темпераменте считают…

а. Галена

б. Гиппократа

в. Сократа

г. Аристотеля

 

28. Индивидные свойства человека, определяющие динамику психической деятельности, характеризуют …

 

29. Признаками способностей являются …

а. успешность выполнения деятельности

б. сформированность умений и навыков

в. скорость и легкость освоения деятельности

г. природные задатки.

 

30. Для истероидного акцентуанта труднее всего...

а. вступать в эмоци­ональные контакты с людьми

б. переносить невнимание к своей особе

в. быть на виду

г. ориентироваться в социальной обстановке

 

Формой контроля по дисциплине выступает устный экзамен по билетам, включающим два вопроса. Перечень вопросов к экзамену:

 

  1. Психология как наука о человеке. Отрасли психологии.
  2. Методы психологии. Классификация методов, их характеристика.
  3. Специфика психического отражения. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
  4. Качественное отличие психики человека от психики животных. Факторы, обусловившие возникновение человеческого сознания. Общественно-историческая природа сознания.
  5. Структура и функции сознания. Понятие рефлексии. Язык и сознание человека.
  6. Структура и генезис самосознания. Проблема самосознания и саморегуляции. Понятия: самосознание, Я-концепция, образ Я.
  7. Жизнедеятельность человека. Теория деятельности в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация.
  8. Структура деятельности. Макро- и микроструктура. Основные виды деятельности.
  9. Познавательная сфера человека. Целостность и системность организации познавательной сферы. Уровни познания.
  10. Внимание как регулятор познавательных процессов его виды, свойства,

функции.

  1. Ощущение. Виды и закономерности ощущения.
  2. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Понятие о представлении.
  3. Память, ее функции, виды. Процессы памяти. Мнемотехника.
  4. Мышление. Виды мышления. Процессы, операции и приемы мышления. Процесс решения мыслительной задачи.
  5. Воображение. Виды и механизмы воображения. Приемы создания образов воображения.
  6. Человек как предмет познания: человек, личность, индивид,

индивидуальность, субъект.

  1. Представление о личности и ее структуре в отечественной психологии

(С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.).

  1. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Структура личности по Фрейду. Защитные механизмы.
  2. Гуманистическая психология о природе человека (К.Роджерс, А.Маслоу).
  3. Мотивационно - потребностная сфера человека. Психологические теории мотивации. Виды и функции мотивов.
  4. Направленность личности. Ценностные ориентации и личностные смыслы.
  5. Эмоции и чувства. Функции и проявления эмоций. Теории эмоций.
  6. Основные эмоциональные состояния (настроение, аффект, стресс, фрустрация).
  7. Воля и осознанная регуляция поведения. Волевые качества личности. Волевой акт и его структура.
  8. Темперамент, его физиологические основы и психологические

характеристики. Свойства темперамента. Типы темперамента.

  1. Характер и его структура. Характер и темперамент. Типологии характера.
  2. Способности и задатки. Структура и виды способностей. Развитие способностей.
  3. Познание себя, обретения смысла жизнедеятельности и самоактуализация.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: