Достижения духовной и материальной культуры Улуса Джучи.




Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного, главным образом кипчакского, и пришлого центральноазиатского - также тюркского, татарского и монгольского.

Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников-кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей. Раннетюркские статуи VI - VII веков на Алтае, в Монголии и прилегающих областях изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Его ваяли в одежде, с поясными наборами, а также с оружием, в одной, и с сосудом - в другой руке. Перед таким изваянием совершались культовые обряды.

Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название "каменные бабы"). И те, и другие держат сосуд уже двумя руками в области живота. Надо полагать, что подобный сосуд символизировал обилие, достаток, который должен был сопутствовать человеку в потустороннем мире.

Исследователи считают, что кипчаки в своих изваяниях воплотили культ героизированного предка. Этот культ связан с почитанием племенной, дофеодальной аристократии. Монголы частью вытеснили, частью уничтожили эту местную верхушку и сами заняли ее место. После монгольских завоеваний и образования Золотой Орды обычай установления "каменных баб" в Дешт-и-Кипчак прекращается. Этому способствовало также принятие ислама с его запретом языческих культов и изображения человека.

Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, материальной и духовной культуры. Золотая Орда была страной, где любая религия пользовалась одинаковой свободой. Еще по законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучидов были ханы Берке, Узбек и Джанибек.

Городская культура Золотой Орды является сплавом традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булгарии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.

К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат). Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский).

Всех, кто посещал города Золотой Орды, поражала красота невиданных доселе ханских дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, общественных бань и караван-сараев. Эти сооружения украшались изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался с изящной вязью арабских надписей, передававших отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние помещения украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались изразцовыми кирпичами различных оттенков, а во внутреннем дворе устраивались сады, где били фонтаны.

Одним из важнейших градообразующих элементов мусульманских городов Востока и Запада являются минареты, встроенные в здания мечетей или стоящие рядом с ними. Именно минареты своими стройными башнями возвышаются над всей остальной застройкой и определяют неповторимый силуэт города.

В Золотой Орде, несмотря на определенные заимствования из Средней Азии, Ирана и Закавказья, выработался свой яркий стиль высокохудожественной керамики. Об этом свидетельствует большой археологический материал золотоордынских городов и селений в виде глиняных сосудов и их обломков. Помимо простой красноглиняной посуды широкое распространение получила изразцовая керамика с блестящей толстой поливой и подглазурными тонкими узорами в виде различных цветов, сплетений геометрических фигур, птиц и зверей. В обоих Сараях и некоторых других городах обнаружены мастерские по производству поливной изразцовой керамики.

Золотоордынское общество достигло больших высот в духовной культуре. В этой области оно пережило в первой половине XIV века крутой поворот, связанный с переходом от архаичной, языческой культуры мира кочевников-скотоводов к более высокой, оседло-земледельческой и городской культуре мусульманского Востока.

Центром этой культуры была столица Золотой Орды - Сарай. Этот город уже при хане Берке "сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных" (Ибн Арабшах). Сарай был не только крупным административным центром, откуда шли нити управления огромной империей, но и центром ремесленного производства, где целые кварталы были заняты ремесленниками, специализировавшимися на металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и других отраслях. В Сарае были дворцы ханов, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани и водопровод.

Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (60-е годы XIII века) следует выделить поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора. Однако уже в XIV веке в материалах торевтики дает о себе знать влияние процесса активной исламизации Золотой Орды. В связи с чем примечательны шедевры исламского искусства. Например, особенности иконографии медальонов с виньетками связывают с восточно-иранскими и среднеазиатскими прототипами X века. Кроме того в Золотой Орде было развито ювелирное искусство. Такими ювелирными изделиями как браслеты, перстни, застежки, брелки обладали не только женщины ханских домов, но и простые горожанки Золотой Орды.

До наших дней дошли предметы быта. Например, поливная чаша для вина с орнаментом в технике сграффито обнаружена в 1986 г. при исследовании центральной части средневекового Солхата (г. Старый Крым) в закрытом комплексе с монетами первой половины XIV в. Внутренние стенки украшены рыбами, на внешних представлена сцена пира молодых людей в гранатовом саду. Естественно предположить в них представителей ассоциации молодых людей - фитйан. Эти объединения возникли на Ближнем Востоке еще в IX в., в Золотую Орду попали через Малую Азию в XIII в.

Большой интерес также представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках золотоордынкого города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом). На сосуде имеются изображения цветущих растений, водоемов и фениксов, что символизирует коранический Рай. Чаша призвана напоминать людям о наградах и наслаждениях, обещанных благочестивым праведникам в будущей жизни.

Роспись кубка выполнена в цветочном мусульманском стиле и является формой художественного отображения действительности. Он выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании, а в условном обозначении. Узор, гармония линий и пропорций определяет главное эстетическое содержание произведения.

Частью духовной культуры Золотой Орды были наука и просвещение. О развитии в Сарае астрономии и геодезии свидетельствуют обломки астролябии и квадрантов, обнаруженные там при археологических раскопках. В столице жили и работали медики из других стран. Широко была распространена грамотность среди простого народа.

Научные традиции Востока, особенно мусульманского, нашли своеобразное развитие в Золотой Орде. Это был особый цивилизационный уровень, впитавший в себя как древнетюркские, так и мусульманские компоненты. Там сохранился древнетюркский музыкальный пласт. Была даже своеобразная нотная культура. Так, в 1340 г. в Сарае были записаны ноты песни "Ненеки Джан".

Немаловажно и то, что учеными Золотой Орды Земля воспринималась как шар, вращавшийся наряду с другими планетами вокруг Солнца. Между тем в христианской Европе за такого рода представления, воспринимавшиеся как ересь, даже через 150 лет людей жгли на кострах инквизиции.

Не только в Сарае, но и в других городах страны была создана широкая сеть различных учебных заведений. Здесь преподавали видные богословы, ученые и писатели, в том числе выходцы из известных центров мусульманского Востока. Так, в Болгаре долгое время жили крупные религиозные деятели Ходжа Хасан ибн-Омар ал-Болгари, выходец из Гянджи (Азербайджан), Абу Мохтар ибн-Махмуд ал-Казвини, беженец из Ирана, Госам ибн-Малик ал-Маргиани из Ферганы и другие.

Принятие ислама дало большой импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и письменной литературы. В Золотой Орде получили широкое распространение выдающиеся творения Фирдоуси и Рудаки (X век), ал-Ма-ари и Омара Хаияма (XI век), Аттара и Низами (XII век), Руми и Саади (XIII век) и целого ряда других знаменитых поэтов Востока. Почти все они, начиная с гениального Фирдоуси с его бессмертным "Шах-намэ", были персидскими или персидско-таджикскими поэтами (кроме арабского классика ал-Маари и азербайджанца Низами, который, однако, также писал на персидском языке).

Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока вдохновляли золотоордынских поэтов на создание своей литературы, получившей высокое развитие в XIV веке - в эпоху могущества Улуса Джучи. Именно в этот период были написаны такие бесценные памятники средневековой литературы, как поэмы "Хосров и Ширин" Кутби, "Махаббат-намэ" Харазми, "Джумджума-султан" Хисама Кятиба, "Кисса-и-Рабгузи" поэта Рабгузи, прозаическое сочинение "Нахдж ал-фарадис" Махмуда ал-Булгари.

Подлинная жемчужина литературного наследия Золотой Орды - творчество Саифа ас-Сараи. Поэт родился в 1321 году в Камышлах (нынешняя Самарская область). Саиф ас-Сараи жил, учился и занимался творческой деятельностью в Сарае, отсюда и нисба "ас-Сараи", то есть сараец. В 80-х годах судьба забросила его в Египет, где он и умер в 1396 году. Там же создал свои поэмы: в 1391 году - "Гулистан бит-тюрки", в 1394 - "Сухайль и Гульдур-сун". Первая из них - вольный перевод на тюркский язык одноименной поэмы персидского автора XIII века Саади. В конце поэмы приводятся отрывки из произведений восьми тюркских, в основном татарских, поэтов, от Мавля Казыя и до Харазми. Каждый такой отрывок Сараи сопровождает своими комментариями-ответами в стихотворной форме. Это придает поэме "Гулистан бит-тюрки" особую ценность как своеобразной антологии татарской поэзии средневековья.

Под влиянием ярких достижений восточной литературы получает развитие устное народное творчество. Замечательный образец его - татарский народный эпос позднего золотоордынского периода "Идегей". Сложенный безымянными сказителями из народа в XV - XVI веках, дастан имел сложную драматическую судьбу. В течение нескольких столетий он существовал в форме устных сказаний, передаваемых из поколения в поколение, позднее появились записи дастана, причем во множестве местных вариантов. И лишь в 1989 и 1990 годах "Идегей" пришел к массовому читателю на татарском и русском (перевод Семена Липкина) языках.

Исследователи-литературоведы отмечают, что писатели древности и средневековья любили писать свои произведения на основе известных сюжетов. Это было своего рода поэтическим каноном того времени, эстетической нормой тогдашнего мироощущения и поэтического мышления.

Все эти произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве, являясь ценнейшими памятниками средневековой восточной поэзии и философии.

Говоря о культуре Золотой Орды, необходимо отметить плодотворность контактов с Ильханидским Ираном - источником многих культурных инноваций. Огромное значение связей Золотой Орды, в том числе и религиозных, с Мамлюкским Египтом, Средней и Малой Азией. Весьма конструктивную роль в процессах сближения Золотой Орды с миром Ближнего и Среднего Востока сыграло Булгарское наследие, сформировавшееся, начиная с X в., под знаком мусульманской культуры.

Завершая рассказ о культуре Улуса Джучи, можно назвать ее яркой городской и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой архитектуры, культурой стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и мусульманской ученой духовности, культурой причудливых арабесок и изящной каллиграфии, древних каменных изваяний и монументальных культовых сооружений.

Период расцвета культуры в Золотой Орде продолжался недолго. С начавшимся во второй половине XIV столетия кризисом государства она вступает в полосу упадка. Страну покидают многие представители просвещенной части общества. Центром исламской науки и культуры становится Ближний Восток.





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: