Краткие биографические данные




Андреев Леонид Николаевич (1871-1919). Писатель. Окончил юридический факультет Московского университета (1897). Начал печататься как фельетонист в 1895 г. В начале 1900-х гг. сблизился с М. Горьким, примыкал к группе писателей «Знания». В ранних сочинениях («Мысль», 1902; «Стена», 1901; «Жизнь Василия Фивейского», 1904) проявились неверие в разум человека, в возможность переустройства жизни. В «Красном смехе» (1904) обличаются ужасы войны; в рассказах «Губернатор» (1906), «Иван Иванович» (1908), «Рассказ о семи повешенных» (1908), пьесе «К звездам» (1906) выражены сочувствие революции, протест против бесчеловечности общества. В цикле философских драм («Жизнь человека», 1907; «Черные маски», 1908; «Анатэма», 1910) содержится мысль о бессилии разума, идея торжества иррациональных сил. В последний период Андреев создал также реалистические произведения: пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анфиса» (1909), «Тот, кто получает пощечины» (1916). Творчество Андреева с его схематизмом, резкостью контрастов, гротеском близко экспрессионизму.

Баженов Василий Иванович (1737-1799). Сын сельского священника. Первоначально учился в «команде» Д.В. Ухтомского, затем в Московском университете. С 1755 г. в Санкт-Петербурге - ученик и помощник С.И. Чевакинского при постройке Никольского собора. Учился в Академии художеств с момента ее основания. После окончания Академии направлен пенсионером во Францию и Италию для дальнейшего образования. Обучался в Парижской академии у Ш. де Вайи. Жил и работал в Италии. Имел звание профессора Римской академии, члена академий во Флоренции и Болонье. В 1765 г. вернулся в Санкт-Петербург. Участвовал в конкурсе на проект Екатерингофа, за что получил звание академика. Служил архитектором артиллерийского ведомства. В 1767 г. направлен в Москву для приведения в порядок строений в Кремле.

Созданный им грандиозный проект Большого Кремлевского дворца не был осуществлен, но оказал огромное влияние на становление классицистических принципов градостроительства в России. Во время работ в Кремле вокруг Баженова сложилась школа молодых архитекторов-классицистов ( М.Ф. Казаков, И.В. Еготов, Е.С. Назаров, Р.Д. Казаков, И.Т. Таманский), развивавших в своих дальнейших самостоятельных работах идеи Баженова.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848). Литературный критик и философ. Как критик оказал сильное влияние на общественное движение России. Как философ развивал учение Гегеля, в первую очередь его диалектический метод, ввел в русский разговорный язык много понятий из западноевропейской философской литературы (непосредственность, воззрение, момент, отрицание, конкретность, рефлексия и т.д.). Разработал положения реалистической эстетики и литературной критики, основанные на конкретно-историческом анализе явлений искусства. В основе созданной им концепции реализма лежит трактовка художественного образа как единства общего и индивидуального. Народность искусства есть отражение в нем особенностей данного народа и национального характера. С1840 г. он обратился к немецкому и французскому радикализму. Это проявилось в его известном письме Н. Гоголю (1847 г.).

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, с 1922 г. в эмиграции, жил в Берлине, затем в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса, Ницше, Ибсена, Канта и Карлейля, защищал идеи экзистенциализма, в которых преобладала проблематика философии, учил о примате свободы над бытием (свобода не может быть никем и ничем детерминирована, даже Богом, она уходит своими корнями в небытие), об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории, писал о христианском откровении, по вопросам социологии и этики. За полемику с теоретиками научного коммунизма он дважды подвергался аресту, а осенью 1922 г. был выслан за пределы России в числе десятков ученых, писателей, публицистов.

Основные произведения: «Смысл творчества», 1916; «Смысл истории», 1923; «Новое средневековье», 1924; «О назначении человека», 1931; «Я и мир объектов», 1933; «Судьба человека в современном мире», 1934; «Дух и реальность», 1949; «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», 1951; «Царство духа и царство Кесаря», 1952; «Самопознание», 1953.

Блок Александр Александрович (1880-1921). Русский поэт. Отец - профессор права Варшавского университета, мать - М.А. Бекетова, писательница и переводчица. Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). Стихи начал писать с детства, печататься - с 1903. В 1904 г. опубликовал сборник «Стихи о Прекрасной Даме», где предстал как лирик-символист, испытавший влияние мистической поэзии Вл. Соловьева. С 1903 г. в отвлеченную романтическую поэзию Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел «Распутье», 1902-1904). Тема Родины постоянно присутствует в поэзии Блока. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи (цикл «На поле Куликовом», 1908, разделы цикла «Вольные мысли», 1907, «Ямбы», 1907-1914). Любовная лирика Блока романтична, она несет в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла «Снежная Маска», 1907, «Фаина», 1907-1908, «Кармен», 1914).

Зрелая поэзия Блока освобождается от отвлеченных символов и обретает жизненность, конкретность («Итальянские стихи», 1909, поэма «Соловьиный сад», 1915 и др.). Многие идеи поэзии Блока развиты в его драматургии: пьесы «Незнакомка», «Балаганчик», «Король на площади» (все в 1906), «Песни Судьбы» (1907-1908), «Роза и Крест» (1912-1913). Поэтическая слава Блока упрочилась после выхода сборников «Нечаянная радость» (1906), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Лирические драмы» (1908), «Ночные часы» (1911).

В 1918 г. Блок написал поэму «Двенадцать» - о крушении старого мира и столкновении его с новым; поэма построена на смысловых антитезах, резких контрастах. Стихотворение «Скифы» (того же года) посвящено исторической миссии революционной России.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924). Писатель. Родился в купеческой семье. Литературный дебют - три сборника «Русские символисты» (1894-1895) был подбором образцов западной поэзии (стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др.). «Третья стража» (1900) знаменует начало творческой зрелости Брюсова. В ней, как и в книге «Городу и миру» (1903), отчетливо видны характерные черты поэзии Брюсова - завершенность образов, четкость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. С начала XX в. Брюсов становится лидером символизма, ведет большую организаторскую работу, руководит издательством «Скорпион», редактирует журнал «Весы».

Книга стихов «Венок» (1906) - вершина поэзии Брюсова. Высокий взлет романтической лирики, великолепные историко-мифологические циклы сочетаются в ней с образцами революционной поэзии.

В книгах стихов «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912), а также «Семь цветов радуги» (1916) наряду с жизнеутверждающими мотивами звучат ноты усталости, встречаются самоцельные формальные поиски. В этот же период опубликованы исторические романы «Огненный ангел» (1908) и «Алтарь победы» (1913), сборники рассказов и драматических сцен «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913), сборники статей «Далекие и близкие» (1912). Во времена 1-й мировой войны Брюсов сотрудничает с М. Горьким. Изучает историю и литературу Армении, переводит стихи армянских поэтов. Октябрьскую революцию Брюсов принял безоговорочно. В 1920 г. он вступил в ряды РКП(б). Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой. Опубликовал книги стихов «Последние мечты» (1920), «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали» (1922).

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944). Религиозный философ, богослов, экономист. Профессор политэкономии в Киеве (1905-1906) и в Москве (1906-1918). Эмигрировал в 1923, профессор догматики и декан русского Богословского института в Париже в 1925-1944. Испытал значительное влияние И. Канта, Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева, от которого усвоил идею всеединства. Спасение России искал на пути религиозного возрождения и в этой связи все социальные, национальные отношения и культуру видел переоцененными на религиозных началах. Доминирующей в учении Булгакова стала идея боговоплощения, т.е. внутренней связи Бога и созданного им мира - Софии («премудрости божьей»), которая проявляется в мире и человеке, делая их причастными Богу. Развитая им софиология была изложена в работах: «Свет невечерний» (1917), «О Богочеловечестве. Трилогия» («Агнец Божий», 1933; «Утешитель», 1936; «Невеста Агнца», 1945). Другие труды: «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», т. 1-2, 1911; «Тихие думы», 1918; «Купина неопалимая», 1927. Скончался в Париже.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953). Русский писатель. Из обедневшей дворянской семьи. В молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, репортером. Печатался с 1887 г.

Первые книги И. Бунина - стихотворные сборники. Стихи его - пример «старой» классической формы. Тема поэзии молодого Бунина - родная природа. Тогда же он начал писать рассказы. В 1899 г. И. Бунин начинает сотрудничать с издательством «Знание». Лучшие рассказы этого периода - «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Чернозем» (1904). Серьезный общественный резонанс имела повесть «Деревня» (1910). Хроникой вырождения усадебного дворянства стала повесть «Суходол» (1911). Проза И. Бунина - образец живописности, строгости, ритмической выразительности.

Поэтический сборник И. Бунина «Листопад» (1901 г.) - получил Пушкинскую премию. В 1909 г. Бунин избирается почетным академиком. Прославился перевод Буниным поэмы Лонгфелло «Песня о Гайавате». В 1920 г. Бунин эмигрирует. В дальнейшем он живет и работает во Франции.

В эмиграции он создает произведения о любви («Митина любовь», 1925 г.; «Дело корнета Елагина», 1927 г.; цикл новелл «Темные аллеи» 1943 г.). Центральное место в творчестве позднего Бунина занимает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1930 г.). В 1933 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. За рубежом И. Бунин создал также философско-литературный трактат о Л.Н. Толстом «Освобождение Толстого» (1937 г.) и «Воспоминания» (1950 г.).

Бутлеров Александр Михайлович (1828-1886). Химик, общественный деятель. Образование получил в Казанском университете (1844-1849). С 1854 г. - профессор химии этого университета, а в 1860-1863 гг. его ректор. В 1868-1885 гг. профессор химии Петербургского университета. С 1871 г. - академик.

А.М. Бутлеров - создатель теории химического строения, глава крупнейшей казанской школы химиков-органиков. Основные идеи теории химического строения впервые высказал в 1871 г. Первый объяснил явление изомерии. Взгляды Бутлерова получили экспериментальное подтверждение в работах ученых его школы. Издал в 1864-1866 гг. в Казани тремя выпусками «Введение к полному изучению органической химии». Впервые на основе химического строения Бутлеров начал систематическое исследование полимеризации.

Большой заслугой А.М. Бутлерова стало создание первой русской научной школы химиков. Среди его учеников такие известные химики как В.В. Марковников, А.Н. Попов, А.М. Зайцев, А.Е. Фаворский, М.Д. Львов, И.Л. Кондаков.

Много сил Бутлеров уделял борьбе за признание заслуг русских ученых, обращаясь к общественному мнению через печать. Был поборником высшего образования для женщин, участвовал в организации Высших женских курсов (1878 г.), создал химические лаборатории этих курсов.

Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814). Из семьи крепостных графа А.С. Строганова (по некоторым предположениям, его внебрачный сын). Первоначально обучался у иконописца Г. Юшкова в иконописной мастерской Тыскорского монастыря. В 1777 г. переведен в Москву, где работал у В.И. Баженова. С 1779 г. жил в Санкт-Петербурге в дома Строгановых. В 1781 г. вместе с Павлом Строгановым и его воспитателем Роммом путешествовал по России. В 1785 г. получил «вольную». С 1786 г. со Строгановым и Роммом живет за границей в Швейцарии и во Франции. В 1790 г. вернулся в Россию, работал у А.С. Строганова. В 1794 г. был «назначен» в Академию художеств. С 1797 г. - в звании академика перспективной живописи, с 1800 г. преподавал в Академии. С 1803 г. - профессор. Блестящий представитель классицизма. Победив в конкурсе на проект Казанского собора, создал гениальное сооружение, по вкусу, пропорциональности, изяществу и величию не имеющее прецедентов.

Основные работы в Петербурге и окрестностях: перестройка интерьеров дворца Строгановых, дача Строгановых в Новой Деревне (не сохранилась), Казанский собор и решетка, ограждающая площадь перед ним, Горный институт, интерьеры Павловского дворца, Розовый павильон в Павловске, фонтан на Пулковской горе.

Герцен Александр Иванович (1812-1870). Мыслитель, писатель, публицист, политический деятель. В 1831-1834 гг. руководил кружком в Московском университете, в 1835-1840 гг. в ссылке (Вятка), с 1847 г. до конца жизни в эмиграции (Лондон). Печатался под псевдонимом Искандер. Борец с крепостным правом и самодержавием. По своим философским взглядам - материалист (работы «Дилетантизм в науке» - 1843 г. и «Письма об изучении природы» - 1846 г.). Создатель т.н. «русского социализма» - теоретической основы народничества. Возлагал надежды на русскую крестьянскую общину - зародыш социалистических общественных отношений.

В 1853 г. вместе с Н.П. Огаревым основал в Англии Вольную русскую типографию. Герцен - издатель альманаха «Полярная звезда» (1855-1868) и газеты «Колокол» (1857-1867) - радикальных бесцензурных изданий, ввозившихся нелегально в Россию и оказавших большое влияние на русское общественное мнение. Содействовал созданию тайного революционного общества «Земля и воля» и поддержал Польское восстание 1863-1864 гг., что привело к сокращению его влияния среди русских либералов.

А.И. Герцен - выдающийся писатель, автор антикрепостнических книг - романа «Кто виноват?» (1846 г.), повестей «Доктор Крупов» (1847 г.) и «Сорока-воровка» (1848 г.). Одно из лучших произведений отечественной литературы - «Былое и думы» (1852-1868 гг.) - широкое полотно общественной жизни России и Западной Европы XIX века.

Глинка Михаил Иванович (1804-1857). Основоположник русской классической музыки, выдающийся композитор.

Из дворян Смоленской губернии. С 1817 г. жил в Петербурге и учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище. В 20-е гг. XIX в. - популярный столичный певец и пианист. В 1837-1839 гг. капельмейстер Придворной певческой капеллы.

В 1836 г. на сцене Большого театра Санкт-Петербурга была поставлена героико-патриотическая опера М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В ней воспеты мужество и стойкость народа. В 1842 г. состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» (по поэме А.С. Пушкина) - нового достижения отечественной музыки. Эта опера - волшебная оратория с чередованием широких вокально-симфонических сцен, с преобладанием эпических элементов. Русские национальные черты в музыке «Руслана и Людмилы» переплелись с восточными мотивами.

Большую художественную ценность имеют «Испанские увертюры» Глинки - «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1848 г.), скерцо для оркестра «Камаринская» (1848 г.), музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский».

М. Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, арии, песни). Особенно прославились романсы Глинки - вершина русской вокальной лирики. Выделяются романсы на стихи А. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «В крови горит огонь желанья» и др.), В. Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Е. Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Н. Кукольника («Сомнение»).

Под влиянием творчества М. Глинки сложилась русская музыкальная школа. Оркестровое письмо Глинки сочетает прозрачность и внушительность звучания. Русская песенность - фундамент глинковской мелодики.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). Великий русский писатель. Родился в семье дворян Полтавской губернии Гоголь-Яновских. Образование получил в Нежинской гимназии высших наук (1821-1828). С 1828 г. - в Петербурге. В 1831 г. - знакомство с Пушкиным, сыгравшее особую роль в формировании Гоголя как писателя. Неудачно пытался преподавать историю средних веков.

Литературная известность с 1832 г. («Вечера на хуторе близ Диканьки»). В 1835 г. - выход сборников «Арабески» и «Миргород». Вершиной русской драматургии первой половины XIX в. стала комедия «Ревизор» (1836 г.).

С 1836 г. по 1848 г. с небольшими перерывами Гоголь живет за границей (главным образом в Риме), работая над главным своим произведением, романом-поэмой «Мертвые души». Издан был только 1-й том (1842 г.), вызвавший огромный общественный резонанс своим показом неприглядных сторон русской действительности. Реализм Гоголя, проявившийся прежде всего в «Ревизоре» и «Мертвых душах», его мастерство сатирика поставили писателя во главе русской литературы.

Прославились повести Гоголя. В т.н. петербургских повестях («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель») тема одиночества человека получает трагическое звучание. В повести «Портрет» рассматриваются судьбы художника в мире, где правят деньги. Картина Запорожской Сечи, быта и борьбы казаков представлена в «Тарасе Бульбе». Повесть «Шинель» с ее защитой «маленького человека» стала своеобразным манифестом русского критического реализма.

В 1847 г. Н. Гоголь выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», встретившую непонимание значительной части русского общества. В ней он попытался изложить свое представление о моральных идеалах, долге каждого русского человека. Идеал Гоголя все более обращавшегося к религии - православное духовное обновление. С этих же позиций он пытается создавать положительные образы во 2-м томе «Мертвых душ», над которым работает после возвращения в Россию. В результате глубокого душевного кризиса в феврале 1852 г. Гоголь сжигает рукопись 2-го тома романа. Вскоре после этого он скончался в Москве.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885). Философ, социолог, естествоиспытатель. В книге «Россия и Европа» (1869) изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих определенные стадии возмужания, дряхления и гибели. История выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Наиболее исторически перспективным типом считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе и противостоящий культурам Запада. Идеи Данилевского предвосхищали аналогичные концепции немецкого философа культуры Освальда Шпенглера. Данилевский также автор труда «Дарвинизм» (т. 1-2, 1885-1889), направленного против теории Ч. Дарвина.

Державин Гаврила Романович (1743-1816). Русский поэт. Выходец из небогатой дворянской семьи. Учился в Казанской гимназии. С 1762 г. служил рядовым в гвардии, участвовал в дворцовом перевороте. В 1772 г. произведен в офицеры. Участник подавления Пугачевского восстания. Позднее служил в Сенате. В 1773 г. начал печатать стихи.

В 1782 г. написал «Оду к Фелице», прославлявшую Екатерину II. После успеха этой оды был награжден императрицей. Губернатор Олонецкой (1784-1785 гг.) и Тамбовской (1785-1788 гг.) губерний. В 1791-1793 гг. кабинет-секретарь Екатерины II. В 1794 г. назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 гг. - министр юстиции России. С 1803 г. - в отставке.

Державин в поэзии смог создать новый стиль, содержавший элементы живой разговорной речи. Для стиха Державина характерны конкретность изображения, пластика образов, дидактика и аллегоризм. Ему удалось соединять элементы оды и сатиры в одном стихотворении. В своих одах прославлял полководцев и монархов, осуждал недостойных вельмож и общественные пороки. Наиболее известны «Ода на смерть князя Мещерского» (1779), «Бог» (1784), «Водопад» (1794). В философской лирике Державина проявилось глубокое понимание проблем жизни и смерти, величия и ничтожества человека. Творчество Г. Державина - вершина классицизма в русской литературе.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) - великий русский писатель. Родился в семье врача. Окончил в 1843 г. Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен чертежником в инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1846 г.) сделал его одним из известнейших писателей России. Вскоре появляются такие произведения Ф. Достоевского как «Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.), «Неточка Незванова» (1849 г.). В них проявился углубленный психологизм писателя.

С 1847 г. Достоевский стал членом кружков социалистов-утопистов. Привлеченный к судебному преследованию по делу петрашевцев, он был приговорен к смертной казни, которую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением рядовым в армию. Только в 1859 г. он смог вернуться в Петербург.

На рубеже 1850-х - 1860-х гг. Достоевский публикует повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе в 1859 г.), роман «Униженные и оскорбленные» (1861 г.), «Записки из Мертвого дома» (1862 г.), написанные о каторге. Включается Достоевский и в общественную жизнь (участие в журналах «Время» и «Эпоха»). Он становится сторонником теории почвенничества, одним из крупнейших мыслителей России. Достоевский требовал от интеллигенции, оторвавшейся от «почвы», сближения с народом, нравственного совершенствования. Он гневно отвергал западную буржуазную цивилизацию («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863 г.) и духовный облик индивидуалиста («Записки из подполья», 1864 г.).

Во второй половине 1860-х и в 1870-х гг. Ф.М. Достоевский создает свои лучшие романы: «Преступление и наказание» (1866 г.), «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1872 г.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.). В этих книгах отразились не только общественные проблемы и противоречия, но и философские, этические, социальные поиски писателя. Основа творчества Достоевского-романиста - это мир человеческих страданий. В то же время Достоевский как никто из писателей-классиков владел мастерством психологического анализа. Достоевский - создатель идеологического романа.

Продолжается деятельность Достоевского-публициста. В 1873-1874 гг. он редактировал журнал «Гражданин», где начал печатать свой «Дневник писателя», который отдельными выпусками выходил ежемесячно в 1876-1877 гг., а эпизодически и позднее. Прославилась речь Ф. Достоевского о Пушкине, ставшая глубоким анализом национального значения гения русской литературы и в то же время декларацией нравственно-философских идеалов самого Достоевского. Влияние Ф. Достоевского на русскую и мировую литературу огромно.

Екатерина II Алексеевна (1729-1796), императрица России (Екатерина Великая) в 1762-1796 гг. По происхождению немецкая принцесса из Ангальт-Цербстской династии (София Фредерика Августа). В России с 1744 г. Супруга великого князя Петра Федоровича (в 1761-1762 г. император Петр III) с 1745 г. Императрица после переворота 1762 г. Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию монастырских земель (1764), утвердила Учреждение для управлений губерниями (1775), Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). Расширила территорию России в результате двух успешных русско-турецких войн (1768-1774) и (1787-1791), а также трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Видная деятельница отечественного просвещения. В ее царствование были открыты Смольный и Екатерининский институты, педагогические училища в Москве и Петербурге, Воспитательные дома для подкидышей. В 1786 г. утвердила «Устав народным училищам Российской империи», что положило начало созданию внесословной системы школ в России. Екатерина II - автор многих прозаических, драматургических и научно-популярных сочинений, а также «Записок» мемуарного характера. Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения XVIII в. Сторонница «просвещенного абсолютизма».

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852). Поэт. Внебрачный сын помещика А.И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Взгляды и литературные пристрастия молодого Жуковского формировались в Московском благородном пансионе (1797-1801) и «Дружеском литературном обществе» (1801) под влиянием традиций дворянского либерализма. В 1812 г. Жуковский вступил в ополчение. С Отечественной войной 1812 г. связаны патриотические ноты, прозвучавшие в стихотворении «Певец во стане русских воинов» (1812) и др. Служба при дворе (с 1815 - воспитатель цесаревича) позволяла Жуковскому облегчать участь опального А.С. Пушкина, декабристов, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, Т.Г. Шевченко. Выйдя в отставку в 1841 г., Жуковский поселился за границей.

Первые стихотворные опыты Жуковского связаны с сентиментализмом («Сельское кладбище», 1802 и др.). В своей лирике Жуковский развивал и углублял психологические искания школы Н.М. Карамзина. Неудовлетворенность реальной действительностью определила характер творчества Жуковского с его идеей романтической личности, глубоким интересом к тончайшим движениям человеческой души. С 1808 г. Жуковский обратился к жанру баллады («Людмила», 1808, «Светлана» 1808-1812, «Эолова арфа», 1814 и др.). В балладах он воссоздает мир народных поверий, церковно-книжных или рыцарских легенд, далеких от реальной современности. Поэзия Жуковского - вершина русского романтизма.

Психологический реализм Жуковского впервые в русской поэзии открыл душевный мир человека, создавая тем самым предпосылки для будущего развития реализма.

Казаков Матвей Федорович (1738-1812). Родился в Москве. Учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. В 1763-1767 гг. работал в Твери. Был помощником В.И. Баженова при проектировании Большого Кремлевского дворца. Впервые в России создал конструкции куполов и перекрытий больших пролетов. С 1792 г. возглавлял после В.И. Баженова архитектурную школу при экспедиции Кремлевского строения. Ученики: И.В. Еготов, О.И. Бове, А.И. Бакирев, Ф. Соколов, Р.Р. Казаков, Е.Д. Тюрин и др. Составил проект организации строительного ремесленного училища («Училище каменных и плотницких дел»). Руководил составлением генерального и фасадного плана Москвы, в связи с чем выполнил с помощниками тридцать графических альбомов партикулярных и гражданских строений, содержащих чертежи большинства московских домов конца XVIII в. Один из основоположников и крупнейших мастеров классицизма. Автор большинства сооружений, определяющих облик классической Москвы.

Основные работы: Петровский (Путевой) дворец, здание Сената в Кремле со знаменитым купольным залом, церковь Филиппа Митрополита, Голицынская больница, здание университета, дом Благородного собрания, дома Губина, Барышникова, Демидова в Москве, церковь и мавзолей в усадьбе Никольско-Погорелом в Смоленской губернии.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826). Писатель, публицист и историк. Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил дома, затем в Москве, в частном пансионе (до 1783); посещал также лекции в Московском университете. В журнале Новикова «Детское чтение для сердца и разума» опубликованы многочисленные переводы Карамзина и его оригинальная повесть «Евгений и Юлия» (1789). В 1789 г. Карамзин совершил путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, издавал «Московский журнал» (1791-1792), в котором опубликовал и свои художественные произведения (основная часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», стихотворения «Поэзия», «К Милости» и др.). Журнал, печатавший также критические статьи и рецензии Карамзина на литературные и театральные темы, пропагандировал эстетическую программу русского сентиментализма, виднейшим представителем которого был Н.М. Карамзин.

В начале XIX в. Карамзин выступил как публицист, обосновывал в своем журнале «Вестник Европы» программу умеренного консерватизма. В этом же журнале была опубликована его историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803), утверждавшая неизбежность победы самодержавия над вольным городом.

Литературная деятельность Карамзина сыграла большую роль в разработке русской литературной проблемы личности, в совершенствовании художественных средств изображения внутреннего мира человека, в развитии русского литературного языка. Ранняя проза Карамзина оказала влияние на творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, молодого А.С. Пушкина. С середины 1790-х гг. определился интерес Карамзина к проблемам истории. Он оставляет художественную литературу и работает главным образом над «Историей государства Российского» (т. 1-8, 1816-1817; т. 9, 1821, т. 10-11, 1824; т. 12, 1829; переиздававшаяся неоднократно), которая стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы.

Карамзин защищал незыблемость самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений, осудил восстание декабристов и одобрил расправу над ними. В «Записке о древней и новой России» (1811) выступил с резкой критикой проектов государственных преобразований М.М. Сперанского.

Он впервые использовал большое число исторических документов, в т.ч. Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты, Судебники, свидетельства иностранцев и пр. Извлечения из документов Карамзин поместил в пространных примечаниях к своей «Истории», которые долгое время играли роль своеобразного архива. «История» Карамзина содействовала повышению интереса к отечественной истории в различных слоях русского общества. Она знаменовала новый этап в развитии дворянского направления в русской исторической науке. Историческая концепция Карамзина стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной властью. Своим духовным отцом считали Карамзина славянофилы.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887). Живописец, рисовальщик, художественный критик. Из бедной мещанской семьи. В 1857-1863 гг. учился в Петербургской Академии художеств, явился инициатором т.н. «бунта 14-ти», который завершился созданием Артели художников, вышедших из Академии. Идейный вождь и создатель Товарищества передвижных выставок.

Создал галерею портретов крупнейших русских писателей, ученых, художников и общественных деятелей (портреты Л.Н. Толстого, 1873; И.И. Шишкина, 1873; П.М. Третьякова, 1876; М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1879; С.П. Боткина, 1880 г.). Черты искусства Крамского-портретиста - выразительная простота композиции, ясность рисунка, глубокая психологическая характеристика. Народнические взгляды Крамского нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян («Полесовщик», 1874 г., «Мина Моисеев», 1882, «Крестьянин с уздечкой», 1883 г.). Центральное произведение И. Крамского - картина «Христос в пустыне» (1872 г.). В 1880-е гг. получили известность картины Крамского «Неизвестная» (1883 г.), «Неутешное горе» (1884 г.). Полотна эти отличаются мастерством раскрытия сложных душевных переживаний, характеров и судеб.

Крузенштерн Иван Федорович (1770-1846). Выдающийся мореплаватель и океанограф, российский военный моряк. Основатель Военно-Морской академии, один из учредителей Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803-1805). Открыл Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, положил начало систематическим глубоководным исследованиям Мирового океана. Нанес на карту побережье о. Сахалин (ок. 1000 км). Автор «Атласа Южного моря» (т. 1-2, 1823-1826 гг.). Адмирал.

Куинджи Архип Иванович (1841-1910). Живописец-пейзажист. Родился в Мариуполе, в семье сапожника-грека. Живописи обучился самостоятельно, а затем в Петербургской Академии художеств. Член Товарищества передвижных выставок.

Создавал пейзажи, рассчитанные на конкретные социальные ассоциации в духе передвижников («Забытая деревня», 1874 г., «Чумацкий тракт», 1873). В зрелых произведениях Куинджи мастерски применял композиционные приемы и световые эффекты («Украинская ночь», 1876 г.; «Березовая роща», 1879 г.; «После грозы», 1879 г.; «Ночь на Днепре», 1880 г.).

А.И. Куинджи преподавал в Академии художеств (профессор с 1892 г., действительный член с 1893 г.). Уволен в 1897 г. за поддержку студенческих волнений. В 1909 г. выступил инициатором создания Общества художников (позже - Общество имени А.И. Куинджи). Учитель ряда известных художников - Н.К. Рериха, А.А. Рылова и др.

Кюи Цезарь Антонович (1835-1918) - к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: