Общая психология, курс 1
Семинарское занятие № 1, 2
ТЕМА: Предмет психологии в основных психологических направлениях.
Цель: Раскрыть сущность предмета психологии в разных подходах; проанализировать этапы становления психологии и дать характеристику донаучного и научного периодов.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие предмета психологии, цели и задачи курса.
2. Соотношение житейской и научной психологии.
3. Становление психологии как науки, этапы развития психологии.
4. Характеристика донаучного периода развития психологии.
5. Возникновение научной психологии.
6. Основные направления западной психологии:
- бихевиоризм;
- психоанализ;
- гештальтпсихология;
- когнитивная психология;
- генетическая психология Ж.Пиаже;
- гуманистическая психология.
7. Развитие отечественной психологии.
8. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
9. Отрасли психологии.
ЗАДАНИЕ СРС
Изучить указанную литературу, подготовиться к ответам на вопросы.
Написать реферат по одному из указанных направлений.
Законспектировать: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. – С. 206-222 (культурно-историческая концепция Л.С.Выготского).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000. – С. 12-69.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 13-78.
Дополнительная литература:
Воробьева Л.И. Гуманистическая психология: предмет и задачи //Вопросы психологии. 1995. №2.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. – С. 9-98.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. – 22-84.
Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992. Т.1. Гл. 2.
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. /Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1999. – С.5-33.
Семинарское занятие № 3
ТЕМА: Методы исследования в психологии.
ЦЕЛЬ: Раскрыть сущность понятия «метод», «методология». Дать классификацию методов исследования. Охарактеризовать методы объяснительной, описательной и практической психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о методах и методологии.
2. Классификация методов исследования (по Орлову, Ананьеву).
3. Охарактеризовать методы познания человека (по Слободчикову):
- объективные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, анализ продуктов деятельности, опрос;
- методы описательной психологии: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира человека, интуиция, герменевтика;
- методы практической психологии.
4. Этапы психологического исследования.
5. Статистическая обработка результатов психологического исследования:
- первоначальная обработка результатов психологического исследования: упорядочивание данных, группировка данных, табулирование, графическое представление статистического распределения;
- основные виды средних значений и их вычисление: средняя арифметическая величина, медиана:
- коэффициент корреляции, коэффициент ранговой корреляции.
ЗАДАНИЕ СРС:
1. Изучить указанную литературу.
2. Подготовиться к ответам на вопросы 1, 2, 3,4,5.
3. Законспектировать статью А.Б.Орлова.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Орлов А.Б. Основные исследовательские методы в психологии //Вопросы психологии. 1981, № 1 (конспект).
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2000.
Дополнительная литература:
Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. – М., 1992. С. 110-117.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. С. 101-142.
Семинарское занятие № 4.
ТЕМА: Деятельность.
Цель: Раскрыть психологическую структуру деятельности, выделить ее основные компоненты. Охарактеризовать основные виды деятельности и закономерности ее развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «деятельность», многомерность категории «деятельность».
2. Отличие деятельности от активности животных.
3. Психологическое строение деятельности (уровневое и фазное) по А.Н.Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.
4. Закономерности развития деятельности (В.В.Давыдов).
5. Психологическая характеристика основных видов деятельности.
6. Автоматизированные компоненты деятельности: умения и навыки.
Задание СРС
Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.
Знать основные понятия по теме.
Основная литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: 2001. С.99-134.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 200. С.122-135.
Дополнительная литература:
Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. – М.: 1994. С.124-148.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 1999. С. 465.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: 1995.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1982
Семинарское занятие №5
Тема: Общение
Цель: Раскрыть ключевые понятия темы. Рассмотреть основные функции, виды, этапы и способы общения.
Вопросы для обсуждения:
1. Раскрыть понятие общения. Подходы к пониманию общения в психологии.
2. Функции общения:
- интерактивная функция;
- коммуникативная функция;
- перцептивная функция.
3 Виды общения в зависимости от контингента, по продолжительности, по включенности, по завершенности.
4.Способы общения: вербальные, невербальные
5.Способы воздействия в процессе общения.
6.Стратегия общения.
7.Этапы общения.
Задание:
Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.
Изучить задания и решить следующие проблемные ситуации:
1. При каких условиях объем информацией приобретает характер общения? Какие причины могут стать препятствием в этом процессе?
2. Общаясь между собой, собеседники иногда не могут найти единого мнения относительно предмета общения. Определите вероятные причины, которые могут осложнить процесс взаимопонимания.
3. Тождественны ли в психологическом и содержательном отношении понятия «отсутствие тактичности в общении» и «бестактность»? Обоснуйте свой ответ.
Основная литература:
Максименко С.Д. Общая психология. – М., 1999. С. 146 – 159.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека – М.,1995. С.137 – 152.
Дополнительная литература:
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
Коломенский Я.Л. Психология общения. М., 1974
Семинарское занятие № 6.
Тема: Сознание и самосознание человека.
Цель: Раскрыть сущность категории сознания; выделить уровни развития сознания и формы проявления самосознания; дать характеристику механизмам психологической защиты.
Вопросы для обсуждения:
1. Категория сознания в психологии.
2. Психологическая структура сознания:
2.1. Сознательное и бессознательное;
2.2. Уровни сознания.
3. Характеристика самосознания.Формы самосознания (самопознание; самооценка; самоконтроль; самопринятие).
4. Понятие о механизмах психологической защиты.
Задание СРС:
Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.
Самостоятельно изучить 5 вопрос: «Механизмы психологической защиты».
Законспектировать статьи: В.И.Журбина //Вопросы психологии. 1990. №4; Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания.//Вопросы психологии. 1991. № 2.
Основная литература:
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2000. С. 88-105.
Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса. //Вопросы психологии. 1990. №4.
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания.//Вопросы психологии. 1991. № 2.
Дополнительная литература:
Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. – М.6 1991.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: 1999. С.134-150.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: 1992. С. 52.
СтоляренкоЛ.Д. Основы общей психологии. – Ростов н/Дону, 2002.- С. 220-230.
Семинарское занятие № 7
Тема: Личность
Цель: раскрыть содержание понятия «личность», «индивидуальность»; проанализировать теории личности и рассмотреть структуру и механизмы развития личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие о личности.
2. Теории личности.
3. Структура личности.
4. Системный подход к изучению личности.
5. Психологические образования личности.
6. Формирование и развитие личности.
Задание СРС:
Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.
Подготовить реферат по теме (Теории личности в психологии).
Основная литература:
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 365-405.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. 2000. С. 470-510
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб. 1999.
Дополнительная литература:
Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2-х т. – Самара, 1999.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.- С.332-360.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. С. 634-644.
СтоляренкоЛ.Д. Основы общей психологии. – Ростов н/Дону, 2002.- С. 264-273.
Семинарское занятие № 8.
Тема: Потребности, мотивы и мотивация человека.
Цель: Разносторонне охарактеризовать потребностно-мотивационную сферу человека и основные подходы к ее изучению, а также ее роль в психической жизни.
Вопросы для обсуждения:
1. Дать характеристику и классификацию потребностей человека.
2. Раскрыть понятие мотива и мотивации поведения человека.
3. Структура и особенности мотивации.
4. Психологические теории мотивации.
5. Охарактеризовать осознаваемые мотивы.
6. Охарактеризовать неосознаваемые мотивы.
7. Раскрыть понятие направленности. Установка в направленности личности.
Задание СРС
Подготовиться к ответам на вопросы.
Изучить указанную литературу.
Основная литература:
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: 2000. С.21-045, 46-64.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2000. С. 511-534.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 129-172.
Дополнительная литература:
Слободчитов В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.:1995. С.255-262
Занюк С. Психология мотивации.- Киев, 2001. – С. 5-27, 144-152.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.