Диагностическая работа по русскому языку и литературе
По отслеживанию уровня сформированности УУД
Класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку и литературе даётся 45 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.
Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
1) XXI век называют веком информационных технологий. 2) Интернет заменил книги. 3) Теперь ответ на любой вопрос можно получить одним нажатием клавиши. 4) Это облегчает процесс обучения. 5) В условиях, когда информация играет главную роль, получение хорошего образования становится основной целью современного человека. 6)Хорошо это или плохо? 7)Уверена: учиться нужно всегда, везде и всем независимо от возраста, социального положения и материального достатка. 8) «Но зачем?» - спросите вы. 9) Ведь в наше время можно получить хорошую работу и не имея образования… 10) Оказывается, дело тут не в материальной выгоде, но в духовной, прежде всего. 11) Учиться надо, чтобы развивать свои способности. 12) Они есть у каждого, но если их не развивать, то способности постепенно иcчезнут. 13) Приятно быть человеком, у которого ни к чему нет таланта? 14) Конечно, нет! 15) Поэтому мы идем в детский сад, в школу, в кружки и клубы по интересам. 16) Там преподаватели помогают нам не только обнаружить талант, но и привить интерес к чему-то новому. 17) Развитие способностей - важный шаг к становлению личности. 18) Учиться надо, чтобы обогащать внутренний мир, развивать чувство прекрасного. 19) Умение насладиться произведениями искусства и по достоинству оценить их может только человек просвещенный. 20) Образование помогает сформировать богатое мировоззрение, которое играет далеко не маловажную роль, к примеру, в выборе профессии. 21) Чтобы получить хорошую работу, тоже надо много знать, понимать и уметь. 22) И дело даже не в зарплате. 23) Можно иметь высокооплачиваемую, но скучную работу, а можно иметь не просто высокооплачиваемую, но еще и интересную. 24) Конечно, в наше время найти такую работу непросто, однако возможно, если очень захотеть. 25) Хорошее образование, владение языками и разносторонние знания, несомненно, могут помочь при устройстве на работу. 26) Учиться надо, чтобы реализовать свой потенциал. 27) Умный, образованный и эрудированный человек способен реализовать себя во всем, за что бы ни взялся. 28) Образование помогает развивать коммуникативные способности. 29) Умение налаживать контакты с людьми разных возрастов и разных социальных групп всегда будет цениться. 30) Случайная беседа, например, о погоде может в дальнейшем вылиться в сотрудничество или даже дружбу. 31) Образованному и коммуникабельному легче принять верное решение, найти правильный выход из затруднительного положения и стать счастливым. 32) Образованному человеку легче найти свое место в обществе. 33) Чтобы правильно оценить свои возможности, нужно быть грамотным и просвещенным. 34) Грамотному человеку легче адаптироваться к переменам в жизни, потому что жизнь постоянно развивается не только в технологическом плане, но и в идеологическом и психологическом. 35) Во времена буржуазной революции во Франции людям, прожившим в обществе с устоявшимися ценностями, пришлось полностью менять уклад собственной жизни. 36) Кто имел права и свободы - оказался в неволе, а кто жил без прав - обрел их. 37) Перестроиться сумели те, кто был грамотен. 38)Человек не должен останавливаться в своем развитии, так как жизнь не стоит на месте. 39) Каждый день появляется что-то новое, открывается что-то неизвестное. 40) Знать все на свете невозможно, но нужно к этому стремиться, потому что нет предела человеческому совершенству.
(По материалам Интернета)
Задание 1. Какое требование по форме и содержанию текста не выполнено в данном случае? Сколько в тексте абзацев? Укажите начало каждого абзаца по образцу: 1 - (№ предложения), 2 – (№ предложения)
Задание 2. Пользуясь информацией из вышеприведенной статьи, выпишите аргументы о пользе учения, с которыми Вы согласны.
Задание 3. Сформулируйте своё мнение о том, почему надо учиться.Какой вывод можно сделать на основании полученной из текста информации и Вашего мнения? Сформулируйте и запишите вывод, подтверждая двумя собственными аргументами.
Задание 4. Оцени свою работу, поставь V в нужной графе.
0 – не получается, не умею, не понимаю.
1 – могу выполнить с помощью учителя
2 – могу сделать самостоятельно, все понимаю
Наименование | |||
Я могу прочитать текст и выбрать из него нужную информацию | |||
Я знаю, как определять, на какой вопрос отвечает автор этой статьи | |||
Я умею сформулировать вопрос к тексту | |||
Я умею определить микротемы текста и разделить его на смысловые части | |||
Я умею формировать выборку из источника для получения результата | |||
Я четко формулирую вывод на основании полученной из текста информации |
Задание 5. Выпишите из текста все синонимы к слову «образованный».
Задание 6. Из предложений 9 -20 выпишите вводные слова.
Задание 7. Среди предложений 1- 9 найдите односоставные предложения, простые и входящие в состав сложных. Укажите номера этих предложений.
Задание 8. Какие из указанных ниже разделов учебников по русскому языку нужно повторить, чтобы не допустить ошибок в заданиях 5, 6, 7? Запишите номера разделов и обоснуйте.
- Служебные части речи
- Простое односоставное предложение
- Словосочетание
- Сложное предложение
- Самостоятельные части речи
- Однородные члены предложения
- Орфография
- Обособленные члены предложения
- Лексика
- Простое осложнённое предложение
Задание 9. Переведите информацию «Виды односоставных предложений» из текстовой в графическую.
- Назывные (номинативные) предложения — это такие односоставные предложения, в которых главный член, подлежащее, обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют.
- Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником. Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении. В таких предложениях глагол своей формой указывает на вполне определённое лицо.
- Неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом. Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3-го л. мн. ч. настоящего или будущего времени, или в форме мн. ч. прошедшего времени, или глаголом условного наклонения.
- Безличные предложения называют действие или состояние, которое совершается без участия действующего лица. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.
- К обобщённо-личным предложениям относят пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.
- Задание 10. Укажите в каждой группе слово с проверяемой орфограммой. Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание? Назовите эти орфограммы, приведите по 2 примера к каждой группе.
А) р…стение, отр…вление, оз…рение, прекл…нение
Б) коври…ка, астрона..т, ландша…т, ку..ши
В) ч…порный, трущ…ба, ш…рник, ж…рдочка
Г) бесед…вать, застр…вать, затм…вать, продл…вать
Задание 11. Напишите сочинение с рекомендациями «Нужно ли заниматься самообразованием?»
Вопросы-помощники:
⋅ Что лучше – самообразование или формальное обучение и почему?
⋅ С чего можно начать свое самообразование?
⋅ Какова роль чтения и общения в самообразовании?
⋅ Что самое сложное в самообразовании?
Спецификация