Деятельностный подход в психологии. С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.




Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. С.Л.Рубинштейн. сформул принцип единства сознания и деятельности – психич или сознат не управл деятельностью из вне, а сост с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом деятельности (образы, навыки) 1-ое следствие: деят выд как самостоят предмет психологич исслед. 2-ое следствие: деятельность как объяснительный принцип. Деятельностный подход был впервые обозначен Леонтьевым при рассмотрении принципа творческой самодеятельности (любая Д. явл самостоятельной и творческой). Субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Исходным в теории Рубинштейна выступает действие, проникающее в объективную действительность. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. А. Н Леонтьев. Выдвинул принцип единства психики и деят. Осн. принцип: внутренняя психич деят возникает в проц интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности[1], присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.). Практическая деят имеет принципиально то же строение. Следствие: изуч практическую деятельность человека, мы изуч закономерность психической деятельности. Управляя организацией практич деят, мы управл организацией психич деят. В рез-те интериоризации складываются некие внутр структуры. Они интегрируются и пребразуются, они становятся основой для порождения внешней действий, т.е. это проц перехода внутр во внешн обознач как экстериоризация. Один из важнейших принципов теории деят - принцип интериоризации-экстериоризации. Структура деят с точки зрения Леонтьева. Деят представл собой форму активности. Активность побуждается потребностью. Потребность – это сост нужды в опред условиях норм функционирования индивида. Не обяз биологич. Потребность не переживается индивидом как таковая, она представл как переживание дискомфорта, проявл в поисковой активности. В ходе поиска происходит встреча потребности с ее предметом, т.е. происходит фиксация на предмете, кот-ый может эту потребность удовлетворить. Не обязательно материальный предмет. С момента встречи активность становится направленной, т.е. потребность опредмечивается и становится мотивом. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Деят – это совокупность действий, кот-ые вызываются мотивом, т.о. действие – это главн структурная единица деят. Действие – проц направл на достижение цели. Цель – представл собой осознанный образ желаемого результата. Цель отделяется от мотива, т.е. образ действий отделяется от того, ради чего осущ деят. Смысл представл собой отношение цели деят к мотиву. Операции – опред способы соотношения с конкретной ситуацией. Условия – внешн обстоятельства и возможные внутр св-ва самого субъекта. Задача – цель, заданная в опред условиях. Сдвиг мотива на цель - Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.


23. генетическая психология. Основатель – Жан Пиаже. Теория построена на основе логики и биологии. Основой психического развития явл развитие интеллекта.. Изучает не внешн признаки, а проц, приводящие к их возникновению (причины). Пиаже был одним из 1ых кто начал работать с детьми. Этапы психич развития – это этапы развития интеллекта, через кот-ые постепенно проходит ребенок в формировании ситуации. Основой этой схемы явл логическое мышление. Схема имеет качественные отличия в разных возрастах. Формируется во взаимодейств с окруж средой Пиаже предположил, что сущ-ют врожденные принципы, организующие этот проц. наиболее важные – адаптация (активное взаимодействие сол средой) и организация (трансформация комбинации простых физических и психич структур в более сложные) Интеллект явл стержнем развития психики, благодаря ему происходит построение правильной схемы окружающего мира, что и обеспечивает адаптацию схема дается во внешнем мире и вырабатывается посредством активного взаимодействия со средой. 2 мех-ма построения схемы: ассимиляция (схема жесткая, не изм, при изм условий, все изм чел-к пытается втиснуть в заданные рамки (игра)), аккомодация (связана с изм готовой схемы. Схема становится адекватной). Развитие – чередование ассимиляции и аккомодации. Проц развития мышления – экстериоризации, т.е. мышл изнач появл как аутистическое (самая ранняя форма детского мышления, в которой отражаются желания и фантазии ребенка без учета условий и требований реальности.), внутр, затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реальным. Таков же проц развития речи – из эгоцентрической (для себя) становится социальной (для других). Критика Пиаже со стороны др психологов (Выгодский): 1) аутистическое мышление более сложное и оно не может предшествовать реалистич в проц развития. 2) эгоцентрич речь явл промежуточной между внеш и внутр, а не наоборот, как говорил Пиаже. Пиаже выделял след особенности детского мышления: Эгоцентризм (реб не умеет вставать на чужую точку зрения); Синкретизм (нерасчлененность детского мышления); Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее); Артифициализм (искусственность мира, созд чел-ок для своих целей); Анимизм (одушевление внеш мира); Нечувствительность к противоречиям. На 2-ом этапе своих исследований, Пиаже приходит к выводу, что мышление тесно связанно не с речью, а с развитием мыслительных операций. Развитие связано с интериоризацией. Говорил, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта: Сенсомоторный интеллект (0-2 года) (постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсомоторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.) Дооперациональная (2-7 лет) (на стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсомоторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.) Стадия конкретных операций (7-11 лет) (действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.) Стадия формальных операций (11-15 лет) (способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.). Пиаже первым понял и исследовал специфику мышления ребенка и отличия его мышления от мышления взрослого.

характеристика сенсорной психики. Элементарная сенсорная психика - реакция на отдельный изолированный многофазный акт. Сенсорная психика проявляется у животных от отдельных насекомых до некоторых позвоночных. на стадии Эл-сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные св-ва внешних воздействий. Элементарной формой научения у простейших организмов, аходящихся на стадии элементарной сенсорной психики, является привыкание. Фабри вводит разд на 2 уровня: высший и низший. Низший Ур-нь: Многие простейшие. Способны к достаточно сложным перемещ в пространстве. Их движ совершаются или в сторону благоприятной среды (положительные таксисы- способность в обучении минимуму, выр-ся в основном в привыкании) или же в сторону то неблагоприятных условий (отриц таксисы). У простейших обнаруж формы индивидуального научения. Проявл в основном в эффектах привыкания. Возможно, что простейшие способны к ассоциативному научению, т.е. к выработке условных реакций. Простейшие реагируют на абиотические воздействия среды, и притом на отд ее св-ва (признаки психики вообще и ее элементарной сенсорной формы в частности). Отчетливо выступает приспособительная функция психики: она выражается в ориентированном поведении (полож и отриц таксисы). У некоторых простейших (эвглена зеленая) можно наблюдать преемственную связь между раздражимостью и чувствительностью. Высший Ур-нь: кольчатые черви строят домики-трубки из частиц, кот-ые они собирают на дне, если заползает чужак, они вступают с ним в бой. У виноградной улитки наблюдаются брачные игры. Многощетинковые черви научаются после нескольких проб дифференцировать по побочным физич признакам кусочки настоящей пищи и подделки в виде комков бумаги, смоченных соком жертвы. Таким образом, животные с элементарной сенсорной психикой: реагируют на отдельное воздействующее свойство (или совокупность отдельных свойств) в силу существующей связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных; имеют отражение действительности в форме чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форме элементарного ощущения; привыкание выступает у них в качестве элементарной формы научения.

27. характеристика интеллекта животных. Под интеллектом у животных понимается совокупность сложных когнитивных способностей, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках сравнительной психологии. По мере накопления эмпирического материала касательно поведения животных, натуралистами и зоопсихологами, обнаружилось, что не все поведенческие акты могут быть объяснены инстинктами или научением. Жизнь животных подвержена влиянию эмоций и мотивов. Они обладают способностью планировать и строить логические предположения, находить решения в новых ситуациях, общаться с представителями других видов (в том числе и с человеком), то есть — обладают интеллектом. К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению поведенческих задач (мышление), способность к коммуникации. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга. Интеллект является вершиной развития психики животных. В настоящее время имеются свидетельства наличия зачатков интеллектуальной деятельности у широкого числа позвоночных животных. Тем не менее интеллект в животном мире представляет собой довольно редкое явление. Память и научение. Даже врождённые формы поведения требуют определённой доработки. Способность к научению свойственна почти всем животным, за исключением самых примитивных. Долгое время среди учёных шли ожесточённые споры о том, какой из факторов — наследственность или влияние окружающей среды является наиболее важным для формирования поведения. Сейчас уже не вызывает сомнений, что оба фактора являются строго необходимыми, естественно для разных групп животных, форм поведения и этапов развития соотношение внутренних и внешних факторов будет различным. Научение не требует наличия интеллекта. Среди животных распространено обучение на собственном примере. Язык и коммуникации. Широко известные говорящие птицы (майны, попугаи ара) способны подражать голосам людей. Хотя и имеются свидетельства о том, что некоторые говорящие птицы способны использовать свои подражательные способности для нужд межвидовой коммуникации, учёные весьма скептически относятся к попыткам обучения птиц человеческому языку. Куда более благосклонно воспринимаются эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку. Поскольку, из-за анатомо-физиологических особенностей, обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческой речи, их обучали использованию жестов или карточек с иероглифическими изображениями. Несмотря на трудоёмкость, попытки обучения человекообразных обезьян человеческому языку предпринимались неоднократно. Также у животных возможна межвидовая коммуникация. Дельфины являются общественными животными, оказывающими помощь друг другу. Широко распространена совместная стайная охота у млекопитающих и некоторых птиц, существуют также случаи межвидовой скоординированной охоты. Орудийная деятельность и строительство. Долгое время считалось, что способность создавать и использовать орудия труда свойственна только человеку. В настоящее время имеется большое количество свидетельств активного и целенаправленного использования животными орудий труда. При помощи палок обезьяны (шимпанзе) извлекают труднодоступную пищу (термитов из термитника, съедобных корней из земли), охотятся и даже измеряют глубину. При помощи камней обезьяны раскалывают орехи (молодым обезьянам приходится долго этому учиться) и могут даже использовать несколько дополняющих друг друга инструментов. Грифы разбивают яйца страусов, сбрасывая на них камни. Высокие интеллектуальные способности демонстрируют грачи, способные делать и использовать относительно сложные инструменты. Мышление. Сейчас достоверно установлено, что мышление свойственно не только приматам. В последнее время были получены данные о способности новокаледонских ворон к установлению причинно-следственных связей. Математические способности. Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов. Искусcтво. Слоны пишут картины не только в стиле абстрактного экспрессионизма, но и со вполне ясными и чёткими образами, дельфины создают сложные композиции из больших пузырей воздуха, стабилизируемых быстрым вращением воды на время в несколько минут, птицы шалашники создают украшенные беседки и завлекают самок танцами. Главные особенности психич деят животных: 1) вся активность жив-ых оперд биологич мотивами; 2) деят жив-ых огранич рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия; 3) основу повед жив-ых во всех сферах жизни, включ язык и общение, сост наследственные видовые программы. Научение у них огранич приобретением индивидуального опыта, благодаря ко-ому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям сущ-ия индивида; 4) отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры.

29. происхождение и структура сознания. Сознание — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Классики марксизма высказывали мысль о том, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Эти положения получили конкретно-психологическую разработку в работах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева. Гипотеза о происхождении сознания А.Н.Леонтьева. сознательное отражение – это отражение предметной действительности, в кот-ой выд-ют все ее объективные устойчивые св-ва. С появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно». Толчком к возникн сознания послужило появл новой форсы деят – коллективного труда. Всякий совместный труд предполаг раздел труда. разн члены коллектива начинают выполнять разные операции: одни операции сразу приводят к биологически активному результату, другие такого же результата не дают, а выступают как условия его достижения. Сами по себе такие операции биологически бессмысленны. В условиях коллективного труда впервые появл такие операции, кот-ые не направл прямо на предмет потребности – биологич мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат. В рамках индивид деят это результат становится самостоят целью. Для субъекта цель деят отделяется от ее мотива, соответственно в деят выделяется новая единица – действие. В плане психич отражения это сопроваждается переживанием смысла действия. Смысл – отражение отношения цели действия к мотиву. Для успешного выполнения действия необходимо развитие беспристрастного типа познания действительности. Здесь и появл роль 2ого фактора развития сознания – речи и языка. Скорее всего 1ые элементы человеч речи появились в ходе выполнения совместных трудовых операций. 1ые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были так же приказы, адресованные партнеру по совместным действиям. Процессы развития труда и языка шли параллельно, т.к. происходило усложнение форм труда, расширения круга предметов и орудий. Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А.Н.Леонтьеву, основными образующими человеч сознания. Трехаспектная структура сознания Леонтьева. 1) чувственная ткань сознания (чувственные впечатления, образы) осн ф-ия: созд чувства реальности внешнего мира. Он проводил исслед с людьми потерявшими кисти рук и зрение. Они говорили об утрате связи с реальностью, их сознание не стало ущербным. 2) Значения. Совокупность знач вкл в себя не только лингвистические знач языка, но и знач событий и состояний. В универсальных событиях представлен весь опыт культуры, общественные св-ва предметов. Знач могут различ для разных людей. Культ опыт обучлавливает различн понимания знач в нашей индивидуальной сист знач. Оно может приобретать доп знач (слово «немец» в СССР) психосимантика изуч генезис и строение конкретных значений. 3) личностный смысл (Л.С.). Фиксирует то, что событие значит для чел-ка лично, как оно соотносится с его сист мотивов. Л.С. задает пристрастность нашего сознания. Он отражает опыт индивид деят. Делает сознание «моим»

31. психика и нервная сист. Нерв сист не явл необходим предпосылкой возникновения психики. Уже на стадии элементарно сенсорной психики возникает неразрывная связь психики с нервным субстратом. Если повредить нервную систему человека, или животного, особенно мозг, но неизбежно возникнут расстройства в психической деятельности. Нарушаются зрение, слух, движение, память, мышление. Отсюда следует заключение, что психическая деятельность зависит от его нервной системы, Нервная система делится на центральную и периферическую. ЦНС - это мозг (головной, промежуточный и спинной), периферическая НСсоматическая (произвольные движ мышц тела, 31 пара спинно-мозговых нервов, 12 пар черепно-мозговых) и вегетативная (непроизвол. ф-и организма. Симпатическая - активизация сист организма и парасимпатическая - расслабл сист орг-ма). Сп мозг служит проводником сверху-вниз и наоборот, связ-им гол мозг с перефирич НС. На его ур-не происходят простейшие рефлексы (коленный). Строение и ф-ии гол мозга. Явл регулятором всех физиологич сост. Гол мозг: -ствол мозга (самый эволюционно древний отдел): продолговатый м. (сердцебиение, сосание, жевание, кашель); варолиев мост (мигание, моторика кишечника); средний мозг (передаточный центр, через кот-ый проходят пучки нервн волокон). позади варолиева моста – мозжечок (прикрыт КБП) отвеч за движения. –промежуточный мозг: таламус (парн орган); гипоталамус (физиологич особенности, связь с другими мозговыми структурами, гормоны, центр удовольствия); лимбическая сист. (пучок волокон, связь гипоталамуса, гиппокампа и миндалины); миндалины (2 парных сгустка нейронов, агрессия, страх); гиппокамп (эмоц проц, память). –передний мозг. У чел-ка достигает максимальных размеров. Сост из 2х полушарий, покрытых корой. Бел. вещ-во БП вкл в себя группу ядер, кот-ые координируют двигат реакции. Сер вещ-во покрыв БП, собираясь в складки. S коры = 2500 см3. именно на КБП возлагаются ф-я осуществл сложных человеч ф-й в частности осознания. – кора головного мозга. КБП представл собой слой нейронов толщиной в 3 мм, К каждого П представл собой 6 долей: лобная, затылочная, теменная, височная, мозолистое тело, островок. Выд-ют зоны 3х типов: 1) сенсорные зоны (получ инф-ию от рецепторов). а) зона общ чувтсвительности – теменная доля; б) зона зрит чувств. – затылочная; в) слуховой – височная; г) вкусовой – нижн часть теменной доли. Поврежд какой-л из эти зон приведет к наруш чувствительности. 2) моторные зоны (управл нашими движ) произвольные движ – лобная доля. Сенсорные и моторные зоны наз-ся ещё проекционными. 3) ассоциативные зоны (до 75% S всей коры) не задействованы в выполнении мот и сенсорных ф-ий. Принимают участие в протекании высших психич проц-ов. Повреждение лобных долей делает чел-ка мыслящим по принципу «здесь и сейчас» при поражении зоны Брока (передняя лобная доля) чел-к теряет способность произносить слова. При пораж зоны Вернике (верхнезадний участок височной доли) - способность понимать речь, обращ-ую к нему. В осуществл даже самых простых ф-ий задействовано множество участков.

 

 

33. концепция системно-функциональной организации деят мозга (А.Р.Лурия). в истории психологии сущ-ет 2 крайних позиции, как определятся место психич ф-ий в мозге. Локализационизм (каждый уч-ок мозга отвеч за опред ф-ию, при поражении опред уч-ка, страдают тольбко опред ф-ии) и антилокализационазим (психич ф-и-это рез-т работы мозга в целом. При пораж мозговой структуры страдает вся психика). По мнению Лурия высшие психич ф-и (ВПФ) представл собой функциональную сист., и каждая из этих сист включ в себя несколько звеньев. Под функцией здесь понимается деятельность, направл на решение задачи. Каждая задача функциональной сист явл постоянной. Термин функ-ые сист был введен Анохиным для описания проц организма в момент взаимодействия со средой. Пример: дыхание. Продолговатый мозг раздражается концентрацией кислорода в крови. Если нарушить одну структуру, начнет действовать другая. Звенья, входящии в функциональную сист, не имеют фиксир структуру, а обладают взаимозаменяемостью. Лурия предложил теорию системной динамической локализации. Если дыхание представл собой такую сложную сист, то, ее функционирование не может быть ограничено лишь одним участком. Структуры мозга функционально многозначны, т.е. могут включатся в различные ф-ии сист. Концепция Лурия дала возможность исп ее в клинич практике. Если какое-то звено поражено, то есть возможность заменить и компенсировать это звено. Афферентная моторная афазия (кровоизлияние в мозг)- больной не может прав произносить слова, он путает звуки, близкие по артикуляции (б/п, л/н и т.д.) программа направлена на созд новых сист для произношения этих звуков. ВПФ выстроены заново, замещены автоматизмом.

16.

 

Психоанализ.

 

З. Фрейд

Идея – норма познается через болезнь.

Психика состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного (его содержание недоступно осознанию).

Инстинкты – часть стимуляции, которая исходит от тела. Цель: устранение стимуляции при помощи 2х типов поведения (еда, секс. активность). Есть 2 группы инстинктов – жизни (голод, жажда, секс; направлены на выживание) и смерти(направлены во внутрь – суицид; направлены вовне - агрессия). Инстинкты содержат 3 гипотетические структуры:

1. Ид (оно)- здесь содержатся бессознательные инстинкты, требующие немедленного удовлетворения.

2. Эго (я)- располагается в сознательном и бессознательном. «Арена борьбы» Ид и Супер – Эго. Супер –Эго подавляет все порывы Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я)- формируется в процессе жизни как модель правильного поведения.

Механизмом формирования Супер –Эго является идентификация с близкими взрослыми своего пола. В процессе идентификации возникают Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.

Защитные механизмы – определенные типы поведения, призванные защитить Эго от тревоги. Фрейд выделял: вытеснение, регрессию, рационаоизацию, проекцию, сублемацию.

Либидо - сила, в которой выражается сексуальное влечение.

Психосексуальные стадии развития:

Основное психическое развитие происходит до 5 лет. Здесь коренятся все истоки взрослых проблем.

1. Оральная (от рожд до 2 лет)- все первичные удовольствия связаны с ротовой полостью. При патологии происходит фиксация.

2. Анальная (с 2 до 3 лет) – эрогенная зона- органы выделения. Чрезвычайная активность или полный отказ говорят о фактах неповиновения.

3. Фаллическая (4года)- Основное внимание сосредоточено на эротическом удовлетворении. Формируется Эдипов комплекс. Влечение к родителю противоположного пола и неприятие родителя своего пола. Потом ребенок начинает отождествляет себя с родителем своего пола; важен опыт отношения ребенка к противоположному полу.

4. Латентный период (5-12 лет) - спад в сексуальном развитии

5. Генитальная стадия (с 12 лет)– основное значение принимает гетеросексуальное поведение.

 

А. Адлер см. в билете 17

К. Юнг

 

К. Хорни (Неофрейдизм) Базальная тревожность - глубокое чувство одиночества и беспомощности.  
Э. Эриксон (Неофрейдизм) Идея среды, цельности личности, необходимости постоянного развития и творчества личности.  

 

18.

Гештальтпсихология.

Конец 19в, начало 20в

Переводится, как психология формы.

Основной принцип гештальт психологии - принцип «здесь и сейчас».

Деятели психологии Идеи, теории
М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёллер. Идея – целостный образ сразу возник как целостный. В основе психики лежат не отдельные элементы структуры сознания, а целостные фигуры (гештальты), свойства которых не являются свойствами их частей. Развитие отождествляется с ростом и дифференциацией гештальта.   Фи-феномен - восприятие движения возможно при отсутствии самого движения (Вертгеймер).   При рассмотрении вопросов творческого мышления, гештальтпсихология получила названиеинсайт– переход от неправильной структуры к правильной.   Принцип изоморфизма: Психические гештальты изоморфны физически и психофизически. Процессы, происходящие в коре головного мозга, сходны с процессами, происходящими во внешнем мире, и осознаются нами. Для осознания переживания нужно отключиться от прошлого опыта.   Законы гештальта: 1. закон фигуры и фона – Человек воспринимает фигуру, как замкнуто целое, расположенное впереди фона. Если отдельные части рисунка могут восприниматься и в качестве фигуры и в качестве фона, то возникает двойственное восприятие. 2. закон транспозиции – психика реагирует на соотношение раздражителей. 3. закон прегнантности (закон хорошей формы) – в психике есть установка – придавать предметам законченную форму. 4. закон константности – образ вещи стремится к постоянству. 5. закон близости – объединение элементов в целостный образ, смежных во времени и пространстве. 6. закон замыкания – заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре.  
К. Левин «Теория поля». Рассматривал проблему личности. Образ мира формируется как целостность путем инсайта. Человек видит только психологическую картину мира. Поле - это система побудителей человеческой активности, которая существует здесь и сейчас в его психологическом пространстве. Поле напряжено. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Каждый предмет имеет определенный заряд (валентность). Когда предметы воздействуют на человека, возникает потребность. Полевое поведение - ситуации, в которых поведение человека определяется объектами поля.  
Б. Зейгарник Эффект Зейгарник - незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные в 1,9 раза.  

 

20.


Культурно-историческая теория Выготского:

Опирался на марксизм.

Проблема развития человеческого сознания, специфики психического мира человека, механизмов формирования психического мира.

По марксизму, отличие человеческой деятельности от животного поведения- сохранение орудий труда.

По Выготскому есть орудия сознания, направленные во внутрь. Благодаря им, есть логическое запоминание.

2 уровня:

Натуральные психические функции (НПФ) и Высшие психические функции (ВПФ).

 

Предметом психологии является история развития ВПФ:

НПФ даны человеку от природы - это механическое запоминание, непроизвольное внимание. ВПФ: целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание.

Важнейшей характеристикой ВПФ является опосредованность – ВПФ организуется благодаря ей.

 

Возникновение ВПФ:

Интериоризация (перенос во внутренний план социальных форм поведения в систему индивидуальных форм поведения). ВПФ возникает в процессе сотрудничества и социального общения; возникает на основе НПФ и на основе социогенеза. Возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком (средство, которое координирует и преобразует психическую жизнь человека; знак выступает как внешний вспомогательный стимул.) – центральный момент развития.

Каждая ВПФ в развитии проходит 2 стадии:

1. форма взаимодействия между людьми

2. внутренний процесс

Переход от интерпсихического (внешнего) к интрапсихическому (внутреннему) не является мгновенным – через общенеи человек овладевает ценностями культуры, овладевает знаками, основными состовляющими внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).

 

Проблема развития и обучения:

Обучение должно вести за собой развитие.

 

Существует расхождение в уровне трудности задач, которые ребенок может решить самостоятельно и под руководством взрослых. То, что ребенок может решить самостоятельно (ЗАР - зона актуального развития), под руководством взрослых (ЗБР- зона ближайшего развития).

Эффективно то обучение, которое забегает вперед развития.

 

Идеи Выготского оказали влияние на развитие психологии и определили основное направление на многие годы вперед.


 

22.

Гуманистическая психология

 

Рассматривает проблемы смысла/бытия, свободы/несвободы личности, жизни/смерти.

Возникает как противопоставление бихевиоризму по вопросам человека.

Первая конференция – 1964г в США



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: