Междисциплинарный экзамен
по специальности 050501 «Профессиональное обучение» (по отраслям)
отраслевая специализация «Программное обеспечение ВТ и АС »
Инструкция.
Тест состоит из 60 заданий:
- 25 заданий по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»;
- 10 заданий по дисциплине «Общая и профессиональная психология;
- 25 заданий по дисциплине «Организация и методика профессионального обучения».
Время выполнения – 2 часа.
Вариант 1
№ | Вопрос (задание) | Ответ (результат задания) | Количество баллов | |||||||||||
Задания по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» | ||||||||||||||
В заданиях с 1 по 4 выбрать по одному верному ответу | ||||||||||||||
1. | Форма организации обучения, при которой обучащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними называется: а) практикум; б) в) экскурсия; г) факультатив. | б | ||||||||||||
2. | Форма организации обучения, служащая для закрепления и углубления знаний, умений, полученных на занятиях, предотвращения их забывания, развития индивидуальных склонностей и способностей, воли обучающихся называется: а) семинар; б) консультация; в) домашняя работа. | в | ||||||||||||
3. | Форма организации учебно-познавательной деятельности, при которой основное взаимодействие происходит, между двумя обучающимися называется: а) коллективная; б) парная; в) фронтальная. | б | ||||||||||||
4. | Какая группа методов воспитания направлена на формирование понятий, представлений, убеждений: а) методы стимулирования поведения и деятельности; б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения; в) методы формирования сознания. | в | ||||||||||||
Выбрать два верных ответа. | ||||||||||||||
5. | Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса: а) результатом являются нормы, ставшие внутренними регуляторами действий и поступков; б) педагогическое взаимодействие преимущественно ориентировано на интеллектуальную сферу личности; в) ведущими являются логический, когнитивный компоненты; г) преобладают ценностно-ориентационные, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты. | а, г | ||||||||||||
В заданиях с 6 по 7 выбрать по три верных ответа | ||||||||||||||
6. | Законодательство РФ в области образования включает в себя: а) Конституцию РФ; б) Гражданский кодекс; в) Федеральный закон «Об образовании»; г) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования. | а, в, г | ||||||||||||
7. | Характерными чертами урока производственного обучения являются: а) наличие инструктажа; б) проведение на производстве или в мастерских; в) длительность 45 минут; г) формирование первичных профессиональных знаний, умений, навыков, опыта. | а, б, г, | ||||||||||||
В заданиях с 8 по 9 выбрать по четыре верных ответа. | ||||||||||||||
8. | К основным компонентам содержания образования относятся: а) когнитивный опыт; б) опыт практической деятельности; в) коммуникативный опыт; г) опыт творческой деятельности; д) опыт эмоционально-ценностных отношений. | а, б, г, д | ||||||||||||
9. | К видам контроля относятся: а) предварительный; б) текущий; в) итоговый; г) повторный; д) отсроченный. | а, б, в, д | ||||||||||||
В заданиях с 10 по 12 выбрать верный ответ | ||||||||||||||
10. | С именем И.Г. Песталоцци большинство исследователей связывают оформление педагогики в самостоятельную науку: а) да; б) нет. | б | ||||||||||||
11. | Характерными чертами программированного обучения являются: разделение учебной информации на дозы, части, фрагменты с помощью указаний, что и как делать, обеспечение обратной связи, самопроверки результатов учебной деятельности: а) да; б) нет. | а | ||||||||||||
12. | Под коллективом А.С. Макаренко понимал «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением: а) да; б) нет. | а | ||||||||||||
Допишите пропущенные слова в заданиях с 13 по 17 | ||||||||||||||
13. | Метод исследования, предполагающий целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал называется … …. | педагогичес-кое наблюдение | ||||||||||||
14. | Под … понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. | технологией | ||||||||||||
15. | Метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путём повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обучающего взаимодействия обучающихся с педагогом в специально организованной индивидуальной деятельности называется …. | упражнение | ||||||||||||
16. | Эффективность применения форм воспитания во многом зависит от …. приобщения большего числа обучающихся в подготовку и проведение предстоящего мероприятия. | максималь-ного | ||||||||||||
17. | Учет принципа воспитания в коллективе и через коллектив предполагает … мастером профессионального обучения места каждого воспитанника в системе межличностных …. | изучение (выявление) отношений | ||||||||||||
Установите соответствие в заданиях с 18 по 21 | ||||||||||||||
18. |
| 1б, 2а, 3в | ||||||||||||
19. |
| 1а, 2в, 3б, | ||||||||||||
20. |
| 1в, 2а, 3б | ||||||||||||
21. |
| 1в, 2а, 3б | ||||||||||||
Установите правильную последовательность в заданиях с 22 по 24 | ||||||||||||||
22. | Установите правильную последовательность стадий профессионального становления личности: 1. Оптация. 2. Профессиональная подготовка. 3. Аморфная стадия. 4. Первичная профессионализация. 5. Профессиональная адаптация. 6. Профессиональное мастерство. 7. Вторичная профессионализация. | |||||||||||||
23. | Установите иерархию педагогических целей, начиная с высшей: 1) инициативные; 2) общественные; 3) государственные. | |||||||||||||
24. | Укажите правильную последовательность этапов научного познания: 1. Абстрактное мышление. 2. Практика. 3. Живое созерцание. | |||||||||||||
25. | Решить задачу: Пользуясь критериями (полнота, осознанность, действенность, прочность, правильность) оцените приведённые ниже результаты контроля качества усвоения обучающимся учебного материала. Результат обозначьте в баллах: «5» - владеет в полной мере (отлично); «4» - владеет достаточно (хорошо); «3» - владеет недостаточно (удовлетворительно); «2» - не владеет (неудовлетворительно). Ø обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и навыков в соответствии с программой; Ø сознательно излагает знания, выделяет главные положения в изучаемом материале и дает правильные ответы на видоизмененные вопросы; Ø свободно и уверенно применяет полученные знания на практике; Ø точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах, выполняет их уверенно и аккуратно. | |||||||||||||
Задания по дисциплине «Общая и профессиональная психология» | ||||||||||||||
Выбрать один верный ответ | ||||||||||||||
26. | Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, называется: а) эксперимент; б) контент-анализ; в) наблюдение; г) метод анализа продуктов деятельности. | в | ||||||||||||
Выбрать три верных ответа | ||||||||||||||
27. | К специальным педагогическим способностям относятся: а) педагогический такт; б) артистичность; в) способность к воспитанию детей; г) способность к педагогическому общению. | а, в, г | ||||||||||||
В заданиях с 28 по 29 выбрать верный ответ | ||||||||||||||
28. | Характер является врожденной характеристикой личности, темперамент формируется под воздействием окружающей среды: а) да; б) нет. | б | ||||||||||||
29. | Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности: а) нет; б) да. | б | ||||||||||||
Допишите пропущенные слова в заданиях с 30 по 33 | ||||||||||||||
30. | Предметом психологии являются … и психические явления как одного конкретного человека, так и … явления, наблюдаемые в группах и коллективах. | психика, психические | ||||||||||||
31. | Личность - это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо, обладающий..., способностью к трудовой … и находящийся в определенных отношениях с другими людьми. | речью, деятельности | ||||||||||||
32. | Специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе называется... … | педагогичес-кое общение | ||||||||||||
33. | … – это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива. | деятель-ность | ||||||||||||
34. |
| 1б, 2г, 3а, 4в | ||||||||||||
Установите правильную последовательность | ||||||||||||||
35. | Расположите в правильной последовательности компоненты деятельности, по степени их возникновения: 1) цель; 2) потребности; 3) действия; 4) мотивы. | |||||||||||||
Система менеджмента качества | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной и методической работе _______________ Л.В. Полоцкая «____» _____________ 2011 г. |
Тест итогового междисциплинарного экзамена
по специальности 050501 «Профессиональное обучение» (по отраслям)
отраслевая специализация «Программное обеспечение ВТ и АС»
Инструкция.
Тест состоит из 60 заданий:
- 25 заданий по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»;
- 10 заданий по дисциплине «Общая и профессиональная психология;
- 25 заданий по дисциплине «Организация и методика профессионального обучения».
Время выполнения – 2 часа.
Вариант 2
№ | Вопрос (задание) | Ответ (результат задания) | Количество баллов | |||||||||
Задания по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» | ||||||||||||
В заданиях с 1 по 4 выбрать по одному верному ответу | ||||||||||||
1. | Какой вид экскурсии проводится после изучения раздела, крупной темы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями: а) вводная; б) итоговая; в) текущая. | б | ||||||||||
2. | Достоинством домашней работы является: а) развитие самоконтроля; б) наличие инструктажа; в) выполнение заданий творческого характера. | а | ||||||||||
3. | Форма организации учебно-познавательной деятельности, при которой один человек обучает одновременно всех называется: а) групповая; б) парная; в) фронтальная. | в | ||||||||||
4. | Метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам называется: а) объяснение; б) этическая беседа; в) пример. | б | ||||||||||
Выбрать два верных ответа. | ||||||||||||
Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса: а) преобладают ценностно-ориентационные, отношенческие, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты; б) педагогическое взаимодействие ориентировано преимущественно на область познания; в) результатом выступают умения, знания, навыки, способы познавательной и предметно-технологической области; г) опора на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления. | а, г | |||||||||||
В заданиях с 6 по 7 выбрать по три верных ответа | ||||||||||||
6. | К характерным тенденциям развития образования в мире относятся: а) переход от элитного образования к высококачественному образованию длявсех; б) углубление межгосударственного сотрудничества в области образования; в) увеличение гуманитарной составляющей за счет усиления доли человековедческих дисциплин; г) распространение нововведений без сохранения национальных и региональных традиций. | а, б, в | ||||||||||
7. | К уроку предъявляются следующие основные требования: а) общедидактические б) деятельностные в) воспитательные г) развивающие | а, в, г | ||||||||||
В заданиях с 8 по 9 выбрать четыре верных ответа | ||||||||||||
8. | К носителям содержания образования относятся: а) ФГОС; б) учебник; в) инструкционная карта; г) учебный план; д) образовательная программа. | а, б, г, д | ||||||||||
9. | К формам контроля относятся: а) экзамен; б) опрос; в) зачёт; г) упражнение; д) рейтинг; е) дипломная работа. | а, в, д, е | ||||||||||
В заданиях с 10 по 12 выбрать верный ответ | ||||||||||||
10. | С именем Я.А. Коменского большинство исследователей связывают оформление педагогики в самостоятельную науку: а) да; б) нет. | а | ||||||||||
11. | Поэтапное формирование умственных действий предполагает, что усвоение учебного материала осуществляется без опоры на ориентировочную основу деятельности: а) да; б) нет. | б | ||||||||||
12. | По мнению А.С. Макаренко, педагог только на первых порах является полноправным организатором коллектива, по мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистских отношений он все больше уходит на задний план: а) да; б) нет. | а | ||||||||||
Допишите пропущенные слова в заданиях с 13 по 17 | ||||||||||||
13. | Методами педагогического исследования называют … изучения … явлений | способы, педагогичес-ких | ||||||||||
14. | Выбор методики для ликвидации отставания осуществляется на основе … причин неуспешности обучающихся. | диагностики (выявления) | ||||||||||
15. | Метод организации совместной коллективной деятельности, в ходе которой осуществляется решение задачи путем обмена мнениями, где участники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу, происходит взаимодействие логических доводов, позиций и установок друг друга называется …. | дискуссия | ||||||||||
16. | Любая форма воспитательной деятельности имеет цель – … определенного … к чему-либо. | развитие, отношения | ||||||||||
17. | Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы мастер профессионального обучения постоянно … и знал реальный уровень сформированности таких личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, направленность личности, отношение к труду, жизни, ценностные ориентации и другие. | изучал (выявлял) | ||||||||||
Установите соответствие в заданиях с 18 по 16: | ||||||||||||
18. |
| 1в, 2а, 3б | ||||||||||
19. |
| 1в, 2а, 3б | ||||||||||
20. |
| 1а, 2в, 3б | ||||||||||
21. |
| 1б, 2в, 3а | ||||||||||
Установите правильную последовательность в заданиях с 22 по 24 | ||||||||||||
22. | Укажите в нужной последовательности виды деятельности в зависимости от возрастных периодов развития человека, начиная с самого раннего:
| |||||||||||
23. | Укажите в нужной последовательности уровни мыслительной деятельности по таксономии целей Б. Блюма: 1. Анализ. 2. Синтез. 3. Знание. 4. Применение. 5. Оценка. 6. Понимание. | |||||||||||
24. | Укажите в нужной последовательности звенья процесса усвоения: 1. Осмысление. 2. Восприятие. 3. Понимание. 4. Обобщение. 5. Применение. 6. Закрепление. | |||||||||||
25. | Решить задачу: Пользуясь критериями (полнота, осознанность, действенность, прочность, правильность) оцените приведённые ниже результаты контроля качества усвоения обучающимся учебного материала. Результат обозначьте в баллах: «5» - владеет в полной мере (отлично); «4» - владеет достаточно (хорошо); «3» - владеет недостаточно (удовлетворительно); «2» - не владеет (неудовлетворительно). Ø обнаружил знание программного материала; Ø осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; Ø обладает умением применять знания на практике, испытывает затруднение в их использовании в изменяющихся условиях; Ø в устных ответах допускает отдельные неточности; легко исправляет замеченные учителем недостатки; Ø воспроизводит основной программный материал, отвечает без затруднений на дополнительные видоизменённые вопросы. | |||||||||||
Задания по дисциплине «Общая и профессиональная психология» | ||||||||||||
Выбрать один верный ответ | ||||||||||||
26. | Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется: а) контент-анализ; б) анализ продуктов деятельности; в) беседа; г) эксперимент. | г | ||||||||||
Выбрать три верных ответа | ||||||||||||
27. | К психическим свойствам личности относятся: а) интересы; б) характер; в) темперамент; г) память. | а, б, в | ||||||||||
В заданиях с 28 по 29 выбрать верный ответ | ||||||||||||
28. | Мотивация не оказывает никакого влияния на поведение и деятельность личности: а) нет; б) да. | а | ||||||||||
29. | Темперамент является врожденной характеристикой личности, характер формируется под воздействием окружающей среды: а) да; б) нет. | а | ||||||||||
Допишите пропущенные слова в заданиях с 30 по 33 | ||||||||||||
30. | Психология - наука о закономерностях... и функционирования... как особой формы жизнедеятельности. | развития, психики | ||||||||||
31. | … - это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо, обладающее речью, способностью к трудовой деятельности и находящееся в определенных отношениях с другими людьми. | личность | ||||||||||
32. | Определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения педагогом высоких результатов в обучении и воспитании детей называются... … | педагогичес-кие способности | ||||||||||
33. | Деятельность – это активное взаимодействие человека со …, при котором он достигает сознательно поставленной …, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива. | средой, цели, | ||||||||||
Установите соответствие | ||||||||||||
34. |
| 1в, 2б, 3г, 4а | ||||||||||
Установите правильную последовательность | ||||||||||||
35. | Расположите в правильной последовательности стадии конфликта по степени их возникновения: 1) стадия разрешения конфликта; 2) стадия развития конфликта; 3) после конфликтная стадия; 4) предконфликтная стадия. | |||||||||||
Задания по дисциплине «Организация и методика профессионального обучения» | ||||||||||||
В заданиях с 36 по 39 выбрать по одному верному ответу: | ||||||||||||
36. | Укажите, сколько разделов включает Инструкция о планировании: а) 4 б) 12 в) 9 г) 3 д) 5 | г | ||||||||||
37. | Какая форма организации профессионального обучения является ведущей: а) урок б) лекция в) экскурсия г) самостоятельная работа д) семинар | а | ||||||||||
38. | Какая из систем профессионального обучения появилась в период создания государственной системы трудовых резервов? а) моторно-тренировочная б) операционная в) предметная г) операционно-предметная д) операционно-комплексная е) проблемно-аналитическая | д | ||||||||||
39. | Что является наглядным представлением основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности обучающихся? а) инструкционная карта б) опорный конспект в) граф учебных элементов г) спецификация | б | ||||||||||
В заданиях с 40 по 44 выбрать верный ответ: | ||||||||||||
40. | Зимой в учебно-производственной мастерской температура должна быть 14-16С. а) да б) нет | а | ||||||||||
41. | Граф учебных элементов является средством наглядного отображения структуры учебной информации. а) да б) нет | а | ||||||||||
42. | Моторно-тренировочная система профессионального обучения была первой научно-обоснованной. а) да б) нет | б | ||||||||||
43. | Если деятельность учащихся на занятии заключается в выполнении заданий, обработке результатов, формулировании выводов, следовательно, на этом этапе занятия мастер использует практический метод профессионального обучения. а) да б) нет | а | ||||||||||
44. | Опытный мастер не обязан тщательно готовиться к проведению каждого занятия, и может провести занятие на уровне импровизации. а) да б) нет | б | ||||||||||
В заданиях с 45 по 49 выбрать несколько верных ответа: | ||||||||||||
45. | Укажите формы организации труда мастера профессионального обучения а) мастер-группа мастеров б) мастер-мастерская в) закрепление мастера за учебной группой г) закрепление мастера за обучающимся | б, в | ||||||||||
46. | Средства обучения студентов включают: а) программу профессионального обучения б) справочники в) учебные пособия г) графики перемещения обучающихся по видам работ д) методические разработки по темам программы е) информационные материалы | б,в | ||||||||||
47. | Какой характер носит вводный инструктаж? а) групповой б) индивидуальный в) фронтальный г) практический д) устный | а, в | ||||||||||
48. | Укажите виды проверки в зависимости от места осуществления. а) индивидуальная б) текущая в) циклическая г) предварительная д) заключительная | б, д | ||||||||||
49. | Какой компонент включается в Государственный образовательный стандарт? а) муниципальный б) местный в) федеральный г) национально-региональный д) образовательный | в, г | ||||||||||
Допишите пропущенные слова в заданиях с 50 по 56 | ||||||||||||
50. | Все то, что необходимо для реализации цели, т.е. все то, что каким-либо образом может быть представлено – это … | средства обучения | ||||||||||
51. | Формула: Нуч.=Тшт.*К. используется для определения … нормы времени | ученической | ||||||||||
52. | Принцип профессионального обучения «…» за последние годы получил большое развитие в условиях обновления общества на идеях приоритета общечеловеческих ценностей. | гуманизация и демокра-тиация | ||||||||||
53. | Автоматизированное выполнение отдельных составных частей сформированного умения - это … | навык | ||||||||||
54. | … процесс является совокупностью воздействий природных и трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт. | производ-ственный | ||||||||||
55. | Целью заключительного инструктажа является … | подведение итогов | ||||||||||
56. | Продолжительность вводного инструктажа … минут, если на остальные этапы отводится 275 мин. | 40 мин. | ||||||||||
Установите соответствие в заданиях с 57 по 58 | ||||||||||||
57. |
| 1-б; 2-в; 3-а | ||||||||||
57. 58. |
| 1 – б; 2 – в; 3 – а. | ||||||||||
В заданиях с 59 по 60 установите правильную последовательность | ||||||||||||
59. | Определите порядок подготовки мастера к занятию профессионального обучения: а) составление плана занятия б) определение количества работ на каждого студента и на группу в целом в) определение методов и методических приёмов г) определение учебно-производственных работ д) анализ результатов предыдущих занятий и уточнение содержания и цели предстоящего занятия е) определение структуры занятия и времени на каждый элемент ж) подготовка материально-технической базы з) определение времени и структуры вводного инструктажа | д, е, г, з, б, ж, в, а | ||||||||||
60. | Расставьте функции трудовой деятельности рабочего в порядке выполнения: а) контроль производственного процесса. б) планирование производственного процесса. в) обслуживание производственного процесса г) подготовка производственного процесса д) осуществление производственного процесса | б, г, д, а, в | ||||||||||
Критерии оценивания:
Оценка | отлично (85-100%) | хорошо (65-84%) | удовлетворительно (50-60%) | неудовлетворительно (менее50 %) |
Баллы | 83-98 | 64-82 | 49-63 | 0-48 |
Разработано
Председатель ЦМК
_________________ Васильева Т.А. «31» января 2011 г.
Согласовано
Методист УМО
_________________ Н.А. Пензельская «31» января 2011 г.
Система менеджмента качества | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной и методической работе _______________ Л.В. Полоцкая «____» _____________ 2011 г. |