Дети мигрантов в России: доступ к образованию
Миграция с детьми
Доступ детей мигрантов к образованию
Образовательная сфера в целом – одна из самых благополучных с точки зрения равенства возможностей российских детей и детей-мигрантов, особенно в части доступности в целом школьного образования. Тем не менее, существует ряд факторов, не позволяющих считать ситуацию полностью беспроблемной.
Доступность дошкольного образования
Условия попадания детей мигрантов в российские дошкольные учреждения – те же самые, что и для детей российских граждан: необходимо как можно раньше поставить ребенка на очередь в детский сад/ясли по месту проживания, а затем, дождавшись предоставления места («путевки»), пройти полную диспансеризацию в поликлинике и принести в сад полный пакет документов на ребенка (включая свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей и оформленную медицинскую карту). Временная или постоянная у ребенка регистрация – по закону, абсолютно неважно. Таков «теоретический» порядок, и часть родителей – мигрантов действительно в состоянии его успешно осуществить.
Из интервью с мигрантами:
- В садик – мы на очереди стояли, наравне со всеми, потом подошла наша очередь, мы даже не заметили, как быстро, нам позвонили.
- Он вот как родился, так я встала в очередь, меня поставили, без проблем, хотя у меня была временная регистрация на тот момент. А сейчас позвонили, что очередь подошла.
- В садик младшего, когда не было таких особенных очередей, я как-то тоже, мне повезло, я пошла к заведующей, спросила, таких, как мы, принимаете, на каких условиях? Тогда еще, мы, приезжие, платили три с чем то, не граждане. Граждане платили семьсот с чем-то, а не граждане три с чем-то. По закону. Это было на законных основаниях. Не вопрос, я все прекрасно понимаю. Получилось, что он спокойно поступил в детский сад, и через два месяца мы стали платить столько же, сколько и россияне. Восемьсот, короче рублей. И все.
|
Тем не менее, по разным опросам ЦМИ, только 15-25% мигрантских детей-дошкольников ходят в России в детский сад, а при этом доля российских дошкольников, охваченных детскими дошкольными учреждениями, колеблется от 50 до 80% (в зависимости от региона).
Причина такого положения связана как с отсутствием мест в детских садах, от которой в равной степени страдают и российские дошкольники, так и с недостатком информации о самой процедуре постановки детей в очередь, с отсутствием у мигрантов средств для оплаты сада, со сложностями сбора документов на детей, включая необходимость наличия регистрации у родителей и требование покупки специального медицинского полиса, без которого ребенок не сможет пройти диспансеризацию, и в сад его не возьмут (около четверти мигрантов, живущих в России с детьми дошкольного возраста, хотели бы отдать своих детей в сады, но не могут их туда устроить по разным причинам).
Труднее всего устроить ребенка в сад выходцам из Центральной Азии – среди них более трети заявляли об этом в ходе опросов (а ходят в сад всего 10% детей, прибывших с родителями из этого региона); легче преодолевают эти трудности мигранты из Закавказья - Азербайджана и Армении – у них ходят в детский сад почти половина детей дошкольного возраста, находящихся в России.
|
Из высказываний на фокус-группах:
- Я пыталась (в детский сад), сказали, что очередь там. Мне не сказали, что я не имею права в нее вставать, но сказали, что это очень долгая очередь, может, через три года только подойдет. А через три года нам уже 6 лет будет, уже в школу надо идти, поздно в сад. Я буду сидеть с ребенком, пока есть возможность, пока муж работает.
- Я работала уборщицей в детской поликлинике, поэтому диспансеризацию мне для ребенка бесплатно сделали, но все равно пришлось купить полис ребенку за 5,5 тыс. на 6 месяцев, потому что в сад требовали.
Посещение детских дошкольных учреждений (не обязательно даже полного дня) признано в России необходимой ступенью для полноценной подготовки российских детей к школе. Детей мигрантов это должно касаться в не меньшей степени, тем более, что для них детский сад – это еще и прекрасная возможность адаптации в среде российских сверстников и бесценный опыт общения на русском языке (что в будущем позволит избежать проблем с русским на этапе школьного образования).
Из интервью с мигрантами:
- У старшей, да, есть некоторые проблемы (с русским языком), потому что языковой барьер у нее – она в сад не ходила, дома не разговаривала на русском. А у младшего проблем нет, он в садике учит, говорит.
С этой точки зрения, от 50 до 70% мигрантов, считающих, что их детям-дошкольникам в России детский сад не требуется - тревожный показатель, и в интересах российского общества долю таких родителей, по возможности, снижать, проводя среди них информационную работу, ликвидируя бюрократические барьеры на пути попадания детей в дошкольные учреждения, и, наконец, увеличивая количество мест в детсадах, в том числе, и с учетом данной категории детей (детей-мигрантов).