Доступность школьного образования




Официально равный доступ к школьному образованию в России имеют все дети школьного возраста, проживающие и пребывающие на территории РФ. Это гарантируется и Конституцией РФ, и законом «Об образовании», и Конвенцией о правах ребенка, а также различными постановлениями региональных властей, определяющими порядок доступа детей в образовательные учреждения в конкретном субъекте Федерации, – для Москвы, например, это решение коллегии Департамента образования города Москвы от 22.12.2005 № 19/1 "Об интеграции детей зарубежных мигрантов в образовательную среду города Москвы". При приеме детей в школу требуется предъявить только свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из родителей и медицинскую карту (с результатами пройденной диспансеризации и вакцинации соответственно возрасту ребенка). Правовой статус родителей и наличие или отсутствие регистрации никак не должны влиять на прием детей в школу. Действительно, подавляющее большинство детей мигрантов школьного возраста, живущих в России, в школу ходят (от 70 до 80%, по опросам ЦМИ).

Из интервью с мигрантами:

  • Когда в первый класс шли, то пропустили срок подачи документов – не знали, что надо 1го апреля, а мы пришли в июне, и все места были заняты, но нам дали адрес школы чуть подальше, там нас взяли нормально, там были еще места.
  • В школу нетрудно было (попасть). …Никакой разницы не чувствую, никакой (по сравнению с российскими детьми). Ну, ребенок, он и ребенок, он учится - учится, не учится - получает. Равное, все равное.
  • Я сама здесь в 8м классе в школу поступала. С меня попросили документы: я в 7м классе училась в Хороге, Таджикистане, и попросили, чтоб я документы оттуда перевезла сюда. И с этими документами меня приняли. С языком у меня проблемы были, но в классе и с учителями не было проблем. Это зависит от директоров, от школы. Ни регистрации, ни полиса не требовали. Я доучилась здесь до 11го класса.


Тем не менее, от четверти до трети опрошенных мигрантов говорили о проблемах при устройстве в школу детей. Чаще всего в качестве проблемы упоминалось отсутствие регистрации у ребенка (т.е. по-прежнему все зависит не от закона, а от воли конкретной школьной администрации); отсутствие медицинских документов на ребенка; нехватка знания русского языка; несколько раз упоминался и вовсе немотивированный отказ – «не хотели брать».

Из интервью с мигрантами:

  • Я сама три года здесь, ребенок в этом году приехал и пошел в школу, сразу во 2-й класс. Проблемы были с тем, что в четырех школах ближе к месту жительства мне отказали, сказав, что нет места в классе. Я не знаю, так ли это, я даже не смогла пойти к директору школы, меня не пустили, со мной разговаривал дежурный учитель. В департамент я не обращалась. Место нашлось в школе чуть подальше от дома, чем предыдущие.
  • При поступлении требовали регистрацию, медицинскую страховку, личное дело, медицинскую карту, карту прививок. Когда кончается регистрация, нужно продлевать. Как-то мне учительница позвонила, предупредила, что надо продлить регистрацию, что остается два дня, я даже сама забыла.

Из высказываний на фокус-группах:

  • Без прописки их никуда не припишут, сидят дома со свекровью.
  • Без регистрации ни в школу, ни в поликлинику нельзя свободно.
  • Когда нужно будет отдать в школу, придется отправить домой – здесь не возьмут.

 

В настоящее время наиболее тяжело преодолимым барьером для мигрантов при устройстве детей в школу становится наличие страхового медицинского полиса, без которого невозможно пройти диспансеризацию и сделать необходимые прививки. Более того, даже если удается пройти платно диспансеризацию, администрация школ все равно требует с родителей купленный полис, хотя бы на первый год. Учитывая стоимость (от 10-13 тысяч рублей и выше), для многих семей это становится серьезной проблемой. Правозащитники в НПО отмечают в последнее время рост обращений от родителей, которые не могут устроить детей в школу именно по этой причине. Обострение ситуации в последнее время вполне объяснимо, так как именно с прошлого года родители-мигранты, даже законно работающие в России, оказались лишены возможности получать полисы бесплатного медицинского страхования, а их дети лишились возможности бесплатного прикрепления к поликлинике по месту жительства, которое обеспечивал местный Департамент здравоохранения.

Отдельно стоит сказать об обостряющейся в последнее время проблеме знания детьми мигрантов русского языка. Миграция в Россию в последние годы становится все более культурно далекой, приезжающие мигранты имеют более низкий уровень образования, чем раньше, и гораздо худший уровень владения русским языком. То же касается и детей мигрантов – они подчас приезжают, вообще не зная русского, или имея совсем небольшой словарный запас. Если раньше приезжавшие преимущественно из городов дети компенсировали отсутствие русского языка при общении в семье изучением его в русской школе, то сейчас таких «подготовленных» школьников становится все меньше, особенно с учетом преобладания сельской миграции.

Из высказываний на фокус-группах:

  • В крупных городах русский всюду учат на Памире. Со 2го класса. Много у нас с высшим образованием. Есть, конечно, кишлаки. Вот к учителю русского языка в таком кишлаке подходят и спрашивают, как будет ведро на русском, а он отвечает «чиляк»! Поэтому если бы были кадры, то было бы легче. Имело бы смысл обучать учителей и отправлять туда.
  • Мой ребенок в Душанбе ходил в русскую школу, поэтому с русским ему попроще. Он прошел тест по русскому в школе, куда его все-таки взяли.

Даже если таких плохо говорящих по-русски детей и принимают в российскую школу, адаптация их в школе сильно затруднена.

Из интервью с мигрантами:

  • Общения мало, а программа в школе постепенно затрудняется. Но сейчас лучше, потому что она все больше говорит, да и младший в сад ходит, по-русски разговаривает. И они дома уже между собой на русском говорят, и мы с ними иногда стараемся на русском дома разговаривать.
  • У меня были трудности, т.к. русский был 3м иностранным языком, я начинала его учить не сначала, мне было сложно.

Во многих российских регионах, в частности, в Москве, проблему с русским языком пытаются решать с помощью дополнительных занятий. Так, если ребенок владеет русским языком, но недостаточно, если трудно без дополнительной помощи включиться в образовательный процесс, то для таких, как он, во второй половине дня открываются специальные группы – РКИ – русский, как иностранный. Два года назад около 300 школ в Москве имели такие группы. В принципе, это может сделать каждый директор, если у него в школе учатся мигранты с недостаточным знанием русского языка. На это выделяются средства из бюджета города – на дополнительные 2 часа русского языка в неделю 3. Но эти два часа в неделю могут помочь только тем детям, кто все-таки русский знает, хотя и недостаточно. А вот те, кто вообще приходит с нулевыми знаниями (и первоклассники, которые не посещали детский сад в России, и старшие школьники, которые не учились в русских школах на родине), нуждаются в специальной подготовке по русскому языку. Для них в Москве были открыты структурные подразделения общеобразовательных школ – «Школы русского языка», организованные Департаментом образования Правительства Москвы. Такие школы существуют в каждом административном округе Москвы (и еще 2 вечерние школы, в которых могут также обучаться взрослые мигранты). Дети мигрантов проходят языковую подготовку в течение одного учебного года, после чего поступают в соответствующий их возрасту и уровню класс общеобразовательной школы 4.

Методики разработаны очень хорошие, но, к сожалению, число учеников в таких «Школах русского языка– около 300 на всю Москву, а детей мигрантов в Москве обучается, по данным Департамента образования, около 30 тысяч. Да и дополнительные уроки в школах организуются не всегда, даже если есть потребность. Кроме того, информация о возможностях дополнительных занятий русским языком довольно часто до мигрантов не доходит.

Из интервью с мигрантами:

  • Их двое таджиков учатся в классе, один не может говорить вообще на русском, у него проблем больше. - А Вам не говорили, что дети могут заниматься русским бесплатно? - Нет, мы ничего про это не знаем

Несмотря на относительную доступность школьного образования, опросы ЦМИ устойчиво выявляют группу мигрантов, чьи дети, живя в России, школу, тем не менее, не посещают. Таких – от 10 до 25%. Понятно, что для кого-то – это временно, пока идет оформление, или решаются проблемы с документами. Но присутствует и сознательная позиция родителей, не желающих отдавать своих детей в школу, причем ни на родине, ни в России. Чаще всего, такую позицию занимают выходцы из Центральной Азии. На вопрос о том, где находятся дети, пока родители работают, некоторые граждане Таджикистана и Узбекистана ответили, что дети находятся с ними на рынке и там подрабатывают, или помогают по дому.

Из интервью с мигрантами:

  • Старшая смотрит за младшим ребенком (восьмимесячным), когда я ухожу на работу. Еще она русский язык не знает. - Она на родине училась? - Да, старшая в 7 классе училась. Средний ребенок знает, понимает русский, он отвечать не может (ему 6 лет, сад не посещает).

Подобное отношение родителей к своим детям полностью лишает их возможности нормальной социализации в будущем; не получая никакого образования, такие дети оказываются выброшены на самое «дно» общества, без всяких возможностей социального роста.

Дети мигрантов, попавшие в российские школы, как правило, не испытывают какой-то особой дискриминации: по свидетельству их родителей, отношение к ним в школах доброжелательное (так ответили около 80% опрошенных мигрантов). Из этого явно следует, что российские школьники к своим сверстникам-мигрантам относятся гораздо лучше, чем российское общество к взрослым мигрантам 5.

Из интервью с мигрантами:

  • Сверстники и учителя относятся хорошо, даже помогают в школе, знают, что она двуязычная, дают дополнительные консультации.

Тем не менее, почти каждый десятый мигрант все-таки отметил недоброжелательное отношение к своим детям, причем среди тех, кто сказал об этом, главным образом, - выходцы из неславянских стран (из Центральной Азии и Закавказья), хотя иногда и «другим» славянам достается. Проблемы явно возникают на национальной почве, и само по себе совместное обучение не всегда в состоянии эти проблемы разрешить, требуется специальное внимание взрослых.

Из высказываний на фокус-группах:

  • У сына иногда бывают проблемы национальные. Иногда бывает, что-нибудь случится, думают - это Гриша сделал, а потом выясняется, что это не Гриша.
  • …Есть проблемы конечно, на национальной почве есть проблемы. Даже учителя… Например, учитель русского языка пошутил – «Не злите Маратика, а то он достанет свой кавказский кинжал и всех вас зарежет».
  • Сыну было два года, когда мы сюда приехали, и садик, и школу здесь закончил. Очень хорошо закончил 11 класс. 9 мая некого было взять, чтобы на Вечном Огне стоять, его взяли, потому что никому не интересно там стоять два часа, его взяли. Одноклассники говорят: «Ты же не русский, зачем ты туда идешь?» Как будто только русские войну выиграли. Он говорит: «Мам, ну я не могу себя здесь найти». Он со мной поделился честно: «Я бы хотел в Армении продолжать жить». Он ни разу не был в Армении, но он здесь считается все равно вторым, третьим сортом.

Из интервью с мигрантами:

  • Вот когда я привезла старшего, ему было десять лет, его год били в школе, только за то, что он хохол. Били жестоко. У него пять сотрясений мозга. Били жестоко, по десять человек на одного. Когда стал давать сдачу, подрос, надоело, вылавливал по одному, давал сдачи. Стали бегать эти мальчики к мамочкам, а мамочки по милициям стали бегать, чего я категорически не понимала. Потому что когда они вдесятером одного лупили, просто потому что он хохол, это было нормально, никто никому не жаловался. Он даже мне порой не рассказывал. Тошнит, Саш, что случилось? Упал, ударился головой. Пять сотрясений мозга. А младший - у младшего вообще никаких проблем. Но, он себя русским считает, а сейчас старший адаптировался, полно друзей, кличка, погоняло, хохлом называют, а так, отлично все. Т.е. он себя поставил. Подростковый мир.
  • Один раз дети говорили, смеялись, что он таджик, их двое таджиков учатся в классе… Я пожаловалась классному руководителю, она с ними побеседовала, и все успокоились, дети даже стали дружить.

Дополнительные внешкольные занятия доступны всем детям без ограничений, включая детей мигрантов. Единственный сдерживающий фактор – недостаток средств у мигрантов, так как большинство кружков и секций – платные.

Из интервью с мигрантами:

  • В прошлом году она ходила на танцы, рисовать, на эти кружки их приняли спокойно.
  • Хотелось бы детей отдать в спортивную секцию, но мы узнавали, например, по поводу каратэ – дорого очень, не можем себе позволить, приходиться иногда отказывать детям в чем-то, в каких-то удовольствиях и занятиях для них.

Подводя итог, можно констатировать, что пока ситуация с доступом к школьному образованию и обстановка в школах для детей мигрантов относительно благоприятная. Но «почивать на лаврах», считая, что этими вопросами можно не заниматься и впредь, будет большой ошибкой. Детей мигрантов в российских школах становится больше, они хуже говорят по-русски и меньше адаптированы к окружающей среде. Кроме того, мигранты расселяются неравномерно, например, в Москве уже есть школы, где доля детей мигрантов в классах достигает 20-30%. И школы эти, как правило, самые обычные, т.к. в хорошие московские школы (гимназии, центры образования, с углубленным изучением иностранных языков) – большой конкурс и, соответственно, отбор очень хорошо подготовленных детей. Понятно, что дети мигрантов при поступлении в такие школы гораздо менее конкурентоспособны. Соответственно, они концентрируются в оставшихся обычных школах более низкого уровня, что в какой-то степени является формой сегрегации. При этом сложившаяся ситуация еще и вменяется им в вину местным населением. Оставить эти только возникающие проблемы без внимания сейчас – значит, получить еще б о льшие, и уже трудноразрешимые, в будущем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: