После выявления проблемы, определения темы и постановки цели/задач проекта необходимо перейти к содержанию работы, наполнению проекта фактами:
1. подумать самостоятельно;
2. спросить у других;
3. посмотреть в книгах;
4. посмотреть кино-, телепередачи по этой проблеме;
5. посмотреть в сети Интернет;
6. понаблюдать;
7. провести эксперимент;
8. сделать математические расчёты
Таблица - Алгоритм проектно-исследовательской деятельности
Шаги работы над проектом | Содержание |
1. Знакомство с ситуацией | Рассмотреть (изучить) предложенную ситуацию (кейс), выявить противоречия, проблему, изучаемую область, выяснить, что нам известно по данному вопросу, а что предстоит исследовать, оценить ситуацию. |
2. Выбор темы | Определить тему своего будущего проекта/исследования в ходе дискуссии с педагогом, в беседе с заинтересованными лицами (родителями, педагогами допобразования и др.). |
3. Составление плана | Задача исследователя – получить как можно больше информации о предмете исследования, а для того, чтобы выполнить эту работу необходимо собрать сведения: 1. подумать самостоятельно; 2. спросить у других; 3. посмотреть в книгах; 4. посмотреть кино-, телепередачи по этой проблеме; 5. посмотреть в сети Интернет; 6. понаблюдать; 7. провести эксперимент; 8. сделать математические расчёты |
4. Сбор материла | Следовать по намеченному плану (п.3), фиксировать полученную информацию в блокнот, тетрадь и т.д. |
5. Обобщение полученных данных | Собранные сведения необходимо обобщить, проанализировать, классифицировать, сформулировать основные понятия, провести количественные вычисления и т.д. |
6. Оформление проекта | Облачение собранных обработанных данных в форму исследования: титульный лист, оглавление, основное содержание (глава 1, п.1.1, п.1.2 …, глава 2, п.2.1, п.2.2.), список используемой литературы, приложения. |
Классификация тем проектов «Общие направления для исследований»
Живая природа | Человек | Общество | Культура | Земля | Вселенная | Наука | Техника | Экономика |
· Зоология · Ботаника · Генетика · Природопользование (сельское хозяйство) | · Происхождение человека · Развитие человеческого организма · Медицина · Психология человека · Деятельность · Выдающиеся мыслители | · Цивилизация · Государства и страны · История · Демография · Государственные деятели | · Язык · Религия · Искусство · Образование | · География · Климат · Строение Земли | · Галактики · Солнце · Звёзды · Инопланетные цивилизации | · Математика · Физика · Химия · Астрономия · История науки | · Транспорт · Промышленность · Техническое конструирование и дизайн · Строительство | · Финансы и производство · Деньги и торговля · Банки |
Примерный перечень вопросов в ходе изучения темы, например:
Направление «Живая природа», область знаний «Зоология»:
1. Где живёт?
2. Чем питается?
3. Основные особенности (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид).
4. Поведение.
5. Кто главные враги?
*Необходимо только конкретизировать тему исследования, например: медведи, жирафы, мухи т.д.
Направление «Человек», область знаний «выдающиеся мыслители», «Общество», область знаний «Государственные деятели»:
1. Общая характеристика личности выдающегося человека.
2. Где и когда родился?
3. Характеристика обстановки, в которой рос (семья, окружение…).
4. Где провел жизнь?
5. Первые серьёзные работы.
6. Основные достижения и результаты деятельности.
7. Основные работы о нем.
8. Как к нему относились современники?
9. Как к нему относятся в наше время? (например: Леонардо да Винчи, Петр I, М. В. Ломоносов и др.)
Направление «Земля», область знаний «География. Крупнейшие озёра мира»
1. Название крупнейших озёр.
2. Их географическое положение.
3. Климатические условия.
4. Основные характеристики: размеры (площадь, глубина и др.), форма, пресные или соленые.
5. Животный и растительный мир.
6. Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности.
7. Характеристика экологической ситуации.
Направление «Вселенная», область знаний «Планеты солнечной системы»:
1. Перечень планет.
2. Происхождение названия.
3. Общая характеристика каждой: размеры, удалённость от Земли, время обращения вокруг солнца, удалённость от Солнца.
4. Исследования планеты людьми.
5. Условия на планете.
Бланк оценивания члена жюри
№ | Название темы | ФИ автора проекта/ исследования | Критерии | |||||
Регулятивные результаты | Познавательные результаты | Коммуникативные результаты | ||||||
Познавательная ценность темы | Структура и логика работы | Оригинальность и ценность собранного материала | Исследовательское мастерство | Язык и стиль изложения | Ответы на вопросы | |||