Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современном виде




Со времен К. Д. Ушинского звуковой аналити­ко-синтетический метод обучения грамоте про­шел сложный путь развития. Значитель­ные усовершенствования внесены в него современной жизнью.

Поэтому в данной главе сначала будут отмечены те черты метода, которые сложились традиционно, а затем те, которые сформировались сравнительно недавно или находятся в процессе формирования. Затем будет показано, как эти черты, или прин­ципы, преломляются в современной букваристике и в школьной практике.

Традиционные принципы метода:

а) с точки зрения целей формирования личности:обучение грамоте по аналитико-синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений, через речевые упражнения, оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, на жизненный опыт самих учащихся, требует высокого уровня сознательности чтения и других видов учебного труда учащихся;

б) с точки зрения психолого - лингвистической: во-первых, обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, на образцовые тексты, включает в себя систему развития речи самих детей;

во-вторых, за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после зна­комства со звуком); отсюда — огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха;

в-третьих, в качестве единицы чтения берется слог (слого­вой, или позиционный,, принцип чтения как следствие аналогич­ного принципа русской графики); отсюда — внимание к слоговой работе: чтение слогов, их произношение, использование слоговых таблиц и т. п.;

в) с точки зрения организационной: устанавливается
определенная последовательность изучения звуков и букв (в «Буква­
ре» и «Азбуке» В. Г. Горецкого и др.— по частотному принципу);
выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основ­
ной) периоды обучения; письмо не отрывается от чтения, а идет
параллельно с ним (у К. Д. Ушинского оно предшествовало чтению,
в современной школе — следует за чтением).

Черты и принципы метода, которые сформировались сравни­тельно недавно или же находятся в процессе становления:

а) с точки зрения организации учебного процесса: дифферен-

 

 

цированныи и индивидуализированный подход к учащимся в про­цессе обучения грамоте, что связано со значительными различиями и в общем развитии и в готовности к чтению и письму у детей, поступающих в I класс;

б) с точки зрения перспектив обучения: систематическое введе­-
ние пропедевтических элементов грамматики, словообразования,
орфографии, лексикологии без теоретических сведений — на практи­-
ческой основе;

в) с точки зрения психолого-лингвистической: не только выделе­
ние звуков, установление их количества и последовательности,
но и определение связей между ними: вводится слого-звуковой
анализ слова;

г) с точки зрения методов обучения: введение элементов
моделирования — модели слогов, слов, предложений и др.;

д) с точки зрения задач воспитания: воспитательные задачи
включаются в систему работы по букварю.

Букварь («Азбука») дает немало познаватель-

Воспитывающая ного материала, который приобщает детей к

функция уроков жизни нашей страны, нашего народа, и это слу-

обучения грамоте жит основой всей системы воспитательной

работы.

Целый круг общественно-политических понятий дети получают на уроках: на первых страницах букваря — Красная площадь, Кремль, Мавзолей В. И. Ленина. Есть рассказ и стихотворение о Владимире Ильиче и его портрет. Есть материал о дружбе наро­дов, о покорителях космоса...

Материал букваря знакомит учащихся с жизнью детей и взрос­лых в Советской стране, с трудом в семье, в сельском хозяйстве, на транспорте, на стройке. Букварь и книги для дополнительного чтения дают детям богатейший материал о природе нашей Родины. Привить любовь к родной природе, к родному городу, селу — это значительный шаг к формированию патриотизма. С первых дней в школе дети чувствуют атмосферу уважения к труду и людям труда, заботы о людях. Чтение стихотворений и рассказов пере­межается беседами по картинкам, наблюдениями, участием детей в посильном труде.

Букварь («Азбука») знакомит детей с русскими писателями-классиками и некоторыми, особенно близкими детям, советскими современными писателями, закладывая основу системы литератур­ного развития детей.

Нравственным, идейно-политическим, трудовым, эстетическим воспитанием не исчерпываются задачи обучения грамоте. Очень важно прививать детям любовь к родному русскому языку, гордость тем, что они его изучают, стремление овладеть русским языком

1 Дифференцированный подход предполагает групповую работу на уроке и вне его (см. с. 56—57), индивидуализированный — специальную работу с отдельными учащимися преимущественно вне урока.


в совершенстве, научиться и читать, и писать, и свободно выра­жать свои мысли в устной форме.

Уроки обучения грамоте должны содействовать воспитанию чувства товарищества и коллективизма, активности, дисциплиниро­ванности, воли и других важнейших свойств личности.

Шестилетний ребенок: изучение готовности детей к обучению грамоте

В сравнении с семилетними детьми, шестилетки обладают следующими существенными осо­бенностями своего психического развития: а) их мышление образно, действенно, поэтому обучение детей в этом возрасте должно строить­ся на предметной деятельности; б) речь детей развита лишь в сфере общения, она ситуативна, мало развит монолог, тематические группы лек­сики ограничиваются в основном бытовой сферой, играми, от­части — окружающей природой; предложения преимущественно простые, их размер — в среднем 4—6 слов; словарь шестилетнего ребенка — от 2,5 до 7 тысяч слов; связная речь (текст) контаминированная, т. е. слабо выражены функциональные типы текста;

в) восприятие речи: устойчивое внимание в начале учебного
года в пределах 1—2 минут, восприятие нуждается в зрительном
и действенном подкреплении, а также в использовании доступной
лексики и синтаксических конструкций, свободных от осложняю­
щих предложение структур; речь учителя должна быть неторопли­
ва, выразительна и отчетлива;

г) уровень интереса к учению высокий, но неустойчивый вслед­
ствие быстрой утомляемости; нуждаются в мотивации учебной дея­
тельности и в занимательных игровых методиках обучения; очень
важно осознание результатов учения;

д) необходимость сокращенных по времени уроков (35 минут), а
также пауз во время урока — физкультминуток, смены видов дея­
тельности, устной и письменной работы и пр.;

е) очень велики индивидуальные особенности развития детей,
поэтому важна индивидуальная работа, подтягивание работающих
медленно и отстающих.

Для правильной организации обучения грамоте необходимо пре­дварительное изучение уровня языковой готовности к обучению. Изучение проводится в августе или еще раньше — весной, при по­сещении учителем детского сада и семей будущих первоклассников. Знакомство происходит в живой беседе, детям задаются вопросы, предлагается рассказать о чем-нибудь интересном, выясняется их общий кругозор. Для учета результатов знакомства можно реко­мендовать следующую схему:

Умение читать: читает целыми словами; читает по слогам (аналитическое чтение); читает по буквам (неправильный способ чтения); знает не менее половины букв, но не читает; знает ме­нее половины букв; знает лишь отдельные буквы.

Умение писать: умеет писать все буквы, пишет слова (пе­чатными или письменными буквами); вычленяет в письменной

букве ее части — элементы; называет их; изображает букву на бумаге по элементам, не нарушая последовательности начер­тания, количества, формы и пространственного положения их; умеет писать лишь некоторые буквы; не умеет писать вовсе.

Готовность к звуковому анализу: правильно угадывает ударный слог (или звук); делит слова на слоги; выделяет звук в слове или в слоге; правильно произносит все звуки вне слова (указать дефекты произношения, если они есть); громкость речи, дикция.

Устная связная речь:

а) чтение стихотворений наизусть: знает не менее трех стихот-­
ворений, охотно их читает; знает 1—2 стихотворения, читать стес­-
няется; стихов наизусть не знает;

б) рассказывание сказок: умеет рассказывать одну или несколь-­
ко сказок; пытается рассказать, но неудачно; не умеет и не пы­-
тается рассказать (учитель, обследующий детей, указывает
логические, композиционные и речевые ошибки, допущенные
ими);

в) рассказы по картинке: связный рассказ — более 20 слов,
правильное построение предложений; от 10 до 20 слов, правильное
построение предложений; связный ответ до 10 слов; односложный
ответ из 2—4 слов.

Активность детей: сами изъявляют желание рассказать что-либо, обращаются с вопросами; отвечают на заданный вопрос — подробно, сложным ответом или односложно.

Синтаксис речи: размер предложений; четкость построе­ния предложения; простые предложения и сложные; полные предло­жения и неполные, эллиптические; характерные ошибки в построе­нии предложений и в связях между ними.

Лексика: богатство лексики, разнообразие употребляемых слов; есть ли неоправданные повторы слов; точность, правиль­ность употребления слов, типичные недочеты словоупотреб­ления.

Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целом, с целью получения «усредненных» характерис­тик. Последние необходимы для выбора методики общекласс­ной работы на уроке.

Процесс обучения грамоте. Подготовительный период

Обучение грамоте при обучении детей с семи лет продолжается три с половиной месяца; при обу­чении с шести лет срок обучения грамоте про­длевается до середины апреля, т. е. до семи с половиной месяцев. Это — временная мера, связанная с трудностями обучения

детей-шестилеток.

Процесс обучения грамоте по «Азбуке» («Букварю») В. Г. Горец-

кого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько разделяется на два пе-


пиода: подготовительный и основной (по другим системам выде­лялся также послебукварный период).

Подготовительный период продолжается: по «Букварю» Б Г. Горецкого и др. более двух недель (по 14 уроков чтения и письма), по «Азбуке» для шестилетних детей — около шести недель (или 54 урока; подготовительные работы, развитие речи, чтение и письмо)1.

Основные задачи подготовительного периода: приобщение де­тей к учебной деятельности, приучение к требованиям школы, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, развитие речи учащихся — обогащение слова­ря, составление предложений, рассказов.

В подготовительном периоде выделяются две ступени: на первой, безбуквенной, дети овладевают такими представ­лениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного с гласным. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обу­чаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

Происходит знакомство с первой учебной книгой — «Азбукой» («Букварем»), со средствами письма; проводятся первые упраж­нения, тренирующие руку для письма; в результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух учащихся. Последнему требованию придается особенно боль­шое значение: к началу чтения дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуко­вом строе языка.

Успех подготовительного периода, его безбуквенной ступени становится возможным в результате дошкольной подготовки детей — в детском саду и в семье. Как известно, в старших группах дет­ского сада проводится не только развитие речи, но и простей­шая звуко-аналитическая работа. Преемственность между детским садом и школой — это один из острейших вопросов развития си­стемы воспитания и образования детей. Решаться они, несомненно, должны комплексно: не только в плане подготовки к обучению грамоте, а в широком плане формирования личности ребенка.

Тематика уроков подготовки к чтению по «Азбуке» для шестилет­них детей на безбуквенной ступени: «Азбука» — первая учебная книга по родной речи»; «Речь (устная и письменная)»; «Предло­жение»; «Слово», «Предложение и слово»; «Слог, ударение»; «Звуки речи», «Звуки в словах, гласные и согласные звуки». Каждый пятый урок — повторение и обобщение; еженедельно — 17—18 минут внеклассное чтение (из 35-минутного урока)2.

См.: Горецкий В. Г. и др. Обучение чтению и письму по «Азбуке» и «Прописи» // Начальная школа.— 1984.— № 9.— С. 25—42.

2 35-минутные уроки проводятся в подготовительный период при обучении детей с 7 лет и в течение всего периода обучения грамоте — для шестилеток.

 

 

Задачи письма в подготовительный период: знакомство с пра­вилами посадки за партой, с письменными принадлежностями и правилами их использования, с разлиновкой тетради, с «Пропися­ми», формирование понятий о рабочей и нерабочей строке, о верти­кальном (снизу вверх, сверху вниз) и горизонтальном (слева на­право, справа налево) направлении. Изучение основных элемен­тов письменного шрифта: прямая линия, линия с закруглением с одной стороны; линия с закруглением с двух сторон; линия с петлей; линия с овалом до середины строки; плавная линия, на­чинающаяся с закругления снизу; овал, полуовал.

Тематика уроков по письму на этой же ступени: «Знакомство с «Прописью» и разлиновкой на ее страницах»; «Строка и между­строчное пространство»; «Письмо прямых линий (сверху вниз и слева направо)»; «Прямая наклонная короткая линия»; «Длин­ная наклонная линия»; «Прямая линия с закруглением»; «Линии с закруглением внизу и вверху»; «Длинная линия с петлей»; «Овал»; «Правый и левый полуовалы»; «Прямая линия с овалом до пол­строки»; «Плавно наклонные линии, начинающиеся с закругления внизу».

На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Л а, О о, И и, ы и У у. Темы уроков чтения на этой ступени: «Гласный звук [а], буквы Л и а»; то же — на темы звуков [о], [и], [ы], [у]. Темы уроков письма: «Строчная письменная буква а (2 урока)», то же по другим буквам (заглавная буква А пишется позже).

Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соот­ветствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой Э дети познакомятся позже, по­скольку она не частотна, с йотированными гласными е, я, ё, ю также на более позднем этапе, так как эти буквы обозначают гласные звуки в особых условиях.

Виды работ учащихся в подготовительный период:

Речь. Предложение. Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по пред­метным картинкам; Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказы­вание: по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).

Слово. Введение в активный словарный запас первоклассни­ков слов: Родина, Москва, столица, Кремль, Мавзолей В. И. Ленина. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы, грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из пред­ложения.

Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступ­ных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, за­ученных детьми до школы. Инсценирование сказок.


Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слова на слоги1, выделение ударного слога. Выделение звуков: первый звук в слове и т. д.; из каких звуков состоит слог. Произнесение отдельно связных гласных и согласных зву­ков, слияние гласных с согласными, произнесение слогов.

В подготовительном периоде дети включаются в относительно новую для них деятельность: если в дошкольный период превали­ровала игровая деятельность, то в школе преобладает учебная работа — организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый характер деятельности создает для детей значитель­ные трудности, и для их ослабления очень важно так строить учебный час, чтобы, во-первых, каждые 10—12 минут менялись виды деятельности, во-вторых, работа протекала активно, умствен­ный труд чередовался с физическими упражнениями.

На уроках предусматриваются занимательные и игровые мо­менты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсцени­рование, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рас­сказы учащихся, чтение стихов наизусть; вводятся элементы со­ревнования («Кто первый?», «Чей рассказ лучше?», «Кто правиль­но назовет?» и т. п.).

В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать правила для учащихся, слушая ответы своих товарищей, замечать их ошибки. Они учатся громко, отчетливо, связно (не односложно) отве­чать на вопросы учителя, активно участвовать в общеклассной работе.

Подготовленные в общем речевом развитии и в специаль­ной языковой работе, дети переходят к основному периоду обу­чения грамоте, на котором усваивают все звуки и буквы, учат­ся читать и писать.

Основной период обучения грамоте продолжа-

Основной период ется до середины апреля, т. е. около шести обучения грамоте месяцев при обучении шестилетних детей. Он характеризуется постепенным усложнением ма­териала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Граница между подготовительным и основным периодами — пе­реход к согласным звукам и буквам. Напомним, что расположение звуков (букв) в «Букваре» и «Азбуке» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюш-кина, А. Ф. Шанько2 ч а с т от н о е: звуки и буквы расположены

1 Слова для анализа подбираются таким образом, чтобы написание не расходи­
лось с произношением.

2 Здесь и далее анализируется «Азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина,
А. Ф. Шанько издания 1986 г.

 

по их частоте употребления в языке, в словах; при этом, естест­венно, учитываются и трудности усвоения, артикулирования зву­ков. Звуки (буквы) расположены в следующей последовательно­сти: А, О, И, Ы, У —подготовительный период (самые частот­ные и легко артикулируемые гласные); основной период: И, С, К, Т, Л, Р, В, Е, П, М, 3, Б, Д, Я, Г, Ч, Ь, Ш, Ж, В, И, X, Ю, Ц, Э, Щ, Ф, Ь (разделительный), Ъ. Все согласные, образующие пары по твердости-мягкости, изучаются одновременно. Все йотиро­ванные буквы изучаются сразу в обоих своих значениях: как \э, jo, jy, ja и как э, о, у, а после мягких согласных.

Частотное расположение звуков и букв позволяет быстро увели­чивать число слов для чтения, письма, звуко-слогового анализа и синтеза. Так, изучив всего 10 согласных, дети уже могут читать текст объемом в 50 слов.

Одновременное изучение твердых и мягких согласных также увеличивает возможности чтения, анализа и синтеза слов. Опыт показал, что одновременное введение твердых и мягких соглас­ных не затрудняет учащихся и повышает уровень интереса в обу­чении.

Для формирования у учащихся понимания системы звуков и букв используется специальная таблица (так называемая «лента букв»). Впервые дети знакомятся с таблицей после изучения бук­вы а («Азбука», с. 29). Каждый урок закрепления изученной бук­вы заканчивается работой по «ленте букв». Она используется и на уроках повторения и обобщения. Например, ученики повторяют гласные, обозначающие твердость согласных (расположены в верх­нем ряду таблицы), и гласные, обозначающие мягкость согласных (в нижнем ряду таблицы); согласные, парные по звонкости-глу­хости (расположены в нижнем и верхнем ряду таблицы, парал­лельно).

Так выглядит таблица после изучения семи гласных и указан­ных в ней согласных

 

а о У ы   н м л р   б в г д            
я     и е           п   к т   с     ч  

Соблюдается принцип последовательности, преемственности и частотности также в работе со слогами: от слога, равного одному гласному звуку типа А или И, к сочетанию двух гласных АУ (так дети кричат в лесу), к открытому слогу типа НА, НО, НИ, НЫ, НУ, к слогам типа АН и типа КОТ, ТУТ (слоги этого типа расчленяются на открытый слог СГ и согласный: ко\т, ту\т). Слоги со стечением согласных тоже разделяются: Мо\с\к\ва, с\ло\во, а\с\т\ра, ба\р\су\к. К каждому согласному звуку по мере их изучения даются таблицы слогов: ба, бо, бу, бе, би, бы; ща, щу, ще, щё, щи.

Постепенное усложнение слогового состава читаемых слов: Ни-на,


Ан-то-н, ни-т-ка, ку-с-ты, ис-ка-ла, ра-с-к-ра-си-ла, т-ра-к-то-ри-с-т, ко-р-зи-н-ка и пр.

Тематическое разнообразие читаемых текстов: дети, их игры, труд, учение, школа, самообслуживание в школе и дома, физкуль­тура и спорт; труд взрослых на заводе, на транспорте, в сель­ской местности, в поле; советские воины, пограничники, наша Ро­дина — Страна Советов, В. И. Ленин, Москва, Красная площадь, дружная семья народов СССР; природа нашей Родины — лес, река, мир животных; правила уличного движения; искусство — музыка, стихи; магазин, метро, космос, праздники и т. п.— имеет большое воспитательное значение и дает основу для обогащения словаря, для бесед и рассказов, творческой работы — для развития речи детей.

Отличительной чертой современного «Букваря» и «Азбуки» по сравнению с предшествовавшими является то, что это литера­турные букварь и азбука. В них представлены имена классиков русской и советской литературы: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, К. Д- Ушинский, В. В. Маяковский, Б. С. Житков, К. И. Чуковский, В. В. Бианки, С. Я. Маршак, М. М. Пришвин, А. Л. Барто (даны краткие сведения о писателях и отрывки из их произведений в под­линниках, а не в пересказах или с адаптацией)., Широко представлен в «Азбуке» фольклор: пословицы, поговорки, загадки, шутки, сказки. Первоклассники знакомятся с разнообразными литературными жан­рами: прозой и стихами, с рассказами-повествованиями и с описа­ниями, с диалогами, с различными стихотворными размерами. В «Азбуке» много юмора, это интересная и веселая книга, она развивает детей, возбуждает их познавательные интересы.

К концу «Азбуки» тексты достигают 200 слов, содержат диа­логи, сложносочиненные и сложноподчиненные, вопросительные и восклицательные предложения; встречаются сложные бессоюзные предложения, вводные предложения, приложения. Все это усваива­ется практически, без правил, учащиеся получают образцы родной речи.

Тематика уроков в основном периоде обучения грамоте опре­деляется изучаемыми звуками, буквами, словами; например, темы первых уроков основного периода: «Звуки [н] и [н1], буквы Нин» (5 уроков на букву Я). Одновременно проходят уроки письма на темы «Строчная буква к» (2 урока), «Прописная буква Я». Следую­щая тема — «Звуки [с], [с1], буквы С, с»: 5 уроков чтения, 4 урока письма, причем последние уроки и чтения и письма — закрепление, обобщение, повторение.

Еженедельно на уроке закрепления и повторения выделяется до 20 минут для внеклассного чтения, которое проводится в этот период по книге «Учимся любить книгу» Н. Н. Светловской.

Основные задачи основного периода: изучить все буквы, научить детей правильно соотносить звуки и буквы, усвоить сочетания букв, практически усвоить правила графики; вооружить детей умением плавного слогового с переходом на целые слова чтением; развивать

 

интерес к чтению, к литературе; развивать речь и мышление; осуще­ствлять целенаправленное идейно-политическое, нравственное, тру­довое, эстетическое воспитание учащихся.

Основные виды работы на уроках чтения, на которых дается новый материал: выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове: в на­чале, в середине, в конце; если это согласный — его твердый и мяг­кий варианты; если гласный — ударяемый и безударный варианты. Слова для выделения нового звука подбираются самими учащи­мися, берутся из предложений, которые они составляют на основе картинок. При выделении звука происходит опора на схему-

модель слова, например: су- к. Упражнение в слушании звуков, в их произнесении, артикулировании. Знакомство с буквами — строчными и прописными. Чтение слогов. Чтение слов — сначала с доски, затем по странице «Азбуки». Составление из разрез­ных слогов и букв на наборном полотне слов, словосочетаний, предложений, работа над значениями слов. Чтение и разбор тек­ста, повторное перечитывание, соотнесение текста и иллюстрации. Развитие речи: обогащение словаря, составление словосочетаний, предложений, связных рассказов. Обобщение: включение новой буквы в таблицу, отнесение нового звука к гласным или соглас­ным, сравнение новой буквы с уже известными ранее и пр.

На уроках закрепления — те же виды работ, кроме выделения нового звука, знакомства с буквой и пр., а также работа с допол­нительными словами и текстами; больше внимания уделяется чтению и разбору текста, работе на наборном полотне, работе с иллюстра­циями и развитию речи, больше игр и занимательных материалов; много внимания — повторению ранее изученных звуков и букв. Используется также дополнительное пособие «Читаем сами».

Слова, которые впервые встречаются, даны на странице «Азбу­ки» с особыми пометами: вертикальная линия отделяет открытый, полный слог; пунктирные вертикальные линии отделяют отдельные согласные:

со\к ко\ни ки\но о\ку\ни о\к\но ки\о\с\к. Эти цометы помогают чтению: открытый слог читается на основе сло­говой работы — составления слогов с каждым новым изученным согласным, а одиночные согласные, не составляющие слога, прочи­тываются поодиночке; затем произносится слово целиком.

Новые слова даются также со знаком ударения, что помогает чтению, его плавности и переходу от слогового чтения к синтети­ческому (к чтению словами).

Слова с дополнительными пометами рекомендуется «печатать» крупно на доске, предлагать для чтения детям, замедленно овла­девающим процессом чтения. Их читают шепотом, составляют из карт разрезной азбуки.


По сюжетным картинкам дети с помощью учителя, по его вопро­сам составляют рассказы, выделяют в них предложения, анализи­руют их.

Очень велика роль наборного полотна, на котором составляются новые слоги, слова, и «печатания» новых слов в тетра­дях и на доске. Чем шире, разнообразнее печатный материал для чтения, тем оно протекает сознательнее, интереснее,- тем эффек­тивнее формируется навык.

На первом этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее, не терять также очередных букв при чтении слова, самих слов в столбике. Для этого служит закладка и указка — полезные пособия на начальных этапах обучения грамоте.

Умение следить за читаемой строкой достигается также требо­ванием к классу поправлять ошибки товарищей. Первоклассники ревностно выполняют это требование, таким образом мобилизуют свое внимание на уроке, во время чтения.

Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательным. С помощью вопросов проверяется понимание прочитанного. Этой же цели служат беседы — как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. Где возможно, следует создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей по­требность что-то прочесть. Такую ситуацию может создать загад­ка, отгадку которой дети должны прочесть в букваре или на набор­ном полотне. Такую же цель преследует предварительная беседа, из которой вытекает вопрос, например: «Куда летит ракета с космо­навтами?» {на наборном полотне: «На Луну») и т. п. Подобные подготовленные ситуации обеспечивают высшую сознательность чте­ния и в то же время осмысляют учебный труд в глазах детей, за­интересовывают их.

Сознательность чтения неотрывна от выразительности. Однако на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна, так как дети не могут в достаточной степени выделить ударные слоги, не могут передать интонацию законченности, ин­тонацию вопроса и т. п., а во многих случаях не могут даже орфо­эпически правильно передать то, что прочитали (вместо [аса] читают о-са). Поэтому на этапе аналитического чтения рекоменду­ется повторное, целостное и орфоэпическое чтение. Оно не только приучает к правильным интонациям, к выразительности, но к спо­собствует сознательности чтения.

С первых уроков обучения грамоте осуществляется дифферен­цированный.подход к учащимся, т. е. учитываются различия в уров­не подготовленности детей к чтению.

В области фонетической работы проводится сопоставление твер-­
дых и мягких, звонких и глухих согласных, выявляется их смыслораз-
личительная функция: плодыплоты, малмял. В связи с изуче-­
нием согласных сложной артикуляции: взрывных к, п, т, 6 и пр.,
губно-зубного в, среднеязычного ы, аффрикат ц, ч и пр., усложняется
артикуляционная работа, значительное место занимает сочетание
звуков. 53

 

 

На более поздних этапах основного периода встречаются сло­ва, содержащие гласные и согласные в слабых позициях: земля,

_ гриб, грибы, рябина и мн. др. Их чтение — это пропедевтика орфогра­фии; она занимает в «Азбуке» весьма значительное место.

В связи с увеличением числа слов со слабыми позициями глас­ных и согласных усиливается работа по соотнесению графических и слуховых единиц («орфографическое» и орфоэпическое чтение).

На сравнительно позднем этапе «Азбука» знакомит детей с чтением йотированных букв, с употреблением разделительных ъ и ь. Следовательно, на этом этапе дети учатся читать звук й в различ­ных обозначениях (например, яблок, лью, подъём, моя и т. п.). Сложную систему йотированных гласных дети усваивают чисто практически, опираясь на уже усвоенный навык чтения.

Йотированные гласные изучаются в двух значениях: во-первых, буквы е, ё, ю обозначают отдельные слоги: я, мо-ю\ во-вторых, они обозначают мягкость предшествующего согласного: мёл — [м'ол], нёс — [н'ос], мял — [м'ал], любит — [л'убит], лето— [л'этъ].

Таким образом, углубляется навык слогового чтения: школьни­ки узнают новые случаи чтения слогов в зависимости от позиций букв и звуков. Однако есть противоречивые случаи, которые вы­зывают у учащихся затруднения.

Первоклассники привыкают употреблять мягкие согласные толь­ко перед гласным [и], и чтение слогов типа ле, лё, ля, лю их в первое время затрудняет.

Смущает их также чтение слогов, содержащих всегда мягкие ч, щ (слоги типа ча, ща, чу, щу и т. п.) и всегда твердый ц., Школь­ники привыкли к тому, что а, о, у, ы употребляются после твердых согласных, в слогах же ча, ща, чу, щу согласные мягкие. Особенно эта трудность сказывается на письме: дети пишут «чя», «щю». Поэто­му вводится правило: «Ча, ща пиши с буквой а; чу, щу пиши с буквой у».

К концу основного периода, т. е. к середине апреля (при обу­чении с 6 лет), школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:

а) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова
(если звук может быть произнесен вне слова), так и в слове в
сильных и слабых позициях;

б) определять звуковой состав слов, последовательность зву­
ков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;

в) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также за­
писывать слова, если в них нет существенных расхождений зву­
кового и буквенного состава;

г) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие;
называть пары звонких и глухих согласных;

д) знать все буквы; соотносить их со звуками (уметь читать в
разных позициях);


е) читать слогами (не по буквам), т. е. владеть слоговым,
или позиционным, чтением всех основных типов слогов в двуслож­-
ных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понима­-
ния; не исключается, конечно, и чтение целыми словами;

ж) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном
прочтении слов и текстов, делать паузы и логические ударения
в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;

з) понимать прочитанное — как отдельные слова, так и пред­-
ложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному, переска­-
зывать прочитанное, выполнять логические операции сравнения,
группировки, обобщения и некоторые другие.

Заключительная часть основного периода обучения грамоте («Азбука», с. 158—190) уже не содержит новых букв: здесь дан алфавит как обобщение всех усвоенных букв, сти­хотворение С. Я. Маршака «От А до Я», отрывок из воспоминаний Н. К. Крупской «Как читал Володя Ульянов», отрывки из «Что такое хорошо?» В. В. Маяковского, его «Майская песенка», из «Мойдоды-ра» К- И. Чуковского и т. п. Тексты заключительной части «Азбуки» уже настолько серьезны, что позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения (по «Родному слову», по дру­гим книгам, принятым в школах РСФСР или других республик), а также по учебнику «Русский язык». Для этого необходимо вы­ровнять умения школьников: подтянуть отстающих, восполнить пробелы в знаниях и умениях, потренировать в самостоятельном чтении и письме; потренировать школьников в самостоятельном чте­нии крупных связных текстов — рассказов, стихотворений, в анализе их содержания; закрепить на письме правильное соедине­ние букв, письмо целых слов и небольших предложений; продолжать работу по развитию речи учащихся; практиковать приемы пересказа прочитанного, проводить беседы, составлять рассказы. Следует вво­дить такие приемы работы, которые обычно широко применяются на уроках чтения,— выборочное чтение, раскрытие смысла-иноска­зания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, озаглавливание, беседу.

Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правиль­ность, беглость, сознательность, выразительность. Однако темп чтения не следует форсировать: гораздо важнее работать над пра­вильностью, безошибочностью чтения. Для этого целесообразно расширять круг чтения, шире вводить дополнительные тексты, всех детей вовлечь во внеклассное чтение — записать в библиотеку, проследить, чтобы они выбирали доступные их возрасту книжки, что­бы прочитывали их.

В этот период большое внимание уделяется тихому чтению — не только как форме подготовки к чтению громкому, но и как само­стоятельному варианту чтения. Ведь в жизни человеку приходится читать преимущественно не вслух, а тихо, про себя. При этом сам процесс чтения протекает в 1,5—3 раза быстрее, чем при гром-

ком чтении, а понимание прочитанного должно быть не мень­шим, чем при громком чтении (понимание должно быть пол­ным, стопроцентным).

Дифференцирован­ный подход при обучении грамоте

Необходимость дифференцированного подхода при обучении грамоте вызывается двумя причи­нами: во-первых, как установлено в исследова­ниях по современной дидактике, такой подход обеспечивает прочность усвоения материала, по­могает в осуществ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: