Со времен К. Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Значительные усовершенствования внесены в него современной жизнью.
Поэтому в данной главе сначала будут отмечены те черты метода, которые сложились традиционно, а затем те, которые сформировались сравнительно недавно или находятся в процессе формирования. Затем будет показано, как эти черты, или принципы, преломляются в современной букваристике и в школьной практике.
Традиционные принципы метода:
а) с точки зрения целей формирования личности:обучение грамоте по аналитико-синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений, через речевые упражнения, оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, на жизненный опыт самих учащихся, требует высокого уровня сознательности чтения и других видов учебного труда учащихся;
б) с точки зрения психолого - лингвистической: во-первых, обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, на образцовые тексты, включает в себя систему развития речи самих детей;
во-вторых, за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком); отсюда — огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха;
в-третьих, в качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный,, принцип чтения как следствие аналогичного принципа русской графики); отсюда — внимание к слоговой работе: чтение слогов, их произношение, использование слоговых таблиц и т. п.;
в) с точки зрения организационной: устанавливается
определенная последовательность изучения звуков и букв (в «Буква
ре» и «Азбуке» В. Г. Горецкого и др.— по частотному принципу);
выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основ
ной) периоды обучения; письмо не отрывается от чтения, а идет
параллельно с ним (у К. Д. Ушинского оно предшествовало чтению,
в современной школе — следует за чтением).
Черты и принципы метода, которые сформировались сравнительно недавно или же находятся в процессе становления:
а) с точки зрения организации учебного процесса: дифферен-
цированныи и индивидуализированный подход к учащимся в процессе обучения грамоте, что связано со значительными различиями и в общем развитии и в готовности к чтению и письму у детей, поступающих в I класс;
б) с точки зрения перспектив обучения: систематическое введе-
ние пропедевтических элементов грамматики, словообразования,
орфографии, лексикологии без теоретических сведений — на практи-
ческой основе;
в) с точки зрения психолого-лингвистической: не только выделе
ние звуков, установление их количества и последовательности,
но и определение связей между ними: вводится слого-звуковой
анализ слова;
г) с точки зрения методов обучения: введение элементов
моделирования — модели слогов, слов, предложений и др.;
д) с точки зрения задач воспитания: воспитательные задачи
включаются в систему работы по букварю.
Букварь («Азбука») дает немало познаватель-
Воспитывающая ного материала, который приобщает детей к
функция уроков жизни нашей страны, нашего народа, и это слу-
обучения грамоте жит основой всей системы воспитательной
работы.
Целый круг общественно-политических понятий дети получают на уроках: на первых страницах букваря — Красная площадь, Кремль, Мавзолей В. И. Ленина. Есть рассказ и стихотворение о Владимире Ильиче и его портрет. Есть материал о дружбе народов, о покорителях космоса...
Материал букваря знакомит учащихся с жизнью детей и взрослых в Советской стране, с трудом в семье, в сельском хозяйстве, на транспорте, на стройке. Букварь и книги для дополнительного чтения дают детям богатейший материал о природе нашей Родины. Привить любовь к родной природе, к родному городу, селу — это значительный шаг к формированию патриотизма. С первых дней в школе дети чувствуют атмосферу уважения к труду и людям труда, заботы о людях. Чтение стихотворений и рассказов перемежается беседами по картинкам, наблюдениями, участием детей в посильном труде.
Букварь («Азбука») знакомит детей с русскими писателями-классиками и некоторыми, особенно близкими детям, советскими современными писателями, закладывая основу системы литературного развития детей.
Нравственным, идейно-политическим, трудовым, эстетическим воспитанием не исчерпываются задачи обучения грамоте. Очень важно прививать детям любовь к родному русскому языку, гордость тем, что они его изучают, стремление овладеть русским языком
1 Дифференцированный подход предполагает групповую работу на уроке и вне его (см. с. 56—57), индивидуализированный — специальную работу с отдельными учащимися преимущественно вне урока.
в совершенстве, научиться и читать, и писать, и свободно выражать свои мысли в устной форме.
Уроки обучения грамоте должны содействовать воспитанию чувства товарищества и коллективизма, активности, дисциплинированности, воли и других важнейших свойств личности.
Шестилетний ребенок: изучение готовности детей к обучению грамоте |
В сравнении с семилетними детьми, шестилетки обладают следующими существенными особенностями своего психического развития: а) их мышление образно, действенно, поэтому обучение детей в этом возрасте должно строиться на предметной деятельности; б) речь детей развита лишь в сфере общения, она ситуативна, мало развит монолог, тематические группы лексики ограничиваются в основном бытовой сферой, играми, отчасти — окружающей природой; предложения преимущественно простые, их размер — в среднем 4—6 слов; словарь шестилетнего ребенка — от 2,5 до 7 тысяч слов; связная речь (текст) контаминированная, т. е. слабо выражены функциональные типы текста;
в) восприятие речи: устойчивое внимание в начале учебного
года в пределах 1—2 минут, восприятие нуждается в зрительном
и действенном подкреплении, а также в использовании доступной
лексики и синтаксических конструкций, свободных от осложняю
щих предложение структур; речь учителя должна быть неторопли
ва, выразительна и отчетлива;
г) уровень интереса к учению высокий, но неустойчивый вслед
ствие быстрой утомляемости; нуждаются в мотивации учебной дея
тельности и в занимательных игровых методиках обучения; очень
важно осознание результатов учения;
д) необходимость сокращенных по времени уроков (35 минут), а
также пауз во время урока — физкультминуток, смены видов дея
тельности, устной и письменной работы и пр.;
е) очень велики индивидуальные особенности развития детей,
поэтому важна индивидуальная работа, подтягивание работающих
медленно и отстающих.
Для правильной организации обучения грамоте необходимо предварительное изучение уровня языковой готовности к обучению. Изучение проводится в августе или еще раньше — весной, при посещении учителем детского сада и семей будущих первоклассников. Знакомство происходит в живой беседе, детям задаются вопросы, предлагается рассказать о чем-нибудь интересном, выясняется их общий кругозор. Для учета результатов знакомства можно рекомендовать следующую схему:
Умение читать: читает целыми словами; читает по слогам (аналитическое чтение); читает по буквам (неправильный способ чтения); знает не менее половины букв, но не читает; знает менее половины букв; знает лишь отдельные буквы.
Умение писать: умеет писать все буквы, пишет слова (печатными или письменными буквами); вычленяет в письменной
букве ее части — элементы; называет их; изображает букву на бумаге по элементам, не нарушая последовательности начертания, количества, формы и пространственного положения их; умеет писать лишь некоторые буквы; не умеет писать вовсе.
Готовность к звуковому анализу: правильно угадывает ударный слог (или звук); делит слова на слоги; выделяет звук в слове или в слоге; правильно произносит все звуки вне слова (указать дефекты произношения, если они есть); громкость речи, дикция.
Устная связная речь:
а) чтение стихотворений наизусть: знает не менее трех стихот-
ворений, охотно их читает; знает 1—2 стихотворения, читать стес-
няется; стихов наизусть не знает;
б) рассказывание сказок: умеет рассказывать одну или несколь-
ко сказок; пытается рассказать, но неудачно; не умеет и не пы-
тается рассказать (учитель, обследующий детей, указывает
логические, композиционные и речевые ошибки, допущенные
ими);
в) рассказы по картинке: связный рассказ — более 20 слов,
правильное построение предложений; от 10 до 20 слов, правильное
построение предложений; связный ответ до 10 слов; односложный
ответ из 2—4 слов.
Активность детей: сами изъявляют желание рассказать что-либо, обращаются с вопросами; отвечают на заданный вопрос — подробно, сложным ответом или односложно.
Синтаксис речи: размер предложений; четкость построения предложения; простые предложения и сложные; полные предложения и неполные, эллиптические; характерные ошибки в построении предложений и в связях между ними.
Лексика: богатство лексики, разнообразие употребляемых слов; есть ли неоправданные повторы слов; точность, правильность употребления слов, типичные недочеты словоупотребления.
Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целом, с целью получения «усредненных» характеристик. Последние необходимы для выбора методики общеклассной работы на уроке.
Процесс обучения грамоте. Подготовительный период |
Обучение грамоте при обучении детей с семи лет продолжается три с половиной месяца; при обучении с шести лет срок обучения грамоте продлевается до середины апреля, т. е. до семи с половиной месяцев. Это — временная мера, связанная с трудностями обучения
детей-шестилеток.
Процесс обучения грамоте по «Азбуке» («Букварю») В. Г. Горец-
кого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько разделяется на два пе-
пиода: подготовительный и основной (по другим системам выделялся также послебукварный период).
Подготовительный период продолжается: по «Букварю» Б Г. Горецкого и др. более двух недель (по 14 уроков чтения и письма), по «Азбуке» для шестилетних детей — около шести недель (или 54 урока; подготовительные работы, развитие речи, чтение и письмо)1.
Основные задачи подготовительного периода: приобщение детей к учебной деятельности, приучение к требованиям школы, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, подготовка к чтению и письму, развитие речи учащихся — обогащение словаря, составление предложений, рассказов.
В подготовительном периоде выделяются две ступени: на первой, безбуквенной, дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного с гласным. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.
Происходит знакомство с первой учебной книгой — «Азбукой» («Букварем»), со средствами письма; проводятся первые упражнения, тренирующие руку для письма; в результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух учащихся. Последнему требованию придается особенно большое значение: к началу чтения дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.
Успех подготовительного периода, его безбуквенной ступени становится возможным в результате дошкольной подготовки детей — в детском саду и в семье. Как известно, в старших группах детского сада проводится не только развитие речи, но и простейшая звуко-аналитическая работа. Преемственность между детским садом и школой — это один из острейших вопросов развития системы воспитания и образования детей. Решаться они, несомненно, должны комплексно: не только в плане подготовки к обучению грамоте, а в широком плане формирования личности ребенка.
Тематика уроков подготовки к чтению по «Азбуке» для шестилетних детей на безбуквенной ступени: «Азбука» — первая учебная книга по родной речи»; «Речь (устная и письменная)»; «Предложение»; «Слово», «Предложение и слово»; «Слог, ударение»; «Звуки речи», «Звуки в словах, гласные и согласные звуки». Каждый пятый урок — повторение и обобщение; еженедельно — 17—18 минут внеклассное чтение (из 35-минутного урока)2.
См.: Горецкий В. Г. и др. Обучение чтению и письму по «Азбуке» и «Прописи» // Начальная школа.— 1984.— № 9.— С. 25—42.
2 35-минутные уроки проводятся в подготовительный период при обучении детей с 7 лет и в течение всего периода обучения грамоте — для шестилеток.
Задачи письма в подготовительный период: знакомство с правилами посадки за партой, с письменными принадлежностями и правилами их использования, с разлиновкой тетради, с «Прописями», формирование понятий о рабочей и нерабочей строке, о вертикальном (снизу вверх, сверху вниз) и горизонтальном (слева направо, справа налево) направлении. Изучение основных элементов письменного шрифта: прямая линия, линия с закруглением с одной стороны; линия с закруглением с двух сторон; линия с петлей; линия с овалом до середины строки; плавная линия, начинающаяся с закругления снизу; овал, полуовал.
Тематика уроков по письму на этой же ступени: «Знакомство с «Прописью» и разлиновкой на ее страницах»; «Строка и междустрочное пространство»; «Письмо прямых линий (сверху вниз и слева направо)»; «Прямая наклонная короткая линия»; «Длинная наклонная линия»; «Прямая линия с закруглением»; «Линии с закруглением внизу и вверху»; «Длинная линия с петлей»; «Овал»; «Правый и левый полуовалы»; «Прямая линия с овалом до полстроки»; «Плавно наклонные линии, начинающиеся с закругления внизу».
На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Л а, О о, И и, ы и У у. Темы уроков чтения на этой ступени: «Гласный звук [а], буквы Л и а»; то же — на темы звуков [о], [и], [ы], [у]. Темы уроков письма: «Строчная письменная буква а (2 урока)», то же по другим буквам (заглавная буква А пишется позже).
Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой Э дети познакомятся позже, поскольку она не частотна, с йотированными гласными е, я, ё, ю также на более позднем этапе, так как эти буквы обозначают гласные звуки в особых условиях.
Виды работ учащихся в подготовительный период:
Речь. Предложение. Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам; Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).
Слово. Введение в активный словарный запас первоклассников слов: Родина, Москва, столица, Кремль, Мавзолей В. И. Ленина. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы, грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.
Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказок.
Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слова на слоги1, выделение ударного слога. Выделение звуков: первый звук в слове и т. д.; из каких звуков состоит слог. Произнесение отдельно связных гласных и согласных звуков, слияние гласных с согласными, произнесение слогов.
В подготовительном периоде дети включаются в относительно новую для них деятельность: если в дошкольный период превалировала игровая деятельность, то в школе преобладает учебная работа — организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый характер деятельности создает для детей значительные трудности, и для их ослабления очень важно так строить учебный час, чтобы, во-первых, каждые 10—12 минут менялись виды деятельности, во-вторых, работа протекала активно, умственный труд чередовался с физическими упражнениями.
На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихов наизусть; вводятся элементы соревнования («Кто первый?», «Чей рассказ лучше?», «Кто правильно назовет?» и т. п.).
В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать правила для учащихся, слушая ответы своих товарищей, замечать их ошибки. Они учатся громко, отчетливо, связно (не односложно) отвечать на вопросы учителя, активно участвовать в общеклассной работе.
Подготовленные в общем речевом развитии и в специальной языковой работе, дети переходят к основному периоду обучения грамоте, на котором усваивают все звуки и буквы, учатся читать и писать.
Основной период обучения грамоте продолжа-
Основной период ется до середины апреля, т. е. около шести обучения грамоте месяцев при обучении шестилетних детей. Он характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.
Граница между подготовительным и основным периодами — переход к согласным звукам и буквам. Напомним, что расположение звуков (букв) в «Букваре» и «Азбуке» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюш-кина, А. Ф. Шанько2 ч а с т от н о е: звуки и буквы расположены
1 Слова для анализа подбираются таким образом, чтобы написание не расходи
лось с произношением.
2 Здесь и далее анализируется «Азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина,
А. Ф. Шанько издания 1986 г.
по их частоте употребления в языке, в словах; при этом, естественно, учитываются и трудности усвоения, артикулирования звуков. Звуки (буквы) расположены в следующей последовательности: А, О, И, Ы, У —подготовительный период (самые частотные и легко артикулируемые гласные); основной период: И, С, К, Т, Л, Р, В, Е, П, М, 3, Б, Д, Я, Г, Ч, Ь, Ш, Ж, В, И, X, Ю, Ц, Э, Щ, Ф, Ь (разделительный), Ъ. Все согласные, образующие пары по твердости-мягкости, изучаются одновременно. Все йотированные буквы изучаются сразу в обоих своих значениях: как \э, jo, jy, ja и как э, о, у, а после мягких согласных.
Частотное расположение звуков и букв позволяет быстро увеличивать число слов для чтения, письма, звуко-слогового анализа и синтеза. Так, изучив всего 10 согласных, дети уже могут читать текст объемом в 50 слов.
Одновременное изучение твердых и мягких согласных также увеличивает возможности чтения, анализа и синтеза слов. Опыт показал, что одновременное введение твердых и мягких согласных не затрудняет учащихся и повышает уровень интереса в обучении.
Для формирования у учащихся понимания системы звуков и букв используется специальная таблица (так называемая «лента букв»). Впервые дети знакомятся с таблицей после изучения буквы а («Азбука», с. 29). Каждый урок закрепления изученной буквы заканчивается работой по «ленте букв». Она используется и на уроках повторения и обобщения. Например, ученики повторяют гласные, обозначающие твердость согласных (расположены в верхнем ряду таблицы), и гласные, обозначающие мягкость согласных (в нижнем ряду таблицы); согласные, парные по звонкости-глухости (расположены в нижнем и верхнем ряду таблицы, параллельно).
Так выглядит таблица после изучения семи гласных и указанных в ней согласных
а | о | У | ы | н | м | л | р | б | в | г | д | ||||||||
я | и | е | п | к | т | с | ч |
Соблюдается принцип последовательности, преемственности и частотности также в работе со слогами: от слога, равного одному гласному звуку типа А или И, к сочетанию двух гласных АУ (так дети кричат в лесу), к открытому слогу типа НА, НО, НИ, НЫ, НУ, к слогам типа АН и типа КОТ, ТУТ (слоги этого типа расчленяются на открытый слог СГ и согласный: ко\т, ту\т). Слоги со стечением согласных тоже разделяются: Мо\с\к\ва, с\ло\во, а\с\т\ра, ба\р\су\к. К каждому согласному звуку по мере их изучения даются таблицы слогов: ба, бо, бу, бе, би, бы; ща, щу, ще, щё, щи.
Постепенное усложнение слогового состава читаемых слов: Ни-на,
Ан-то-н, ни-т-ка, ку-с-ты, ис-ка-ла, ра-с-к-ра-си-ла, т-ра-к-то-ри-с-т, ко-р-зи-н-ка и пр.
Тематическое разнообразие читаемых текстов: дети, их игры, труд, учение, школа, самообслуживание в школе и дома, физкультура и спорт; труд взрослых на заводе, на транспорте, в сельской местности, в поле; советские воины, пограничники, наша Родина — Страна Советов, В. И. Ленин, Москва, Красная площадь, дружная семья народов СССР; природа нашей Родины — лес, река, мир животных; правила уличного движения; искусство — музыка, стихи; магазин, метро, космос, праздники и т. п.— имеет большое воспитательное значение и дает основу для обогащения словаря, для бесед и рассказов, творческой работы — для развития речи детей.
Отличительной чертой современного «Букваря» и «Азбуки» по сравнению с предшествовавшими является то, что это литературные букварь и азбука. В них представлены имена классиков русской и советской литературы: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, К. Д- Ушинский, В. В. Маяковский, Б. С. Житков, К. И. Чуковский, В. В. Бианки, С. Я. Маршак, М. М. Пришвин, А. Л. Барто (даны краткие сведения о писателях и отрывки из их произведений в подлинниках, а не в пересказах или с адаптацией)., Широко представлен в «Азбуке» фольклор: пословицы, поговорки, загадки, шутки, сказки. Первоклассники знакомятся с разнообразными литературными жанрами: прозой и стихами, с рассказами-повествованиями и с описаниями, с диалогами, с различными стихотворными размерами. В «Азбуке» много юмора, это интересная и веселая книга, она развивает детей, возбуждает их познавательные интересы.
К концу «Азбуки» тексты достигают 200 слов, содержат диалоги, сложносочиненные и сложноподчиненные, вопросительные и восклицательные предложения; встречаются сложные бессоюзные предложения, вводные предложения, приложения. Все это усваивается практически, без правил, учащиеся получают образцы родной речи.
Тематика уроков в основном периоде обучения грамоте определяется изучаемыми звуками, буквами, словами; например, темы первых уроков основного периода: «Звуки [н] и [н1], буквы Нин» (5 уроков на букву Я). Одновременно проходят уроки письма на темы «Строчная буква к» (2 урока), «Прописная буква Я». Следующая тема — «Звуки [с], [с1], буквы С, с»: 5 уроков чтения, 4 урока письма, причем последние уроки и чтения и письма — закрепление, обобщение, повторение.
Еженедельно на уроке закрепления и повторения выделяется до 20 минут для внеклассного чтения, которое проводится в этот период по книге «Учимся любить книгу» Н. Н. Светловской.
Основные задачи основного периода: изучить все буквы, научить детей правильно соотносить звуки и буквы, усвоить сочетания букв, практически усвоить правила графики; вооружить детей умением плавного слогового с переходом на целые слова чтением; развивать
интерес к чтению, к литературе; развивать речь и мышление; осуществлять целенаправленное идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Основные виды работы на уроках чтения, на которых дается новый материал: выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове: в начале, в середине, в конце; если это согласный — его твердый и мягкий варианты; если гласный — ударяемый и безударный варианты. Слова для выделения нового звука подбираются самими учащимися, берутся из предложений, которые они составляют на основе картинок. При выделении звука происходит опора на схему-
модель слова, например: су- к. Упражнение в слушании звуков, в их произнесении, артикулировании. Знакомство с буквами — строчными и прописными. Чтение слогов. Чтение слов — сначала с доски, затем по странице «Азбуки». Составление из разрезных слогов и букв на наборном полотне слов, словосочетаний, предложений, работа над значениями слов. Чтение и разбор текста, повторное перечитывание, соотнесение текста и иллюстрации. Развитие речи: обогащение словаря, составление словосочетаний, предложений, связных рассказов. Обобщение: включение новой буквы в таблицу, отнесение нового звука к гласным или согласным, сравнение новой буквы с уже известными ранее и пр.
На уроках закрепления — те же виды работ, кроме выделения нового звука, знакомства с буквой и пр., а также работа с дополнительными словами и текстами; больше внимания уделяется чтению и разбору текста, работе на наборном полотне, работе с иллюстрациями и развитию речи, больше игр и занимательных материалов; много внимания — повторению ранее изученных звуков и букв. Используется также дополнительное пособие «Читаем сами».
Слова, которые впервые встречаются, даны на странице «Азбуки» с особыми пометами: вертикальная линия отделяет открытый, полный слог; пунктирные вертикальные линии отделяют отдельные согласные:
со\к ко\ни ки\но о\ку\ни о\к\но ки\о\с\к. Эти цометы помогают чтению: открытый слог читается на основе слоговой работы — составления слогов с каждым новым изученным согласным, а одиночные согласные, не составляющие слога, прочитываются поодиночке; затем произносится слово целиком.
Новые слова даются также со знаком ударения, что помогает чтению, его плавности и переходу от слогового чтения к синтетическому (к чтению словами).
Слова с дополнительными пометами рекомендуется «печатать» крупно на доске, предлагать для чтения детям, замедленно овладевающим процессом чтения. Их читают шепотом, составляют из карт разрезной азбуки.
По сюжетным картинкам дети с помощью учителя, по его вопросам составляют рассказы, выделяют в них предложения, анализируют их.
Очень велика роль наборного полотна, на котором составляются новые слоги, слова, и «печатания» новых слов в тетрадях и на доске. Чем шире, разнообразнее печатный материал для чтения, тем оно протекает сознательнее, интереснее,- тем эффективнее формируется навык.
На первом этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее, не терять также очередных букв при чтении слова, самих слов в столбике. Для этого служит закладка и указка — полезные пособия на начальных этапах обучения грамоте.
Умение следить за читаемой строкой достигается также требованием к классу поправлять ошибки товарищей. Первоклассники ревностно выполняют это требование, таким образом мобилизуют свое внимание на уроке, во время чтения.
Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательным. С помощью вопросов проверяется понимание прочитанного. Этой же цели служат беседы — как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. Где возможно, следует создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей потребность что-то прочесть. Такую ситуацию может создать загадка, отгадку которой дети должны прочесть в букваре или на наборном полотне. Такую же цель преследует предварительная беседа, из которой вытекает вопрос, например: «Куда летит ракета с космонавтами?» {на наборном полотне: «На Луну») и т. п. Подобные подготовленные ситуации обеспечивают высшую сознательность чтения и в то же время осмысляют учебный труд в глазах детей, заинтересовывают их.
Сознательность чтения неотрывна от выразительности. Однако на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна, так как дети не могут в достаточной степени выделить ударные слоги, не могут передать интонацию законченности, интонацию вопроса и т. п., а во многих случаях не могут даже орфоэпически правильно передать то, что прочитали (вместо [аса] читают о-са). Поэтому на этапе аналитического чтения рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение. Оно не только приучает к правильным интонациям, к выразительности, но к способствует сознательности чтения.
С первых уроков обучения грамоте осуществляется дифференцированный.подход к учащимся, т. е. учитываются различия в уровне подготовленности детей к чтению.
В области фонетической работы проводится сопоставление твер-
дых и мягких, звонких и глухих согласных, выявляется их смыслораз-
личительная функция: плоды — плоты, мал — мял. В связи с изуче-
нием согласных сложной артикуляции: взрывных к, п, т, 6 и пр.,
губно-зубного в, среднеязычного ы, аффрикат ц, ч и пр., усложняется
артикуляционная работа, значительное место занимает сочетание
звуков. 53
На более поздних этапах основного периода встречаются слова, содержащие гласные и согласные в слабых позициях: земля,
_ гриб, грибы, рябина и мн. др. Их чтение — это пропедевтика орфографии; она занимает в «Азбуке» весьма значительное место.
В связи с увеличением числа слов со слабыми позициями гласных и согласных усиливается работа по соотнесению графических и слуховых единиц («орфографическое» и орфоэпическое чтение).
На сравнительно позднем этапе «Азбука» знакомит детей с чтением йотированных букв, с употреблением разделительных ъ и ь. Следовательно, на этом этапе дети учатся читать звук й в различных обозначениях (например, яблок, лью, подъём, моя и т. п.). Сложную систему йотированных гласных дети усваивают чисто практически, опираясь на уже усвоенный навык чтения.
Йотированные гласные изучаются в двух значениях: во-первых, буквы е, ё, ю обозначают отдельные слоги: я, мо-ю\ во-вторых, они обозначают мягкость предшествующего согласного: мёл — [м'ол], нёс — [н'ос], мял — [м'ал], любит — [л'убит], лето— [л'этъ].
Таким образом, углубляется навык слогового чтения: школьники узнают новые случаи чтения слогов в зависимости от позиций букв и звуков. Однако есть противоречивые случаи, которые вызывают у учащихся затруднения.
Первоклассники привыкают употреблять мягкие согласные только перед гласным [и], и чтение слогов типа ле, лё, ля, лю их в первое время затрудняет.
Смущает их также чтение слогов, содержащих всегда мягкие ч, щ (слоги типа ча, ща, чу, щу и т. п.) и всегда твердый ц., Школьники привыкли к тому, что а, о, у, ы употребляются после твердых согласных, в слогах же ча, ща, чу, щу согласные мягкие. Особенно эта трудность сказывается на письме: дети пишут «чя», «щю». Поэтому вводится правило: «Ча, ща пиши с буквой а; чу, щу пиши с буквой у».
К концу основного периода, т. е. к середине апреля (при обучении с 6 лет), школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:
а) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова
(если звук может быть произнесен вне слова), так и в слове в
сильных и слабых позициях;
б) определять звуковой состав слов, последовательность зву
ков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;
в) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также за
писывать слова, если в них нет существенных расхождений зву
кового и буквенного состава;
г) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие;
называть пары звонких и глухих согласных;
д) знать все буквы; соотносить их со звуками (уметь читать в
разных позициях);
е) читать слогами (не по буквам), т. е. владеть слоговым,
или позиционным, чтением всех основных типов слогов в двуслож-
ных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понима-
ния; не исключается, конечно, и чтение целыми словами;
ж) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном
прочтении слов и текстов, делать паузы и логические ударения
в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;
з) понимать прочитанное — как отдельные слова, так и пред-
ложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному, переска-
зывать прочитанное, выполнять логические операции сравнения,
группировки, обобщения и некоторые другие.
Заключительная часть основного периода обучения грамоте («Азбука», с. 158—190) уже не содержит новых букв: здесь дан алфавит как обобщение всех усвоенных букв, стихотворение С. Я. Маршака «От А до Я», отрывок из воспоминаний Н. К. Крупской «Как читал Володя Ульянов», отрывки из «Что такое хорошо?» В. В. Маяковского, его «Майская песенка», из «Мойдоды-ра» К- И. Чуковского и т. п. Тексты заключительной части «Азбуки» уже настолько серьезны, что позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения (по «Родному слову», по другим книгам, принятым в школах РСФСР или других республик), а также по учебнику «Русский язык». Для этого необходимо выровнять умения школьников: подтянуть отстающих, восполнить пробелы в знаниях и умениях, потренировать в самостоятельном чтении и письме; потренировать школьников в самостоятельном чтении крупных связных текстов — рассказов, стихотворений, в анализе их содержания; закрепить на письме правильное соединение букв, письмо целых слов и небольших предложений; продолжать работу по развитию речи учащихся; практиковать приемы пересказа прочитанного, проводить беседы, составлять рассказы. Следует вводить такие приемы работы, которые обычно широко применяются на уроках чтения,— выборочное чтение, раскрытие смысла-иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, озаглавливание, беседу.
Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Однако темп чтения не следует форсировать: гораздо важнее работать над правильностью, безошибочностью чтения. Для этого целесообразно расширять круг чтения, шире вводить дополнительные тексты, всех детей вовлечь во внеклассное чтение — записать в библиотеку, проследить, чтобы они выбирали доступные их возрасту книжки, чтобы прочитывали их.
В этот период большое внимание уделяется тихому чтению — не только как форме подготовки к чтению громкому, но и как самостоятельному варианту чтения. Ведь в жизни человеку приходится читать преимущественно не вслух, а тихо, про себя. При этом сам процесс чтения протекает в 1,5—3 раза быстрее, чем при гром-
ком чтении, а понимание прочитанного должно быть не меньшим, чем при громком чтении (понимание должно быть полным, стопроцентным).
Дифференцированный подход при обучении грамоте |
Необходимость дифференцированного подхода при обучении грамоте вызывается двумя причинами: во-первых, как установлено в исследованиях по современной дидактике, такой подход обеспечивает прочность усвоения материала, помогает в осуществ