Методы обучения и преподавания




Введение.

Современная экология – это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобретает глобальные масштабы - в пределах всей планеты Земли.

Э. Геккель называл экологию наукой об экономике. Пренебрежение экологическими требованиями ради быстрой экономической выгоды приводит к тяжелым последствиям для людей и, в конечном счете, невосполнимым экономическим потерям. Эти вопросы являются основой нового направления экономической науки - экономики природопользования. Для успешного функционирования системы правовой охраны окружающей среды специалисты-экологи и природопользователи должны разработать правовой механизм управления природопользованием, обладать знаниями в области общей экологии и охраны окружающей среды.

В условиях экологического кризиса до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, наблюдается деградация окружающей природной среды. Это сопровождается кризисом государственных и общественных структур, не способных обеспечить проведение эффективных мер по экологической безопасности общества. В связи с этим весьма актуальны попытки сформулировать научную теорию взаимодействия природы и общества с целю выхода из кризисного состояния. Одной из таких теорий является концепция устойчивого долговременного экономического развития общества, учитывающая все аспекты жизнедеятельности государств и дающая возможность приведения в соответствие общественного развития состоянию и возможностям природы.

Экономическая и политическая стабильность Республики Казахстан, ее экологическая и национальная безопасность невозможны без решения экологических проблем, важнейшей составной частью которых является экологическое образование населения. Стихийное взаимоотношение общества с природой поставило человечество на грань экологической катастрофы. Дефицит экологического воспитания и образования приводит ко многим непоправимым ошибкам как в сфере производства, науки и в целом всей хозяйственной деятельности, так и в сфере охраны здоровья. Поэтому экологическая образованность должна стать неотъемлемым компонентом в становлении и профессиональной деятельности врача любого профиля.

Цель дисциплины: - формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья;

- экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития.

Задачи обучения:

- Познакомить студентов с основами фундаментальной экологии – наиболее общими закономерностями взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.

- Дать представления о взаимоотношениях в системе «общество-природа», специфической роли человека в биосферных процессах.

- Научить видеть последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

- Дать представление об основных принципах и методах охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

- Научить оценивать состояние качества объектов окружающей среды и выделять возможную роль экологических факторов в развитии преморбидных состояний и заболеваний индивидуума и населения.

- Ознакомить студентов с основными причинами и чертами экологического кризиса и путями его преодоления.

- Дать представление о Концепции устойчивого развития общества и путях ее реализации в Республике Казахстан.

- Научить анализировать закономерности протекания экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду.

- Научить применять экологические знания для повышения экологической грамотности населения, пропаганды природоохранных мероприятий и рационального природопользования.

Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

- Цели, задачи и объекты изучения экологии.

- Историю развития экологии и видных ученых, сыгравших роль в ее становлении.

- Структуру современной экологии, методы и связь с другими науками.

- Значение общей экологии (биоэкологии) в системе экологических знаний, ее цели, задачи и структуру.

- Экологические факторы и общие закономерности их действий на организм.

- Специфические закономерности функционирования популяций, их роль в процессах эволюции, естественного отбора и адаптации.

- Роль концепции экосистемы в экологии. Состав и свойства экосистем. Гомеостатические механизмы само регуляции экосистем.

- Состав, границы и структуру биосферы. Средообразующие свойства и функции живого вещества в биосфере.

- Основные свойства биосферы и механизмы, обеспечивающие ее потенциальное бессмертие. Значение круговорота веществ.

- Эволюцию биосферы. Фундаментальное значение учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

- Содержание и основные положения экологии человека, социальной и прикладной экологии.

- Степень согласованности деятельности человека с законами и принципами общей экологии.

- Экологические последствия глобального (парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди), регионального и локального загрязнения атмосферы.

- Влияние загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье человека и условия жизни.

- Основные экологические проблемы гидросферы и здоровье населения.

- Экологические последствия антропогенного воздействия на литосферу. Влияние на здоровье человека.

- Экологическое значение естественных и искусственных биогеохимических провинций.

- Последствия антропогенного воздействия на биотические сообщества.

- Экологические проблемы современного города и сельских населенных мест и особенности здоровья населения.

- Экологические проблемы энергетики.

- Экологические проблемы Казахстана и возможные пути их решения.

- Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.

- Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

- Современные научные теории экономического развития общества в условиях ограниченных природно-ресурсных возможностей окружающей среды;

- Концепцию устойчивого долговременного экономического развития общества, ее основные аспекты и пути реализации.

- Законодательство РК в области охраны окружающей среды.

- Механизмы государственного регулирования природопользования.

- Цели, задачи и функции Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов в РК.

- Роль стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды. Цели и задачи экологической экспертизы в РК.

- Экономические механизмы охраны окружающей среды.

- Основные принципы нормирования качества окружающей природной среды.

- Мероприятия по инженерной защите окружающей среды.

- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды.

- Значение экологического воспитания и образования для решения экологических проблем.

Студент должен уметь:

- Самостоятельно работать с нормативной и справочной литературой по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

- Выделять задачи экологического плана и объекты, подлежащие изучению.Оценивать прикладное значение законов экологии.

- Использовать принцип «эмерджентности» и закон толерантности В.Шелфорда в практической деятельности, выделять лимитирующие факторы и учитывать влияние взаимодействия и компенсации действия экологических факторов на пределы толерантности.

- Оценивать гомеостаз популяции, используя данные возрастной структуры и динамики популяции.

- Выделять факторы, которые могут нарушить стабильность экосистем. Учитывать закономерности биологического накопления загрязнителей в тропических цепях.

- Видеть возможную связь между внешними воздействиями и изменениями, происходящими в биосфере или отдельных ее звеньях.

- Осознавать биосферные функции человека и действовать в рамках собственных возможностей в направлении повышения устойчивости экосистем и биосферы в целом.

- Использовать знание закономерностей взаимодействия организма и среды, функционирования популяций, экосистем, биосферы, как один из подходов в решении профессиональных вопросов.

- Оценивать качество окружающей среды и выделять возможную роль экологических факторов в развитии преморбидных состояний и заболеваний индивидуума и населения.

- Использовать навыки анализа экологических процессов в решении конкретных задач и приоритетов в природоохранной деятельности;

- Использовать знание закономерностей развития биосферы и условий сохранения экологического равновесия для обеспечения экологической безопасности окружающей среды.

- Применять экологические знания для предупреждения заболеваний, повышения экологической грамотности населения, пропаганды природоохранных мероприятий и рационального природопользования.

Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, медицинская биофизика, основы права

Постреквизиты: внутренние болезни, детские болезни, эпидемиология, общая гигиена, общественное здравоохранение, акушерство и гинекология, неврология, психиатрия, наркология.

Краткое содержание дисциплины: Предмет, содержание, структура и задачи общей экологии. Понятие о биосфере. Место человека в биосферных процессах. Медицинская экология. Антропогенное воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу, растительный и животный мир. Основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Концепция перехода к устойчивому развитию общества, ее основные принципы.

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма провед. Продол-жительн.
1. Современная экология: предмет, задачи, объекты и методы изучения. Краткая история развития. Проблемная лекция 1 час
2. Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы биосферы. Проблемная лекция 1 час
3. Природные ресурсы земли и рациональное природопользование. Проблемная лекция  
4. Глобальные социально-экологические проблемы современности Проблемная лекция 1 час
5. Оценка состояния окружающей среды. Здоровье населения как интегральный показатель загрязнения окружающей среды. Проблемная лекция 1 час
6. Основные направления охраны окружающей среды и рационального природопользования. Проблемная лекция 1 час
7. Атмосфера - элемент биосферы. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения. Проблемная лекция 1 час
8. Гидросфера - важнейший элемент биосферы. Загрязнение водоисточников и влияние его на здоровье населения. Проблемная лекция 1 час
9. Почва - элемент биосферы. Источники и характер загрязнения почвы. Естественные и искусственные биогеохимические провинции Казахстана и особенности здоровья населения регионов республики. Проблемная лекция 1 час
10. Мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды. Проблемная лекция 1 час
11. Экологические проблемы городов и сельских населенных мест. Урбанизация как экологическая проблема. Проблемная лекция 1 час
12. Стратегия взаимодействия общества и природы. Концепция перехода к устойчивому развитию в РК. Проблемная лекция 1 час
Всего часов:  

 

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения Продол- жительн.
1. Введение в экологию. Предмет, задачи и структура общей экологии. Семинар 2 часа
2. Среда обитания и экологические факторы. Семинар 2 часа
3. Популяционный уровень жизни. Экосистемный уровень жизни. Семинар 2 часа
4. Учение о биосфере. Место человека в биосферных процессах. Семинар 2 часа
5. Среда, окружающая человека и ее специфика. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. Семинар 2 часа
6. Проблемы роста и развития человеческой популяции. Семинар 2 часа
7. Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека. Проблемы, связанные с их использованием и исчерпаемостью. Семинар 2 часа
8. Заключительное занятие по разделу Коллоквиум 2 часа
9. Содержание и основные положения социальной и прикладной экологии. Медицинская экология как отрасль прикладной экологии Семинар 2 часа
10. Экологические проблемы атмосферы. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и условия проживания человека. Интегральная оценка загрязнения атмосферного воздуха TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) 2 часа
11. Водные ресурсы Казахстана, ограниченность ресурсов пресной воды, рост производства и загрязнения водоемов, ущерб от загрязнения воды. Влияние загрязнения воды на здоровье населения. Интегральная оценка загрязнения воды. PBL – проблемно-ориентриованное обучение (PROBLEM – BASID LEARNING) 2 часа
12. Почвенные ресурсы и их охрана. Антропогенные воздействия на почву. Химическое и биологическое загрязнение почвы и здоровье населения. Интегральная оценка загрязнения почвы. Решение ситуационных задач 2 часа
13. Антропогенные воздействия на растительный и животный мир. Оценка загрязнения растительности. Леса. Запасы древесины. Экономические ресурсы леса. Семинар 2 часа
14. Экологические проблемы современных городов. Урбанизация и ее влияние на природные ресурсы. Качество природной среды и состояние здоровья населения. TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) 2 часа
15. Экологические проблемы современных сельских населенных мест. TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) 2 часа
16. Заключительное занятие по разделу Коллоквиум 2 часа
17. Показатели здоровья населения как один из критериев для оценки качества окружающей среды. Методология изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. Решение ситуационных задач 2 часа
18. Организация контроля состояния природной среды. Инженерная защита окружающей среды. Семинар 2 часа
19. Основные принципы охраны окружающей среды. Основы экологического права. Семинар 2 часа
20. Причины загрязнения окружающей среды, его социально-экономические и экологические последствия. Экологический кризис: причины и следствия. Семинар 2 часа
21. Планирование и управление в области природопользования и законы об охране природы. Семинар 2 часа
22. Охрана окружающей среды в разных странах и роль международного сотрудничества. Семинар 2 часа
23. Стратегия взаимодействия общества и природы. Концепция перехода к устойчивому развитию. Семинар 2 часа
24. Заключительное занятие по разделу коллоквиум 2 часа
Всего: 48 часов

Время консультаций: консультации проводятся ежедневно с понедельника по пятницу с 16.00 до 18.00

Время рубежного контроля:

специальность Курс/поток/группа дисциплина Неделя/дата время
Общая медицина Курс 1/ поток – второй Экология и устойчивое развитие 8 неделя  
130,131,132,133,134, 135,136,137,140   17.00-17.50
161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171,172   17.00-17.50
121, 122, 123, 124,125, 126, 127, 128   17.00-17.50
173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180   17.00-17.50
  16 неделя  
121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140     12.12.11     17.00-17.50
161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171,172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180   12.12.11   17.00-17.50

Время итогового контроля: по академическому каледарю.

 

· Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма выполнения Продол- жительн.
  История развития экологии. Среды жизни и адаптация к ним организмов. работа с литературой, подготовка проекта 3 часа
  Ноосфера как высшая стадия эволюции биосферы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Эволюционные особенности человека как биологического вида. работа с литературой, подготовка проекта 3 часа
  Экологические проблемы Казахстана. Экологические функции литосферы работа с литературой, подготовка проекта 3 часа
  Важнейшие свойства атмосферы и их экологическое значение. работа с литературой, подготовка проекта 3 часа
  Гидросфера как элемент биосферы и природный ресурс. Экологические проблемы мирового океана. Негативные последствия создания крупных водохранилищ. работа с литературой, подготовка проекта 3 часа
  Видовое разнообразие флоры и фауны в Казахстане. Экологические проблемы биоресурсов. работа с литературой, подготовка проекта 3 часа
  Город как урбанистическая система. Специфические свойства урбосистем, отличие от природных. работа с литературой, подготовка проекта   3 часа
  Экономические механизмы охраны окружающей среды. Экологические кризисы в развитии биосферы и цивилизаций и пути выхода из них. работа с литературой, подготовка проекта   3 часа
  Органы государственной власти и местного самоуправления РК по охране окружающей среды и их полномочия. Основные законодательные документы РК по охране окружающей среды. работа с литературой, подготовка проекта   3 часа
  Планирование и управление в области природопользования. Экологические принципы в концепции устойчивого развития. работа с литературой, подготовка проекта   3 часа
Всего часов:  

 

· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине:

изучение всех тем по дисциплине, защита научных проектов.

 

Неделя                                    
№ темы   1,2   3,4   5,6   7,8                    

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Коробкин В.И., Передельский. Л.В. Экология. Учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Изд. 11-е. Дополн.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608 с.

2. Кенесариев У.И. Экология и здоровье населения: Учеб. пособие для мед. вузов и колледжей / Кенесариев У. И., Жакашов Н.Ж. - Алматы: Гылым, 2002. - 230 с

· Более новой литературы нет в библиотеке, сделана заявка.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 528 с.

2. Экологическая безопасностьКазахстана: мифы и реальность. - Астана:2006. - 544 с

3. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей / Новиков, Юрий Владимирович. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 736 с

4. Коробкин В.И. Экология: Учеб. для вузов / Коробкин, Владимир Иванович, Передельский Л.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с. - (Высшее образование)

 

Методы обучения и преподавания

· Лекции: проблемные

· Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, работа в малых группах (ТBL): деловые игры, разбор случаев, моделирование ситуаций, проведение текущего контроля.

· Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, подготовка проекта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: