Маркиза де Монтеспан фаворитка короля Людовика XIV




ВВЕДЕНИЕ.

Данный реферат на тему: "Образ маркизы де Монтеспан и её костюм" будет полезен в курсе изучения исторического костюма и для дальнейшего использования знаний из данной эпохи да работы в кино и театре. Эпоха барокко один из самых известных и узнаваемых стилей, так что изучать особенности данного периода, его моду, мы будем с помощью сохранившихся портретов одной из фавориток короля Людовика XIV, которая послужит отражением всех модных тенденций своих лет.

Из курса изучения предмета: "История костюма" является важным для процесса получения теоретических знаний в области исторического костюма эпохи барокко.

Целью работы является изучение образа маркизы де Монтеспан с помощью сохранившихся портретов отражающих моду данного периода и её вкусовые предпочтения.

Изученные данные максимально просто и понятно изложены с помощью таблиц и использованием портретов, которые помогут детально выявить и изучить особенности костюма.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФРАНЦИИ ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА.

Францу́зский абсолюти́зм — абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией.

Попытка генеральных штатов в эпоху религиозных войн ограничить королевскую власть не удалась. Этому помешали стремление знати вернуться к феодальному раздроблению и желание городов восстановить свою былую независимость, тогда как генеральные штаты всё же могли быть только центральной властью.

С другой стороны, высшие сословия и горожане враждовали между собой. Народ тяготился своеволием дворян и междоусобиями и готов был поддерживать власть, которая спасала его от анархии. Генрих IV совсем не созывал генеральных штатов; после него они были собраны всего лишь один раз. Задачей своего правительства он поставил улучшение экономического благосостояния страны и государственных финансов. Ему помогал министр Сюлли, суровый и честный гугенот. Они заботились о поднятии земледелия и промышленности, об облегчении податной тяжести, о внесении большего порядка в финансовое управление, но не успели сделать что-либо существенное.

Во время малолетства Людовика XIII, в 1614 году, созваны были, для прекращения беспорядков в управлении, генеральные штаты. Третье сословие выступило с целой программой преобразований: оно хотело, чтобы государственные чины созывались в определённые сроки, чтобы привилегии духовенства и дворянства были отменены и налоги падали на всех более равномерно, чтобы правительство перестало покупать покорность вельмож денежными раздачами, чтобы были прекращены произвольные аресты и т. п. Высшее духовенство и дворянство были крайне недовольны такими заявлениями и протестовали против слов оратора третьего сословия, сравнившего три сословия с тремя сыновьями одного отца. Привилегированные же говорили, что не хотят признавать своими братьями людей, которые могут быть названы скорее их слугами. Не сделав ничего, штаты были распущены и после этого не созывались в течение 175 лет.

Людовиком XIV была проведена военная реформа, в результате которой произошел отказ от найма иностранцев и переход к вербовке рекрутов из местного населения. Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, офицерские должности комплектовались исключительно представителями родового дворянства. Кроме того, была создана разветвленная система полиции: в провинции, в городах, на крупных дорогах и др.

Отношения при дворе.

Фаворитки Людовика XIV уже давно являются одним из излюбленных сюжетов при обращении к Великому веку. Ему отдают определённое предпочтение не только историки, но также романисты и кинематографы. Стоит признать, что фаворитки сыграли в жизни этого монарха и Франции огромную роль, однако сразу оговорим, что ни в коем случае не стоит путать роль, играемую любовницами Людовика XIV, с той ролью, которую играли фаворитки Генриха II и Людовика XV. Последних мы по праву можем назвать соправителями своих царственных любовников. Тогда как Людовик XIV фавориткам позволил царствовать лишь в придворном мире, и то далеко не всем.

Хозяйка придворного общества – таковой была роль официальных фавориток при Людовике XIV. Дело в том, что король был женат на блёклой Марии-Терезе, которой эта функция, ключевая для придворного общества Старого порядка, оказалась не по плечу.

Герцог де Сен-Симон писал, что «Людовик XIV, с юных лет более чем кто-либо из его подданных, создан для радостей любви». На самом деле этот монарх не был столь любвеобилен, как его представляют романисты и некоторые историки. Не стоит забывать, что такую оценку ему дали авторы XIX столетия – пожалуй, самого ханжеского века в европейской истории. У Людовика XIV было не более двух десятков партнёрш, что по меркам XVII века для мужчины было весьма скромной цифрой. Сексуальная свобода той эпохи позволяла некоторым ловеласам иметь в своем «активе» и по несколько сотен связей.

По мнению Людовик XIV, «женщины всегда готовы дать какой-нибудь особый совет, чтобы возвысится или закрепить позиции, призванные способствовать их возвышению… король Франции должен, во что бы то ни стало, отбивать эти атаки и противостоять этим опасностям и что если мы видим сегодня в истории столько губительных примеров (династии, прекратившие свое существование, монархи, свергнутые с трона, разоренные провинции, разрушенные империи), то лишь по той причине, что эти условия не были соблюдены».

Фрейлина королевы, умная и коварная Франсуаза Атенаис де Монтеспан, заметила, что не все ладно в отношениях короля с Луизой, и решила, что ее час настал. За сердце Людовика она собралась биться всерьез — в ход идут и обычные женские уловки, и коварные интриги.

Луиза терялась, рыдала, не знала, как вести себя при такой жестокой травле. Она становилась все более набожной и находила утешение лишь в религии… Королю все скучнее рядом с любовницей, а рядом лакомым кусочком маячила остроумная и живая Франсуаза…

Вскоре Людовик пал перед пылкими чарами красавицы, а Луизе ничего не оставалось, как удалиться в монастырь кармелиток, где она молилась за короля и его душу…

Но интриги против Луизы не приносят счастья маркизе. Она получает богатые дары короля, но счастье ее кажется таким непрочным. О любви Людовика к Франсуазе не рассказывали таких трогательных историй, как о чувстве короля к хромоножке Луизе. Нет, короля теперь постоянно окружали красавицы, а он оказывал знаки внимания каждой из них.

Монтеспан злилась и преисполнялась ненавистью ко всему миру. Но если Луиза де Лавальер искала утешение в боге, то маркиза обратилась за помощью к дьяволу… Весь Париж шепотом говорил об ее увлечении черной магией, о колдовских средствах, с помощью которых она отвадила от короля бедняжку Луизу, о страшных кровавых мессах с умерщвлениями младенцев…

Говорят, что на совести Франсуазы ни одно преступление, что это именно она отравила прекрасную рыжеволосую девицу Фонтаж, к которой был одно время неравнодушен король… Неизвестно, как все это было на самом деле, но Людовик постепенно отдаляется от Франсуазы де Монтеспан…

 

 

Женский образ.

В период барокко для фантазии широко раскрыты ворота, она не так скована церемониалом, как раньше. Жизнь дворянства превратилась в театральную пьесу, которую надо было играть с раннего утра до позднего вечера.

Новый взгляд на человеческую красоту складывается уже в ранний период развития стиля барокко. Согласно новым эстетическим представлениям красота заключается в монументальности и величин, богатство и красочности одежд, причем сам человек отступает на задний план, теряясь на фоне пышных и чопорных одежд.

Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в. — это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами. Во Франции, которая начиная с XVII в. становится законодательницей моды в Европе, таким идеалом мужской красоты признается Людовик XIV — «король-солнце» — высокого роста, с правильными чертами лица, пышными и длинными белокурыми волосами. Король был искусным танцором, наездником, стрелком и охотником, был образцом величия и монументальности.

Женщина воплощала в себе величие, парадность, жеманство, грациозность, кокетливость. Но четко выраженного идеала женской красоты не было. Он зависел от вкусов короля и внешности сменяющих друг друга фавориток. Женская фигура характеризуется высоким ростом, длинной «лебединой» шеей, откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые длинные волосы дополняли представительный и декоративный женский облик.

В моду вошла роскошь, вычурность и манерность. Настало время так называемой кукольной красоты.

Модной считалась женская фигура, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Утонченность форм подчеркивали пышные наряды. Эталоном привлекательности стала нереально тонкая талия, маленькая головка, покатые плечи и маленькая грудь.

Под стать этой моде были и платья. Дамы начали носить корсеты на шнуровке, а юбки - на кринолинах, которые визуально расширяли линию бедер.

Некоторые морили себя голодом, потому что постоянное недоедание придавало лицу благородную бледность. Но чаще всего эта бледность получалась с помощью белил. Очень щедро использовалась пудра, которая наносилась практически на все - и на парики, и на одежду, и на тело, которое не мылось месяцами.

Последнее не должно вызывать удивления: в то время гигиенические процедуры были не в почете. Ванна принималась исключительно редко - иногда раз в год или полгода. Волосы тоже не мылись - размножившиеся насекомые вычесывались оттуда специальными гребнями. Так что хрупкая барышня, одетая в роскошное платье, на самом деле являла собой достаточно непривлекательное зрелище.

 

 

Маркиза де Монтеспан фаворитка короля Людовика XIV

Франсуаза де Рошешуар де Мортемар родилась 5 октября 1640 года в шато Люссак на территории современного французского департамента Вьенна (регион Пуату — Шаранта). Крестили её в тот же день. Франсуаза (позже, под влиянием прециозного направления в искусстве, она взяла себе имя Атенаис) происходила от двух знатных французских домов — её отцом был Габриель де Рошешуар, маркиз де Мортемар, князь Тонне-Шарант, а матерью была Диана де Грансень, фрейлина королевы Франции Анны Австрийской. В девичестве юная Франсуаза носила титул мадемуазель де Тонне-Шарант.

Осенью 1666 года 26-летняя Франсуаза была представлена 28-летнему королю Людовику XIV. Поначалу король не обратил внимания на Франсуазу, увлечённый любовью к своей 22-летней фаворитке Луизе де Лавальер, которая состояла фрейлиной при всё той же Генриетте Стюарт. Впоследствии, король, бывая у своей фаворитки Лавальер, часто встречал Франсуазу и обратил внимание на её остроумные выражения, непринуждённые и жизнерадостные. Мало-помалу, Франсуаза снискала расположение Людовика XIV. Маркиза стала фавориткой короля в мае 1667 года. Живая, игривая, жеманная, она очаровывала своим присутствием и переполнялась насмешливыми и колючими остротами, не щадившими никого. Франсуаза унаследовала пресловутое семейное «остроумие Мортемаров». При этом она была прямолинейна и набожна.

 

В скором времени придворным стала очевидна глубокая близость отношений между Франсуазой и королём. Её апартаменты находились поблизости от апартаментов монарха, и проницательные придворные без труда нашли объяснение, почему оба персонажа одновременно отсутствовали в обществе королевы. Действующая фаворитка, Луиза де Лавальер, довольно скоро осознала, что её место в сердце короля Людовика теперь принадлежит другой. Но королева Мария Терезия не допускала такой мысли в отношении себя. Мадам Монтеспан смогла убедить королеву в своей добродетели.

 

В 1670 году положение Франсуазы было раскрыто публично, поскольку в ходе путешествия двора во Фландрию она находилась в карете короля и королевы. Согласно протоколу, когда она поднималась в карету, её дверцы окружали четыре гвардейца.

 

В свою очередь, Луиза де Лавальер не желала уступать своё место. Любя короля, прежняя фаворитка стойко переносила все наступившие тягости: охладевшее отношение своего возлюбленного, насмешки своей сильной соперницы, безразличие придворных. Только в 1674 году Луиза де Лавальер покинула королевский двор. Мадам Монтеспан, родив уже пятого внебрачного ребёнка, была удостоена титула официальной фаворитки короля Франции Людовика XIV.

В следующем, 1675, году скончался отец официальной фаворитки, проницательный и искусный придворный, герцог де Мортемар.

Годы славы Франсуазы сопровождались кризисами, поскольку маркиза была капризной, властной, расточительной, обладала страстными амбициями и горячей завистью. Она устраивала скандалы даже королю. Опасаясь стремлений короля Людовика к новым ощущениям, мадам Монтеспан на время смогла отменить существование фрейлин королевы, поскольку в поступающих на службу новых юных персонажах она видела своих соперниц, а также, чтобы сохранить в тайне появление на свет её детей от Людовика XIV.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: