Представителями криминальной субкультуры, носителями ее норм и ценностей, являются криминальные группировки и персонально – преступники-рецидивисты. Они усваивают и аккумулируют устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его другим. В первую очередь речь идет о лицах, прошедших через тюрьмы и колонии, иными словами имеющих опыт «отсидки» в местах лишения свободы.
Можно выделить три психологических механизма воспроизводства преступности.
Первый – персонализированный, когда преступник-рецидивист из числа взрослых и опытных берет «шефство» или «наставничество» над конкретным лицом. Второй механизм – через криминализацию всего населения, приобщая его к уголовному языку – арго и приучая мыслить криминальными категориями. Третий психологический механизм – через криминальную группу, которую укрепляет криминальная субкультура своими нормами и ценностями, способствуя длительному ее существованию. Быстроте распространения криминальной субкультуры, универсализации и типизации ее норм и ценностей способствует наличие большого количества различных каналов связи криминальных групп по всей стране и зарубежом.
Характерными признаками криминальной субкультуры являются:
1) Резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ценностям;
2) Внутренняя связь с тюремными традициями;
3) Закрытость для непосвященных;
4) Наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов;
5) Попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестком и циничном отношении к «чужим» слабым и беззащитным;
6) Нечестность и двуличное отношение к «чужим»;
7) Паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;
|
8) Обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;
9) Неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;
10) Поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;
11) Поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.
В отличие от законопослушных социальных групп в криминальной субкультуре социально-психологическая стратификация закрепляется путем стигматизации (социального клеймения), что особенно характерно для мест лишения свободы. Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивида в пространстве, занимаемом криминальной группой. В криминальных группах действуют определенные знаки отличия, «читая» которые можно определить «кто есть кто».
Средствами социальной стигматизации в криминальных группах являются:
- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степень его притязаний и ожиданий;
- клички, по степени благозвучности и возвышенности которых можно судить о положении личности в криминальной среде;
- система вещественных атрибутов, к которым относятся одежда, обувь, личные вещи, пища и т.д.;
- размещение человека в пространстве (по спальным местам и т.д.).
Содержание норм и ценностей криминальной субкультуры находит свое отражение в так называемой «философии» криминального мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное и маскирующей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами, например, в насильственных преступлениях – чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и прочими мотивами; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности.
|
В социально-психологическом аспекте криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно отметить правовую неосведомленность, дезинформированность, социально-правовой нигилизм и цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.
Вместе с тем, этические воззрения преступного мира неоднородны, в них проявляется ряд по сути противоположно направленных тенденций, влияющих на установки личности и группы:
- возврат к классическим «воровским традициям», к «законам нэпманских воров» (тенденции традиционализма);
- обновление «воровских законов» в связи с происходящими общественными изменениями (тенденции модернизма);
- ужесточение нравов преступного сообщества (тенденция вульгаризации криминальной субкультуры, так называемый «беспредел»);
- копирование норм и законов жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации).
В мировоззренческом аспекте важное место занимают «мифы» криминальной субкультуры, способствующие сплочению преступных групп и формированию определенных традиций. Они насаждают образы «удачливого вора», «смелого бандита», «несгибаемого парня», которые культивируют «воровскую романтику», идею «воровского братства» и «воровской честности».
|
В функциональном плане можно выделить следующие элементы криминальной субкультуры:
- стратификационный, включающий нормы и правила определения статуса личности в преступном мире, привилегии для «элиты»;
- поведенческий, включающий «законы», «наказы», традиции, правила поведения в зависимости от занимаемого положения в преступной иерархии;
- «кадровый», направленный на пополнение криминальной субкультуры новыми индивидами и работу с новичками путем так называемой «прописки», «приколов», определения сфер и зон преступного промысла;
- идентификационный, направленный на опознание «своих» и «чужих» через татуировки, клички и арго (стигматизация);
- управленческий, направленный на поддержание порядка в преступном мире, наказание провинившихся, избавление от неугодных лиц путем «разборок», остракизма (изгнания), «опускания»;
- сексуально-эротический, формирующий отношение к эротике и порнографии как к ценностям и мужеложству как способу снижения статуса неугодных лиц в местах лишения свободы;
- материально-финансовый, включающий изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание общей кассы – «общака» и др.;
- досуговый, включающий своеобразную культуру отдыха и развлечений и специфическое отношение к своему здоровью – от полного пренебрежения им (наркомания, алкоголизм, членовредительство) до культуризма и активных занятий боевыми искусствами, в особенности восточными единоборствами[15].
Перечисленные особенности наиболее ярко проявляются в тюремной субкультуре, где ее представители – заключенные формируют настоящий криминальный «коктейль». Тюремная субкультура входит в структуру криминальной субкультуры в качестве вида. О видах речь пойдет далее.