Глава 3. Структура криминальной субкультуры




криминальная субкультура социология психология

С позиций системного подхода криминальная субкультура, представляя собой целостную систему культуры преступного мира, состоит из взаимосвязанных подсистем, носит неоднородный характер. В научной литературе проблема определения отдельных структурных элементов – подсистем криминальной субкультуры или другими словами ее видов решается неоднозначно. Так, например, В.М. Анисимков выделяет в ней следующие подсистемы:

1) субкультуру сообщества авторитетов уголовной среды ("воров в законе" и их сподвижников);

2) субкультуру уличных группировок несовершеннолетних и лиц молодежного возраста;

3) субкультуру организованных криминальных образований, действующих в сфере наркобизнеса;

4) криминальную субкультуру на основе этнических и исторических связей[16].

Представляется, что данную классификацию следует расширить, включив в нее в качестве самостоятельных структурных элементов – подсистем субкультуру наркоманов, проституток и лиц, извлекающих доход от их деятельности, субкультуру организованных преступных групп, в частности осуществляющих контрабандные операции и незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, а также другие структурные элементы. То есть, определяя структуру криминальной субкультуры, следует придерживаться криминологической классификации преступлений, в основе которой лежит их законодательная классификация по Уголовному Кодексу РФ.

Особое место в системе криминальной субкультуры занимает уже упомянутая тюремная субкультура, которая некоторыми исследователями рассматривается в качестве самостоятельной подсистемы культуры[17].

История изучения образа жизни заключенных в России восходит к «Запискам из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского[18], в которых тюрьма характеризуется как особый мир со своими нравами, обычаями, законами. В XIX – начале XX веков исследователей в основном привлекают история тюремного заключения в России, особенности личности заключенного, тюремный жаргон и фольклор. Фундаментальное исследование истории царской тюрьмы в России и психологии заключенных было проведено М.Н. Гернетом, который детально изучил основные типы пенитенциарных учреждений царской России и проанализировал влияние тюремного заключения на личность осужденного[19].

В последние десятилетия интерес к исследованию тюрьмы как особого социального института значительно возрос. Проблематика тюремной субкультуры начинает активно разрабатываться с середины 90-ых годов Ю.К. Александровым, В.М. Анисимковым, В.Ф. Пирожковым, которыми исследуются нормы, ценности, ритуалы заключенных, а также артефакты тюремной субкультуры[20]. Е.С. Ефимова подчеркивает, что «тюремная субкультура – это система, обладающая своим символическим языком и собственной картиной мира»[21].

Отдельно стоит упомянуть исследование А.Н. Олейника «Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти»[22], которое посвящено проблемам тюремной субкультуры и ее влиянию на современное общество. Автор обращается к истории тюрьмы, анализирует социальные отношения в тюрьме, выясняет роль насилия в жизни заключенных. В своем исследовании А.Н. Олейник противопоставляет два типа обществ – «большое» и «маленькое». Этими терминами он обозначает современное общество и общество, чья модернизация не завершена. В последнем повседневные отношения отделены от официальных норм, и, как результат, государство в лице соответствующих органов и должностных лиц, с одной стороны, и граждане, группы людей, с другой, фактически существуют и действуют порознь, «занимаются своими делами», их интересы не совпадают. Между этими разделенными мирами – пустота, связующее звено, в роли которого в современном обществе выступает так называемое «гражданское общество» отсутствует, поэтому нормально функционировать могут лишь структуры типа мафии. Имеет место интересная ситуация: «чтобы победить мафию, государство превращается в другую мафию» [23]. Автор при этом подчеркивает, что «мафия – это прежде всего особый тип поведения и власти, образ мышления… Она отражает скорее идею, чем особый тип организации»[24]. В соответствии с этой идеей люди делятся на «своих» (так называемая «семья», «клан») и «чужих», для «своих» действуют свои законы и правосудие, для «чужих» - другие[25]. Так устроена жизнь в «маленьком» обществе, в качестве идеального примера которого автор приводит пример юга Италии – Сицилии и Калабрии, находя с ним много общего в постсоветском обществе – современной России.

Как отмечает А.Н. Олейник тюремная субкультура, сформировавшаяся в учреждениях системы исполнения наказаний, стремится к расширению своих границ, выходит за пределы пенитенциарной системы. Ярким примером экспансии тюремной субкультуры является уже упоминавшаяся языковая ситуация в современной России.

Таким образом, исследование тюрьмы оказывается зеркалом российского общества в целом: «вместо того, чтобы говорить о тюрьме как продукте общества, мы предпочитаем видеть в ней его зеркальное отражение»[26]. В этом заключается один из основных тезисов А.Н. Олейника.

Подводя краткий итог рассмотрению затронутой проблемы тюремной субкультуры, следует признать, что независимо от того, как рассматривать тюремную субкультуру в теоретическом плане - либо в качестве структурного элемента криминальной субкультуры, либо в качестве самостоятельной подсистемы культуры, вывод можно сделать один – выработанные ей нормы и ценности не ограничиваются рамками пенитенциарной системы, они распространяются на все общество, его культуру и каждого человека в отдельности. Они находят отражение в мировоззрении, особенностях мышления и психики и, следовательно, накладывают свой отпечаток на образ жизни.


Заключение

 

События, произошедшие в нашей стране в 80-90-х годах XX века, оставили глубокий след в мировой истории и судьбе граждан распавшегося СССР. Перемены затронули все сферы жизни, и наряду с положительными моментами принесли множество отрицательных последствий. Одним из них стала крупномасштабная криминализация общества, развитие такого социокультурного явления как криминальная субкультура.

Представляя собой продукт жизни общества, криминальная субкультура характеризуется наличием системы неформальных норм и ценностей, правил поведения, мировоззрением и, что, пожалуй, самое главное развитой структурой, включающей колоссальные материальные и людские ресурсы.

Криминальная субкультура оказывает существенное воздействие на общественную жизнь в целом и личность в отдельности. В этом состоит ее главная опасность, так как воздействуя на общество, она находит свое проявление в такой тяжелой социальной «болезни», как преступность, и непосредственно связанных с ней других девиациях.

 


Список литературы

Монографии, учебники



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: